КУЛЬТУРИНДУСТРИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
Введение
1.1 Культура и культуриндустрия: рабочее определение понятий и их
соотношение 14
1.2 Культуриндустрия: причины возникновения, цели и социальные задачи 31
2 Современная культуриндустрия: практики и эффективность 47
2.1 Анализ практик культуриндустрии в современном глобальном мире 47
2.2 Эффективность практик культуриндустрии в молодежной среде (на
материале количественного социологического анализа методом анкетирования) 68
Заключение 96
Список использованных источников 104
Приложение А 113
Приложение Б 117
1.1 Культура и культуриндустрия: рабочее определение понятий и их
соотношение 14
1.2 Культуриндустрия: причины возникновения, цели и социальные задачи 31
2 Современная культуриндустрия: практики и эффективность 47
2.1 Анализ практик культуриндустрии в современном глобальном мире 47
2.2 Эффективность практик культуриндустрии в молодежной среде (на
материале количественного социологического анализа методом анкетирования) 68
Заключение 96
Список использованных источников 104
Приложение А 113
Приложение Б 117
В начале нового тысячелетия мировая культура достигла определенных вершин интеграции национальных культур. Началась трансляция новых культурных практик с помощью СМК. Новые СМК и, прежде всего, новые масс-медиа затронули немало сфер культурной жизни и деятельности, что само по себе актуализирует исследование этих процессов.
Такие новые современные феномены, как культуриндустрия, со временем становятся все более важной частью базиса человеческого опыта. Без анализа таких феноменов трудно представить своеобразие черт и особенностей жизни человека XXI века, что также делает исследование в этой области актуальным. При этом необходимо учитывать, что практики культуриндустрии возникают в современных условиях как целенаправленно создаваемый экономический продукт (имеются ввиду культурные услуги, коммерческие события и другое), а потому их формирование коренным образом отличается от культурных практик, складывающихся спонтанно и имманентных национальным культурам в их историческом развитии. Это направление изучения данных феноменов в сравнении представляется нам особенно актуальным в современных условиях.
Еще один аспект актуальности избранной в исследовании проблематики связан с тем, что массовое распространение различных культурных практик своего рода интернационализация культуры вызывает определенные процессы в тех культурах, куда они распространяются. Это не только процессы изменений под валом культурных заимствований, но и своего рода охранительные тенденции, проявления которых также необходимо выявлять и изучать.
Степень изученности проблемы
Культуриндустрия и культурные практики в современном мире как темы для исследования, привлекали значительное количество ученых. Поэтому на сегодняшний день существует достаточное количество научных трудов, описывающих эти феномены. Помимо этого, обращение к понятию «культура», которое насчитывает более сотни определений, становится важным аспектом в логическом формировании работы. Разнообразие определений и форм культуры само по себе наталкивает на мысль о многогранности этого понятия и о бесконечном потенциале к его исследованию.
А. Кребер и К. Клакхон в знаменитой работе «Культура: Критический анализ концепций и дефиниций» («Culture: A critical Review of concepts and Definitions») собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения относительно генезиса понятия и разделили их на шесть основных типов от А до F, что демонстрирует многогранность явления культуры.
В книге «Первобытная культура» английский этнограф Э. Тайлор рассматривает происхождение и развитие первых форм культуры, преимущественно духовной сферы: знания, искусство, обряды, верования, культы и дает определения самой культуре. Главной темой его работ становится единство человечества в единообразии его культуры, которая способна раскрываться через конкретные артефакты и формы.
В книге «Социодинамика культуры», которая впервые была опубликована в 1968 году, А. Моль насчитывает уже более 250 определений понятия «культура». В работе дается общее представление о социокультурном цикле, о циклическом процессе распространения идей в формировании которого участвуют средства массовой коммуникации.
Британский антрополог А. Рэдклифф-Браун в работе «Структура и функция в примитивном обществе» раскрывает классическую проблематику этнологии, где основополагающее место в формировании социальной адаптации играет культура (религиозные верования, письменность, искусство). Данная работа, наряду с трудами К. Леви-Стросса, является классическим образцом структурно-функционального методологического подхода к вопросам культуры.
