Использование средств компьютерной мультипликации для развития познавательной активности детей среднего школьного возраста в дополнительном образовании (на примере программы ДО «Art-media»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы и средства развития познавательной активности детей среднего школьного возраста в дополнительном образовании 5
1.1 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста 5
1.2 Возможности пакета программного обеспечения Adobe для создания
компьютерной мультипликации 18
2 Разработка и апробация программы дополнительного образования по развитию познавательной активности средствами компьютерной мультипликации 25
2.1 Описание программы дополнительного образования «Art-Media» 25
2.2 Результаты апробации программы дополнительного образования «Art-
Media» на базе МБУ ДОЦ «Витязь» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Несмотря на все нововведения, реализующиеся в современной школе, существует проблема снижения познавательной активности у детей среднего школьного возраста.
На смену учебной деятельности приходит индустрия развлечений, основанная на использовании современных компьютерных технологий. Одним из способов решения данной проблемы является создание детской студии компьютерной анимации в учреждении дополнительном образовании.
Особенностью дополнительного образования детей является вариативность. С нашей точки зрения, именно это даёт возможность свободного выбора видов деятельности обучающихся. Положительных результатов в решении проблемы познавательной активности детей среднего школьного возраста можно достигнуть, используя потенциал компьютерной мультипликации.
Мультипликация предоставляет возможности проявить свои способности в написании сценария, рисовании, различных видах прикладного искусства, создании персонажей, речевом развитии и освоении различного компьютерного оборудования[11]. К сожалению, несмотря на огромный развивающей потенциал компьютерной мультипликации, в современном школьном образовании данная технология используется только на начальном уровне основного общего образования.
Таким образом, проблема заключается:
- в снижении познавательной активности у детей среднего школьного возраста;
- нерациональном использовании возможностей компьютерных технологий, в частности средств компьютерной мультипликации.
В бакалаврской работе рассматривалась проблема снижения познавательной активности у детей среднего школьного возраста и нерациональном использовании средств компьютерной мультипликации, в необходимости переноса акцента применения данных технологий, из индустрии развлечений в образовательную деятельность.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования, предлагаемая гипотеза, которая заключалась в том, что использование средств компьютерной мультипликации в образовательной деятельности детей среднего школьного возраста для развития познавательной активности станет эффективным если:
- учитывать их возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
- учитывать индивидуальные склонности и потребности детей среднего школьного возраста.
Для проверки гипотезы, была поставлена цель и определены задачи, методология исследования.
Главной целью работы было разработка программы дополнительного по созданию компьютерной мультипликации, направленную на развитие познавательной активности детей среднего школьного возраста.
В ходе работы была изучена специальная педагогическая литература, которая позволила осветить теоретический аспект формирования познавательной активности у детей среднего школьного возраста, а также методы по использованию средств компьютерной мультипликации и обучению детей их применению.
Базой исследования явились обучающиеся МБУ ДОЦ «Витязь», объединение «Art-media».
Исследование проходило в два этапа.
I этап - начальная диагностика
Цель диагностики - выявить уровень познавательной активности по итогам обучения по программе «Art-media». На данном этапе проверялась гипотеза исследования
Этапы диагностики проводились по каждому году обучения. Для отслеживания роста применялись две методики которые показали схожий результат.
В ходе исследования была разработана программа по созданию компьютерной мультипликации, направленная на повышение познавательной активности у детей среднего школьного возраста.
В ходе программы на первом году обучения изучаются основы рисованной перекладной анимации и вводятся элементы работы с программным обеспечением пакета adobe. На втором году весь процесс создания мультфильмов переходит в режим компьютерной графики с использованием программного обеспечения Adobe Flash, Adobe Photoshop, Adobe Premiere Pro. На третьему году обучающиеся публикуют работы в портфолио и учавствуют в конкурсах.
Программа дополнительного образования «Art-media» была апробирована и результаты диагностики свидетельствуют о повышении уровня познавательной активности. Таким образом, гипотеза подтвердилась.