ВВЕДЕНИЕ 3
1 Использование тестов в обучении математике 6
1.1 Виды тестов. Особенности тестов успеваемости (усвоения знаний) 6
1.2 Требования, предъявляемые к тестовым заданиям теста успеваемости 21
1.3 Использование тестов успеваемости при обучении математике 29
2 Возможности системы электронного обучения Moodle для повышения уровня знаний, умений и навыков 32
2.1 Характеристика системы электронного обучения Moodle 32
2.2 Применение модуля «Тест» системы электронного обучения Moodle как средства отработки знаний, умений и навыков при изучении математики 35
3 Организация работы с модулем «Тест» в системе Moodle для повышения уровня знаний, умений и навыков первокурсников при изучении математики 38
3.1 Особенности организации самостоятельной работы обучающихся в вузе38
3.2 Характеристика дисциплины «Математика» для первокурсников -
будущих учителей начальных классов 43
3.3 Конструирование тестовых заданий по математике 48
3.4 Апробация и ее результаты 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном образовании возрастает роль информационных технологий, которые создают дополнительные возможности как для повышения качества и эффективности процесса обучения, так и для расширения сфер его применения. Быстрыми темпами развивается новая прогрессивная форма организации учебного процесса на основе принципа самостоятельного обучения студента с помощью различных информационных ресурсов - дистанционное образование [24].
Существует обратная тенденция, а именно разработанные для дистанционного образования ресурсы начинают использоваться в контактном учебном процессе, расширяя его возможности. Процесс информатизации образования поставил в качестве одной из главных задач обучения использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации контактного обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности.
Одним из важных направлений совершенствования образовательного процесса в СФУ является развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [40]. В СФУ определена программа развития, в которой особое внимание в 2016 г. уделяется разработкам для реализации дисциплин на основе смешанной модели обучения [41]. Согласно приказу ректора № 748 от 17 июня 2014 г., электронные курсы СФУ размещаются в системе, разработанной на базе Moodle по адресу e.sfu-kras.ru.
Согласно Основной образовательной программе и рабочей программе дисциплины «Математика» [22], одним из результатов обучения первокурсников математике должно быть формирование у них достаточно высокого уровня знаний, умений и навыков по ряду тем дисциплины.
Заметим, что работа с системой электронного обучения Moodle ориентирована на самостоятельную познавательную деятельность студентов. Система позволяет преподавателю связываться с обучающимися в
Проблема организации обучения в условиях увеличения доли самостоятельной работы первокурсников состоит в том, что, с одной стороны, в процессе обучения студенты должны осуществлять различные виды работы, в том числе самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний, умений и навыков. С другой стороны, имеется дефицит в средствах обеспечения такой самостоятельной работы, не предполагающей участия и контроля преподавателя.
Цель: разработать тестовые задания для модуля «Тест» электронного курса «Математика для студентов-педагогов» в системе Moodle и организовать работу первокурсников с этим модулем, направленную на повышение уровня их знаний, умений и навыков.
Объект: процесс формирования знаний, умений и навыков у первокурсников при освоении дисциплины «Математика».
Предмет: средства электронного курса в системе Moodle для обеспечения процесса формирования знаний, умений и навыков, а именно, для их самостоятельной отработки и контроля.
Гипотеза. Использование модуля «Тест» электронного курса «Математика для студентов-педагогов» для организации самостоятельной работы первокурсников над повышением уровня их знаний, умений и навыков будет эффективным, если:
- содержание тестовых заданий разработано на основе анализа реальных затруднений и их типичных ошибок при решении математических задач по изучаемым темам дисциплины «Математика»;
- модуль «Тест» настроен так, что работа с тестовыми заданиями может происходить в двух режимах (тест-тренажер, контроль);
- работа с модулем «Тест» обеспечена методическими указаниями для студентов;
- результаты тестирования учитываются в итоговой оценке по дисциплины.
Задачи:
1) Изучить особенности конструирования тестов успеваемости, в том числе требования предъявляемые к разработке тестовых заданий для компьютерного тестирования.
2) Изучить возможности системы электронного обучения Moodle для организации тестирования, научиться конструировать тесты для электронного курса в Moodle.
3) Разработать материалы тестовых заданий на основе анализа типичных ошибок первокурсников при изучении тем «Множества» и «Метод математической индукции».