Занимаясь изучением особенностей мышления, мифологического и религиозного аспектов поведения людей "первобытных" обществ с позиций структурной антропологии, знаменитый французский ученый К. Леви-Стросс раскрывает закономерности познания и психики человека в различных социальных, традиционных системах культурной жизни народов. На основании этого, он выдвигает собственное определение культуры.
В пособии по культурологии, автором которого является А. И. Кравченко, рассматриваются предмет, методы и функции культуры, основные школы культурологии, а также освещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массовая, элитарная).
Книга одного из основателей неокантианства Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре» стала интересным отражением противостояния формальных методов в изучении наук гуманитарного плана. Например, культурология и естественные науки. В сравнительном логическом изложении разницы методов и подходов раскрывается главная суть наук о культуре, даются ее определения.
В учебном пособии «Теория культуры» Н. П. Копцевой в соавторстве с К. В. Резниковой, авторами раскрываются фундаментальные вопросы культурологии, предоставлен исторический анализ понятийного аппарата, включающего в себя термин: «культура». Представлен исторический генезис теории культуры, её социальные категории, морфология.
В труде В. Биньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» само по себе произведение искусства, выступающее как часть культуры, становится конкретным маркером, транслирующим события, обусловленные конкретными историческими рамками. Автор исследует процесс поглощения произведений искусства разными социальными прослойками, связывая его с распространением форм массовой коммуникации и раскрывает феномен культуриндустрии.
Выдающийся социолог П. Бурдье в работе «О телевидении и журналистике» подвергает критическому анализу современное состояние медиа, в частности телевидение и журналистику. Автор раскрывает двойственность журналиста, как обладателя власти влияния на массы через медиа и показывает его слабость в отношении политических сил и рынка. Наряду с работой «О телевидении» для данного исследования представляется актуальным еще один труд автора под названием «Различение: социальная критика суждения». В нем раскрывается вопрос особенностей культурной социализации индивидов, на которую сегодня оказывает влияние культуриндустрия.
Теория коммуникативного действия занимает важное место в вопросе изучения таких феноменов как культуриндустрия. Эта теория отражена в сборнике Ю. Хабермаса «Моральное сознание и коммуникативное действие». Помимо этого, труд Ю.Хабермаса включает в себя анализ эпохи модерна, который представляет собой историческую основу формирования изучаемого явления.
Н. Б. Кириллова, автор многих работ, посвященных культуриндустрии, в труде «Культура. Мифотворчество в Медиакультуре» исследует степень влияния на общественное сознание новых средств массовой информации, в частности аудиовизуальных. Они выступают как мощное средство культурных и образовательных контактов. В этом контексте Н.Б. Кириллова приводит мнения различных исследователей таких, как Э.Кассирер, Р. Барт, К.Юнг, М. Мамардашвили, А. Лосев.
Для исследователей в области культуры и социологии книга французского философа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна» стала классической. В ней приводится анализ новых моделей социальных связей в обществе постмодерна на основе которых нередко строятся многие современные культурные практики.
Немецкий социолог Н. Луман в работе «Реальность масс-медиа» провел подробную классификацию различных средств медиа и попытался разделить их
Такие новые современные феномены, как культуриндустрия, со временем становятся все более важной частью базиса человеческого опыта. Без анализа таких феноменов трудно представить своеобразие черт и особенностей жизни человека XXI века, что также делает исследование в этой области актуальным. При этом необходимо учитывать, что практики культуриндустрии возникают в современных условиях как целенаправленно создаваемый экономический продукт (имеются ввиду культурные услуги, коммерческие события и другое), а потому их формирование коренным образом отличается от культурных практик, складывающихся спонтанно и имманентных национальным культурам в их историческом развитии. Это направление изучения данных феноменов в сравнении представляется нам особенно актуальным в современных условиях.
Еще один аспект актуальности избранной в исследовании проблематики связан с тем, что массовое распространение различных культурных практик своего рода интернационализация культуры вызывает определенные процессы в тех культурах, куда они распространяются. Это не только процессы изменений под валом культурных заимствований, но и своего рода охранительные тенденции, проявления которых также необходимо выявлять и изучать.
