Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста (на примере МБДОУ Детский сад «Колосок» г.Заозерного)
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования основ экологической
культуры детей среднего дошкольного возраста в ДОУ 8
1.1 Формирование основ экологической культуры дошкольников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Анализ современных образовательных программ по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста 13
2 Формирование основ экологической культуры у детей среднего
дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад «Колосок» г. Заозерного 21
2.1 Диагностика уровней сформированности основ экологической
культуры детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ Детский сад «Колосок» 21
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по
формированию основ экологической культуры дошкольников 26
2.3 Результаты экспертной оценки методических рекомендаций 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение
1 Теоретические аспекты формирования основ экологической
культуры детей среднего дошкольного возраста в ДОУ 8
1.1 Формирование основ экологической культуры дошкольников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Анализ современных образовательных программ по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста 13
2 Формирование основ экологической культуры у детей среднего
дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад «Колосок» г. Заозерного 21
2.1 Диагностика уровней сформированности основ экологической
культуры детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ Детский сад «Колосок» 21
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по
формированию основ экологической культуры дошкольников 26
2.3 Результаты экспертной оценки методических рекомендаций 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
По ФГОС ДО условия реализации программы ДОУ должны обеспечивать «... полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.. .»[34].
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи: Н.С. Дежникова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни [4, с.56].
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для их жизни.
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни [5, с.64].
С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту.
Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях [23, с.14].
По мнению Н.Ф. Виноградовой, экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. На этом этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо [4, с.45].
В.А. Игнатова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. [9, с.34]
Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности. [13, с.38]
В нашем исследовании мы остановились на определении «экологическая культура» Н.С. Николаевой и рассматриваем ее как часть общей человеческой культуры, как осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы.
Возможность общаться, взаимодействовать с объектами природы ребенок получает в специально созданной среде.
Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей. К экологической среде относятся уголки природы, экологические пространства, комната природы, зимний сад, участок детского сада и др. [20, с.12].
Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе. [2, с.67]
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО заявлено «. ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет . ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы» [34].
Анализ научно-методической литературы по вопросам формирования основ экологической культуры дошкольников показал, что имеющиеся возможности ДОУ используются недостаточно и позволяют выявить противоречие: между потребностью формирования основ экологической культуры дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий, направленных на решение данной проблемы в ДОУ.
Выявленное противоречие определило достаточно актуальную проблему: как формируются основы экологической культуры
дошкольников в ДОУ?
Недостаточная разработанность и актуальность данной проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад «Колосок» г. Заозерного».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования: процесс формирования основ экологической культуры дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников в ДОУ.
Гипотеза исследования: состоит в том, что формирование основ экологической культуры дошкольников в ДОУ будет результативным, если:
- выявлены возможности ДОУ в формировании основ экологической культуры дошкольников;
- определены и уточнены критерии уровней сформированности основ экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ;
- выявлены и обоснованы педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников в ДОУ: повышение экологической компетентности педагога; овладение родителями знаниями и практическим опытом в области экологического воспитания дошкольников; организация развивающей среды; содержание экологического воспитания; интерес ребенка к экологическому просвещению.
Задачи исследования:
1. рассмотреть психолого-педагогическую проблему
формирования основ экологической культуры дошкольников;
2. проанализировать современные образовательные программы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста;
3. провести диагностику уровней сформированности основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад «Колосок»;
4. разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ по формированию основ экологической культуры дошкольников МБДОУ «Детский сад «Колосок» и провести их экспертную оценку.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
По ФГОС ДО условия реализации программы ДОУ должны обеспечивать «... полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.. .»[34].
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи: Н.С. Дежникова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни [4, с.56].
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для их жизни.
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни [5, с.64].
С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту.
Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях [23, с.14].
По мнению Н.Ф. Виноградовой, экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. На этом этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо [4, с.45].
В.А. Игнатова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. [9, с.34]
Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности. [13, с.38]
В нашем исследовании мы остановились на определении «экологическая культура» Н.С. Николаевой и рассматриваем ее как часть общей человеческой культуры, как осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы.
Возможность общаться, взаимодействовать с объектами природы ребенок получает в специально созданной среде.
Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей. К экологической среде относятся уголки природы, экологические пространства, комната природы, зимний сад, участок детского сада и др. [20, с.12].
Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе. [2, с.67]
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО заявлено «. ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет . ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы» [34].
