Введение 3
1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ 5
понятие готовности ребенка к школе. Психологическая готовность ребенка к школе 8
1.2 Определение понятия «универсальные учебные действия» 10
1.3 Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников. Коммуникация, как процесс социализации детей при поступлении в первый класс 14
1.4 Методическое обеспечение учителя начальной школы 21
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА 27
2.1 Методическое обеспечение учителя первого «М» класса МАОУ КУГ
«Универс» №1 27
2.2Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса 29
2.3 Экспертная оценка методических рекомендаций для учителей
начальных классов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса 32
Заключение
Литература
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. [1]
В федеральном государственном стандарте начального общего образования коммуникация рассматривается как основной аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов коопераций (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
По мнению А. Г. Асмолова коммуникативные универсальные учебные действия - это действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Многие педагоги и психологи, такие как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, П.Я. Гольперин. указывали на важность формирования у учащихся младшего школьного возраста общеучебных умений, среди которых немаловажное значение занимают коммуникативные умения. Д.Б. Эльконин, совместно со своими коллегами (Г.А. Цукерман, В.В. Давыдовым и В.В. Репкиным) впервые разработал программу, которая формирует общеучебные навыки и умения учащихся.
А.Г. Асмолов в своих трудах также рассматривает способы формирования универсальных учебных действий, в частности - коммуникативных.
Но, не смотря на то, что проблеме развития коммуникативных навыков у учащихся младшего школьного возраста уделяется достаточно большое значение, все же в структуре современного урока обычно выделяют три основные функции урока, такие как: воспитательная функция, развивающая функция и обучающая функция. Воспитательная функция формирует определенную модель поведения. Развивающая - формирует навыки самостоятельного мышления учащихся. Обучающая - направлена на получение учащимися знаний.
Но при этом малое значение уделяется такой функции урока, как коммуникативная, которая имеет достаточно весомое значение в связи с переходом школ на новый ФГОС НОО, который ставит приоритетным формирование и развитие у учащихся младшего школьного возраста коммуникативных УУД. В связи с эти повышаются требования к созданию методического обеспечения для учителей, что и определяет цель нашей работы.
Цель: разработать методические рекомендации для учителей первых классов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников.
Предмет исследования - методические рекомендации для учителей первых классов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников.
Объект исследования - методическое обеспечение учителя первых классов.
Задачи:
- Провести анализ методического обеспечения учителя первого «М» класса МАОУ КУГ «Универс» №1.
- Разработать 5 конспектов уроков, 5 конспектов занятий, направленных на развитие коммуникативных действий у учащихся первого класса.
- Подобрать игры, направленные на развитие коммуникативных действий у учащихся первого класса.
- Провести экспертную оценку методической разработки для учителей начальных классов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первого класса.
- Провести анализ методической разработки для учителей начальных классов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первого класса.
- Изучить нормативные документы, регламентирующие новые государственные требования начального общего образования (ФГОС НОО).
- Изучить понятие коммуникативных универсальных действий.
Гипотеза исследования: учитель начальных классов сможет использовать в своей работе методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников если они будут:
- соответствовать требованиям ФГОС НОО и возрастным особенностям первоклассников
- содержать конспекты уроков по разным учебным предметам, а так же систематически связанные между собой конспекты занятий и игры, направленные на развитие коммуникативных УУД.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования указывает на важность формирования у учащихся младшего школьного возраста коммуникативных универсальных учебных действий. В структуре современного урока обычно выделяют три основные функции урока, такие как: воспитательная функция, развивающая функция и обучающая функция. Но при этом коммуникативной функции уделяется весьма малое значение. В связи с эти повышаются требования к созданию методического обеспечения для учителей начальной школы.
Целью нашей работы было разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первого класса.
Одной из задач нашей работы было - провести экспертную оценку разработанных методических рекомендаций.
Экспертная оценка - это результат научно-педагогической экспертизы, суждение специалистов о качестве того, что было предметом экспертизы, их мотивированное мнение.
Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в последние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных программ и технологий, стандартов образования
Проведенная экспертная оценка показала, что методические рекомендации по формированию развитию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса являются полезными с практической точки зрения и могут быть рекомендованы к использованию на уроках математики, окружающего мира и обучению грамоте на уроках в первом классе».
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2011. - 33 c.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - Москва : ред. 2015.
3. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. Агафонова, И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных универсальных учебных умений /Агафонова Н.И. // Управление начальной школой .- №9.- С.35.- 2010
5. Агафонова, И.Н. Уроки обобщения для детей 6 - 10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003г.
6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя // А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
7. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе/ Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. - М.: Дрофа, 2008
8. Дьячкова, С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 78-83.
9. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого - педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова /В.П. Зинченко. — М., 2002. - 321 стр.
10. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. / Т.Н. Князева - СПб.: Речь, 2007. - 119с.
11. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. /О.Б. Конева - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.- 32 с.
12. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет. / Коноваленко С.В. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.- 240с.
13. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. / И.Ю. Кулагина - М.: Эксмо, 2009. - 176с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10 - е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
15. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. /В.В. Рубцов // Вопросы психологии. - 1998. - №5 - 121 стр.
16. Семаго, Н.Я. Теория и практика психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст/ Семаго Н.Я, Семаго М.М. - СПб.: речь, 2011. - 384с.
17. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3 - е изд., перераб. / Е.О. Смирнова - СПб.: Питер 2009. - 304 с: ил. - (серия «Учебник для вузов».)
18. Урунтаева, Г.А. Детская психология.: учебник для студ. сред. учеб. Заведений / Г. А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368с.
19. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — М., 1999. - 171 стр.
20. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). / И.В. Шаповаленко - Москва: Гардарики, 2005. - 349 с.