4) Сконструировать два теста в электронном курсе «Математика для студентов-педагогов» и организовать работу студентов с этими тестами.
5) Проанализировать результаты апробации.
Работа состоит из трех глав, введения, вывода, заключения, списка использованных источников и приложения.
Апробация разработок ВКР проходила в 2015-2016 учебном году на потоке студентов первого курса Института педагогики, психологии и социологии направления «Педагогика» при изучении ими дисциплины «Математика», сопровождаемой электронным курсом «Математика для студентов-педагогов».
В процессе решения задач бакалаврской работы было установлено, что
самостоятельное выполнение первокурсниками разработанных нами
тренировочных тестов по темам «Множества» и «Метод математической
индукции» позволяет им значительно повысить уровень своих умений и навыков
по этим темам, что подтверждают результаты независимого итогового контроля,
проведенным преподавателем.
Это происходит благодаря возможности в ходе тренировки не только
повторить ранее изученный материал, но и ликвидировать допущенные ранее
ошибки. Тренировка в форме выполнения тестов должна стать неотъемлемой
часть самостоятельной работы студентов, поскольку она действительно
способствует повышению уровня знаний, умений и навыков. В самом деле,
тестовые задания позволяют сконцентрировать внимание учащихся на важных
моментах изучаемого материала. Регулярное тестирование заставляет учащихся
готовиться, повторяя необходимые математические формулы, понятия, свойства,
правила, то есть тест стимулирует самостоятельную работу студентов.
Многократное использование тестов увеличивает число повторений
формируемых знаний и умений, что обеспечивает прочность усвоения.
Контролирующая функция тестов создает у студентов ситуацию, вызывающую
мобилизацию усилий интеллектуального, волевого и эмоционального плана.
Уже сама установка на контроль способствует интенсификации работы мозга,
поддерживая его в деятельном состоянии и тем самым обеспечивая активное
отношение учащихся к предмету. Электронная форма тестовых заданий дает
возможность экономить аудиторное время, и за счет этого увеличить
наполняемость занятия учебными действиями, а разнообразие форм тестовых
заданий снижает утомляемость студентов, периодически переключая их
внимание, и поддерживая интерес к учебной деятельности.
Все вышесказанное подтверждает целесообразность использования
тестовых заданий в качестве эффективного средства повышения уровня знаний,
умений и навыков.
Абасов, З.А. Проектирование и организация самостоятельной работы
студентов / З.А. Абасов // Высшее образование в России. –2007, – №10.
С. 81 – 84.
2. Аванесов, В.С. «Форма тестовых заданий». Учебное пособие для
учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд.,
переработанное и расширенное / В.С. Аванесов. – М.: «Центр
тестирования», 2005. – 156с.
3. Аванесов, В.С. История возникновения тестов [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/avanesov_tests_history.pdf
4. Акимов, М.К. Психологическая диагностика [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=54
5. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения: учебное
пособие / А.М. Анисимов, – Харьков: ХНАГХ, 2009. – 292 с.
6. Ащепкова, Л.Я. Конструирование тестовых заданий и обработка
результатов тестирования [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.kpmit.dvgu.ru/library/aschepkova/tests.php
7. Басев, И.Н. Проблемы и перспективы развития образования в России /
И.Н. Басев // Организация контроля самостоятельной работы
студентов в Moodle. – 2015, №35. С. 42 – 45.
8. Бобровская, С.А. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных
наук / С.А. Бобровская // Особенности организации самостоятельной
работы студентов в системе электронных курсов «Moodle». – 2014,
№ 11–2. С. 38 – 40.
9. Гид по инструментам Moodle [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://e.sfu-kras.ru/mod/resource/view.php?id=17710
10. Гультяев, А.К. Moodle – система дистанционного обучения
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://met.emissia.org
11. Дикшева, О.А. Актуальность разработки и структура электронного
образовательного ресурса «компьютерные сети» / О.А. Дикшева, Н.В.66
Сорокина. – К.: Редакция журнала научных публикаций аспирантов и
докторантов, 2011. – С. 89 – 90.
12. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /
И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
13. Зенкин А.С. Самостоятельная работа студентов: методические
указания / А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ. –
Саранск: Издательство Мордовского университета, 2009. – 35 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие. И. А.
Зимняя. - М.: Логос, 2001. – 378с.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспиров. – М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. –351с.
