ВВЕДЕНИЕ 4
1. Технологическое и дополнительное образование учащихся старших классов общеобразовательных организаций. 7
1.1. Содержания и особенности реализации предмета «Технология» в старших классах общеобразовательных учреждений 7
1.2. Дополнительное образование детей в современной системе
образования Российской Федерации 12
1.3. Сравнительный анализ технологического образования старшеклассников по программам основного общего и дополнительного образования 20
2. Разработка и апробация дополнительной образовательной программы по столярному делу с художественным
уклоном для учащихся старших
классов 24
2.1. Учебно - методическое обеспечения предмета «Технология»
в МАОУ «Межшкольном учебном комбинате» 24
2.2. Содержание дополнительной образовательной программы по столярному делу с художественным уклоном для старших
классов 24
2.3. Результаты экспертной оценки дополнительной образовательной программы по технологии «Столяр художник» для старших классов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
42
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящие время ключевое место в развитии личности имеет образование. Помимо основного образования для развития детей необходимо дополнительное образование.
Дополнительное образование детей - важное звено в воспитании разносторонней личности, необходимое для ранней профессиональной ориентации.
Ценность дополнительного образования детей заключается в том, что оно многогранно и помогает учащимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством учащихся: ведь для учащихся полученные знания и навыки личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем. Технологическое образование, так же как и дополнительное направлено на профессиональную ориентацию. Включает в себя приобретение профессиональных навыков и художественно-эстетических знаний.
Актуальность модернизации программы заключается в том, что в рамках межшкольного учебного комбината происходит смена статуса организации с основного общего образования на дополнительное образование, также старая программа рассчитана на получение профессиональных навыков столяра, но получаемая продукция у учащихся имеет однообразный характер.
В связи с этим появилась необходимость написать принципиально новую программу, в которой будут активно применяться навыки художественной обработки материала. Таким образом, программа будет модернизирована, так чтобы она соответствовала дополнительному образованию и приобретёт более яркую художественную направленность, что позволит адаптировать программу под новые условия и повысить интерес к профессии столяра.
Цель: разработать дополнительную образовательную программу по столярному делу с художественным уклоном для старших классов и провести ее апробацию в условиях межшкольного учебного комбината и экспертную оценку.
Объект исследования: Образовательные программы для старших классов по направлению столярное дело.
Предмет исследования: содержание дополнительной образовательной программы по столярному делу с художественным уклоном для старших классов.
Гипотеза исследования: дополнительная образовательная программа по столярному делу с художественным уклоном для старших классов, будет апробирована и реализоваться на базе межшкольного учебного комбината, если содержание программы:
- учитывает индивидуально особенности учащихся, их интересы и профессиональные предпочтения;
- позволяет своевременно применять профилактические меры, предупреждающие возникновение учебных трудностей.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Сравнить технологическое образование старшеклассников по программам основного общего и дополнительного образования
2. проанализировать содержание и учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Технология» в старших классах;
3. разработать дополнительную образовательную программу по столярному делу с художественным уклоном для старших классов
4. провести экспертную оценку разработанной программы.
Методологической основой нормативная база дополнительного образования.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: изучение и анализ методической литературы по проблеме исследования; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки. Объем и структура работы: введение, две главы (6 параграфов), заключение, библиографический список, приложения.
Старшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 15 до 17-18 лет, что соответствует годам обучения в 9-11 классах. Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Учащимся данного возраста свойственно самоутверждение, самовыражение, поиск своего профессионального пути (ВУЗа).
Программы дополнительного образования в сочетании с технологическим обучением в школе позволят старшеклассникам в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал, развить свои творческие способности. Происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность,
решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива.
Дополнительная образовательная программа «Столяр- художник» разработана на базе Межшкольного учебного комбината города Енисейска для 9-11 классов с учетом возрастных психофизиологических особенностей старшего школьника.
В старшем школьном возрасте важное место занимает самоопределение, развитие профессиональных умений и навыков наряду с формированием проектных и творческих способностей, поэтому программа будет продуктивной, т.к. она направлена на профессиональное самоопределение, успешной социализации в обществе, проявление творческой индивидуальности.
Разработанная программа позволяет дополнить и адаптировать под новые условия, методическое обеспечение учебно - производственного комбината. Так же была проведена апробация и экспертная оценка программы, что позволило выявить и устранить не значительные недостатки, но в целом на момент апробации программа соответствует всем требованиям и постоянно изменяется в соответствии с нормативной базой.
Таким образом, в настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи. Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 0-13 -М.: Проспект, 2015. - 160 с.
2. Большая Советская Энциклопедия 3 - изд., 16 том.- М.: Эксмо, 2008. - 671с.
3. Кандидат педагогических наук Шипицына Н.П. Статья: Предмет « Технология» в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. - Киров, 2013
4. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы. - М.: Просвещение, 2008. -320с.
5. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 23 с.
6. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование детей: нормативно¬правовая база.- М.: ПроПресс, 2008.- 72с.
7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. М., 2005
8. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. М., 2005
9. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М., 2005, с. 71.
10. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход: Методические рекомендации / Под ред. Н.Ф. Радионовой, М.Р. Катуновой. - СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 65
11. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. - М., 1996. -с.9.
12. Симоненко В.Д., Технология: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков/ В.Д. Симоненко, А.Т Тищенко, П.С. Самородский. - М.: Просвещение, 2013. - 191с.
13. Симоненко В.Д., Технология: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков/ В.Д. Симоненко, А.Т Тищенко, П.С. Самородский. - М.: Просвещение, 2013. - 144с.
14. Симоненко В.Д., Технология: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков/ В.Д. Симоненко, А.Т Тищенко, П.С. Самородский. - М.: Просвещение, 2013. - 160с.
15. Симоненко В.Д., Технология: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков/ В.Д. Симоненко, А.Т Тищенко, П.С. Самородский. - М.: Просвещение, 2013. - 208с.
16. Рыженко В.И. Полная энциклопедия для художественных работ по дереву/В.И. Рыженко.- Изд-во «Оникс», 2008.- 704с.
17. Антонов Л.П., Муравьев В.М. Обработка конструкционных материалов: практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для учащихся пед.училищ. - М.: Просвещение, 2008. - 431с.
18. Бармашевич А.А., Романовский А.М. Художественная обработка дерева. - Мн.: Высшая школа, 2000. - 230 с.
19. Гликин М.С. Г 54 Декоративные работы по дереву на станках. - М: Издательство «Народное творчество», Издательство «Исконна», 2002. - 280с.
20. Кулебакин Г.И. Столярное дело. - М.: Стройиздат, 1992. - 144 с.
21. Коваленко А.И., Кулененок В.В. Объекты труда: 6 кл: Обработка древесины и металла: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 191с.
22. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины: Книга для учащихся 6-8 кл. средней школы. - М.: Просвещение, 1989. - 128 с.
23. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву: Уроки мастерства. - М.: Культура и традиции, 2001. - 256с.
24. Столяр. Плотник: Учебное пособие для учащихся профессиональных училищ /Автор-составитель Мельников И.В. - Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2000. - 352с.
25. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции: Учеб. Для СПТУ - 3 изд. - М.: Высш. Шк., 1988. - 128с.
26. Уайт Энтони Мебель и другие предметы обстановки: иллюстр. Справочник. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 109с.
27. Макензи Дейв Мебель для дома своими руками. - М.: ООО « ТД Издательство Мир книги», 2005. - 120с.
28. Дементьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский Дом МСП, 2008. - 88с. 29.Чеванин С.А. резьба по дереву. Уличная резьба. Витраж. Дизайн цоколя. / С.А
Чеванин. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 93с.