Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности

Работа №26717

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
581
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы формирования готовности младших
школьников к проектной деятельности 7
1.1 Необходимость формирования готовности к проектной деятельности ... 7
1.2 Особенности использования проектного подхода в младшей школе 11
1.3 Особенности формирования готовности младших школьников к
проектной деятельности 18
2 Практические подходы к разработке программы внеурочной деятельности,
направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников 22
2.1 Анализ практик формирования готовности к проектной деятельности в
образовательной организации 22
2.2 Программа внеурочной деятельности «Готовимся к проектам» 25
2.3 Апробация программы «Готовность к проектной деятельности» 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения А, Б, В, Г

Учебные достижения ребенка к моменту окончания первой ступени школьного обучения во многом определяют его успехи в будущем.
По мнению Р.Ф. Шаяхметовой, пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые
- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей [24].
Начав развивать в детях навыки проектной работы уже в начальной школе, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы [7].
Автор современного учебника по дидактике А.В. Хуторской ставит под сомнение объединение классно-урочной и проектной формы занятий. Он считает, что проектную форму обучения эффективней использовать на
Согласно ФГОС, проектная деятельность может быть осуществлена в образовательном учреждении через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодёжным организациям с фиксированным распределением социальных ролей [7].
Н.Г. Константинова утверждает, что знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно - исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне-профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентноспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Также, согласно ФГОС, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Доктор педагогических наук А.А. Лобжанидзе считает, что выполнение данных пунктов стандарта требует большего финансирования.
О возможности использовании метода проекта в начальной школе в своих работах говорит ряд ученых (Н.В. Матяш, В.А. Моляко, Н.М. Конышева, М.Б. Павлова, Е.С. Полат, И.А. Сасова и др.) [17].
Наибольшее распространение данный метод получил в средних и старших классах школы. Однако умения и навыки, которые формирует проектирование, необходимо развивать уже на начальной ступени образования [27].
Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Таким образом, В.С. Оплесникова утверждает, что в начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результатом использования метода проектов в начальной школе является повышенный уровень владения универсальными учебными действиями (УУД), готовность к будущей проектной деятельности и сформированное представление о продукте групповой проектной деятельности у четвероклассников.
В данной работе мы рассматриваем проблему формирования готовности к проектной деятельности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Цель: Разработать и провести апробацию программы внеурочной деятельности, направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников.
Объект: процесс формирования готовности к проектной деятельности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Предмет: программа внеурочной деятельности «Готовимся к проектам» как средство формирования готовности к проектной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ научной и учебно-методической литературы посвященных проблематике формирования готовности к проектной деятельности у младших школьников;
2. Проанализировать существующие программы внеурочной деятельности, включающие использование метода проектов;
3. Разработать серию проектных заданий, ориентированных на выполнение краткосрочных и среднесрочных проектов;
4. Оформить программу в соответствии с требованиями;
5. Организовать апробацию программы внеурочной деятельности, путем получения экспертной оценки.
Гипотеза: программа внеурочной деятельности будет способствовать формированию готовности к проектной деятельности, если:
- будет использоваться серия проектных заданий, ориентированных на выполнение краткосрочных и среднесрочных проектов;
- учитывать возрастные особенности детей;
- будут задействованы группы от 3-х до 6-ти человек;
- она будет направлена на развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникативность, мотивация познавательной и творческой деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По мнению Я.В. Дьяконовой, современной школе потребовались новые методы обучения, одним из которых является метод проектов, который, по мнению Н.Г. Константиновой формирует необходимые знания и умения, формирующие будущую основу для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах учебных заведений и позволяющие стать конкурентноспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности. Но, по мнению экспертов, организовывать проектную деятельность младших школьников необходимо в условиях внеурочной деятельности.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована цель данной работы, которой является разработка и проведение апробации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников.
Для достижения поставленной цели были
- проанализированы источники, раскрывающие необходимость формирования готовности к проектной деятельности младших школьников;
- рассмотрены особенности использования проектного подхода в младшей школе;
- проанализированы подходы к пониманию готовности к деятельности.
Помимо этого, были проанализированы программы внеурочной деятельности, также акцентирующие внимание на использовании метода проектов.