Степень изученности проблемы
Культуриндустрия и культурные практики в современном мире как темы для исследования, привлекали значительное количество ученых. Поэтому на сегодняшний день существует достаточное количество научных трудов, описывающих эти феномены. Помимо этого, обращение к понятию «культура», которое насчитывает более сотни определений, становится важным аспектом в логическом формировании работы. Разнообразие определений и форм культуры само по себе наталкивает на мысль о многогранности этого понятия и о бесконечном потенциале к его исследованию.
А. Кребер и К. Клакхон в знаменитой работе «Культура: Критический анализ концепций и дефиниций» («Culture: A critical Review of concepts and Definitions») собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения относительно генезиса понятия и разделили их на шесть основных типов от А до F, что демонстрирует многогранность явления культуры.
В книге «Первобытная культура» английский этнограф Э. Тайлор рассматривает происхождение и развитие первых форм культуры, преимущественно духовной сферы: знания, искусство, обряды, верования, культы и дает определения самой культуре. Главной темой его работ становится единство человечества в единообразии его культуры, которая способна раскрываться через конкретные артефакты и формы.
В книге «Социодинамика культуры», которая впервые была опубликована в 1968 году, А. Моль насчитывает уже более 250 определений понятия «культура». В работе дается общее представление о социокультурном цикле, о циклическом процессе распространения идей в формировании которого участвуют средства массовой коммуникации.
Британский антрополог А. Рэдклифф-Браун в работе «Структура и функция в примитивном обществе» раскрывает классическую проблематику этнологии, где основополагающее место в формировании социальной адаптации играет культура (религиозные верования, письменность, искусство). Данная работа, наряду с трудами К. Леви-Стросса, является классическим образцом структурно-функционального методологического подхода к вопросам культуры.
Занимаясь изучением особенностей мышления, мифологического и религиозного аспектов поведения людей "первобытных" обществ с позиций структурной антропологии, знаменитый французский ученый К. Леви-Стросс раскрывает закономерности познания и психики человека в различных социальных, традиционных системах культурной жизни народов. На основании этого, он выдвигает собственное определение культуры.
В пособии по культурологии, автором которого является А. И. Кравченко, рассматриваются предмет, методы и функции культуры, основные школы культурологии, а также освещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массовая, элитарная).
Книга одного из основателей неокантианства Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре» стала интересным отражением противостояния формальных методов в изучении наук гуманитарного плана. Например, культурология и естественные науки. В сравнительном логическом изложении разницы методов и подходов раскрывается главная суть наук о культуре, даются ее определения.
В учебном пособии «Теория культуры» Н. П. Копцевой в соавторстве с К. В. Резниковой, авторами раскрываются фундаментальные вопросы культурологии, предоставлен исторический анализ понятийного аппарата, включающего в себя термин: «культура». Представлен исторический генезис теории культуры, её социальные категории, морфология.
В труде В. Биньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» само по себе произведение искусства, выступающее как часть культуры, становится конкретным маркером, транслирующим события, обусловленные конкретными историческими рамками. Автор исследует процесс поглощения произведений искусства разными социальными прослойками, связывая его с распространением форм массовой коммуникации и раскрывает феномен культуриндустрии.
Выдающийся социолог П. Бурдье в работе «О телевидении и журналистике» подвергает критическому анализу современное состояние медиа, в частности телевидение и журналистику. Автор раскрывает двойственность журналиста, как обладателя власти влияния на массы через медиа и показывает его слабость в отношении политических сил и рынка. Наряду с работой «О телевидении» для данного исследования представляется актуальным еще один труд автора под названием «Различение: социальная критика суждения». В нем раскрывается вопрос особенностей культурной социализации индивидов, на которую сегодня оказывает влияние культуриндустрия.
Теория коммуникативного действия занимает важное место в вопросе изучения таких феноменов как культуриндустрия. Эта теория отражена в сборнике Ю. Хабермаса «Моральное сознание и коммуникативное действие». Помимо этого, труд Ю.Хабермаса включает в себя анализ эпохи модерна, который представляет собой историческую основу формирования изучаемого явления.
