ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические понятия исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность и организация учебно-исследовательской деятельности 9
1.1 Исследовательская деятельность учащихся 9
1.2 Учебно-исследовательская деятельность учащихся 16
1.3 Организация учебно-исследовательской деятельности во втором классе 24 2. Определения места учебно-исследовательским заданиям и методическим материалам в УМК «Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова» и «Школа России» 29
2.1 Анализ учебно-методических комплектов «Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова» и «Школа России» для второго класса по предмету
«Окружающий мир» 29
2.2 Методические материалы к учебно-исследовательским заданиям на
материале предмета «Окружающий мир» (второй класс) 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Сегодня, когда ключевым моментом в усовершенствовании российских школ стал федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который реализуется совместно с новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать упор на организацию учебно-исследовательской деятельности школьников, благодаря чему учащиеся смогут самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы.
При анализе статей о ФГОС второго поколения, таких как «Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС» автор методист центра по работе с одаренными детьми Лобунцова Е.Н, можно отметить, что введение стандарта второго поколения способствует изменению школьной жизни ребенка. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный подход, развитие личности учащихся. Важно не просто передать знания учащимся, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.
Согласно статье «Гуманистическая педагогика: XXI века»
опубликованная в газете «Новая газета», №12 от 12 октября 2015 года [7], можно отметить, что классно-урочная система на протяжении столетий считается наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, но мир меняется быстро, а школа меняется медленно. Она отстает от современности и последствия затрагивают всех. Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием творческой личности, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем: профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Особое внимание уделяется воспитанию подлинно свободной личности, формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия и развивать коммуникативные способности. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а именно введение методов и технологий на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Учитель начальных классов и организатор кружка «Я-маленький исследователь» Семенова Л.В., в своей статье «Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника» [26], определяет следующие проблемы многих программ: наиболее тесная связь к конкретному УМК, а следовательно, невозможность использовать в рамках других программ обучения, отсутствие целенаправленной работы по формированию исследовательских умений; смешение понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность». Первые две проблемы взаимосвязаны: программы исследовательской деятельности
разрабатываются во взаимосвязи с содержанием учебных дисциплин и логикой их изложения в конкретном учебно-методическом комплексе. Таким образом, педагоги уделяют большее внимание содержанию, а не самому процессу реализации исследовательской деятельности, формированию
исследовательских умений.
Актуальность исследовательской деятельности в том, что современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе учебно-исследовательской деятельности.
Вопросами организации учебно-исследовательской деятельности занимаются многие педагоги современности. Например, А.И. Савенков описал авторскую модель обогащения содержания образования, основным элементом которой является исследовательское обучение с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности., Леонтович А.В. и Саввичев А.С. разработали рекомендации по написанию исследовательских работ, А.В.Леонтович разработал основные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся различных ступеней образования, Обухов А.С. описал методику проведения экспедиции с детьми 12-14 лет. Аронов А.М., Баженова К.А., Юдина Ю.Г. разработали модель исследовательской деятельности, Фролова Н.А. обосновала, что для возникновения коммутации в начальной школе, ведущей к исследованию, необходимы в специальные условия, в том числе взрослые...
В своей статье «К проблеме повышения квалификации педагогов- организаторов исследовательской деятельности школьников» Аронов А.М. и Баженова К.А. пишут: «Поскольку на данный момент существует достаточно много доступного материала с описанием работы с учащимися в исследовательском режиме, но каждый автор рассматривает лишь отдельный аспект, то возникает вопрос: может ли учитель ознакомиться и сориентироваться в широком объеме материала? Учителю, тем более учителю сельской школы, сложно сориентироваться в огромном несистематизированном объеме методического материала, содержащегося в статьях. Поэтому педагоги стараются применять собственные наработки, опираясь на многолетний опыт работы с учащимися» [1, с.2]
Актуален вопрос о том, в какой степени педагоги владеют методом исследования. Аронов А.М. и Баженова К.А. [1], фиксируют, что с середины 90-х гг. дипломные работы в пединституте Красноярска практически не выполнялись. В то же время, требования к аттестации педагогических работников говорят о том, что в процессе педагогической деятельности технология исследования должна быть освоена педагогами. Таким образом, анализ нормативно-правовой базы и обзор публикаций показывает, что существует потребность в создании программ и моделей, направленных на развитие исследовательских компетенций педагогов. В то же время, на данный момент недостаточно разработаны педагогические, методические условия, которые могли бы оказать влияние на ситуацию.
