Раскрытие творческих способностей у младших школьников средствами графического редактора Tux Paint
|
Введение 3
1 Теоретические основы раскрытия творческих способностей младших школьников 7
1.1 Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности раскрытия творческих способностей младших школьников 13
1.3 Возможность графического редактора Tux Paint для раскрытия творческих способностей у младших школьников 18
Выводы по первой главе 23
2 Разработка сборника учебных заданий по обучению работе с графическим редактором Tux Paint для учащихся младших классов 24
2.1 Особенности практики обучения работе с графическими редакторами в МОУ «лицее №1» г. Ачинска 24
2.2 Учебные задания по обучению работе с графическим редактором Tux Paint, направленные на раскрытие творческих способностей у младших школьников 30
2.3 Организация экспертной оценки учебных заданий в рамках программы «Раскрытие творческих способностей у младших школьников средствами графического редактора Tux Paint» 37
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение
1 Теоретические основы раскрытия творческих способностей младших школьников 7
1.1 Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста 7
1.2 Особенности раскрытия творческих способностей младших школьников 13
1.3 Возможность графического редактора Tux Paint для раскрытия творческих способностей у младших школьников 18
Выводы по первой главе 23
2 Разработка сборника учебных заданий по обучению работе с графическим редактором Tux Paint для учащихся младших классов 24
2.1 Особенности практики обучения работе с графическими редакторами в МОУ «лицее №1» г. Ачинска 24
2.2 Учебные задания по обучению работе с графическим редактором Tux Paint, направленные на раскрытие творческих способностей у младших школьников 30
2.3 Организация экспертной оценки учебных заданий в рамках программы «Раскрытие творческих способностей у младших школьников средствами графического редактора Tux Paint» 37
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно¬ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. В.А.Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» [7,11].
Младший школьный возраст - очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе. «В этот период очень важно развить и закрепить творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее».[2]
«Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет их и в зрелом возрасте, а именно это качество высоко ценится в современном мире».[1,19]
Раскрытие творческих способностей младших школьников вызывает достаточно серьёзные затруднения у учителей. Психологи считают, что творческий потенциал заложен и присутствует в каждом ребёнке, так как творчество - это естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определённой деятельности в меру специальных способностей. При изучении школьной программы на уроках, предназначенной для овладения элементарными практическими умениями и навыками отводится недостаточное количество часов для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Это такие уроки, как изобразительное искусство, или уроки музыки. В результате у ребёнка, имеющего по- настоящему творческий потенциал, он остаётся не раскрытым. Это было замечено мной в ходе практики. Прежде всего, проблема состоит в раскрытии творческих способностей, как личностных компетенций учащегося.
В соответствии с новыми образовательными стандартами среди планируемых результатов освоения программы начального общего образования появился новый раздел «Формирование ИКТ компетентности учащихся». Для успешного достижения планируемых результатов, изложенных в нем, необходима организация учебного и внеучебного процесса, обеспечивающая активную самостоятельную, творческую деятельность учащихся.[11]
Задания подобраны таким образом, что у учащегося будут раскрыты его творческие способности при обучении работе в графическом редакторе Tux Paint. А учитель по окончании серии предложенных заданий сможет провести диагностику на раскрытие творческих способностей у ребёнка. И учащийся, тем самым сможет развивать их дальше, например уже в системе дополнительно образования. Задания разработаны в рамках программы, которая реализуется по уровням развития личности.
Обучение работе в графическом редакторе способствует эффективному развитию творческих способностей, воспитанию культуры восприятия цвета, помогает овладеть пространством и формой. Первоначальные знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях с применением компьютерных технологий, станут основой для дальнейшего развития в их творческой деятельности.[8]
Целью работы является разработка программы, содержанием которой является определённый тип учебных заданий, направленных на раскрытие творческих способностей, при работе с графическим редактором Tux Paint.
Объект: раскрытие творческих способностей младших школьников.
Предмет: задания, раскрывающие творческие способности младших школьников в процессе обучения работе с графическим редактором Tux Paint.
Гипотеза: предложенные задания будут способствовать раскрытию творческих способностей, если:
- в качестве средств будет использоваться графический редактор Tux Paint, возможности которого полностью удовлетворяют возрастным особенностям младших школьников;
- будут подобраны задания, с учётом возрастных интересов учащихся, которые будут иметь возможность разных способов решения.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом поставлены основные задачи:
1. Рассмотреть основные факторы особенности личности в младшем школьном возрасте, которые влияют на раскрытие творческих способностей, на основе анализа научно-методической, психологической и педагогической литературы.
2. Провести теоретический анализ на раскрытие творческих способностей, уже имеющихся заданий по обучению работе с графическим редактором Tux Paint, рассмотреть понятия творческих способностей и способов их раскрытия.
3. Рассмотреть и обосновать возможности графического редактора Tux Paint для формирования творческих способностей младших школьников.
4. Определить тип заданий в графическом редакторе Tux Paint, способствующий раскрытию творческих способностей учащихся.
5. Разработать программу, содержанием которой будут являться задания, способствующие раскрытию творческих способностей младших школьников.
6. Организовать и провести экспертную оценку серии заданий в рамках разработанной программы по обучению работе с графическим редактором Tux Paint, направленных на раскрытие творческих способностей у младших школьников.