Н. Б. Кириллова, автор многих работ, посвященных культуриндустрии, в труде «Культура. Мифотворчество в Медиакультуре» исследует степень влияния на общественное сознание новых средств массовой информации, в частности аудиовизуальных. Они выступают как мощное средство культурных и образовательных контактов. В этом контексте Н.Б. Кириллова приводит мнения различных исследователей таких, как Э.Кассирер, Р. Барт, К.Юнг, М. Мамардашвили, А. Лосев.
Для исследователей в области культуры и социологии книга французского философа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна» стала классической. В ней приводится анализ новых моделей социальных связей в обществе постмодерна на основе которых нередко строятся многие современные культурные практики.
Немецкий социолог Н. Луман в работе «Реальность масс-медиа» провел подробную классификацию различных средств медиа и попытался разделить их
Итак, проведя систематизацию основных определений «культуры», был продемонстрирован процесс формирования и трансформации этого явления. Данный процесс основывается на социокультурных, исторических и философских изменениях, которые происходили во всем мире, начиная с эпохи античности и наблюдаются сегодня.
Были приведены основные определения «культуриндустрии», которые включают в себя не только труды исследователей XX столетия, но и определения из правовых документов современности, что подчеркивает развивающийся характер данного явления.
Соотношение понятий «культура» и «культуриндустрия» позволило выделить как ряд различий, так и сходные черты, присущие двум этим явлениям. Например, одной из основных функций культуры является образовательно - воспитательная функция. Её реализация заключается в совершенствовании человека как внутренне, так и внешне. Данный процесс организуется с помощью идеалов, которые порождает внутри себя сама культура. Человек и культура - это две действующие силы, которые формируют друг друга, идеалы культуры выступают посредниками в этом процессе взаимодействия.
Культуриндустрия же создается группой специалистов, эта система призвана гедонизировать все сферы человеческой жизни, отвлечь человека от внутренних проблем и развлечь. Продукты культуриндустрии имеют репродуктивный, повторяющийся характер. Они должны легко восприниматься потребителем и вызывать определенную предсказуемую реакцию. Изменения культуриндустрии, в отличие от культуры, всегда продиктованы тем, кто её создает.
Важно понимать, что такой сложный феномен как культуриндустрия мог сформироваться только на основе симбиоза цивилизации и культуры. В доказательство этому мы наблюдаем появление и распространение культуриндустрии именно в крупных городах с развитой инфраструктурой и высокой степенью бытового комфорта. Цивилизационный аспект зачастую связан с удовлетворением мотивов и потребностей социума в отдыхе, комфорте, развлечении, что и становится важным фактором в появлении исследуемого явления.
Культуриндустрия включена в массовую культуру, которая в свою очередь сама является частью культуры в широком смысле. Основываясь на этом, можно наблюдать интересный научный парадокс. Сама культура способна порождать внутри себя явления, которые не только соответствуют её задачам, но и по сути противоречат им.
Культуриндустрия становится одним из самых эффективных механизмов трансформации культурных норм, того, что «возделывается». Сущностные изменения в культуре происходят из-за сознательного внедрения различных инородных данной культуре образований, которые изнутри начинают стимулировать процессы её трансформации.
Появление культуриндустрии объясняется рядом причин - это интенсивное развитие процесса глобализации, создание масс-медиа и их последующее распространение, формирование новой информационной среды, рост популяризации науки и культуры.
Задачами индустрии культуры выступают: обеспечение всеобщей доступности любого объекта культуры, упрощение процесса восприятия человеком произведения искусства, создание однородности в социальной среде, формирование определённого информационного пространства для различных социальных групп, создание расслабленного и отрешенного от бытовых проблем состояния
Для достижения своих целей культуриндустрия активно использует СМК, рекламный механизм, различные визуально-аудиальные приемы. Через них она влияет на психику индивида и конструирует реальность, которая соответствует интересам именно культуриндустрии.
Креативный класс, занимающийся созданием моделей, сценариев и механизмов, по которым осуществляет свою деятельность культуриндустрия, становится важной социальной и экономической прослойкой для большинства стран мира. Наблюдается формирование общемировой системы воспроизводства продуктов культуриндустрии, составляются специальные программы, которые внедряются по всему миру.
