ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие «образовательное событие» в контексте дополнительного образования взрослых 8
1.1 Понятие «образовательное событие» в российских образовательных практиках 8
1.2 Анализ зарубежных и российских образовательных практик для взрослых, являющихся образовательным событием 17
1.3 Критерии для анализа конкурса «Учитель года г. Красноярска» с точки зрения организации образовательного события 22
2 Анализ конкурса «Учитель года г. Красноярска» как образовательное событие 24
2.1 Анализ требований и содержания конкурсных испытанный для участников конкурса 24
2.2 Интеграция курсов повышения квалификации в конкурс «Учитель года г. Красноярска» 36
2.3. Разработка рекомендаций к проведению курсов повышения квалификации учителей в рамках конкурса «Учитель года г. Красноярска» как образовательное событие 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 54
В профессиональном стандарте педагога указаны требования к организации процесса обучения: «создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)» [26]. На основании данного требования учитель должен создавать такие ситуации, которые бы стали значимыми для учеников и открывали новые возможности для совершенствования каждого учащегося, для взаимодействия с культурой. Для того, чтобы организовывать в учебном процессе образовательные события, учителю необходимо самому стать участником образовательного события и выделить ключевые особенности организации события.
Процесс обучения в школе является самым длительным этапом образования каждого человека. Ряд авторов (А.А. Попов, С.В. Ермаков, Ю.Л. Троцкий, В.М. Гребенникова и др.) определяют его как образовательную повседневность. Под образовательной повседневностью понимается процесс, в которой изменения если и происходят, то накапливаются незаметно, и поэтому «внутри» процесса не осознаются как значимые [28]. В связи с этим возникает необходимость конструирования специальных условий, в которых происходило бы осознанное и значимое для ученика изменение. Для того, чтобы организовать значимые переживания учеников по поводу собственного обучения, необходимо выстраивать что-то принципиально новое, что противопоставляется школьному уроку. Таким конструктом может быть образовательное событие. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются «специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт, затем - усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели» [35].
Понятие образовательное событие рассматривали психологи, философы и педагоги (В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин, А.Г. Асмолов, О.И. Генисаретский, Г.Н. Прозументова, Н.Д. Корчалова, Г.Е. Соловьев и др.). Существенные характеристики и особенности организации образовательного события для школьников и студентов описаны в трудах А.А. Попова, Т.М. Ковалевой, М.Ю. Жилиной, М.Ю. Череделиной, Н.В. Волковой, В.В. Лобанова, М.М. Миркес и других авторов. Примерами практик, команды которых конструируют образовательное событие, являются Гуманитарная школа (Н.В. Волкова), коммуникативная дидактика (Ю.Л. Троцкий), образовательная технология «Нооген» (М.М. Миркес, С. Медведчиков, А. Фатеев и др.) Школа гуманитарного образования (А.А.Попова), межрегиональный проект «Соседство» (Т.А. Костенко).
Ключевой характеристикой организации образовательного события для взрослых является появление нового отношения к собственной деятельности. Среди таких зарубежных практик для взрослых можно выделить коучинг, который направлен на работу с ресурсами человека. Опыт работы с помощью коучинга описывает М. Аткинсон, Т. Голви, Э. Парслоу, Д. Харисс и другие. Коучинг позволяет человеку раскрыть свои внутренние потенциальные ресурсы и использовать их для преобразования повседневной практики, достижения значимых целей в своей деятельности. В российских практиках примером организации образовательного события для взрослых могут быть организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий, В.М. Розин, Н.Г. Алексеев, О.И. Генисаретский и др.). Участие человека в этих играх позволяют выстроить новый способ деятельности.
Значимым событием для учителя является участие в конкурсах профессионального мастерства. Одним из таких конкурсных испытаний является конкурс «Учитель года». В данной работе мы будем рассматривать городской этап конкурса «Учитель года г. Красноярска» в фокусе образовательного события для взрослых. В конкурсных заданиях отражены такие акценты современных изменений образовательной политики, как требование к четкому целеполаганию, ориентация на развитие компетентности обучающихся в области выделения ключевых проблем и умения находить способы их решения, получение опыта планирования и моделирования в образовании, проведение оценивания и рефлексивного анализа. Эти важные элементы организационной культуры стали органической частью новой системы конкурсного отбора лучших учителей страны [20].