Младший школьный возраст - очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе. «В этот период очень важно развить и закрепить творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее».[2]
«Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет их и в зрелом возрасте, а именно это качество высоко ценится в современном мире».[1,19]
Раскрытие творческих способностей младших школьников вызывает достаточно серьёзные затруднения у учителей. Психологи считают, что творческий потенциал заложен и присутствует в каждом ребёнке, так как творчество - это естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определённой деятельности в меру специальных способностей. При изучении школьной программы на уроках, предназначенной для овладения элементарными практическими умениями и навыками отводится недостаточное количество часов для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Это такие уроки, как изобразительное искусство, или уроки музыки. В результате у ребёнка, имеющего по- настоящему творческий потенциал, он остаётся не раскрытым. Это было замечено мной в ходе практики. Прежде всего, проблема состоит в раскрытии творческих способностей, как личностных компетенций учащегося.
В соответствии с новыми образовательными стандартами среди планируемых результатов освоения программы начального общего образования появился новый раздел «Формирование ИКТ компетентности учащихся». Для успешного достижения планируемых результатов, изложенных в нем, необходима организация учебного и внеучебного процесса, обеспечивающая активную самостоятельную, творческую деятельность учащихся.[11]
Задания подобраны таким образом, что у учащегося будут раскрыты его творческие способности при обучении работе в графическом редакторе Tux Paint. А учитель по окончании серии предложенных заданий сможет провести диагностику на раскрытие творческих способностей у ребёнка. И учащийся, тем самым сможет развивать их дальше, например уже в системе дополнительно образования. Задания разработаны в рамках программы, которая реализуется по уровням развития личности.
Обучение работе в графическом редакторе способствует эффективному развитию творческих способностей, воспитанию культуры восприятия цвета, помогает овладеть пространством и формой. Первоначальные знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях с применением компьютерных технологий, станут основой для дальнейшего развития в их творческой деятельности.[8]
Целью работы является разработка программы, содержанием которой является определённый тип учебных заданий, направленных на раскрытие творческих способностей, при работе с графическим редактором Tux Paint.
Объект: раскрытие творческих способностей младших школьников.
Предмет: задания, раскрывающие творческие способности младших школьников в процессе обучения работе с графическим редактором Tux Paint.
Гипотеза: предложенные задания будут способствовать раскрытию творческих способностей, если:
- в качестве средств будет использоваться графический редактор Tux Paint, возможности которого полностью удовлетворяют возрастным особенностям младших школьников;
- будут подобраны задания, с учётом возрастных интересов учащихся, которые будут иметь возможность разных способов решения.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом поставлены основные задачи:
1. Рассмотреть основные факторы особенности личности в младшем школьном возрасте, которые влияют на раскрытие творческих способностей, на основе анализа научно-методической, психологической и педагогической литературы.
2. Провести теоретический анализ на раскрытие творческих способностей, уже имеющихся заданий по обучению работе с графическим редактором Tux Paint, рассмотреть понятия творческих способностей и способов их раскрытия.
3. Рассмотреть и обосновать возможности графического редактора Tux Paint для формирования творческих способностей младших школьников.
4. Определить тип заданий в графическом редакторе Tux Paint, способствующий раскрытию творческих способностей учащихся.
5. Разработать программу, содержанием которой будут являться задания, способствующие раскрытию творческих способностей младших школьников.
6. Организовать и провести экспертную оценку серии заданий в рамках разработанной программы по обучению работе с графическим редактором Tux Paint, направленных на раскрытие творческих способностей у младших школьников.
Целью моей выпускной работы являлось раскрытие творческих способностей, при изучении графического редактора TuxPaint.
Были рассмотрены особенности личности в младшем школьном возрасте, которые влияют на раскрытие творческих способностей на основе анализа научно-методической, психологической и педагогической литературы.
Был проведён теоретический анализ литературы по теме «Раскрытие творческих способностей младших школьников средствами графического редактора Tux Paint», а так же рассмотрены понятия творческих способностей и способов их раскрытия.
Были рассмотрены и обоснованы возможности графического редактора Tux Paint для раскрытия творческих способностей младших школьников.
На основе вышеизложенных выполненных задач, мной разработана программа, состоящая из определённого типа заданий, полностью удовлетворяющим требованиям представления заданий для раскрытия творческих способностей младших школьников.
Организована и проведена экспертная оценка заданий в рамках разработанной мной программы «Раскрытие творческих способностей младших школьников средствами графического редактора TuxPaint». Заключение экспертной оценки заданий полностью удовлетворяет поставленной цели работы. Достижение цели выражено через определение экспертом ценности учебных заданий, которая заключается в авторском предложении: применять для развития творческих способностей учащихся младших классов возможности графического редактора TuxPaint, которые полностью удовлетворяют возрастным особенностям учащихся младшей школы.
Были рассмотрены особенности личности в младшем школьном возрасте, которые влияют на раскрытие творческих способностей на основе анализа научно-методической, психологической и педагогической литературы.
Был проведён теоретический анализ литературы по теме «Раскрытие творческих способностей младших школьников средствами графического редактора Tux Paint», а так же рассмотрены понятия творческих способностей и способов их раскрытия.
Были рассмотрены и обоснованы возможности графического редактора Tux Paint для раскрытия творческих способностей младших школьников.
На основе вышеизложенных выполненных задач, мной разработана программа, состоящая из определённого типа заданий, полностью удовлетворяющим требованиям представления заданий для раскрытия творческих способностей младших школьников.
Организована и проведена экспертная оценка заданий в рамках разработанной мной программы «Раскрытие творческих способностей младших школьников средствами графического редактора TuxPaint». Заключение экспертной оценки заданий полностью удовлетворяет поставленной цели работы. Достижение цели выражено через определение экспертом ценности учебных заданий, которая заключается в авторском предложении: применять для развития творческих способностей учащихся младших классов возможности графического редактора TuxPaint, которые полностью удовлетворяют возрастным особенностям учащихся младшей школы.



