Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках английского языка с использованием сервиса LearningApps
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Особенности развития познавательного интереса младшего школьника 6
1.2. Развивающие возможности уроков английского языка в начальной школе 14
1.3. Информационные технологии, используемые в обучении младших школьников английскому языку 30
2 Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения английскому языку с использованием сервиса LerningApps 43
2.1 Уровень развития познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 43
2.2. Использование сервиса LearningApps на уроках английского языка 47
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Особенности развития познавательного интереса младшего школьника 6
1.2. Развивающие возможности уроков английского языка в начальной школе 14
1.3. Информационные технологии, используемые в обучении младших школьников английскому языку 30
2 Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения английскому языку с использованием сервиса LerningApps 43
2.1 Уровень развития познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 43
2.2. Использование сервиса LearningApps на уроках английского языка 47
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвящены исследования таких авторов как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович , Л. С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев .
Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева, и др.) рассматривают познавательный интерес как мотив познавательной деятельности. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте рассмотрены В.А. Петерс, формы обучения, способствующих развитию познавательного интереса на уроках были исследованы Г.В. Роговой. Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. В нашей работе рассматривается развитие познавательного интереса на уроках английского языка. В пособии Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез раскрыта роль иностранного языка в учебно-воспитательном процессе, а в работе А.Н. Щукина раскрывается сущность метода проектов на уроках иностранного языка. Следует отметить, что актуальность развития познавательного интереса обусловлена не только разработками ведущих педагогов и психологов, но и требованиями общества и государства. Так ФГОС устанавливает следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы: обучающиеся должны быть готовы к саморазвитию и мотивированы к обучению и познанию. [6]
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой, и школа должна найти оптимальные пути ее решения. Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных направлений, признается использование игровых технологий. Эффективными средствами формирования познавательных интересов младших школьников являются задания творческого и проблемного характера, нетрадиционные и нестандартные уроки. На современном этапе нельзя не учитывать дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Возможности ИКТ в обучении достаточно широки и подтверждением этому служит достаточно большое количество цифровых образовательных ресурсов и сервисов, направленных на повышение интерактивности и наглядности процесса обучения. Интеграция игровых и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе будет на наш взгляд способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.
В целом следует отметить, что для младшей школы недостаточно методических разработок, направленных на развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения английскому языку, в том числе с использованием ИКТ.
Сказанное выше позволило сформулировать проблему исследования: поиск средств развития познавательного интереса на уроках английского языка младших школьников. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему исследования: «Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках английского языка с использованием сервиса LearningApps».
Гипотеза: развитие познавательного интереса младших школьников будет результативным если на уроках английского языка использовать интерактивные приложения, созданные в среде LearningApps.
Объект исследования: развитие познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования: средства развития познавательного интереса на уроках английского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать использование интерактивных приложений LearningApps для развития познавательного интереса младших школьников на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития познавательного интереса младшего школьника.
2. Описать развивающие возможности уроков английского языка в начальной школе.
3. Обосновать использование интерактивных приложений созданных на основе сервиса LearningApps для развития познавательного интереса младших школьников на уроках английского языка.
4. Определить уровень развития познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
5. Разработать интерактивные приложения с использованием сервиса LearningApps.
6. Описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для создания ВКР были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование и опрос.
База исследования: МАОУ Лицей №9 «Лидер» г.Красноярска, экспериментальная группа «А» и контрольная группа «Б», учащиеся 2 «А» класса.
Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвящены исследования таких авторов как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович , Л. С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев .
Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева, и др.) рассматривают познавательный интерес как мотив познавательной деятельности. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте рассмотрены В.А. Петерс, формы обучения, способствующих развитию познавательного интереса на уроках были исследованы Г.В. Роговой. Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. В нашей работе рассматривается развитие познавательного интереса на уроках английского языка. В пособии Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез раскрыта роль иностранного языка в учебно-воспитательном процессе, а в работе А.Н. Щукина раскрывается сущность метода проектов на уроках иностранного языка. Следует отметить, что актуальность развития познавательного интереса обусловлена не только разработками ведущих педагогов и психологов, но и требованиями общества и государства. Так ФГОС устанавливает следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы: обучающиеся должны быть готовы к саморазвитию и мотивированы к обучению и познанию. [6]
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой, и школа должна найти оптимальные пути ее решения. Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных направлений, признается использование игровых технологий. Эффективными средствами формирования познавательных интересов младших школьников являются задания творческого и проблемного характера, нетрадиционные и нестандартные уроки. На современном этапе нельзя не учитывать дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Возможности ИКТ в обучении достаточно широки и подтверждением этому служит достаточно большое количество цифровых образовательных ресурсов и сервисов, направленных на повышение интерактивности и наглядности процесса обучения. Интеграция игровых и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе будет на наш взгляд способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.
