Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы этнопедагогического сопровождения развития личностных универсальных учебных действий первоклассников
1.1 Психофизиологические особенности первоклассников
1.2 Состояние проблемы развития личностных универсальных учебных действий первоклассников в отечественной теории и практике
1.3 Этнопедагогическое сопровождение
Выводы по главе I
Глава 2 Организация этнопедагогического сопровождения развития личностных универсальных учебных действий первоклассников
2.1 Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
2.2 Разработка и реализация занятий
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе II
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Интеграция России в мировое образовательное пространство предопределила необходимость перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества и появлению в России Федеральных государственных
образовательных стандартов для учреждений всех уровней от дошкольного
до послевузовского.
Реформирование системы российского образования привело к переосмыслению образования как суммы «знаний, умений, навыков», которыми
должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей [46, с. 3]. Это произошло, потому что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к
самостоятельной организации собственной деятельности [41, с. 113]. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.
В современной педагогической науке под универсальными учебными
действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а
также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих
способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений
и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [12, с. 27].
Актуальность исследования на наш взгляд заключается в том, что необходимо в новых сложившихся условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов учитывать национальные особенности
первоклассников и организовывать эффективное этнопедагогическое сопровождение развития их личностных универсальных учебных действий.
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лош-4
карева, A.A. Люблинская. Отдельные виды общеучебных умений и методику
их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся,
впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукерман и др. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Работы данных авторов послужили ценной основой для нашего исследования.
Цель исследования − теоретические обосновать особенности этнопедагогического сопровождения развития личностных универсальных учебных
действий первоклассников.
Объект исследования − развитие личностных универсальных учебных
действий первоклассников.
Предмет − этнопедагогическое сопровождение развития личностных
универсальных учебных действий первоклассников.
Гипотеза: развитие личностных универсальных учебных действий первоклассников с использованием этнопедагогического сопровождения будет
результативным.
Задачи исследования:
- Рассмотреть состояние проблемы развития личностных универсальных
учебных действий первоклассников в отечественной теории и практике
- Выявить особенности этнопедагогического сопровождения первоклассников
- Описать содержание работы по развитию личностных универсальных
учебных действий первоклассников (на примере школ республики Ингушетия).5
- Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по этнопедагогическому сопровождению развития личностных универсальных
учебных действий первоклассников.
Методологической основой исследования явились: теория развития
личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович,
B.C. Мухина, И.В. Дубровина и др.); философско-педагогические идеи зарубежных и русских мыслителей, определивших роль национальных традиций
в формировании личности; законодательные документы о современной школе, воспитании подрастающего поколения.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической
литературы; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов
опытно-экспериментальной работы.
Этапы работы
Первый этап – теоретический анализ проблемы, подбор методик, для диагностики уровня развития личностных универсальных учебных действий,
проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап – проведение игровой программы по развитию личностных
универсальных учебных действий у первоклассников.
Третий этап – итоговый эксперимент, сравнение первичной и повторной
диагностики, анализ результатов работы.
Исследование проходило в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Республиканский Центр
творчества детей и юношества». В исследовании участвовали учащиеся первого класса – 20 человек (10 в экспериментальной и 10 в контрольной группе).
Объем и структура работы: введение, две главы (6 параграфов), заключение, библиографический список, приложения.
В процессе исследования психолого-педагогической литературы мы
пришли к заключению, что этот возраст является сензитивным периодом
формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности, саморегуляции а также развития памяти и
мышления.
Проработав состояние проблемы развития личностных универсальных
учебных действий первоклассников в отечественной теории и практике, мы
пришли к выводу, что данная проблематика является актуальной, что подтверждается введением данной терминологии в ФГОС ДОО. Личностные
универсальные учебные действия направлены на осознание, исследование,
понимание и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и
своего будущего. Личностные УУД призваны обеспечить нравственную активность учащихся на основе их ценностно-смысловых ориентации. Основы
формирования личностных УУД закладываются еще в семье и на протяжении всего обучения в начальной школе. Большую ценность для формирования личностных учебных действий играют особенности народа, его специфические воспитательные методы, приемы, традиции.