Для повышения качества исследовательских работ школьников актуальной является разработка комплексных методических пособий, направленных на помощь педагогам в организации учебно-исследовательской деятельности со школьниками.
Опираясь на работу российского психолога и педагога Савенкова А.И, учитель начальных классов, Никитина О.В., в своей статье, пишет: «Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь, но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность» [14, C. 59]. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Приобщение школьников к исследовательской деятельности сегодня является одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только в инновационных, но и в обычных общеобразовательных школах.
Особое место среди учебных предметов, в общеобразовательной школе, занимает предмет «Окружающий мир», так как познание детьми окружающего мира начинается с самого рождения. Первые исследования ребенка начинаются с самого себя, после чего происходит исследования окружающих его людей и среды обитания (окружающего мира).
С точки зрения С.В. Савиновой, учителя начальных классов и специалиста в области проектно-исследовательской деятельности учащихся, работы над исследованием целесообразно начинать со второго класса, когда у детей уже имеются навыки самостоятельной работы, самостоятельного поиска, самостоятельного решения проблемы.
Анализируя работы доктора психологических наук Г.А. Цукерман, можно заметить, что становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться Первое условие к формированию умения учиться у младших школьников - это целенаправленно систематическое формирование учебной деятельности. Ясно, что инициативность невозможно вырастить с помощью репродуктивных методов обучения. Этими методами можно добиться противоположных результатов: творческая, познавательная, коммуникативная инициативность, свойственная здоровым дошкольникам, может погаснуть, не получая поддержки в школе. Вместо человека, умеющего учиться, то есть способного и склонного самостоятельно расширять свои знания и умения сообразно новым жизненным задачам, репродуктивная школа выращивает в лучшем случае информированных людей, которые беспомощны в новой ситуации, не приспособлены жить в нынешнем быстро меняющемся мире без постоянного руководства, надзора и опеки. Наличие инициативы - основной поведенческий критерий субъектного действия ребенка в ситуации совместного действия со взрослым. Характер инициативы, это своего рода, критерий того, какое именно действие развертывает ребенок по собственному побуждению: учебное, игровое, коммуникативное, исполнительское или какое-то иное.
Опираясь на вышесказанное, нами были рассмотрены учебно-методический комплект «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова» для второго класса по предмету «Окружающий мир», которые, на наш взгляд, позволяют создавать условия для развития самостоятельности, инициативности и ответственности младших школьников. Второй выбранный нами УМК «Школа России» имеет более традиционный характер подачи учебного материала, однако соответствует новому ФГОС НОО.
В УМК «Школа России» говориться о реализации учебно-исследовательской деятельности в рамках программы, что касается цели и задач обучения по данному УМК, включение учебно-исследовательской деятельности в процесс обучение отсутствует. Если рассматривать УМК «Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова» составленной на основании примерной программы начального общего образования «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букварёвой, на учебно-исследовательская деятельность выделяется 10 часов и только в одном разделе. Однако, на наш взгляд, учебно-исследовательская деятельность должна проводиться систематично на протяжении всего учебного года. Начинаться от фронтальной работы с педагогом и заканчиваться индивидуальными, пусть даже, мини-исследованиями самих учащихся.
В ходе исследования нами планируется разработка методических материалов в виде сборника в котором имеются учебно-исследовательские задания для УМК «Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова» и «Школа России».
В сборнике методических материалов будут присутствовать учебно-исследовательской задания, которые соответствуют требованиям ФГОС НОО и рабочей программе учебно-методических комплектов «Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова» и «Школа России», а также будут разработаны задания, индивидуальные для определенного УМК.
Учителю уже не нужно будет искать в большом объеме материла учебно¬исследовательские задания, которые можно включить в рабочую программу и применить на уроке, чтобы они подходили по теме и содержанию. Данный сборник будет подходит только для данных УМК и только для второго класса. Учителю необходимо будет только воспользоваться данным сборником и организовать учебно-исследовательскую деятельность с учащимися второго класса.
Включение учащихся в исследовательскую деятельность помогают решать еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС - формирование универсальных учебных действий.