На конкурсе учитель не только презентует свою методику роботу, но также знакомится с передовым педагогическим опытом своих коллег. Помимо этого, конкурс дает возможность для профессионального роста учителя, если будет созданы специальные условия для анализа собственной деятельности. Для учителя участие в данном конкурсе может стать образовательным событием, если будут сконструированы определенные условия.
Проблема, которая рассматривается в выпускной работе, заключается в том, чтобы выявить особенности организации конкурса «Учитель года г. Красноярска», которые позволяют определять его как образовательное событие для участников.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы является основанием выбора темы «Конкурс «Учитель года г. Красноярска как образовательное событие для учителей»»
Целью исследования является анализ содержания конкурсных заданий и структуры конкурса «Учитель года г. Красноярска» (далее - модель конкурса) для того, чтобы определить, при каких условиях конкурс может стать образовательным событием для участников.
Объект: конкурс «Учитель года г. Красноярска»
Предмет: организационная схема и критерии оценивания конкурса «Учитель года г. Красноярска» как образовательного события для конкурсантов.
Гипотеза: конкурс «Учитель года» может стать образовательным событием для учителя-конкурсанта, если в модели проведения конкурса:
- Требуется от конкурсанта анализ и оформление способов деятельности своей повседневной педагогической практики.
- Представлены возможности, позволяющие конкурсанту оформить содержание личностно-значимых переживаний участия в мероприятиях конкурса.
- Включены конкурсные испытания, которые задают новый способ анализа повседневной педагогической практики.
- Организовано коммуникативное пространство, которое позволяет конкурсантам осмыслить свои конкурсные работы как пробные действия в контексте нового способа анализа повседневной педагогической практики, и выстроить качественно новые способы действия или новые формы поведения в профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу с целью анализа понятия «образовательное событие» в контексте непрерывного образования взрослых и выделить ключевые характеристики, определяющие образовательное событие.
2. Сделать анализ модели организации конкурса «Учитель года» в фокусе организации образовательного события.
3. Описать результаты проведения курсов повышения квалификации в рамках конкурса «Учитель года города Красноярска - 2016» с точки зрения условий организации образовательного события.
4. Описать рекомендации по проведению курсов повышения квалификации учителей в рамках конкурса «Учитель года города Красноярска» как образовательного события для участников.
Результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Проспект Свободный 2016».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу содержания конкурсных заданий и структуры конкурса «Учитель года г. Красноярска» с точки зрения наличия таких условий, которые позволят рассматривать конкурс как образовательное событие для участников.
Первый результат работы - выделены характеристики образовательного события для взрослых: необходимость анализа и оформление способов деятельности своей повседневной педагогической практики; введение нового способа действия (в том числе, анализа повседневной педагогической практики); возможность реализации профессиональной или личностно-значимой пробы; конструирование коммуникативного пространства, которое позволяет осмыслить пробные действия в контексте нового способа анализа повседневной практики, и выстроить качественно новые способы действия или новые формы поведения в профессиональной деятельности.
Второй результат работы - выделены условия при которых конкурс «Учитель года г. Красноярска» может стать полноценным образовательным событием для некоторых участников, а не только ярким переживанием. Во- первых, подготовка к некоторым конкурсным заданиям обеспечивает частично условия для образовательного события (триада испытаний «Методический семинар - Урок - Мастер-класс»). Во-вторых, для того, чтобы ввести новый способ действия необходимо сгурппировать конкурсные задания в два блока. Первый из которых - обозначенная триада, а второй - остальные конкурсные задания. Это позволит конкурсанту рассматривать педагогическую практику как социально-значимую, что расширит границы применения методик, заявляемых учителем на конкурсе. Фактически, такой подход задаёт для конкурсанта стратегию подготовки к конкурсу. Это не требует изменений в конкурсе и может быть осмыслено самом учителем, либо представлено на семинарах во время подготовки к конкурсу. И значимым становится организация коммуникативного пространства во время конкурса и после него, с помощью которого участник сможет отрефлетировать свои действия на конкурсе.
