Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи II-III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы изучения состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Взаимосвязь мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР II-III уровня и их особенности в развитии мелкой моторики 14
1.3 Возможности песочной терапии в развитии мелкой моторики 19
2 Исследование развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня 25
2.1 Программа развития мелкой моторики у детей с ОНР II-III уровня
старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии 25
2.2 Анализ эффективности программы развития мелкой моторики у детей с ОНР II-III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы изучения состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Взаимосвязь мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР II-III уровня и их особенности в развитии мелкой моторики 14
1.3 Возможности песочной терапии в развитии мелкой моторики 19
2 Исследование развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня 25
2.1 Программа развития мелкой моторики у детей с ОНР II-III уровня
старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии 25
2.2 Анализ эффективности программы развития мелкой моторики у детей с ОНР II-III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается тенденция
к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них
наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи
(ОНР). Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет II и III
уровни речевого развития.
Изучению особенностей детей с общим недоразвитием речи придается
большое значение. На протяжении последних десятилетий данную проблему
изучали такие исследователи как Т.Б. Филичева, А.М. Шахнарович, Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова и многие др.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше
двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Давно
известно, что развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С.
Выготским, В.М. Бехтеревым и мн.др. Все они считали, что речевые области
мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Мелкая моторика - это совокупность координированных движений
кистей и пальцев рук. В.А. Сухомлинский писал, что "ум ребенка, истоки его
способностей и дарований находятся на кончиках пальцев". Он же отмечал:
"Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем… ярче творческая
стихия детского разума". Исследованиями ученых (Антакова-Фомина Л.В.,
Кольцова М.М., Исенина Е.И.) было установлено, что уровень умственного и
речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме того,
положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь
ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д.Сели, Н.А.Бернштейна,4
В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Р.Гнатадзе, Ю.Луговской,
И.Павленко. У.В.Ульенковой, О.Н.Усановой, М.М.Безруких.
У детей с ОНР II-III уровня наиболее ярко проявляется
недостаточность мелкой моторики при выполнении сложных движений,
требующих четкого управления движениями, точной работы различных
мышечных групп, правильной пространственной организации движений.
Поэтому от педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями,
требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному
нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка
прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы необходимые
для продолжительной работы, волевые качества, дающие стабильные
результаты.
Содержание работы по развитию мелкой моторики реализуется
различными способами: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика,
графические упражнения, пальчиковый и теневой театры, самомассажи,
рисование по манке, выкладывание из палочек, различные мозаики и пазлы, в
изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники,
различные дидактические игры на развитие мелкой моторики (Н.С. Жукова,
Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева, В.Лопатина, Н.В., Ткаченко Т.А.).
Однако, теоретический анализ литературы выявил недостаточность
исследований посвященных развития мелкой моторики детей с ОНР II-III
уровня.
Объект исследования – мелкая моторика детей с ОНР II и III уровня
старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – песочная терапия в развитии мелкой моторики
детей с ОНР II и III уровня старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение элементов
песочной терапии будет способствовать развитию мелкой моторики у детей
с ОНР II-III уровня.5
Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать
программу развития мелкой моторики детей с ОНР II-III уровня на основе
песочной терапии.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами
были определены задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы взаимосвязи мелкой
моторики и речи у детей дошкольного возраста
2. Выявить недостатки мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР II-III уровня
3. Определить возможности песочной терапии в развитии мелкой
моторики
4. Разработать программу развития мелкой моторики детей с ОНР II и
III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной
терапии.
5. Проверить эффективность разработанной программы по развитию
мелкой моторики
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и
задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, контрольный
эксперимент.
Теоретико-методологической основой исследования явились
следующие положения:
- о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.
М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
- о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, И. Ф.
Талызина, П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая и др.);
- о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса
(Ж. И. Шиф, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Т. М. Дульнев, В. Г. Петрова, А.
С. Белкин, В. В. Коркунов).6
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его
результаты позволяют расширить и уточнить теоретические представления о
развитии мелкой моторики у детей с ОНР II-III уровня.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная
программа развития мелкой моторики детей с ОНР II и III уровня старшего
дошкольного возраста на основе песочной терапии может быть применена в
работе логопеда и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Базой для экспериментального исследования явилось муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 217».
