Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Работа №26660

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Адаптационные способности как педагогическое явление 6
1.1 Понятие «адаптация». Виды адаптации 6
1.2 Адаптация в педагогике 11
1.3 Особенности процесса адаптации у студентов ИППС 14
2 Адаптационные способности первокурсников в разных сферах деятельности 18
2.1 Адаптация в учебной деятельности (вузовская адаптация) 18
2.2 Адаптация во внеучебной деятельности (общественная, творческая) 29
2.3 Адаптация во время выездов (творческие групповые выезды) 35
3 Практические рекомендации для кураторов в помощь к успешной адаптации первокурсников 42
Заключение 46
Список использованных источников 47
Приложение


Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная,
эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе
является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека,
гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский,
и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых
проблем адаптации первокурсников.
Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу
которого составляет открытое И.П. Павловым психофизиологическое
явление – динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и
стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с
ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить низкую
успеваемость и трудности в общении. У одних студентов выработка нового
стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно. Несомненно,
особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей
нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее
значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых
строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг
общения, дает возможность избежать появления дезадаптационного
синдрома, сделать процесс адаптации к обучению быстрым и
психологически комфортным.
Представленные факторы обосновывают актуальность и проблему
данной работы.
Объект: процесс адаптации студентов первого курса Института
педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального
университета.
Предмет: анализ адаптационного периода студентов первого курса
ИППС.Изм. Лист № докум. Подпись Дата
Лист
ДП-44.03.04 2016 ПЗ 5
Цель: проанализировать процесс адаптации в разных явлениях, его
особенности и разработать практические рекомендации для куратора в
успешной и быстрой адаптации первокурсников.
Задачи:
1. Проанализировать адаптационные способности как педагогическое
явление;
2. Проанализировать адаптационные способности первокурсников в
разных сферах их деятельности;
3. Разработать практические рекомендации для куратора в успешной и
быстрой адаптации первокурсников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Студенчество – самая яркая, насыщенная и наполненная событиями
пора в жизни каждого человека. Для того чтобы она действительно стала
запоминающейся и интересной, студенту необходима успешная адаптация не
только к условиям обучения в вузе, но и к окружающему его коллективу.
Необходимо использовать все возможности, которые имеет учебное
заведение для самореализации и раскрытия таланта.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было
выявлено, что в процессе адаптации первокурсника немаловажную роль
играет куратор, оказывающий непосредственное влияние на этот процесс,
способен помочь сделать его лёгким и быстрым.
Также был решён ряд задач, направленный на изучение процесса
адаптации в различных его проявлениях и трактовках множества авторов и
было рассмотрено, как проходил этот процесс у нынешних студентов
первого курса в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского
федерального университета.
Изучена внеучебная деятельность в университете, мероприятия,
направленные на ускорение адаптации и проведены в ходе практики свои
мероприятия для студентов.
Путем собственной работы со студентами первого курса, а также
изучения воспитательного процесса были выявлены обязанности куратора,
его задачи.


Адаптация [Электронный ресурс] – Википедия. Свободная
энциклопедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
2 Шолохова, Г.П., Чикова, И.В. Адаптация первокурсников к условиям
обучения в ВУЗе и её психолого–педагогические особенности // Вестник
Оренбургского государственного университета. Научный журнал. №3 (164).
Орск, 2014 С. 103 – 107.
3 Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их
компенсация: пограничные нервно-психические расстройства /Ю.А.
Александровский. – М.: Наука, 1976. – 269 с.
4 Баевский Р. М. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы
оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма//
Кибернетические аспекты адаптации системы «человек среда»: Тез.
семинара.- М., 1975.- С. 28.
5 Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. —
М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
6 Редько Л. Л., Лобейко Ю. А. Психолого- педагогическая поддержка
адаптации студента- первокурсника в вузе: учеб. пособие. – М.: Илекса, 2008.
– 296 с.
7 Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение
профессиональной адаптации учащихся и студентов. – М.: Изд-во
Московского психолого- социального института, 2008. – 320 с.
8 Бочарникова Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение
адаптации студентов первого курса // Первое сентября. – 2010. – №1.
9 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия,
2008.
10 Карпов, А.В., Орел, В.Е., Тернопол, В.Я. Психология
профессиональной адаптации. Монография /Институт «Открытое
Общество», Российское Психологическое общество. Ярославль, 2003. – 161с.
Рыженков П. Е. Из жизни первокурсника / П.Е.Рыженков //
Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие. - Новосибирск,
1990 - С. 5-19.
12 Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала /
М. М. Кашапов. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 688 с.
13 Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации
студентов к учебной деятельности: дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 / М.С.
Яницкий. - Иркутск, 1995. - 147 с
14 Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические
механизмы и закономерности динамики: Учеб. пособие / М.С. Яницкий. -
Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. - 84 с. (175)
15 Ковалев В.П., Дружинин, В.Н. Мотивационная сфера личности и ее
динамика в процессе профессиональной подготовки. // Психологический
журнал. 1982. Т. 3. № 6. С.35-44.
16 Смирнов А. А. Психология вузовской адаптации: Учеб. пособие /
А.А.Смирнов, Н.Г.Живаев. - Ярославль: ЯрГУ, 2009.- 115 с.
17 Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в
техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного
процесса с первокурсниками / В.В.Лагерев. - М.: НИИВО, 1991. - 48 с.
18 Мороз А. Г. Профессиональная адаптация выпускника
педагогического вуза: дис. … д-ра пед. наук 13.00.01 / А.Г. Мороз.- Киев,
1983. - 460 с.
19 Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе
обучения // Психологический журнал. - 1994.- Т.15. №3. – С. 131–135.
20 Дмитриева М. А. Психологическое обеспечение профессиональной
деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова, Т. П. Водолазская, М. А.
Дмитриева, Л. Н. Корнеева; ред. Г.С. Никифоров. - СПб: Изд-во СПбГУ,
1991. - 152 с.
Мороз, А.Г. Профессиональная адаптация выпускника
педагогического вуза: дис. … д-ра пед. наук 13.00.01 / А.Г. Мороз.- Киев,
1983. - 460 с.
22 Лилиенталь И.Е. Психологическая поддержка студентов в период
адаптации к образовательному процессу вуза: дис. ... канд. психол. наук:
19.00.07 - Ставрополь, 2000. - 152 с.
23 Горячевский, А.А. Психологические аспекты оптимизации
профессионального психологического отбора абитуриентов в военные
институты федеральной пограничной службы РФ: Автореф. дис. ...
канд.психол.наук 19.00.07 / А.А. Горячевский. - М., 2000г. - 23 с.
24 Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального
становления личности / Ю.П.Поваренков. - Ярославль: Канцлер, 2008. - 400 с.
25 Степанова, О.П. Психическая адаптация и психологическое
сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения:
дис. …канд. психол. наук: 19.00.04 / О.П.Степанова. - СПб., 2002. - 192 с.
26 Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация
человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 289 с.
27 Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации
человека / С.И. Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
28 Кашапов, М.М., Добина, Н.И. Социально-психологическая
структура конфликтности личности у разностатусных студентов // Вестник
Московского городского педагогического университета. Научный журнал.
Серия «Педагогика и психология».. № 2 (16). Москва, 2011. С. 61 – 68.
29 Кибрик, Н.Д., Кушнарев, В.В. Профилактика дезадаптации и
суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические
рекомендации / Под рук. А.Г. Амбрумовой. – М., 1988. – 21 с.
30 Кашапов, А.С. Социально-психологическая адаптированность
студентов: проблемы и решения: монография / А.С Кашапов;. – Ярославль,
ИПК «Индиго», 2015. – 288

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