ВВЕДЕНИЕ 3
1 Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Особенности развития познавательного интереса младшего школьника 6
1.2. Развивающие возможности уроков английского языка в начальной школе 14
1.3. Информационные технологии, используемые в обучении младших школьников английскому языку 30
2 Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения английскому языку с использованием сервиса LerningApps 43
2.1 Уровень развития познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 43
2.2. Использование сервиса LearningApps на уроках английского языка 47
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвящены исследования таких авторов как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович , Л. С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев .
Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева, и др.) рассматривают познавательный интерес как мотив познавательной деятельности. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте рассмотрены В.А. Петерс, формы обучения, способствующих развитию познавательного интереса на уроках были исследованы Г.В. Роговой. Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. В нашей работе рассматривается развитие познавательного интереса на уроках английского языка. В пособии Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез раскрыта роль иностранного языка в учебно-воспитательном процессе, а в работе А.Н. Щукина раскрывается сущность метода проектов на уроках иностранного языка. Следует отметить, что актуальность развития познавательного интереса обусловлена не только разработками ведущих педагогов и психологов, но и требованиями общества и государства. Так ФГОС устанавливает следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы: обучающиеся должны быть готовы к саморазвитию и мотивированы к обучению и познанию. [6]
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой, и школа должна найти оптимальные пути ее решения. Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных направлений, признается использование игровых технологий. Эффективными средствами формирования познавательных интересов младших школьников являются задания творческого и проблемного характера, нетрадиционные и нестандартные уроки. На современном этапе нельзя не учитывать дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Возможности ИКТ в обучении достаточно широки и подтверждением этому служит достаточно большое количество цифровых образовательных ресурсов и сервисов, направленных на повышение интерактивности и наглядности процесса обучения. Интеграция игровых и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе будет на наш взгляд способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.
В целом следует отметить, что для младшей школы недостаточно методических разработок, направленных на развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения английскому языку, в том числе с использованием ИКТ.
Сказанное выше позволило сформулировать проблему исследования: поиск средств развития познавательного интереса на уроках английского языка младших школьников. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему исследования: «Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках английского языка с использованием сервиса LearningApps».
Гипотеза: развитие познавательного интереса младших школьников будет результативным если на уроках английского языка использовать интерактивные приложения, созданные в среде LearningApps.
Объект исследования: развитие познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования: средства развития познавательного интереса на уроках английского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать использование интерактивных приложений LearningApps для развития познавательного интереса младших школьников на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития познавательного интереса младшего школьника.
2. Описать развивающие возможности уроков английского языка в начальной школе.
3. Обосновать использование интерактивных приложений созданных на основе сервиса LearningApps для развития познавательного интереса младших школьников на уроках английского языка.
4. Определить уровень развития познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
5. Разработать интерактивные приложения с использованием сервиса LearningApps.
6. Описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для создания ВКР были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование и опрос.
База исследования: МАОУ Лицей №9 «Лидер» г.Красноярска, экспериментальная группа «А» и контрольная группа «Б», учащиеся 2 «А» класса.
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения иностранному языку, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные технологии, методы и приемы в обучении.
Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интересов, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.
Практика уроков и наблюдения за уроками иностранного языка в школе позволяют сделать вывод, что есть дети, которым не всегда интересен данный предмет. Между тем уроки иностранного языка имеют огромную значимость в развитии личности ребенка: несут в себе большие возможности для развития психических процессов, речи, наблюдательности, эрудиции. Поэтому, я считаю, что учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к данной дисциплине. Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках является занимательность обучения, а именно использование игровой технологии в учебном процессе, технологии составления проектов, ИКТ. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, но в данных технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Следует заметить, что курс иностранного языка обладает, на мой взгляд, обширными возможностями применения различных технологий необходимых для развития и активизации познавательного интереса. Правильно подобранные и грамотно примененные методические приемы способны помочь детям лучше усвоить сложный материал, сделать знания, полученные на уроке, более прочными и значимыми для ребенка.
Разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности. Учитывая особенность учебной деятельности младших школьников, необходимо максимально эффективно использовать игровые технологии и в частности дидактических потенциал игровых интерактивных приложений, которые можно разработать средствами онлайн-сервиса LearningApps. Эти приложения позволяют насытить урок мультимедиа-ресурсами, направленными на развитие интереса к изучению различных языковых конструкций и на отработку навыков их использования.
