Интерактивные тренажеры как средство формирования алгоритмов поведения обучающихся 5-6-х классов в чрезвычайных ситуациях
|
Введение
1 Теоретические аспекты разработки и использования интерактивных заданий-тренажёров по поведению в чрезвычайных ситуациях 6
1.1 Требования нормативных документов в области поведения в
чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях 6
1.2 Требования к интерактивным заданиям-тренажёра 16
1.3 Сервисы для создания интерактивных заданий-тренажёров. Особенности и порядок создания интерактивных заданий-тренажёров на различных платформах 19
2 Использование интерактивных заданий-тренажёров для формирования алгоритмов поведения в ЧС у учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы 26
2.1 Интерактивные задания-тренажёры по поведению в чрезвычайных
ситуациях 26
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивных заданий-тренажёров для формирования у учащихся 5-6-х классов
алгоритмов поведения в ЧС 35
2.3 Результаты апробации интерактивных заданий-тренажёров 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
1 Теоретические аспекты разработки и использования интерактивных заданий-тренажёров по поведению в чрезвычайных ситуациях 6
1.1 Требования нормативных документов в области поведения в
чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях 6
1.2 Требования к интерактивным заданиям-тренажёра 16
1.3 Сервисы для создания интерактивных заданий-тренажёров. Особенности и порядок создания интерактивных заданий-тренажёров на различных платформах 19
2 Использование интерактивных заданий-тренажёров для формирования алгоритмов поведения в ЧС у учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы 26
2.1 Интерактивные задания-тренажёры по поведению в чрезвычайных
ситуациях 26
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивных заданий-тренажёров для формирования у учащихся 5-6-х классов
алгоритмов поведения в ЧС 35
2.3 Результаты апробации интерактивных заданий-тренажёров 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Актуальность темы обусловлена ролью человека в обеспечении его собственной безопасности, роль которой в современном мире резко возросла. Человек сам несёт ответственность за свою безопасность, она зависит от его готовности своевременно и разумно оценить ситуацию, способную навредить человеку, и способности находить выход из сложившейся небезопасной ситуации.
Во время обучения в школе ученик может случайно оказаться в различных опасных ситуациях, которые обычно сопровождаются большим скоплением людей (учащихся школы и сотрудников), и самое главное в данной ситуации - не допустить паники. Как правило, ученик привыкает в школе к однообразному дню, когда за уроком начинается урок, и он не ожидает какой-либо неожиданной ситуации. А иногда может оказаться ситуация, когда ученик остался один в момент опасности и ему нужно без подсказок взрослых о правильном поведении, найти выход из сложившейся ситуации.
Обеспечение не только своей, но и безопасности окружающих зависит, как правило, в большей степени от правильных действий и поступков во время опасных происшествий. Именно правильное, соответствующее поведение как в повседневных, так и в опасных ситуациях является определителем степени защищенности людей и уровня культуры в области, связанной с безопасностью жизнедеятельности.
Изучение предмета ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности») направлено на овладение выпускниками общеобразовательных школ такими знаниями, которые будут востребованными в обычной жизни. Это важно, ведь такие умения позволяют разумно воспринимать окружающее, развивают способность предугадывать чрезвычайные ситуации и учат правильным действиям в случае наступления ЧС.
Предмет ОБЖ можно охарактеризовать как базовый, системообразующий. Предмет ОБЖ за руку с «Окружающим миром» в
3
начальной школе обеспечивает непрерывность обучения по многим вопросам, связанным с безопасностью жизнедеятельности, на протяжении всего общего образования. Помимо того, предмет помогает усвоению материала, программ по этому направлению в послешкольных, профессионально-образовательных учреждениях [18].
Умелое использование многообразных форм учебно-воспитательной работы является тем элементом, от которого зависит ее успех и эффективность. И вряд ли можно будет рассчитывать на успешное осуществление заданной цели — формирование гармонично и всесторонне развитой личности, которая способна на самореализацию в условиях постоянно меняющейся действительности — без содержания образования, являющееся научно обоснованным и правильно подобранным.
Но зачастую смоделировать реальные ситуации во время урока крайне затруднительно, а постоянно проводить учебные эвакуации или нажатия тревожной кнопки, может свести на нет, весь образовательный процесс.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью повышения уровня формирования алгоритмов поведения учащихся средней школы в чрезвычайных ситуациях. Это и послужило выбором нами обозначенной темы исследования.
Цель исследования Разработка и апробация интерактивных заданий- тренажёров для отработки у учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях.
Объект исследования формирование у учащихся основной школы алгоритмов поведения в чрезвычайной ситуации.
Предмет исследования интерактивные задания-тренажёры как средство формирования у учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы алгоритмов поведения в чрезвычайной ситуации.