В целом следует отметить, что для младшей школы недостаточно методических разработок, направленных на развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения английскому языку, в том числе с использованием ИКТ.
Сказанное выше позволило сформулировать проблему исследования: поиск средств развития познавательного интереса на уроках английского языка младших школьников. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему исследования: «Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках английского языка с использованием сервиса LearningApps».
Гипотеза: развитие познавательного интереса младших школьников будет результативным если на уроках английского языка использовать интерактивные приложения, созданные в среде LearningApps.
Объект исследования: развитие познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования: средства развития познавательного интереса на уроках английского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать использование интерактивных приложений LearningApps для развития познавательного интереса младших школьников на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития познавательного интереса младшего школьника.
2. Описать развивающие возможности уроков английского языка в начальной школе.
3. Обосновать использование интерактивных приложений созданных на основе сервиса LearningApps для развития познавательного интереса младших школьников на уроках английского языка.
4. Определить уровень развития познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
5. Разработать интерактивные приложения с использованием сервиса LearningApps.
6. Описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для создания ВКР были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование и опрос.
База исследования: МАОУ Лицей №9 «Лидер» г.Красноярска, экспериментальная группа «А» и контрольная группа «Б», учащиеся 2 «А» класса.
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения иностранному языку, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные технологии, методы и приемы в обучении.
Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интересов, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.
Практика уроков и наблюдения за уроками иностранного языка в школе позволяют сделать вывод, что есть дети, которым не всегда интересен данный предмет. Между тем уроки иностранного языка имеют огромную значимость в развитии личности ребенка: несут в себе большие возможности для развития психических процессов, речи, наблюдательности, эрудиции. Поэтому, я считаю, что учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к данной дисциплине. Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках является занимательность обучения, а именно использование игровой технологии в учебном процессе, технологии составления проектов, ИКТ. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, но в данных технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Следует заметить, что курс иностранного языка обладает, на мой взгляд, обширными возможностями применения различных технологий необходимых для развития и активизации познавательного интереса. Правильно подобранные и грамотно примененные методические приемы способны помочь детям лучше усвоить сложный материал, сделать знания, полученные на уроке, более прочными и значимыми для ребенка.
Разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности. Учитывая особенность учебной деятельности младших школьников, необходимо максимально эффективно использовать игровые технологии и в частности дидактических потенциал игровых интерактивных приложений, которые можно разработать средствами онлайн-сервиса LearningApps. Эти приложения позволяют насытить урок мультимедиа-ресурсами, направленными на развитие интереса к изучению различных языковых конструкций и на отработку навыков их использования.
Диагностика учащихся (анкетирование) и проведенный анализ его результатов позволили определить повышение уровня познавательного интереса у учащихся экспериментальной группы. На наш взгляд сбалансированное сочетание в обучении иностранному языку нетрадиционных форм уроков, таких как: видео - урок, урок - экскурсия или же урок - спектакль, активных методов обучения и интерактивных мультимедиа¬приложений дает возможность развивать познавательный интерес у младших школьников.
Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интересов, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.
Практика уроков и наблюдения за уроками иностранного языка в школе позволяют сделать вывод, что есть дети, которым не всегда интересен данный предмет. Между тем уроки иностранного языка имеют огромную значимость в развитии личности ребенка: несут в себе большие возможности для развития психических процессов, речи, наблюдательности, эрудиции. Поэтому, я считаю, что учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к данной дисциплине. Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках является занимательность обучения, а именно использование игровой технологии в учебном процессе, технологии составления проектов, ИКТ. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, но в данных технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Следует заметить, что курс иностранного языка обладает, на мой взгляд, обширными возможностями применения различных технологий необходимых для развития и активизации познавательного интереса. Правильно подобранные и грамотно примененные методические приемы способны помочь детям лучше усвоить сложный материал, сделать знания, полученные на уроке, более прочными и значимыми для ребенка.
Разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности. Учитывая особенность учебной деятельности младших школьников, необходимо максимально эффективно использовать игровые технологии и в частности дидактических потенциал игровых интерактивных приложений, которые можно разработать средствами онлайн-сервиса LearningApps. Эти приложения позволяют насытить урок мультимедиа-ресурсами, направленными на развитие интереса к изучению различных языковых конструкций и на отработку навыков их использования.
Диагностика учащихся (анкетирование) и проведенный анализ его результатов позволили определить повышение уровня познавательного интереса у учащихся экспериментальной группы. На наш взгляд сбалансированное сочетание в обучении иностранному языку нетрадиционных форм уроков, таких как: видео - урок, урок - экскурсия или же урок - спектакль, активных методов обучения и интерактивных мультимедиа¬приложений дает возможность развивать познавательный интерес у младших школьников.