Диагностика учащихся (анкетирование) и проведенный анализ его результатов позволили определить повышение уровня познавательного интереса у учащихся экспериментальной группы. На наш взгляд сбалансированное сочетание в обучении иностранному языку нетрадиционных форм уроков, таких как: видео - урок, урок - экскурсия или же урок - спектакль, активных методов обучения и интерактивных мультимедиа¬приложений дает возможность развивать познавательный интерес у младших школьников.
1. Бекиш, М.А. Игровые приемы на уроках и во внеурочной деятельности/М.А. Бекиш // Начальная школа. - 2011. - №12. - С. 43 - 45.
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. / Б.М.Бим- Бад - М.:Большая Российская энциклопедия,2008. - 528с.
3. Борисова, Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе/ Р. Г. Борисова // Иностранные языки в школе. - 2007.- №8. - С. 52 - 56.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез: Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Академия ИЦ, 2008. - 394с.
5. Гришкова, Г.Н. «Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности». / Г.Н. Гришкова, И.Б. Юсубова // Начальная школа - 2004 - №11. - С.41 - 45.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 01.03.2012 года [Электронный документ]. Режим доступа: Ь112://минрбрнахки.рф/дркументы/922/файд/748/фГОС_НОО.рд1‘
7. Каменецкая, Н.П. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка/ Н.П. Каменецкая, В.А. Ефременко // Иностранные языки в школе, 2007. - С. 34 - 37.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика. /Г. М. Коджаспирова-М.: КНОРУС, 2010. -744с.
9. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. / Г. М. Коджаспирова -М.: Айрис-прессб 2006. -256с.
10. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. /Г. М. Коджаспирова, К.В. Петров - М., 2003. - 435с.
11. Лихачев, Б. Т. Педагогика. /Б.Т. Лихачев - М.: ВЛАДОС, 2010. - 647с.
12. Лукьянчикова, Н.В. Обучение английскому языку на начальном этапе/Н.В. Лукьянчикова // Начальная школа. - 2001. - №11. - С. 49 - 51.
13. Петерс, В.А. Психология и педагогика. /В.А. Петерс - М.: Проспект, 2005. - 304с.
14. Подласый, И. П. Педагогика. /И.П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2003. - 576с.
15. Рендакова, Е.М. Создание игровых комплектов и их применение в обучении младших школьников/Е.М. Рендакова, Л.М. Ковокшанова // Начальная школа. - 2000. - №11. - С. 77 - 83.
16. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. /Г.В. Рогова - М.: Просвещение, 1998. - 224с.
17. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Т1/ Г. К, Селевко// - М.: НИИ школьных технологий, 2006. -816с.
18. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Т2/ Г. К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2006. -816с.
19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. /Г.К. Селевко -М.: Народное образование, 1998. -256с.
20. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е. Соколова // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 21 - 23.
21. Теплишкина, Е.Ю. «Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся» /Е.Ю. Теплишкина // Начальная школа - 2003. - №3. - С.45 - 48.
22. Филатова, В. М. Методика обучения / В. М. Филатова // «Феникс», 2004. - 416с.
23. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. /А.Н. Щукин - М.: Филоматис, 2008. - 196 с.
24. Коренькова, М. М. «Использование мультимедийных средств обучения английскому языку». / М. М. Коренькова И. А. Малинина [Электронный ресурс] Режим доступа: www.ito.edu.ru
25. Кривенок, О. И. «Мультимедийные технологии в преподавании иностранных языков»/ О. И. Кривенок [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //ito .edu.ru/2008/MariyEl/III/III-0-16 .html
26. «Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам» [Электронный ресурс] : ВЕСТНИК ВОЛЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.Н. ТАТИЩЕВА / - 2010 - № 16 Режим доступа: . http: //www.flashmulti .ru/multimedia.htm
27. Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах/ Т. В. Карамышева — Спб.: Издательство «Союз», 2001. — 192 с.
28. Малюкова, Г. Н. «Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку» /Г.Н. Малюкова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1 september.ru/articles/212523/
29. Канаева, В. М. Из опыта творческой группы учителей по проблеме: «Компьютеризация учебного процесса в школе» /В.М. Канаева, С.Г. Агапова // Иностранные языки в школе — 1992 — № 3-4 — с.86-88 4.
30. Грейдина, Н. Л. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучить английский язык/Н.Л. Грейдина, З.Х. Миракян // Иностранные языки в школе — 2002 № 6 — с. 96
31. «Мультимедиа технологии в образовании» [Электронный ресурс] : Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2015. — № 1. Режим доступа: http://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html
32. Дьяконова, О. О. «Эдьютейнмент в обучении иностранным языкам» /О.О. Дьяконова // Иностранные языки в школе — 2013 — № 3 — с.58-61