Конкуренция обеспечивает внутреннее поддержание баланса системы культуриндустрии, а анализ социально-психологического портрета потребителя, формирующегося на основе его предпочтений и желаний, позволяет выстраивать прогноз изменений и адаптировать практики культуриндустрии под вкусы потребителей.
Культуриндустрия включает в себя множество видов практик и продуктов «креативного» производства (фестивали, флеш-мобы, различные продукты мультимедийной развлекательной сферы и.т.д.).
Существующие тенденции глобализации, отражающиеся в господстве информации, позволяют индустрии культуры распространиться по всему миру. Внутренняя загруженность человека является главным рычагом воздействия практик культуриндустрии. Она направлена на то, чтобы человек на определенный промежуток времени смог забыть о проблемах и усталости, погрузился в мир развлечений и отдыха.
Сегодня, самые разные культуры включены в процесс мировой глобализации и вследствие этого мы можем наблюдать появление особого мультикультурного пространства. Основываясь на этом, многие культуриндустриальные практики включают в свою программу различные этнокультурные компоненты. Этот ход создателей индустрии культуры призван увеличить привлекательность практик для большего числа людей. Однако важно указать на рекламный и поверхностный этих приемов.
Культуриндустрия распознает и анализирует внутренние мотивы различных социальных групп и использует их в своих интересах. Создавая все условия для усвоения нового стиля жизни и вкусовых привычек, культуриндустрия формирует собственную клиентскую базу, ведь в её основе располагается экономика, а значит главным в процессе функционирования культуриндустрии остается расширение зоны своего влияния.
Культуриндустриальные практики, в основе которых лежит коммерческий интерес, используют многие культурные и естественные мотивации отдельных групп будущих участников, например - семейные ценности, потребность в самоутверждении и творчестве, в развитии и исследовании нового, потребность в социализации и коммуникации, экологические предпочтения. Именно через использование естественных, присущих человеку изначально, мотивов практики культуриндустрии начинают трансформировать прежние ценности и формировать новые принципы и привычки.
За последнее десятилетие возрастает количество новых тенденций в культурных практиках. Семиотическая среда рождает новый язык искусства, минимализм форм в его различных проявлениях работает на упрощение восприятия зрителя, усиливается развлекательная направленность в разных видах культурных практик.
На основании анализа практик культуриндустрии в современном мире было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Главной целью данного исследования стало изучение эффективности практик культуриндустрии в молодежной среде.
Данная методика социологического исследования, организованная при помощи анкеты, позволяет получить необходимую информацию, которая способна охарактеризовать эффективность не только современных культурных практик города Красноярска, но и понять насколько сильно культуриндустрия влияет на вкусовые предпочтения опрошенной молодежи.
Молодые люди способны эффективно усваивать новые знания и применять их в реальной жизни, изменять свой статус и ролевые ожидания. Поэтому именно эта возрастная и социально-психологическая группа граждан была выбрана для проведения социологического исследования.
Можно говорить и о том, что посещение различных мероприятий таких как концерты, фестивали, выставки играют определенную роль в процессе социализации для молодых людей, ведь зачастую в практиках культуры и культуриндустрии принимают участие большое количество человек и коммуникация, обмен опытом неизбежно становится частью любой из этих практик.
«Бал в кедах» был организован как пространство, в котором одновременно работали несколько обучающих мастер-классов. Наряду с этим, событие «Бал в кедах» включало в свою программу показ мод, дискотеку, выступление музыкальных коллективов, также на нем осуществляли свою работу множество лавок и фуд-кортов. Отсюда можно сделать вывод о том, что выбор именно такой площадки для проведения социологического эксперимента является удачным, так как молодые люди включены и в культурные, и в культуриндустриальные практик.
В ходе социологического исследования было опрошено 60 респондентов. Из них 76,7% - женщин (см. Рисунок Б.2), 23,3% - мужчин (см. Рисунок Б.1). Анализ собранных данных позволяет сделать несколько выводов относительно эффективности практик культуриндустрии среди молодежной среды.