Экспериментом было охвачено 20 детей 5-6 лет с ОНР II-III уровня.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы, приложения.
к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них
наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи
(ОНР). Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет II и III
уровни речевого развития.
Изучению особенностей детей с общим недоразвитием речи придается
большое значение. На протяжении последних десятилетий данную проблему
изучали такие исследователи как Т.Б. Филичева, А.М. Шахнарович, Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова и многие др.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше
двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Давно
известно, что развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С.
Выготским, В.М. Бехтеревым и мн.др. Все они считали, что речевые области
мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Мелкая моторика - это совокупность координированных движений
кистей и пальцев рук. В.А. Сухомлинский писал, что "ум ребенка, истоки его
способностей и дарований находятся на кончиках пальцев". Он же отмечал:
"Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем… ярче творческая
стихия детского разума". Исследованиями ученых (Антакова-Фомина Л.В.,
Кольцова М.М., Исенина Е.И.) было установлено, что уровень умственного и
речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме того,
положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь
ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д.Сели, Н.А.Бернштейна,4
В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Р.Гнатадзе, Ю.Луговской,
И.Павленко. У.В.Ульенковой, О.Н.Усановой, М.М.Безруких.
У детей с ОНР II-III уровня наиболее ярко проявляется
недостаточность мелкой моторики при выполнении сложных движений,
требующих четкого управления движениями, точной работы различных
мышечных групп, правильной пространственной организации движений.
Поэтому от педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями,
требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному
нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка
прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы необходимые
для продолжительной работы, волевые качества, дающие стабильные
результаты.
Содержание работы по развитию мелкой моторики реализуется
различными способами: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика,
графические упражнения, пальчиковый и теневой театры, самомассажи,
рисование по манке, выкладывание из палочек, различные мозаики и пазлы, в
изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники,
различные дидактические игры на развитие мелкой моторики (Н.С. Жукова,
Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева, В.Лопатина, Н.В., Ткаченко Т.А.).
Однако, теоретический анализ литературы выявил недостаточность
исследований посвященных развития мелкой моторики детей с ОНР II-III
уровня.
Объект исследования – мелкая моторика детей с ОНР II и III уровня
старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – песочная терапия в развитии мелкой моторики
детей с ОНР II и III уровня старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение элементов
песочной терапии будет способствовать развитию мелкой моторики у детей
с ОНР II-III уровня.5
Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать
программу развития мелкой моторики детей с ОНР II-III уровня на основе
песочной терапии.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами
были определены задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы взаимосвязи мелкой
моторики и речи у детей дошкольного возраста
2. Выявить недостатки мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР II-III уровня
3. Определить возможности песочной терапии в развитии мелкой
моторики
4. Разработать программу развития мелкой моторики детей с ОНР II и
III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной
терапии.
5. Проверить эффективность разработанной программы по развитию
мелкой моторики
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и
задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, контрольный
эксперимент.
Теоретико-методологической основой исследования явились
следующие положения:
- о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.
М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
- о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, И. Ф.
Талызина, П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая и др.);
- о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса
(Ж. И. Шиф, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Т. М. Дульнев, В. Г. Петрова, А.
С. Белкин, В. В. Коркунов).6
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его
результаты позволяют расширить и уточнить теоретические представления о
развитии мелкой моторики у детей с ОНР II-III уровня.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная
программа развития мелкой моторики детей с ОНР II и III уровня старшего
дошкольного возраста на основе песочной терапии может быть применена в
работе логопеда и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Базой для экспериментального исследования явилось муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 217».
Экспериментом было охвачено 20 детей 5-6 лет с ОНР II-III уровня.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы, приложения.
Так как большинство родителей детей с нарушениями речи,
заинтересованы в том, что бы их ребенок был максимально подготовлен к
школе. В свою очередь педагоги работающие с детьми с нарушениям речи
должны способствовать всестороннему развитию детей и конечно же их
работа должна быть направлена на коррекцию их нарушений в развитии, а
именно нарушению речи. В связи с тем, что учеными доказано, что с
анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной
проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,
расположенная очень близко от речевой зоны. Исходя, из этого можно
считать, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой
моторики. Именно поэтому развитие мелкой моторики становится одной из
немаловажных задач в развитии ребенка с общим недоразвитием.