Анализ научно-методической литературы по вопросам формирования основ экологической культуры дошкольников показал, что имеющиеся возможности ДОУ используются недостаточно и позволяют выявить противоречие: между потребностью формирования основ экологической культуры дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий, направленных на решение данной проблемы в ДОУ.
Выявленное противоречие определило достаточно актуальную проблему: как формируются основы экологической культуры
дошкольников в ДОУ?
Недостаточная разработанность и актуальность данной проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад «Колосок» г. Заозерного».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования: процесс формирования основ экологической культуры дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников в ДОУ.
Гипотеза исследования: состоит в том, что формирование основ экологической культуры дошкольников в ДОУ будет результативным, если:
- выявлены возможности ДОУ в формировании основ экологической культуры дошкольников;
- определены и уточнены критерии уровней сформированности основ экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ;
- выявлены и обоснованы педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников в ДОУ: повышение экологической компетентности педагога; овладение родителями знаниями и практическим опытом в области экологического воспитания дошкольников; организация развивающей среды; содержание экологического воспитания; интерес ребенка к экологическому просвещению.
Задачи исследования:
1. рассмотреть психолого-педагогическую проблему
формирования основ экологической культуры дошкольников;
2. проанализировать современные образовательные программы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста;
3. провести диагностику уровней сформированности основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад «Колосок»;
4. разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ по формированию основ экологической культуры дошкольников МБДОУ «Детский сад «Колосок» и провести их экспертную оценку.
Анализ литературы показал, что в целом под экологической
культурой рассматривается совокупность знаний и активных проявлений
ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого,
желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные
условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит какихлибо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных,
их красоту.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
На основе анализа основных и парциальных программ, в нашем
исследовании были выявлены пять педагогических условий,
способствующих формирование экологической культуры средних
дошкольников.
Ими являются следующие:
повышение экологической компетентности педагогов;
овладение родителями знаниями и практическим опытом в
области формирования экологической культуры дошкольников;
организация развивающей среды;
содержание экологического воспитания;
интерес ребенка к экологическому просвещению.
В результате проведенной нами диагностики на базе МБДОУ
Детский сад «Колосок» сделан вывод о недостаточной сформированности
экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
При разработке методических рекомендаций нами были учтены
существующие практики по данной проблеме.
Разработанные нами методические рекомендации прошли
экспертную оценку, по результатам которой они могут способствовать34
формированию основ экологической культуры дошкольника и
рекомендованы для дальнейшей апробации в МБДОУ детский сад
«Колосок». Гипотеза исследования была подтверждена.
Следующим этапом внедрения практических результатов
исследования может стать разработка плана мероприятий на учебный год
(например, прогулки, экскурсии, посещение выставок, участие в
экологических конкурсах и т.д.), направленных на эффективное
взаимодействие детей, родителей, воспитателей и способствующих
формированию основ экологической культуры для детей среднего
дошкольного возраста в МБДОУ детский сад «Колосок».
культурой рассматривается совокупность знаний и активных проявлений
ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого,
желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные
условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит какихлибо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных,
их красоту.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
На основе анализа основных и парциальных программ, в нашем
исследовании были выявлены пять педагогических условий,
способствующих формирование экологической культуры средних
дошкольников.
Ими являются следующие:
повышение экологической компетентности педагогов;
овладение родителями знаниями и практическим опытом в
области формирования экологической культуры дошкольников;
организация развивающей среды;
содержание экологического воспитания;
интерес ребенка к экологическому просвещению.
В результате проведенной нами диагностики на базе МБДОУ
Детский сад «Колосок» сделан вывод о недостаточной сформированности
экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
При разработке методических рекомендаций нами были учтены
существующие практики по данной проблеме.
Разработанные нами методические рекомендации прошли
экспертную оценку, по результатам которой они могут способствовать34
формированию основ экологической культуры дошкольника и
рекомендованы для дальнейшей апробации в МБДОУ детский сад
«Колосок». Гипотеза исследования была подтверждена.
Следующим этапом внедрения практических результатов
исследования может стать разработка плана мероприятий на учебный год
(например, прогулки, экскурсии, посещение выставок, участие в
экологических конкурсах и т.д.), направленных на эффективное
взаимодействие детей, родителей, воспитателей и способствующих
формированию основ экологической культуры для детей среднего
дошкольного возраста в МБДОУ детский сад «Колосок».