16. Конышева, А.В. Модульное обучение как средство управления
самостоятельной работой студентов / А.В. Конышева // Высшее
образование в России. –2010, №6. С. 157 – 158.
17. Косихина, О.С. Теоретические основы системно-структурного
подхода к усвоению знаний / О.С. Косихина // Наука и школа. – 2007,
№1. С. 79 – 80.
18. Лазыкина, Т.В. Педагогам о дистанционном обучении /
Т.В. Лазыкина, И.П. Давыдов, М.Б. Лебедев, И.Б. Мылов.– СПб:
РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с.
19. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы
образования: учебник / А.Н. Майоров, – Москва: Интеллект-центр,
2002. – 296 с.
20. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Макарова, Т.А.
Матис, А.Б. Орлов. – М.:Просвещение, 1990. – С. 23 – 34.
21. Международная программа PISA [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://ria.ru/spravka/20131203/981518012.html67
22. Основная образовательная программа высшего профессионального
образования СФУ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://edu.sfu-kras.ru/node/3262
23. Официальный информационный портал единого государственного
экзамена [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ege.edu.ru/
24. Российская академия образования, институт содержания и методов
обучения, центр оценки качества образования [Электронный ресурс] –
Режим доступа:http://www.edu54.ru/sites/default/files/images-2/files/pisapr-matematika.pdf
25. Нурминский, И.И. Статистические закономерности формирования
знаний и умений учащихся/ И.И. Матис, Н.К. Гладышева. –
М.: Педагогика, 1991. – 102с.
26. Покало, О.Г. Руководство преподавателю Moodle/ О.Г. Покало, Г.П.
Ланец, Е.В. Забалканцева. – СПб.: Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена, 2009. – 39с.
27. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.С.Полат,
М.В.Моисеева, А.Е.Петров. – М.: Издательский центр «Академия»,
2006. – 400с.
28. Почекутов, С.И. Методические основы педагогического
тестирования: Учеб. пособие/ С.И. Почекутов, Е.Е. Савченко. –
Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. – 60 с.
29. Силласте Г.Г. Самостоятельная работа студентов: методические
рекомендации/ Г.Г. Силласте, Е.Е. Письменная, Н.М. Белгарокова. –
Москва, 2013. – 35 с.
30. Тверезовьска, Н.Т. Методология педагогического исследования:
учебное пособие/ Н.Т. Тверезовьска, В.К. Сидоренко. – К.: Центр
учебной литературы, 2014. –440с.
31. Темберкова, А.А. Формирование профессиональных компетенций
будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных68
технологий в обучении [Электронный ресурс] / А.А. Темберкова //
Новые информационные технологии в науке и образовании: Сборник
научных трудов. – Горно-Алтайск, 2005. – Режим доступа: http://elib.gasu.ru/konf/nit/archiv/2005/3/2.html
32. Тунда, В.А. Пособие-путеводитель по документации Moodle 2.5 для
начинающих/ В.А. Тунда. – Томск, 2014. – 222 с.
33. Учебный план и график учебного процесса
психолого-педагогического образования [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://edu.sfu-kras.ru/sites/edu.sfu-kras.ru/files/oo..
34. Функ, А.В. Применение дистанционных электронных курсов для
активизации самостоятельной работы студентов/А.В. Функ, М.Ю.
Левина. – Л.: ООО «Максимал информационные технологии» – 2014,
№8. – С. 43 – 44.
35. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Москва: Гардарики,
1999. – 520 с.
36. Хроменко, О.В. Методика преподавания психологии: конспект лекций
[Электронный ресурс] / О.В. Хроменко. – Ростов на Дону: Феникс,
2004. – Режим доступа: http://www.ereading.club
37. Худякова, А.В. Проектирование дистанционного курса на платформе
Moodle 2.7: учебно-методическое пособие/ А.В. Худякова. – Пермь:
ПГГПУ, 2014. – 32 с.
38. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении: научнометодическое пособие/ А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос»;
Издательство Института образования человека, 2013. – 73с.
39. Шлыкова, И.И. Организация дистанционного обучения в системе
Moodle: учебно-методическое пособие/ И.И. Шлыкова, Л.Г.
Смольская, С.А.Оберган – Минск, 2011. – 64 с.
40. Программа развития СФУ на 2011–2021 годы [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http