Особенности этнопедагогического сопровождения первоклассников заключаются в необходимости передать социальный опыт через объяснение,
совместную работу.
В процессе работы над темой «Этнопедагогическое сопровождение развития личностных универсальных учебных действий первоклассников (на
примере школ республики Ингушетия)» мы организовали и провели исследовательскую работу и опытно-экспериментальную работу по этнопедагогическому сопровождению развития личностных универсальных учебных действий первоклассников. После проведения опытно-экспериментальной рабо-72
ты в экспериментальной группе первоклассников значительно улучшились
показатели, характеризующие развитие личностных универсальных учебных
действий: результаты по самооценке – если при первой диагностике было
10% детей с адекватной самооценкой, то при повторной диагностике стало
100%. Значительно улучшились показатели школьной мотивации − на 50%
больше стало школьников, проявляющих высокую мотивацию к обучению.
Также после повторной диагностики на 90% стало больше первоклассников,
проявляющих высокий уровень понимания нравственных ценностей и норм,
на 100% стало больше детей, проявляющих высокое понимание и отношение
к нравственным нормам.
В контрольной же группе – где никаких специально организованных
воздействий не было проведено, не было зафиксировано и значительных изменений в развитии личностных универсальных учебных действий.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что программа этнопедагогического сопровождения подобрана нами верно, цели и задачи исследования
достигнуты, гипотеза подтверждена.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155. / Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» [Интернет ресурс] / URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637 (дата
доступа 13.10.15)
2. Абалаева, И.Н. О национальных особенностях Чеченского народа / Начальная школа плюс до и после. – 2011. № 2. – С. 21-25.
3. Абольян, Л.В., Евлоева Ф.М. Национальные традиции чеченских и ингушских семей в охране здоровья матери и ребенка. Вопросы современной педиатрии. / Абольян, Л.В., Евлоева Ф.М.– 2010. № 5. – Т. 9. – С.138 – 140.
4. Аветисян, Р. Р. Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Аветисян Р. Р.– Владикавказ, 2004. –149 c.
5. Аджиева, Е. М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности. Толерантное сознание и формирование толерантных
отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. /
Аджиева, Е. М. – Москва, 2003. – С. 92-94.
6. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ. А. А. Валеева, Р. А. Валеевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 448 с.
7. Айбазова, М. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогике
Северо-Западного Кавказа: учебное пособие. – Карачаевск: М-во общ. и
проф. образования РФ,/ Айбазова, М. Ю. 2004. – 107 с.
8. Алиева, Б. Ш. Трудовое воспитание горцев Дагестана Народное образование./ Алиева, Б. Ш. –2006. № 6. – С. 127-133./
9. Алиханова, Р. А. Этнопедагогический потенциал народной системы воспитания: монография. – Назрань: Чечен, гос. пед. ин-т.,/Алиханова Р.А. 2009. –
223 с.74
10. Алметов, Н. Ш. Многоязычное обучение в школах Казахстана: опыт,
проблемы и решения Педагогика. / Алметов, Н. Ш –2011. №5. – С. 117-122.
11. Амироев, И., Чеченцы и ингуши: обычаи, традиции, нравы. Грозный :
История, /Амиров И. Межидов Д. 2010. – 283 с.
12. Анисенкова, Т. В. Этнопедагогическая подготовка будущего учителя в
условиях профильных лагерей. Alma Mater: Вестник высшей школы.
/ Анисенкова, Т. В. – 2006. № 11. – С. 65-67.
13. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. —
Москва : Просвещение, 2010. – 151с.
14. Багаев, М. Этнопедагогика и чеченцы. Вайнах, – 2013. №10. [Интернет
ресурс] / URL: http://j-vaynah.ru/musa-bagaev-e-tnopedagogika-chechentsy/
(дата доступа 14.11.15)
15. Баранова, Г. А. Формирование личностных универсальных учебных
действий у учащихся начальных классов средствами учебника Известия
Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. / Баранова,
Г. А – 2013. № 4. – С. 429 – 432.