Третий результат работы - анализ интеграции курсов повышения квалификации «Образовательные условия для индивидуального прогресса ученика и учителя», которые были проведены совместно с конкурсом «Учитель года г. Красноярска» в 2016 году. Было установлено, что введение нового средства анализа повседневной практики результативно, и позволяет конкурсантам изменить как подход к организации собственной педагогической деятельности, так и ввести отдельные приёмы, позволяющие сделать педагогические пробы. Кроме того, для конкурсантов явилось значимым обсуждение конкурсного испытания «Урок» с точки зрения создания условий для индивидуального прогресса школьников. Выделение и влияние действий учителя на самостоятельные и инициативные действия учащихся задали стимул для изменения в педагогической практике после конкурса.
На основе представленных результатов были разработаны рекомендации к проведению курсов повышения квалификации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выделены существенные характеристики образовательного события, в контексте образования взрослых. Базовые параметры закреплены в положении гипотезы. Также выявлено, что конкурс может быть рассмотрен в качестве образовательного события, если конкурсант модель конкурса будет рассматривать как систему, позволяющую оформить знание о своей повседневной практике и расширить границы педагогической деятельности. Результаты и выводы могут быть использованы при организации конкурса «Учитель года», а также организаторами курсов повышения квалификации «Образовательные условия индивидуального прогресса ученика и учителя».
1. Баженова, К.А. Динамика индивидуального прогресса учащихся / А.М. Скрипка, О.А. Францен, Н.А. Фролова // Директор школы: научно¬методический журнал. - Москва : «ИФ «Сентябрь». - 2009. - № 3. - С. 56-60.
2. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. - Москва : Наука, 1986. - С. 121.
3. Волкова, Н. В. Образовательное событие - феномен и реконструкция инновационного образовательного опыта / Н. В. Волкова // Общая психология и психология личности. - 2010. - № 36. - С. 42-45.
4. Возможные миры. Инициация творческого мышления: учеб. пособие / С. И. Барцев, С. В. Ермаков, В. С. Ефимов, В. В. Кучерова,A. В. Лаптева, М. М. Миркес. - Красноярск : Красноярский гос. ун-т, 1994. - 146 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.
6. Гетманская, М. К. Психолого-возрастные особенности процесса обучения взрослых / М. К. Гетманская // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 2. - С. 83-87.
7. Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. - Москва: Школа - пресс ,1995. - 448с.
8. Гребенникова, В. М. Принцип событийности в организации социокультурных практик, учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов / В. М. Гребенникова,
B. К. Игнатович, С. С. Игнатович // Историческая и социально¬образовательная мысль. - 2015. - № 5. - С. 207-213.
9. Голви, У. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем мест / У. Голви. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 252 с.
10. Зелеева, В. П. Коммуникативное событие и его анализ в образовательном пространстве вуза / В. П. Зелеева // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 2. - С. 30-35.
11. Змеев, С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев - Москва : Академия, 2002. - 128 с.
12. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - Москва : Академия, 2013. - 416с.
13. Казанцева, Е. А. Образование взрослых: онтогенетические
закономерности и субъективный опыт / Е. А. Казанцева // Образование и наука. 2005. - №4. - С. 66 - 71.
14. Ковалева, Т. М., Жилина, М. Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения / Т. М. Ковалева, М. Ю. Жилина // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Научно¬методическая серия «Новые ценности образования» / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. - 2010. - № 1 (43). - С. 99.
15. Ковалева, Т. М. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения / Т. М. Ковалева, М. Ю. Жилина // Новые ценности образования. - 2010. - № 1. - С. 94-101.