В первой главе изучив специальную литературу по проблеме
исследования, мы выявили следующие закономерности: развитие мелкой
моторики находится в прямой зависимости с речью, у детей с общим
недоразвитием речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальным
речевым развитием, сформированы зрительное восприятие,
пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР
малоактивны, инициативы в общении они обычно себя не проявляют. У
детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация
движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и
артикуляционной. Для развития мелкой моторики мы выбрали песочную
терапию, так как песок – это естественная среда для ребенка не только для
игры, но и для обучения. Иными словами, использование песочницы в
педагогическом процессе дает комплексный образовательный,
терапевтический эффект. С помощью построений на песке можно развивать
наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице активно
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.44
Во второй главе мы разработали программу, направленную на развитее
мелкой моторики на основе песочной терапии. Затем что бы проверить
эффективность разработанной нами программы мы провели эксперимент.
Проведенное исследование на констатирующем этапе эксперимента
позволило выявить уровень развития моторики в группе детей с ОНР II-III
уровня, мелкая моторика не сформирована: задания выполняют плохо, не
замечают своих ошибок; выполняют в замедленном темпе, часто
неправильно.
Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента в группе
детей с ОНР показала что, движения мелкой моторики рук стали более
точные и дифференцированные; мелкая моторика сформирована на среднем
уровне, дети с ОНР выполняют задания часто правильно, но в замедленном
темпе.
Результаты контрольного эксперимента позволяют говорить об
эффективности разработанной нами программы направленной на развитие
мелкой моторики с использованием песочной терапии.
Разработанная нами программа успешно реализуется в ДОУ №217
На основаниях положительных результатов можно сказать, что данная
программа может применяться и в других дошкольных учреждениях.
заинтересованы в том, что бы их ребенок был максимально подготовлен к
школе. В свою очередь педагоги работающие с детьми с нарушениям речи
должны способствовать всестороннему развитию детей и конечно же их
работа должна быть направлена на коррекцию их нарушений в развитии, а
именно нарушению речи. В связи с тем, что учеными доказано, что с
анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной
проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,
расположенная очень близко от речевой зоны. Исходя, из этого можно
считать, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой
моторики. Именно поэтому развитие мелкой моторики становится одной из
немаловажных задач в развитии ребенка с общим недоразвитием.
В первой главе изучив специальную литературу по проблеме
исследования, мы выявили следующие закономерности: развитие мелкой
моторики находится в прямой зависимости с речью, у детей с общим
недоразвитием речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальным
речевым развитием, сформированы зрительное восприятие,
пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР
малоактивны, инициативы в общении они обычно себя не проявляют. У
детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация
движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и
артикуляционной. Для развития мелкой моторики мы выбрали песочную
терапию, так как песок – это естественная среда для ребенка не только для
игры, но и для обучения. Иными словами, использование песочницы в
педагогическом процессе дает комплексный образовательный,
терапевтический эффект. С помощью построений на песке можно развивать
наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице активно
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.44
Во второй главе мы разработали программу, направленную на развитее
мелкой моторики на основе песочной терапии. Затем что бы проверить
эффективность разработанной нами программы мы провели эксперимент.
Проведенное исследование на констатирующем этапе эксперимента
позволило выявить уровень развития моторики в группе детей с ОНР II-III
уровня, мелкая моторика не сформирована: задания выполняют плохо, не
замечают своих ошибок; выполняют в замедленном темпе, часто
неправильно.
Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента в группе
детей с ОНР показала что, движения мелкой моторики рук стали более
точные и дифференцированные; мелкая моторика сформирована на среднем
уровне, дети с ОНР выполняют задания часто правильно, но в замедленном
темпе.
Результаты контрольного эксперимента позволяют говорить об
эффективности разработанной нами программы направленной на развитие
мелкой моторики с использованием песочной терапии.
Разработанная нами программа успешно реализуется в ДОУ №217
На основаниях положительных результатов можно сказать, что данная
программа может применяться и в других дошкольных учреждениях.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022



