Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста (на примере МБДОУ Детский сад «Колосок» г.Заозерного)

Работа №26730

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования основ экологической
культуры детей среднего дошкольного возраста в ДОУ 8
1.1 Формирование основ экологической культуры дошкольников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Анализ современных образовательных программ по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста 13
2 Формирование основ экологической культуры у детей среднего
дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад «Колосок» г. Заозерного 21
2.1 Диагностика уровней сформированности основ экологической
культуры детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ Детский сад «Колосок» 21
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по
формированию основ экологической культуры дошкольников 26
2.3 Результаты экспертной оценки методических рекомендаций 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
По ФГОС ДО условия реализации программы ДОУ должны обеспечивать «... полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.. .»[34].
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи: Н.С. Дежникова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни [4, с.56].
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для их жизни.
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни [5, с.64].
С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту.
Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях [23, с.14].
По мнению Н.Ф. Виноградовой, экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. На этом этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо [4, с.45].
В.А. Игнатова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. [9, с.34]
Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности. [13, с.38]
В нашем исследовании мы остановились на определении «экологическая культура» Н.С. Николаевой и рассматриваем ее как часть общей человеческой культуры, как осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы.
Возможность общаться, взаимодействовать с объектами природы ребенок получает в специально созданной среде.
Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей. К экологической среде относятся уголки природы, экологические пространства, комната природы, зимний сад, участок детского сада и др. [20, с.12].
Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе. [2, с.67]
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО заявлено «. ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет . ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы» [34].
Анализ научно-методической литературы по вопросам формирования основ экологической культуры дошкольников показал, что имеющиеся возможности ДОУ используются недостаточно и позволяют выявить противоречие: между потребностью формирования основ экологической культуры дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий, направленных на решение данной проблемы в ДОУ.
Выявленное противоречие определило достаточно актуальную проблему: как формируются основы экологической культуры
дошкольников в ДОУ?
Недостаточная разработанность и актуальность данной проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад «Колосок» г. Заозерного».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования: процесс формирования основ экологической культуры дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников в ДОУ.
Гипотеза исследования: состоит в том, что формирование основ экологической культуры дошкольников в ДОУ будет результативным, если:
- выявлены возможности ДОУ в формировании основ экологической культуры дошкольников;
- определены и уточнены критерии уровней сформированности основ экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ;
- выявлены и обоснованы педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников в ДОУ: повышение экологической компетентности педагога; овладение родителями знаниями и практическим опытом в области экологического воспитания дошкольников; организация развивающей среды; содержание экологического воспитания; интерес ребенка к экологическому просвещению.
Задачи исследования:
1. рассмотреть психолого-педагогическую проблему
формирования основ экологической культуры дошкольников;
2. проанализировать современные образовательные программы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста;
3. провести диагностику уровней сформированности основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад «Колосок»;
4. разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ по формированию основ экологической культуры дошкольников МБДОУ «Детский сад «Колосок» и провести их экспертную оценку.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы показал, что в целом под экологической
культурой рассматривается совокупность знаний и активных проявлений
ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого,
желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные
условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит какихлибо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных,
их красоту.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
На основе анализа основных и парциальных программ, в нашем
исследовании были выявлены пять педагогических условий,
способствующих формирование экологической культуры средних
дошкольников.
Ими являются следующие:
 повышение экологической компетентности педагогов;
 овладение родителями знаниями и практическим опытом в
области формирования экологической культуры дошкольников;
 организация развивающей среды;
 содержание экологического воспитания;
 интерес ребенка к экологическому просвещению.
В результате проведенной нами диагностики на базе МБДОУ
Детский сад «Колосок» сделан вывод о недостаточной сформированности
экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
При разработке методических рекомендаций нами были учтены
существующие практики по данной проблеме.
Разработанные нами методические рекомендации прошли
экспертную оценку, по результатам которой они могут способствовать34
формированию основ экологической культуры дошкольника и
рекомендованы для дальнейшей апробации в МБДОУ детский сад
«Колосок». Гипотеза исследования была подтверждена.
Следующим этапом внедрения практических результатов
исследования может стать разработка плана мероприятий на учебный год
(например, прогулки, экскурсии, посещение выставок, участие в
экологических конкурсах и т.д.), направленных на эффективное
взаимодействие детей, родителей, воспитателей и способствующих
формированию основ экологической культуры для детей среднего
дошкольного возраста в МБДОУ детский сад «Колосок».


Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое
воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова– Москва: ТЦ Сфера, 2011.
2. Бобылева, Л. И. Интерес к природе как средство
экологического воспитания / Л. И. Бобылева / Дошкольное воспитание.
2012. - №7
3. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу / А. И.
Васильева - Москва, 2010.
4. Виноградова, Н.Ф. Теоретические и научно-методические
основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
окружающим миром / Н.Ф. Виноградова– Москва, 2014.
5. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического
образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов
высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова–
Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного
университета, 2012.
6. Дежникова, Н. С. Экологическое воспитание в контексте
социокультурной динамики / Н. С. Дежникова / Педагогика. 2010. N 10
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском
саду / В. И. Логинова, Н. А. Ноткина и др. Под ред. Т. И. Бабаевой и др.
Изд. 2-е, переработанное. - СПб.: Акцидент, 2004.
8. Зенина, Т. А. Наблюдаем, познаем, любим: / Т. А. Зенина /
Дошкольное воспитание. 2013. N 7. С. 31-34.
9. Игнатова, В. А. Концепции современного естествознания:
учебное пособие для дистанционного обучения / В. А. Игнатова / Москва,
2011.36
10. Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника /
Алиева Т. И. Научн. ред.: Л. А. Парамонова и др. - М.: Карапуз, 2008.
11. Калинина, Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные
технологии в дошкольном детстве» / Т. В. Калинина / М, Сфера, 2012
12. Кузнецова, Взаимодействие детского сада и семьи в
экологическом воспитании детей / Л. В. Кузнецова / Дошкольная
педагогика. - 2010. - № 6.
13. Лихачев, Б. Т. Экология личности / Б. Т. Лихачев / Педагогика.
- 2013.-№2.
14. Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание
дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н.
Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
15. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного
возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов
начальной школы / М.: АРКТИ, 2010.
16. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания
дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф.
Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.:
детство-пресс, 2013.
17. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.:
Издательский центр «Академия», 2011
18. Мотыгуллина, Г. Г. Создание экологической развивающей
среды / Г. Г. Мотыгуллина / Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6
19. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н.
Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2010.
20. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для
образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного37
образовательного стандарта / С.Н. Николаева / Дошкольное воспитание. –
2014. - № 6.
21. Николаева, С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства.
Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам / С.Н. Николаева / М.:
«Мозаика-синтез», 2014.
22. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в
экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева / Дошкольное
воспитание. - 2013. - № 4.
23. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического
образования детей: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /
С.Н. Николаева / М.: Издат. центр "Академия", 2012.
24. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее
реализации в детском саду / С.Н. Николаева / М.: Мозаика-Синтез, 2010.
25. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)» // Справочная правовая
система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
26. Радуга: Программа и методическое руководство по
воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. / Т.Н.
Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2011.- 271 с.
27. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных
образовательных учреждений. / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; Изд. 3-е,
переработанное, Санкт – Петербург, «Детство Пресс», 2010 г.
28. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: методическое пособие / Н.А.
Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013.
29. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду /
Н.А. Рыжова / М.: Первое сентября. - 2015.- № 17.- С.11-15.38
30. Система экологического воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях: информационно-методические материалы,
экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по
разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип.
/ авт.-сост. О.Ф. Горбатенко / Волгоград: Учитель, 2010.
31. Современные образовательные программы для дошкольных
учреждений: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред.
Т.И. Ерофеевой / М., 2015.
32. Соломенникова, О. А. Диагностика экологических знаний
дошкольников / О. А. Соломенникова / Дошкольное воспитание. – 2012
33. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы
детского сада / Л. А. Венгер / УЦ Л. А. Венгера «Развитие» - Москва, 2010.
34. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования" // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
35. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2011.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