16. Колокольникова, З. У. Событийная организация образовательного процесса при подготовке педагогов / З. У. Колокольникова, А. К. Лукина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 18-28.
17. Курышева, О. В. Идея о соотношении реальной и идеальной форм в традиции культурно-исторической теории развития / О. В. Курышева // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2004. - № 3. - С. 131-136.
18. Лобанов, В. В. Образовательное событие как педагогическая категория / В. В. Лобанов // Общие вопросы образования. - 2015. - № 1. - С. 33-42.
19. Миркес, М. М., Муха Н. В. Образовательное событие как тьюторская практика / М. М. Миркес, Н. В. Муха // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Научно-методическая серия «Новые ценности образования» / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. - 2010. - № 1 (43). - С. 93.
20. Модель конкурса [Электронный ресурс] : Учитель года России. - Режим доступа: https://teacher-of-russia.ru/
21. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. - Москва : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
22. Новые педагогические парадигмы вопросы дидактики и компетентность : справочник в помощь преподавателю медицинского вуза и колледжа / М. Г. Романцов [и др.]. - Москва : Академия Естествознания, 2012. - 60 с.
23. Носко, И. В. Феномен «со-бытийной общности» в образовательном пространстве вуза / И. В. Носко // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4. - С. 210¬212.
24. Огнев, А. С. Организационное консультирование в стиле коучинг / А. С. Огнев - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 256с.
25. Опарина, О. Б. Новые подходы к повышению квалификации учителей / О. Б. Опарина // Ярославский педагогический вестник. 2004. - №4. - С. 137 - 141.
26. Профессиональный стандарт «Педагог педагогическая деятельность
в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный
ресурс] : Министерство образования и науки Российской федерации. - Режим доступа: Ьй:р://минобрнауки.рф
27. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева [и др.]. - Москва : СФК-офис, 2012. - 245 с.
28. Попов, А. А. Современное юношество и идея образовательной программы: на пути к новой институциональной модели / Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития» : сборник статей. - Красноярск : Красноярский государственный университет, 2006. - С. 73-81.
29. Попов, А. А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения / под ред. С. В. Ермакова. - Москва : Открытый корпоративный университет, 2009. - 64 с.
30. Попова, Г. Н. Профессиональные пробы как средство формирования осознанного выбора профессии педагога / Г. Н. Попова, Л. М. Копейкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 2 (14). - С. 52-55.
31. Слободчиков, В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 1986. - № 6. - С. 14-22.
32. Событие и Смысл (Синергетический опыт языка) : научный сборник / под ред. Л. П. Киященко. - Москва : Институт философии РАН, 1999. - 279 с.
33. Событие [Электронный ресурс] : БСЭ. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com
34. Троицкий, Ю. Л. Событие как образовательная стратегия / Ю. Л. Троицкий // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Научно-методическая серия «Новые ценности образования» / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. - 2010. - № 1 (43). - С. 87 - 94.
35. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента. Развитие людей. Высокая эффективность / Дж. Уитимор. - Москва : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 168 с.
36. Череделина, М. Ю. Событийность как категория в теории образования / М. Ю. Череделина // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса. - 2013. - № 1. - С. 127-130.
37. Шлат, Н. Ю. Из опыта разработки и реализации курсов повышения квалификации учителей / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности педагога и обучающегося в образовательном пространстве начальной школы и вуза» : сборник статей. - Череповец : Череповецкий государственный университет, 2015. - С. 302-307
38. Щедровицкий, Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2) / Г.П. Щедровицкий. - Москва : Наследие ММК, 2005. - 318 с.
39. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - Москва : Школа культурной политики, 1995. - 800 с.
40. Эльконин, Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для вузов / Б. Д. Эльконин. - Москва : Академия, 2008. - 144 с.
41. Янюшкина, Г. М. Образовательное событие - фокус
смыслопоисковой деятельности школьников / Г. М. Янюшкина, Л. А. Переведенцева, И. А. Бомбина // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической
конференции (заочной) с международным участием: 27-28 ноября 2014 г. - 2014. - С. 289-295.