Главными задачами являлись разработка и апробация путем получения экспертной оценки программы внеурочной деятельности «Готовимся к проектам», целью которой является формирование готовности к проектной деятельности на основе системы проектных задач в условиях внеурочной деятельности.
В работе были решены поставленные задачи, и достигнута цель, а именно разработка и проведение апробации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование готовности к проектной деятельности у младших школьников.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания // Издательство ленинградского университета - Л., 1969. - 338 с.
2. Воровщиков, С.Г., Новожилова, М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. - М.: 5 за знания. - 2007. - 352 с.
3. Воронцов, А. Б. Проектная задача [Электронный ресурс] / А.Б. Воронцов // Начальная школа. - 2007. - №6. - Режим доступа: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200700608.
4. Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и внеурочной образовательной деятельности / М.П. Воюшина // Северная звезда. - 2010. - №7.
5. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. - Т.4. - 433 с.
6. Вохменцева, Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — с. 58-65.
7. Дорожкина, О. Б. Применение проектной деятельности в начальной
школе в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / О. Б. Дорожкина // Социальная сеть работников образования. - 2013. - Режим доступа: http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/obshchepedago gicheskie-
tekhnologii/2013/08/02/primenenie-proektnoy-deyatelnosti-v.
8. Дьюи, Д. Школа и общество / Д. Дьюи. - М.: Госиздат РСФСР, 1924. - 176 с.
9. Дьяконова, Я. В. Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Я. В. Дьяконова // Социальная сеть работников образования. - 2014. - Режим доступа: http://m.nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/2014/12/20/statya-lichnostno-orientirovannyy
10. Ефимова, Л. П., Явгильдина, З. М. Развитие готовности подростков к проектной деятельности как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Л. П. Ефимова, З. М. Явгильдина // Науковедение. - 2015. - №2. - Режим доступа:http://naukovedenie.ru/PDF/153PVN215.pdf.
11. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университет¬ское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140.
12. Капранова, М. Н. К проектной деятельности в школе надо
подготовиться [Электронный ресурс] / М. Н. Капранова // Вопросы интернет образования. - 2014. - №4. - Режим доступа:
http://vio.uchim.info/Vio_ 124/cd_site/articles/art _4_5.htm.
13. Лукина, А. К. Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества / А. К. Лукина, Т.П. Лисунова, И. Н. Ситкова // Проблемы современного образования. - 2012. - № 3. - С. 110-118.
14. Лукоянова, Т.В. Метод проектов, как один из новых методов в педагогике // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - №6-1. - 61 с.
15. Магомедов, Р. М. Введение проектных задач как прообраза проектной деятельности в образовательной школе / Р. М. Магомедов // Известия чеченского государственного педагогического института. - 2010. - № 4. - с. 185-189.
16. Морозова, М.М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики / М.М. Морозова // Интеграция образования. - 2007. - №3-4.
17. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд.; испр. и доп. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
18. Павлова, И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий : автореф. дис. ... канд. педагогических наук : 13.00.01 / Павлова Ирина Михайловна. - Москва, 2007. - 277 с.
19. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие / Н.Б. Романовская - Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2006.
20. Рунова, Т. А. Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе школ / Т. А. Рунова // Нижегородское образование. - 2009. - № 2. - с. 159-163.
21. Семенова, Н.А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время / Н.А. Семенова // Педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2013. - №1.
22. Сергеев, И. С. Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе в начальной школе [Электронный ресурс] / И. С. Сергеев // Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». - 2009. - Режим доступа:http://www.openclass.ru/node/62689.
23. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся / М.А. Ступницкая. - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009. - 64 с.
24. Сырицына, С. И. Воспитать ученого. О системе организации научно-исследовательской деятельности в начальной школе // Управление школой. - 2008. - №4.
25. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. проф. Д. Ушакова. - М.: Терра, 1996. - Т.1. - 824 с.
26. Тулухонова, И.С. Методика оценки уровня готовности студентов к проектной деятельности // Вестник бурятского государственного университета . - 2008. - №1. - с. 129-131.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.09 № 373 // Вестник образования России, - 2009.- № 2. - с. 47.
28. Фомичева, Т. Н. Проектная деятельность учащихся: как сформировать к ней готовность на уроках географии? [Электронный ресурс] / Т. Н.
Фомичева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2014. - Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/653138/.
29. Шаяхметова, Р. Ф. Организация проектной деятельности в начальной школе [Электронный ресурс] / Р. Ф. Шаяхметова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2010. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/605120/.
30. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. - М.: Просвещение, 1967. - 360с.
31. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждение. - 2004. - № 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