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных учебных действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций.
Сформированность универсальных учебных действий, а именно универсальных логических действий, являются результатом учебно-исследовательской деятельности.
Любая деятельность требует особых условий для ее реализации, так и учебно-исследовательская деятельность. О необходимости создания особых условий для организации учебно-исследовательски деятельности, можно ознакомится в психолого-педагогической литературе таких авторов, как В.В.Давыдов, А.В.Леонтович, И.Я. Лернер, и др.
Опираясь на все вышесказанное, нами была выделена следующая проблема: в современных школах актуально организовывать учебно-исследовательскую деятельность с учащимися на уроках «Окружающего мира» и некоторых видах внеурочной деятельности (кружках, клубах юных натуралистов). Однако, учителя начальной школы, работающие по программам УМК «Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова» и «Школа России», не имеют достаточно методических разработок и пособий для руководства исследовательской деятельности. Для них актуальны вопросы: «Что исследовать?», «Как исследовать?» и «Для чего исследовать?». Могут возникнуть сложности в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В связи с обозначенной проблемой, можно сформулировать гипотезу:
Если в программе предмета «Окружающий мир» для второго класса УМК «Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова» и «Школа России» обозначить и найти места, в которой могут быть встроены учебно - исследовательские задания и сопроводить задания методическими материалами для учителя, то это будет способствовать организации учебно- исследовательской деятельности для учащихся второго класса учителем.
В связи с обозначенной гипотезой можно выделить следующую цель исследования:
Цель: создать методическую разработку к учебно-исследовательским заданиям для учащихся второго класса на материале предмета «Окружающий мир».
В соответствии с целью исследования, сформулированной гипотезой, нами поставлены следующие задачи:
- Проанализировать учебную, методическую и психолого-педагогическую литературу по теме учебно-исследовательской деятельности учащихся.
- Проанализировать понятия: исследование, деятельность,
исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность,
- Проанализировать, как логические универсальные учебные действия отражены во ФГОС НОО.
- Разработать учебно-исследовательские задания в сборнике и сопроводить методическими материалами для учителя.
- Проанализировать учебно-методические комплекты «Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова» и «Школа России» по предмету «Окружающий мир».
- Встроить разработанные учебно-исследовательские задания и методические материалы в программы УМК «Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова» и «Школа России» по предмету «Окружающий мир».
Объект исследования: Учебно-исследовательская деятельность учащихся второго класса.
Предмет исследования: Учебно-исследовательские задания и
методические материалы для руководства учителя учебно-исследовательской деятельности учащихся второго класса на материале Окружающего мира.
Метод исследования:
- анализ и синтез программ, учебной, методической и психолого- педагогической литературы по теме учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности. Что же касается учебно¬исследовательской деятельности, то она предполагает высокий уровень мышления и выражения умения решать достаточно сложные проблемы, строить гипотезы, строить доказательства.
В результате исследования нами были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности, проанализированы психолого-педагогические основы и содержание учебно-исследовательской деятельности младших школьников, выявлены педагогические условия организации учебно- исследования младших школьников, описаны этапы исследовательской и учебно-исследовательской деятельности, проанализированы УМК «Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова» и «Школа России» для 2 класса на материале предмета окружающий мир, разработаны учебно¬исследовательские задания для второго класса по «Окружающему миру» и методические материалы к ним.
В ходе работы было установлено, что проблема формирования учебно-исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
В бакалаврской работе сформулированы основные понятия, такие как исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность. Выделены необходимые условия для организации учебно-исследовательской деятельность во втором классе на материале предмета «Окружающий мир». Описано, как необходимо оценивать результаты учебно-исследовательской работы школьников, а также, описаны возрастные особенности учащихся для второго класса и процесс организации учебно-исследовательской деятельности в данном возрастном периоде.
Проанализированы учебно-методические комплекты «Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова» и «Школа России» для 2-го класса на материале предмета Окружающий мир.
Разработаны учебно-исследовательские задания для учащихся 2-го класса и методические рекомендации для учителя к данным заданиям.
