Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи II-III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии

Работа №26707

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
517
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы изучения состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Взаимосвязь мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР II-III уровня и их особенности в развитии мелкой моторики 14
1.3 Возможности песочной терапии в развитии мелкой моторики 19
2 Исследование развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня 25
2.1 Программа развития мелкой моторики у детей с ОНР II-III уровня
старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии 25
2.2 Анализ эффективности программы развития мелкой моторики у детей с ОНР II-III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние годы наблюдается тенденция
к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них
наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи
(ОНР). Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет II и III
уровни речевого развития.
Изучению особенностей детей с общим недоразвитием речи придается
большое значение. На протяжении последних десятилетий данную проблему
изучали такие исследователи как Т.Б. Филичева, А.М. Шахнарович, Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова и многие др.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше
двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Давно
известно, что развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С.
Выготским, В.М. Бехтеревым и мн.др. Все они считали, что речевые области
мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Мелкая моторика - это совокупность координированных движений
кистей и пальцев рук. В.А. Сухомлинский писал, что "ум ребенка, истоки его
способностей и дарований находятся на кончиках пальцев". Он же отмечал:
"Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем… ярче творческая
стихия детского разума". Исследованиями ученых (Антакова-Фомина Л.В.,
Кольцова М.М., Исенина Е.И.) было установлено, что уровень умственного и
речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме того,
положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь
ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д.Сели, Н.А.Бернштейна,4
В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Р.Гнатадзе, Ю.Луговской,
И.Павленко. У.В.Ульенковой, О.Н.Усановой, М.М.Безруких.
У детей с ОНР II-III уровня наиболее ярко проявляется
недостаточность мелкой моторики при выполнении сложных движений,
требующих четкого управления движениями, точной работы различных
мышечных групп, правильной пространственной организации движений.
Поэтому от педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями,
требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному
нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка
прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы необходимые
для продолжительной работы, волевые качества, дающие стабильные
результаты.
Содержание работы по развитию мелкой моторики реализуется
различными способами: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика,
графические упражнения, пальчиковый и теневой театры, самомассажи,
рисование по манке, выкладывание из палочек, различные мозаики и пазлы, в
изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники,
различные дидактические игры на развитие мелкой моторики (Н.С. Жукова,
Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева, В.Лопатина, Н.В., Ткаченко Т.А.).
Однако, теоретический анализ литературы выявил недостаточность
исследований посвященных развития мелкой моторики детей с ОНР II-III
уровня.
Объект исследования – мелкая моторика детей с ОНР II и III уровня
старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – песочная терапия в развитии мелкой моторики
детей с ОНР II и III уровня старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение элементов
песочной терапии будет способствовать развитию мелкой моторики у детей
с ОНР II-III уровня.5
Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать
программу развития мелкой моторики детей с ОНР II-III уровня на основе
песочной терапии.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами
были определены задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы взаимосвязи мелкой
моторики и речи у детей дошкольного возраста
2. Выявить недостатки мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР II-III уровня
3. Определить возможности песочной терапии в развитии мелкой
моторики
4. Разработать программу развития мелкой моторики детей с ОНР II и
III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной
терапии.
5. Проверить эффективность разработанной программы по развитию
мелкой моторики
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и
задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, контрольный
эксперимент.
Теоретико-методологической основой исследования явились
следующие положения:
- о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.
М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
- о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, И. Ф.
Талызина, П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая и др.);
- о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса
(Ж. И. Шиф, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Т. М. Дульнев, В. Г. Петрова, А.
С. Белкин, В. В. Коркунов).6
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его
результаты позволяют расширить и уточнить теоретические представления о
развитии мелкой моторики у детей с ОНР II-III уровня.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная
программа развития мелкой моторики детей с ОНР II и III уровня старшего
дошкольного возраста на основе песочной терапии может быть применена в
работе логопеда и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Базой для экспериментального исследования явилось муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 217».
Экспериментом было охвачено 20 детей 5-6 лет с ОНР II-III уровня.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Так как большинство родителей детей с нарушениями речи,
заинтересованы в том, что бы их ребенок был максимально подготовлен к
школе. В свою очередь педагоги работающие с детьми с нарушениям речи
должны способствовать всестороннему развитию детей и конечно же их
работа должна быть направлена на коррекцию их нарушений в развитии, а
именно нарушению речи. В связи с тем, что учеными доказано, что с
анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной
проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,
расположенная очень близко от речевой зоны. Исходя, из этого можно
считать, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой
моторики. Именно поэтому развитие мелкой моторики становится одной из
немаловажных задач в развитии ребенка с общим недоразвитием.
В первой главе изучив специальную литературу по проблеме
исследования, мы выявили следующие закономерности: развитие мелкой
моторики находится в прямой зависимости с речью, у детей с общим
недоразвитием речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальным
речевым развитием, сформированы зрительное восприятие,
пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР
малоактивны, инициативы в общении они обычно себя не проявляют. У
детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация
движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и
артикуляционной. Для развития мелкой моторики мы выбрали песочную
терапию, так как песок – это естественная среда для ребенка не только для
игры, но и для обучения. Иными словами, использование песочницы в
педагогическом процессе дает комплексный образовательный,
терапевтический эффект. С помощью построений на песке можно развивать
наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице активно
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.44
Во второй главе мы разработали программу, направленную на развитее
мелкой моторики на основе песочной терапии. Затем что бы проверить
эффективность разработанной нами программы мы провели эксперимент.
Проведенное исследование на констатирующем этапе эксперимента
позволило выявить уровень развития моторики в группе детей с ОНР II-III
уровня, мелкая моторика не сформирована: задания выполняют плохо, не
замечают своих ошибок; выполняют в замедленном темпе, часто
неправильно.
Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента в группе
детей с ОНР показала что, движения мелкой моторики рук стали более
точные и дифференцированные; мелкая моторика сформирована на среднем
уровне, дети с ОНР выполняют задания часто правильно, но в замедленном
темпе.
Результаты контрольного эксперимента позволяют говорить об
эффективности разработанной нами программы направленной на развитие
мелкой моторики с использованием песочной терапии.
Разработанная нами программа успешно реализуется в ДОУ №217
На основаниях положительных результатов можно сказать, что данная
программа может применяться и в других дошкольных учреждениях.


Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева,
В. И. Яшина. - М.: изд. центр «Академия», - 2010. – С. 431
2. Аксенова, М. Н. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с
нарушением речи. / М.Н. Аксенова - Дошкольное воспитание; М.: изд-во
«Просвещение», 1990. С.94
3.Архипова, Е.Ф. Диагностика и коррекция проблем развития / Е.Ф.
Архипова –изд-во: Мозаика – Синтез 2012, С.160
4. Аромштам, М. Игры на влажном песке / М.Аромштам //Дошкольное
образование: газ. Издательского дома «Первое сентября». – 2006 - №12.- С.6
5. Андрунь С. Чудеса из песка / С. Андрунь// Обруч №3 2007- C. 32-36
6. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. [Электронный ресурс]
Петропавловск, 2010 – 74с. http://pedlib.ru. – Загл. с экрана
7. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии : учеб. / Н.А. Берштейн –
М.: Физкультура и спорт изд-во «Просвещение» 1999 – С. 288
8. Бережная, Н.Ф. Использование песочницы в коррекции
эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего
дошкольного возраста//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007.- №1.-
с.50, №2 - с.54-56
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский издво: АСТ, Астрель, Люкс 2005 С.672
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Академия,
2014. – с.419
10.Гарибьян, Р. Б. Анатомия и физиология человека/ Р.Б. Гарибьян ,
Н.Г Марков.- М., изд-во "Просвещение", 1999. С.224
11.Гаркуш, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.:
Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.
12.Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения/Под
ред. Ю.Ф, Гаркуши. – М.: НИИ Школьных технологий, 2008. – С. 19246
13.. Довгань, Н.В. Логопедические игры в песочной стране / Н.В.
Довгань // Ж. Логопед №3 2010 г. C.34
14. Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального
образования: сборник статей и тезисов научно-практической конференции
студентов и молодых ученых института специальной педагогики ГОУ ВПО
КГПУ им. В. П. Астафьева / М-во образов. Рос. Федерации, Краснояр. гос.
пед. ун-т. - Красноярск: КГПУ, 2008 – 121 с.
15.Васильченко, Л. Песочная терапия как средство развития
деятельности ребёнка /Л.Васильченко // Развитие и коррекция- 2001.-
вып.10.-С.42-47.
16.Жителева,С.С. «Песочная терапия» / С.С Жителева // Ребёнок в детском
саду.-2006.-N4.-С.65-68
17.Жукова О.С. Школа раннего развития / О.С. Жукова. – изд-во: АСТ,
Астрель-СПб 2005 С. 160
18.Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Феличева изд-во: КнигоМир, 2011 С. 320
19.Запорожец А.В. Изменение моторики ребёнка  дошкольника в
зависимости от условий и мотивов деятельности/ А.В. Запорожец учеб.
пособие для обр. учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.:
Просвещение 1999 С. 98
20.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры с песком. Практикум по
песочной терапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева изд-во: Речь СПБ, 2015 С.
256
21.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные развивающие и
адаптирующие игры / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Н. Грабенко изд-во:
Спб.: Детство – Пресс, 2002 С.208
22.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый
игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина изд-во: Екатеринбург: УФактория, 2004. — 224 с47
23.Коррекционно-методическая работа по развитию импрессивной и
экспрессивной речи у детей раннего возраста (логико-структурный вариант
программного содержания): практический материал для работы логопеда /
М-во образования Рос. Федерации, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П.
Астафьева, Упр. образования адм. Ленинск.р-на ; авт.-сост.: Гетман Т. Н.,
Лосев П. Н. - Красноярск: [КГПУ], 2003 С.105
24. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии /Р.Е. Левина.
М.: Альянс, 2013. – С. 367.
25.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя
диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова изд-во: М.: Просвещение, 1992. –
95 с.
26.Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки/ С.С.
Мельникова // Начальная школа. – 2003. - № 8.
27.Павлов И.П. Физиология больших полушарий головного мозга/ И.П.
Павлов изд-во: Либроком, 2014. – 82 с.
28.Сеченов И.М., Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченев изд-во:
АСТ, 2014 г., С. 352
29.Селли Д. Очерки по психологии детства / Д.Селли - изд-во:
КомКнига 2007, С. 359
30.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту /
Н.А.Сакович изд-во: – Спб.: Речь, 2008 С. 204
31.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский -
Киев.: «Радянська школа» 1973 С.250
32.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко изд-во: -
М.: ЭКСМО, 2007. – 80с.
33.Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В, Чиркина.
- М.: Айрис-пресс, 2008. – С. 224
34.Филичева Т. Б Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С
Орлова, Т.В. Туманова – изд-во: Эксмо 2015 С.32048
35.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми Учебное
пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных
классов, студентов педагогических училищ. / Под общ.ред. д. п. н., проф. Г.
В. Чиркиной 2-е изд. Испр.- М.: АРКТИ С. 240

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