Гипотеза: формирование у учащихся алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях будет результативным, если разработать и использовать задания-тренажёры, соответствующие возрастным
4
Задачи исследования
1. Рассмотреть нормативные документы, регламентирующие поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях образовательного учреждения;
2. На основе анализа возрастных особенностей детей 10-12 лет определить требования к заданиям-тренажёрам;
3. Проанализировать существующие тренажеры по отработке алгоритмов поведения в ЧС для учащихся основной школы и доступные платформы для создания интерактивных заданий-тренажёров;
4. Разработать интерактивные задания-тренажёры по поведению в
чрезвычайных ситуациях для учащихся 5-6-х классов
общеобразовательной школы;
5. Разработать методические рекомендации по использованию
интерактивных заданий-тренажёров для учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы;
6. Провести апробацию разработанных заданий-тренажёров.
Практическая значимость работы: использование разработанных тренажёров при проведении обучения школьников основам поведения в ЧС в общеобразовательной школе.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез современного педагогического и методического знания по проблеме исследования; обобщение и систематизация результатов исследований.
Во время обучения в школе ученик может случайно оказаться в различных опасных ситуациях, которые обычно сопровождаются большим скоплением людей (учащихся школы и сотрудников), и самое главное в данной ситуации - не допустить паники. Как правило, ученик привыкает в школе к однообразному дню, когда за уроком начинается урок, и он не ожидает какой-либо неожиданной ситуации. А иногда может оказаться ситуация, когда ученик остался один в момент опасности и ему нужно без подсказок взрослых о правильном поведении, найти выход из сложившейся ситуации.
Обеспечение не только своей, но и безопасности окружающих зависит, как правило, в большей степени от правильных действий и поступков во время опасных происшествий. Именно правильное, соответствующее поведение как в повседневных, так и в опасных ситуациях является определителем степени защищенности людей и уровня культуры в области, связанной с безопасностью жизнедеятельности.
Изучение предмета ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности») направлено на овладение выпускниками общеобразовательных школ такими знаниями, которые будут востребованными в обычной жизни. Это важно, ведь такие умения позволяют разумно воспринимать окружающее, развивают способность предугадывать чрезвычайные ситуации и учат правильным действиям в случае наступления ЧС.
Предмет ОБЖ можно охарактеризовать как базовый, системообразующий. Предмет ОБЖ за руку с «Окружающим миром» в
3
начальной школе обеспечивает непрерывность обучения по многим вопросам, связанным с безопасностью жизнедеятельности, на протяжении всего общего образования. Помимо того, предмет помогает усвоению материала, программ по этому направлению в послешкольных, профессионально-образовательных учреждениях [18].
Умелое использование многообразных форм учебно-воспитательной работы является тем элементом, от которого зависит ее успех и эффективность. И вряд ли можно будет рассчитывать на успешное осуществление заданной цели — формирование гармонично и всесторонне развитой личности, которая способна на самореализацию в условиях постоянно меняющейся действительности — без содержания образования, являющееся научно обоснованным и правильно подобранным.
Но зачастую смоделировать реальные ситуации во время урока крайне затруднительно, а постоянно проводить учебные эвакуации или нажатия тревожной кнопки, может свести на нет, весь образовательный процесс.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью повышения уровня формирования алгоритмов поведения учащихся средней школы в чрезвычайных ситуациях. Это и послужило выбором нами обозначенной темы исследования.
Цель исследования Разработка и апробация интерактивных заданий- тренажёров для отработки у учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях.
Объект исследования формирование у учащихся основной школы алгоритмов поведения в чрезвычайной ситуации.
Предмет исследования интерактивные задания-тренажёры как средство формирования у учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы алгоритмов поведения в чрезвычайной ситуации.
Гипотеза: формирование у учащихся алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях будет результативным, если разработать и использовать задания-тренажёры, соответствующие возрастным
4
Задачи исследования
1. Рассмотреть нормативные документы, регламентирующие поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях образовательного учреждения;
2. На основе анализа возрастных особенностей детей 10-12 лет определить требования к заданиям-тренажёрам;
3. Проанализировать существующие тренажеры по отработке алгоритмов поведения в ЧС для учащихся основной школы и доступные платформы для создания интерактивных заданий-тренажёров;
4. Разработать интерактивные задания-тренажёры по поведению в
чрезвычайных ситуациях для учащихся 5-6-х классов
общеобразовательной школы;
5. Разработать методические рекомендации по использованию
интерактивных заданий-тренажёров для учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы;
6. Провести апробацию разработанных заданий-тренажёров.
Практическая значимость работы: использование разработанных тренажёров при проведении обучения школьников основам поведения в ЧС в общеобразовательной школе.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез современного педагогического и методического знания по проблеме исследования; обобщение и систематизация результатов исследований.
Согласно современному развитию российского общества в современных условиях все большее место отводится безопасности учащихся. С этой целью в содержание образовательной области стоит добавить раздел посвящённый правилам поведения учащихся школ в ЧС, который отчасти реализуется за счёт уроков ОБЖ. Как основу подготовки направленной на формирование алгоритма поведения при возникновении ЧС, через освоение фундаментальных и теоретических технологий при сохранении направленности на развитие технологического системного способа мышления, творческих проективных способностей учащихся на основе применения заданий-тренажёров.