Описанные выше условия и приложенные в методических материалах задания, способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов умений выполнять учебно-исследовательские задания, сначала совместно с учителем, а затем в группе и парах. Наряду с этим они смогут находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Аронов, А.М. К проблеме повышения квалификации педагогов- организаторов младшей деятельности школьников / А.М. Аронов, К.А. Баженова // Сб. материалов науч. конф. Студентов и молодых ученых. - 2007. - С. 6.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пос. для учителя./ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2008. с. 25.
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 416с.
4. Белоконь О.И. Динамика становления исследовательской и математической компетентностей старшеклассников / Белоконь О.И., Знаменская О.В., Францен О.А. // Директор школы - №5 , 2006г. - С. 5.
5. Бокарева Г. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся / Г.Бокарева, Е.Кокоть // Almamater. 2010.-№6.-С.52-54.
6. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74¬76.
7. Гуманистическая педагогика: XX века // Новая газета. - Краснодар. - 2015. - №112.
8. Зимняя, И.А., Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. / И. А. Зимняя., Шашенкова Е.А. - Ижевск, 2001.-103с.
9. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Е.Ф.Козина - М.: Академия, 2010. - 496с.
10. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. / А. В. Леонтович. - М.: МГДД(Ю)Т, 2012. 110 с
11. Литература и жизнь [Электронный ресурс]: Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/kapterev_pf/kapterev_p_f_didakticheskie_ocherki.ht ml
12. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный
ресурс]: Педагогические условия становления исследовательских умений учащихся в процессе обучения геометрии в основной школе. - Режим доступа: disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-
usloviya-stanovleniya-issledovatelskikh-umenii-uchashchikhsya-v-protsesse- ob#ixzz3tEpjlcli.
13. Никитина, О.В. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира./О.В.Никитина. // Начальная школа плюс До и После, 2012. -№4 с.59.
14. Новиков, А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий/ А. М. Новиков. - М.: Изд.центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
15.Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся/ А. С. Обухов. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 224 с.
16.Огородникова, Н.В. Мультимедийная защита результатов проектно-исследовательских работ / Н.В.Огородникова // Справочник зам. директора школы. - 2011. - №: 1. - C. 65- 64.
17. Павлов, С.В., Баженова К.А. Постановка исследовательской задачи в
образовании / С.В.Павлов, К.А.Баженова // Концепт.-2012.-№12
(декабрь).
18. Педагогическая психология. Под ред. Регуш Л.А., Орлова А.В. Санкт- Петербург: Питер, 2010.
19. Плигин, А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно ориентированного образования. / А.А.Плигин // Исследовательская работа школьников. - 2008. - №4. - с.57.
20. Рабочая программа по окружающему миру УМК «Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова» 2 класс 2015-2016 учебный год.
21. Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 2 класс 2015-2016 учебный год.
22. Савинова, С.В. Роль исследовательской деятельности в формирований социального здоровья младших школьников. / С.В.Савинова. // Начальная школа плюс До и После, 2012. - №3 с.85-87.
23. Савенков А.И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников / А.И.Савенков // Народное образование. - 2011. - №: 6. - C. 173-181.
24. Савичев А.С. Модель предметного содержания юношеской
исследовательской экспедиции. /А.С.Савичев. // Народное образование,1999. - № 10. - с. - 23-29.
25. Семенова, Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника./Л.В.Семенова. Начальная школа плюс До и После, 2013. - №1 с.68-71.
26. Уроки природы для юных исследователь: методические материалы по естественно-научному образованию в начальной школе / К.Григоренко, В.Борина, И.Евстигнеева. - Томск : Изд-во «Школа Монтессори». 2013. - 190с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М. Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
28 . Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]: Исследовательская деятельность младших школьников. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/509737/.
29. Фестиваль педагогических наук «Открытый урок». [Электронный ресурс]: Содержание учебно-исследовательской деятельности
школьников (Котляров В.А.). Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/411244/.
30. Фролова, Ю. Н. Учебно-исследовательская деятельность в школах и вузах как технологическая основа образовательного процесса/ Ю.Н.Фролова // Сибирский педагогический журнал. -2010. - №1.- С. 59.
31.Чудинова, Е.В. Окружающий мир 2 класс: Методические рекомендации для учителей./Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева. - М.:Вита -Пресс, 2012. , с 150.
32.Шашенкова, Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук./ Е.А.Шашенкова. - М., 2001. - C. 25.
33.Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bibliotekar.ru/