Формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
|
Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы формирования готовности младших
школьников к проектной деятельности 7
1.1 Необходимость формирования готовности к проектной деятельности ... 7
1.2 Особенности использования проектного подхода в младшей школе 11
1.3 Особенности формирования готовности младших школьников к
проектной деятельности 18
2 Практические подходы к разработке программы внеурочной деятельности,
направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников 22
2.1 Анализ практик формирования готовности к проектной деятельности в
образовательной организации 22
2.2 Программа внеурочной деятельности «Готовимся к проектам» 25
2.3 Апробация программы «Готовность к проектной деятельности» 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения А, Б, В, Г
1 Теоретический анализ проблемы формирования готовности младших
школьников к проектной деятельности 7
1.1 Необходимость формирования готовности к проектной деятельности ... 7
1.2 Особенности использования проектного подхода в младшей школе 11
1.3 Особенности формирования готовности младших школьников к
проектной деятельности 18
2 Практические подходы к разработке программы внеурочной деятельности,
направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников 22
2.1 Анализ практик формирования готовности к проектной деятельности в
образовательной организации 22
2.2 Программа внеурочной деятельности «Готовимся к проектам» 25
2.3 Апробация программы «Готовность к проектной деятельности» 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения А, Б, В, Г
Учебные достижения ребенка к моменту окончания первой ступени школьного обучения во многом определяют его успехи в будущем.
По мнению Р.Ф. Шаяхметовой, пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые
- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей [24].
Начав развивать в детях навыки проектной работы уже в начальной школе, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы [7].
Автор современного учебника по дидактике А.В. Хуторской ставит под сомнение объединение классно-урочной и проектной формы занятий. Он считает, что проектную форму обучения эффективней использовать на
Согласно ФГОС, проектная деятельность может быть осуществлена в образовательном учреждении через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодёжным организациям с фиксированным распределением социальных ролей [7].
Н.Г. Константинова утверждает, что знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно - исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне-профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентноспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Также, согласно ФГОС, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Доктор педагогических наук А.А. Лобжанидзе считает, что выполнение данных пунктов стандарта требует большего финансирования.
О возможности использовании метода проекта в начальной школе в своих работах говорит ряд ученых (Н.В. Матяш, В.А. Моляко, Н.М. Конышева, М.Б. Павлова, Е.С. Полат, И.А. Сасова и др.) [17].
Наибольшее распространение данный метод получил в средних и старших классах школы. Однако умения и навыки, которые формирует проектирование, необходимо развивать уже на начальной ступени образования [27].
Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Таким образом, В.С. Оплесникова утверждает, что в начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результатом использования метода проектов в начальной школе является повышенный уровень владения универсальными учебными действиями (УУД), готовность к будущей проектной деятельности и сформированное представление о продукте групповой проектной деятельности у четвероклассников.
В данной работе мы рассматриваем проблему формирования готовности к проектной деятельности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Цель: Разработать и провести апробацию программы внеурочной деятельности, направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников.
Объект: процесс формирования готовности к проектной деятельности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Предмет: программа внеурочной деятельности «Готовимся к проектам» как средство формирования готовности к проектной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ научной и учебно-методической литературы посвященных проблематике формирования готовности к проектной деятельности у младших школьников;
2. Проанализировать существующие программы внеурочной деятельности, включающие использование метода проектов;
3. Разработать серию проектных заданий, ориентированных на выполнение краткосрочных и среднесрочных проектов;
4. Оформить программу в соответствии с требованиями;
5. Организовать апробацию программы внеурочной деятельности, путем получения экспертной оценки.
Гипотеза: программа внеурочной деятельности будет способствовать формированию готовности к проектной деятельности, если:
- будет использоваться серия проектных заданий, ориентированных на выполнение краткосрочных и среднесрочных проектов;
- учитывать возрастные особенности детей;
- будут задействованы группы от 3-х до 6-ти человек;
- она будет направлена на развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникативность, мотивация познавательной и творческой деятельности.
По мнению Р.Ф. Шаяхметовой, пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые
- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей [24].
Начав развивать в детях навыки проектной работы уже в начальной школе, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы [7].