По результатам проведённой работы нам удалось: рассмотреть нормативные документы, регламентирующие поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях образовательного учреждения, что было указано в разделе 1.1; на основе анализа возрастных особенностей детей 10-12 лет мы определили требования к заданиям-тренажёрам и описали их в разделе 1.2; проанализировав существующие тренажеры по отработке алгоритмов поведения в ЧС для учащихся основной школы и доступные платформы для создания интерактивных заданий-тренажёров мы подготовили краткий вывод по каждому из рассматриваемых сервисов; раздел 2.1 посвящён разработке интерактивных заданий-тренажёров по поведению в чрезвычайных ситуациях для учащихся 5-6-ых классов общеобразовательной школы; в разделе 2.2 мы разработали методические рекомендации для учителей по использованию интерактивных заданий-тренажёров для учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы; мы провели апробацию разработанных заданий-тренажёров и результаты апробации были описаны в разделе 3.3.
При изучении алгоритмов поведения при ЧС, когда ученик после знакомства с теорией начинает сам додумывать своё поведение он может пройти задания-тренажёры, в которых есть возможность проверить ответ, или повторить теорию. Ученик работает в своем темпе, у него нет 42
ограничения по времени, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения представляет собой индивидуальную работу с варьируемой степенью самостоятельности. Ученик знакомый с технологией работы на компьютере может работать и без учителя.
В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования.
Первый уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). В данном случае при не правильном ответе на вопрос, ученик сразу видит правильный ответ и может его запомнить;
Второй уровень - воспроизведение знаний по готовому образцу в привычной для ученика ситуации, но без подсказки;
Третий уровень - применение знаний в непривычной или малознакомой ситуации, без чёткого алгоритма решения;
Четвёртый уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; итоговый тест в режиме экзамена.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать задания-тренажёры в режиме онлайн, дистанционном обучение и в виде других способов.
Таким образом, творческий подход к преподаванию алгоритмов поведения при возникновении ЧС позволяет максимально эффективно использовать богатый инструментарий, предоставляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием заданий-тренажёров повышают учебную мотивацию и интерес к проводимому у обучающихся занятию, что немаловажно, так как знания правил поведения при возникновении ЧС воспитывает культуру безопасного поведения, учат действовать в нестандартных ситуациях.
По результатам проведённой работы нам удалось: рассмотреть нормативные документы, регламентирующие поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях образовательного учреждения, что было указано в разделе 1.1; на основе анализа возрастных особенностей детей 10-12 лет мы определили требования к заданиям-тренажёрам и описали их в разделе 1.2; проанализировав существующие тренажеры по отработке алгоритмов поведения в ЧС для учащихся основной школы и доступные платформы для создания интерактивных заданий-тренажёров мы подготовили краткий вывод по каждому из рассматриваемых сервисов; раздел 2.1 посвящён разработке интерактивных заданий-тренажёров по поведению в чрезвычайных ситуациях для учащихся 5-6-ых классов общеобразовательной школы; в разделе 2.2 мы разработали методические рекомендации для учителей по использованию интерактивных заданий-тренажёров для учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы; мы провели апробацию разработанных заданий-тренажёров и результаты апробации были описаны в разделе 3.3.
При изучении алгоритмов поведения при ЧС, когда ученик после знакомства с теорией начинает сам додумывать своё поведение он может пройти задания-тренажёры, в которых есть возможность проверить ответ, или повторить теорию. Ученик работает в своем темпе, у него нет 42
ограничения по времени, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения представляет собой индивидуальную работу с варьируемой степенью самостоятельности. Ученик знакомый с технологией работы на компьютере может работать и без учителя.
В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования.
Первый уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). В данном случае при не правильном ответе на вопрос, ученик сразу видит правильный ответ и может его запомнить;
Второй уровень - воспроизведение знаний по готовому образцу в привычной для ученика ситуации, но без подсказки;
Третий уровень - применение знаний в непривычной или малознакомой ситуации, без чёткого алгоритма решения;
Четвёртый уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; итоговый тест в режиме экзамена.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать задания-тренажёры в режиме онлайн, дистанционном обучение и в виде других способов.
Таким образом, творческий подход к преподаванию алгоритмов поведения при возникновении ЧС позволяет максимально эффективно использовать богатый инструментарий, предоставляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием заданий-тренажёров повышают учебную мотивацию и интерес к проводимому у обучающихся занятию, что немаловажно, так как знания правил поведения при возникновении ЧС воспитывает культуру безопасного поведения, учат действовать в нестандартных ситуациях.
Подобные работы
- Формирование алгоритмов действий обучающихся 8-х классов в
чрезвычайных ситуациях с помощью интерактивных тренажеров.
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022