Представители молодежной среды города Красноярска, участвующие в опросе, становятся участниками культурных событий редко. Это может объясняться занятостью на учебе и работе, так как большинство респондентов - это молодые люди в возрасте с 21 до 25 лет. Также такой высокий процент редкого посещения культурных событий может указывать на наличие альтернативного способа проведения досуга.
Наиболее важным в выборе культурного события становится именно познавательный аспект. Такой результат мог сформироваться на базе того, что город Красноярск является одним из главных образовательных центров за Уралом. Интеллектуальная среда города формирует такую молодежь, для которой основными в жизни становятся развитие, поиск себя, интенсивное постижение мира.
Среди опрошенных респондентов наиболее востребованы именно вечерние и ночные культурные события. Посещение культурных мероприятий в вечернее и ночное время позволяет молодым людям почувствовать свою самостоятельность и значимость. Важно заметить, что с течением времени даже те практики, которые в меньшей степени обладают качествами культуриндустрии, под ее влиянием становятся ночными и более популярными в городе.
Культурные практики будут являться высокоэффективными в том случае, если будут включать в себя как активные, так и более спокойные формы деятельности для молодых людей. Подавляющее число респондентов - 91,7% на вопрос «нравятся ли вам мероприятия, где можно самому чему-то научиться?» ответили «да». Это подтверждает наличие у молодых людей желания научиться чему-то и доказывает невысокую степень эффективности таких практик, в которых в наибольшей степени проявлены только развлекательные черты.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что культуриндустрия неизбежно оказывает воздействие на культурные практики города Красноярска. Массовое распространение различных культурных практик - своего рода интернационализация культуры становится заметной при анализе не только конкретных событий, но и при рассмотрении мнений среди молодежи. Несмотря на это, полученные данные свидетельствуют о том, что среди опрошенной молодежи замечается и тенденция к тем практикам, которые обладают охранительной функцией и демонстрируют значимость собственного национального своеобразия.
В сравнении с другими городами европейской части России, такими, как Москва и Санкт-Петербург, в городе Красноярске культурных практик, которые бы задавали образцы культурной социализации немного. Поэтому молодежи, ориентированной на события подобные «Балу в кедах» все-таки меньше, чем той, которая выбирает в большей степени культуриндустриальные события. Можно предположить, что со временем таких пространств как «Каменка» в городе Красноярске станет больше, ведь уже сегодня наблюдается тенденция к созданию различных коворкинг-студий, творческих площадок, где молодые люди могу работать, посещать бесплатные лектории и мастер-классы, творчески самовыражаться и находить единомышленников.
Были приведены основные определения «культуриндустрии», которые включают в себя не только труды исследователей XX столетия, но и определения из правовых документов современности, что подчеркивает развивающийся характер данного явления.
Соотношение понятий «культура» и «культуриндустрия» позволило выделить как ряд различий, так и сходные черты, присущие двум этим явлениям. Например, одной из основных функций культуры является образовательно - воспитательная функция. Её реализация заключается в совершенствовании человека как внутренне, так и внешне. Данный процесс организуется с помощью идеалов, которые порождает внутри себя сама культура. Человек и культура - это две действующие силы, которые формируют друг друга, идеалы культуры выступают посредниками в этом процессе взаимодействия.
Культуриндустрия же создается группой специалистов, эта система призвана гедонизировать все сферы человеческой жизни, отвлечь человека от внутренних проблем и развлечь. Продукты культуриндустрии имеют репродуктивный, повторяющийся характер. Они должны легко восприниматься потребителем и вызывать определенную предсказуемую реакцию. Изменения культуриндустрии, в отличие от культуры, всегда продиктованы тем, кто её создает.
Важно понимать, что такой сложный феномен как культуриндустрия мог сформироваться только на основе симбиоза цивилизации и культуры. В доказательство этому мы наблюдаем появление и распространение культуриндустрии именно в крупных городах с развитой инфраструктурой и высокой степенью бытового комфорта. Цивилизационный аспект зачастую связан с удовлетворением мотивов и потребностей социума в отдыхе, комфорте, развлечении, что и становится важным фактором в появлении исследуемого явления.