Автор современного учебника по дидактике А.В. Хуторской ставит под сомнение объединение классно-урочной и проектной формы занятий. Он считает, что проектную форму обучения эффективней использовать на
Согласно ФГОС, проектная деятельность может быть осуществлена в образовательном учреждении через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодёжным организациям с фиксированным распределением социальных ролей [7].
Н.Г. Константинова утверждает, что знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно - исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне-профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентноспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Также, согласно ФГОС, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Доктор педагогических наук А.А. Лобжанидзе считает, что выполнение данных пунктов стандарта требует большего финансирования.
О возможности использовании метода проекта в начальной школе в своих работах говорит ряд ученых (Н.В. Матяш, В.А. Моляко, Н.М. Конышева, М.Б. Павлова, Е.С. Полат, И.А. Сасова и др.) [17].
Наибольшее распространение данный метод получил в средних и старших классах школы. Однако умения и навыки, которые формирует проектирование, необходимо развивать уже на начальной ступени образования [27].
Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Таким образом, В.С. Оплесникова утверждает, что в начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результатом использования метода проектов в начальной школе является повышенный уровень владения универсальными учебными действиями (УУД), готовность к будущей проектной деятельности и сформированное представление о продукте групповой проектной деятельности у четвероклассников.
В данной работе мы рассматриваем проблему формирования готовности к проектной деятельности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Цель: Разработать и провести апробацию программы внеурочной деятельности, направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников.
Объект: процесс формирования готовности к проектной деятельности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Предмет: программа внеурочной деятельности «Готовимся к проектам» как средство формирования готовности к проектной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ научной и учебно-методической литературы посвященных проблематике формирования готовности к проектной деятельности у младших школьников;
2. Проанализировать существующие программы внеурочной деятельности, включающие использование метода проектов;
3. Разработать серию проектных заданий, ориентированных на выполнение краткосрочных и среднесрочных проектов;
4. Оформить программу в соответствии с требованиями;
5. Организовать апробацию программы внеурочной деятельности, путем получения экспертной оценки.
Гипотеза: программа внеурочной деятельности будет способствовать формированию готовности к проектной деятельности, если:
- будет использоваться серия проектных заданий, ориентированных на выполнение краткосрочных и среднесрочных проектов;
- учитывать возрастные особенности детей;
- будут задействованы группы от 3-х до 6-ти человек;
- она будет направлена на развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникативность, мотивация познавательной и творческой деятельности.
По мнению Я.В. Дьяконовой, современной школе потребовались новые методы обучения, одним из которых является метод проектов, который, по мнению Н.Г. Константиновой формирует необходимые знания и умения, формирующие будущую основу для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах учебных заведений и позволяющие стать конкурентноспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности. Но, по мнению экспертов, организовывать проектную деятельность младших школьников необходимо в условиях внеурочной деятельности.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована цель данной работы, которой является разработка и проведение апробации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников.
Для достижения поставленной цели были
- проанализированы источники, раскрывающие необходимость формирования готовности к проектной деятельности младших школьников;
- рассмотрены особенности использования проектного подхода в младшей школе;
- проанализированы подходы к пониманию готовности к деятельности.
Помимо этого, были проанализированы программы внеурочной деятельности, также акцентирующие внимание на использовании метода проектов.
Главными задачами являлись разработка и апробация путем получения экспертной оценки программы внеурочной деятельности «Готовимся к проектам», целью которой является формирование готовности к проектной деятельности на основе системы проектных задач в условиях внеурочной деятельности.
В работе были решены поставленные задачи, и достигнута цель, а именно разработка и проведение апробации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована цель данной работы, которой является разработка и проведение апробации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников.
Для достижения поставленной цели были
- проанализированы источники, раскрывающие необходимость формирования готовности к проектной деятельности младших школьников;
- рассмотрены особенности использования проектного подхода в младшей школе;
- проанализированы подходы к пониманию готовности к деятельности.
Помимо этого, были проанализированы программы внеурочной деятельности, также акцентирующие внимание на использовании метода проектов.
Главными задачами являлись разработка и апробация путем получения экспертной оценки программы внеурочной деятельности «Готовимся к проектам», целью которой является формирование готовности к проектной деятельности на основе системы проектных задач в условиях внеурочной деятельности.
В работе были решены поставленные задачи, и достигнута цель, а именно разработка и проведение апробации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников.