16. Башаева, С.А. Воспитательно – развивающее значение национальных
детских игр чеченского народа Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп, / Башаева, С.А. - 2009. № 2. – С. 31-34.
17. Бгажноков, Б. X. Адыгский этикет. – Нальчик : Эльбрус, /Бгажноков, Б.
X 2008. – 163 с.
18. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика. / Бережнова, Л. Н.– Москва : Академия, 2008. – 232 с.
19. Бессонов, Б. И. Человек : пути формирования новой личности. / Бессонов, Б. И. – Москва : Мысль, 1988. – 210 с.
20. Бирюкова, А.С. Организация этнопедагогической деятельности в школе
по социализации учащихся. : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.01.00
/ Бирюкова А. С. – Кемерово, 2014. – 201 с.75
21. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования / Бондаревская, Е.В. Педагогика. – 1997. № 4.
– С. 11 - 17.
22. Борисевич, К. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного
Кавказа / Борисевич, К. Этнографическое обозрение. Москва : 1899. № 1-
2. С.226-242.
23. Бошарова, Г.С. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в школе Теория и методика развития
универсальных учебных действий. Выпуск 1: сборник материалов / Бошарова
Г.С. Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. Г. А. Русских //
Концепт. – Приложение № 9. – Киров: МЦИТО, 2013. – 137 с. С.5-6
24. Бузоева, 3. С. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений : дис. ...
канд. пед. наук : 13.00.01 / Бузоева З.С. – Владикавказ, 2001. – 157 c.
25. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед.
учеб. заведений./Волков Г.Н. – Москва : Академия, 1999. - 168 с.
26. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка: учеб. пос. / Сост.
Н. Ф. Голованова. – Санкт – Петербург, 2004. – 272 с.
27. Григорьева, А. А. Этнопедагогика и общепедагогическая подготовка
учителя: проблемы взаимосвязи. Госстандарты высшего образования: проблемы, подходы, перспективы. /Григорьева А.А.– Якутск, 1999. – С.14-16.
28. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов /
Давыдова О.И. Социальная работа в Сибири. – Кемерово, 2004. – С.21-27.
29. Давыдова, Т. В. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки: дис. ... канд.
пед. наук: 13.00.08 / Давыдова Т. В. – Чебоксары, 2004. – 212 с.
30. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование. / Дмитриев, Г. Д. -
Москва : Народное образование, 1999. –208 с76
31. Зотов, Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: : природа и становление: философско-этическое исследование. / Зотов, Н.Д. – Томск
: ТГУ,1984. – 245 с.
32. Иванова, Е. О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий / Иванова Е.О - Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. № 5 (8). – С.114-115
33. Исаев, И. Ф. Факторы этнопедагогизации образовательного процесса в
сельской школе-комплексе: региональный аспект. Научные ведомости Белгородского государственного университета. / Исаев Ф.И. – 2008. № 1. – С.
82-88.
34. Кагермазова, Л.Ц., Возрастная психология (психология развития) электронный учебник издательство ДПО КБГУ, 2010 [Интернет ресурс] // URL:
http://avkrasn.ru/article-1435.html (дата доступа 15.12.15)
35. Комиссарова, Е. В.Содержание, средства, методы и приемы воспитания
подрастающих поколений в народной педагогике горцев. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №
53. / Комиссарова, Е. В.–2007. – Т. 22. – С.321-323.
36. Кондаков, И.М. Психологический словарь. / Кондаков, И.М. – Москва :
Питер, 2000. - 712 с.
37. Латышина, Д. И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д. И. Латышина, Р. З. Хайруллин. – 2-е изд., перераб. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2014. – 532 с.
38. Мамбетов, Г. X. Общественный и семейный быт кабардинцев и балкарцев в XVI – XIX вв. История Кабардино-Балкарской АССР. / Мамбетов Г.Х.
Москва, 1967. – 65-68.
39. Нездемковская, Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогика // «Психология и педагогика», 11 мая 2009 г. [Интернет ресурс] / URL:
http://www.lib.tsu.ru/ru/mminfo/000063105/325/image/325-157.pdf (дата доступа 15.12.15)