Культуриндустрия включена в массовую культуру, которая в свою очередь сама является частью культуры в широком смысле. Основываясь на этом, можно наблюдать интересный научный парадокс. Сама культура способна порождать внутри себя явления, которые не только соответствуют её задачам, но и по сути противоречат им.
Культуриндустрия становится одним из самых эффективных механизмов трансформации культурных норм, того, что «возделывается». Сущностные изменения в культуре происходят из-за сознательного внедрения различных инородных данной культуре образований, которые изнутри начинают стимулировать процессы её трансформации.
Появление культуриндустрии объясняется рядом причин - это интенсивное развитие процесса глобализации, создание масс-медиа и их последующее распространение, формирование новой информационной среды, рост популяризации науки и культуры.
Задачами индустрии культуры выступают: обеспечение всеобщей доступности любого объекта культуры, упрощение процесса восприятия человеком произведения искусства, создание однородности в социальной среде, формирование определённого информационного пространства для различных социальных групп, создание расслабленного и отрешенного от бытовых проблем состояния
Для достижения своих целей культуриндустрия активно использует СМК, рекламный механизм, различные визуально-аудиальные приемы. Через них она влияет на психику индивида и конструирует реальность, которая соответствует интересам именно культуриндустрии.
Креативный класс, занимающийся созданием моделей, сценариев и механизмов, по которым осуществляет свою деятельность культуриндустрия, становится важной социальной и экономической прослойкой для большинства стран мира. Наблюдается формирование общемировой системы воспроизводства продуктов культуриндустрии, составляются специальные программы, которые внедряются по всему миру.
Конкуренция обеспечивает внутреннее поддержание баланса системы культуриндустрии, а анализ социально-психологического портрета потребителя, формирующегося на основе его предпочтений и желаний, позволяет выстраивать прогноз изменений и адаптировать практики культуриндустрии под вкусы потребителей.
Культуриндустрия включает в себя множество видов практик и продуктов «креативного» производства (фестивали, флеш-мобы, различные продукты мультимедийной развлекательной сферы и.т.д.).
Существующие тенденции глобализации, отражающиеся в господстве информации, позволяют индустрии культуры распространиться по всему миру. Внутренняя загруженность человека является главным рычагом воздействия практик культуриндустрии. Она направлена на то, чтобы человек на определенный промежуток времени смог забыть о проблемах и усталости, погрузился в мир развлечений и отдыха.
Сегодня, самые разные культуры включены в процесс мировой глобализации и вследствие этого мы можем наблюдать появление особого мультикультурного пространства. Основываясь на этом, многие культуриндустриальные практики включают в свою программу различные этнокультурные компоненты. Этот ход создателей индустрии культуры призван увеличить привлекательность практик для большего числа людей. Однако важно указать на рекламный и поверхностный этих приемов.
Культуриндустрия распознает и анализирует внутренние мотивы различных социальных групп и использует их в своих интересах. Создавая все условия для усвоения нового стиля жизни и вкусовых привычек, культуриндустрия формирует собственную клиентскую базу, ведь в её основе располагается экономика, а значит главным в процессе функционирования культуриндустрии остается расширение зоны своего влияния.
Культуриндустриальные практики, в основе которых лежит коммерческий интерес, используют многие культурные и естественные мотивации отдельных групп будущих участников, например - семейные ценности, потребность в самоутверждении и творчестве, в развитии и исследовании нового, потребность в социализации и коммуникации, экологические предпочтения. Именно через использование естественных, присущих человеку изначально, мотивов практики культуриндустрии начинают трансформировать прежние ценности и формировать новые принципы и привычки.
За последнее десятилетие возрастает количество новых тенденций в культурных практиках. Семиотическая среда рождает новый язык искусства, минимализм форм в его различных проявлениях работает на упрощение восприятия зрителя, усиливается развлекательная направленность в разных видах культурных практик.
На основании анализа практик культуриндустрии в современном мире было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Главной целью данного исследования стало изучение эффективности практик культуриндустрии в молодежной среде.
Данная методика социологического исследования, организованная при помощи анкеты, позволяет получить необходимую информацию, которая способна охарактеризовать эффективность не только современных культурных практик города Красноярска, но и понять насколько сильно культуриндустрия влияет на вкусовые предпочтения опрошенной молодежи.
Молодые люди способны эффективно усваивать новые знания и применять их в реальной жизни, изменять свой статус и ролевые ожидания. Поэтому именно эта возрастная и социально-психологическая группа граждан была выбрана для проведения социологического исследования.
Можно говорить и о том, что посещение различных мероприятий таких как концерты, фестивали, выставки играют определенную роль в процессе социализации для молодых людей, ведь зачастую в практиках культуры и культуриндустрии принимают участие большое количество человек и коммуникация, обмен опытом неизбежно становится частью любой из этих практик.
«Бал в кедах» был организован как пространство, в котором одновременно работали несколько обучающих мастер-классов. Наряду с этим, событие «Бал в кедах» включало в свою программу показ мод, дискотеку, выступление музыкальных коллективов, также на нем осуществляли свою работу множество лавок и фуд-кортов. Отсюда можно сделать вывод о том, что выбор именно такой площадки для проведения социологического эксперимента является удачным, так как молодые люди включены и в культурные, и в культуриндустриальные практик.
В ходе социологического исследования было опрошено 60 респондентов. Из них 76,7% - женщин (см. Рисунок Б.2), 23,3% - мужчин (см. Рисунок Б.1). Анализ собранных данных позволяет сделать несколько выводов относительно эффективности практик культуриндустрии среди молодежной среды.
Представители молодежной среды города Красноярска, участвующие в опросе, становятся участниками культурных событий редко. Это может объясняться занятостью на учебе и работе, так как большинство респондентов - это молодые люди в возрасте с 21 до 25 лет. Также такой высокий процент редкого посещения культурных событий может указывать на наличие альтернативного способа проведения досуга.
Наиболее важным в выборе культурного события становится именно познавательный аспект. Такой результат мог сформироваться на базе того, что город Красноярск является одним из главных образовательных центров за Уралом. Интеллектуальная среда города формирует такую молодежь, для которой основными в жизни становятся развитие, поиск себя, интенсивное постижение мира.
Среди опрошенных респондентов наиболее востребованы именно вечерние и ночные культурные события. Посещение культурных мероприятий в вечернее и ночное время позволяет молодым людям почувствовать свою самостоятельность и значимость. Важно заметить, что с течением времени даже те практики, которые в меньшей степени обладают качествами культуриндустрии, под ее влиянием становятся ночными и более популярными в городе.
Культурные практики будут являться высокоэффективными в том случае, если будут включать в себя как активные, так и более спокойные формы деятельности для молодых людей. Подавляющее число респондентов - 91,7% на вопрос «нравятся ли вам мероприятия, где можно самому чему-то научиться?» ответили «да». Это подтверждает наличие у молодых людей желания научиться чему-то и доказывает невысокую степень эффективности таких практик, в которых в наибольшей степени проявлены только развлекательные черты.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что культуриндустрия неизбежно оказывает воздействие на культурные практики города Красноярска. Массовое распространение различных культурных практик - своего рода интернационализация культуры становится заметной при анализе не только конкретных событий, но и при рассмотрении мнений среди молодежи. Несмотря на это, полученные данные свидетельствуют о том, что среди опрошенной молодежи замечается и тенденция к тем практикам, которые обладают охранительной функцией и демонстрируют значимость собственного национального своеобразия.
В сравнении с другими городами европейской части России, такими, как Москва и Санкт-Петербург, в городе Красноярске культурных практик, которые бы задавали образцы культурной социализации немного. Поэтому молодежи, ориентированной на события подобные «Балу в кедах» все-таки меньше, чем той, которая выбирает в большей степени культуриндустриальные события. Можно предположить, что со временем таких пространств как «Каменка» в городе Красноярске станет больше, ведь уже сегодня наблюдается тенденция к созданию различных коворкинг-студий, творческих площадок, где молодые люди могу работать, посещать бесплатные лектории и мастер-классы, творчески самовыражаться и находить единомышленников.
Подобные работы
- ДИГИТАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ НА АРТ-РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



