Введение
1 Источники финансирования расходов государственных (муниципальных) учреждений отрасли культуры 7
1.1 Источники финансирования деятельности государственных (муниципальных) учреждений 7
1.2 Особенности финансирования учреждений сферы культуры 21
2 Оценка доходов от оказания платных услуг МБУК «Верх-Чебулинский культурно-досуговый центр Чебулинского муниципального района» 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» 31
2.2 Анализ доходов МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» от оказания платных услуг 44
3 Пути развития доходов МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» от внебюджетной деятельности 51
3.1 Оценка конкурентной позиции МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» и перспективы внедрения новых платных услуг 51
3.2 Экономическое обоснование цены на платные услуги МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
Приложение А Сравнительная характеристика типов учреждений в РФ 88
Приложение Б Структура МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» 90
Приложение В Прейскурант цен на платные услуги на 2014 год 91
Приложение Г Прейскурант цен на платные услуги_на 2015 год 92
Приложение Д Прейскурант цен на платные услуги на 2016 год 93
Приложение Е Анализ платных услуг за 12 месяцев 2014 года 94
Приложение Ж Анализ платных услуг за 12 месяцев 2015 года 95
Приложение З Анализ платных услуг за 12 месяцев 2016 года 96
Приложение И Матрица PEST-анализа 98
Приложение К Матрица SWOT-анализа 99
Приложение Л Форма анкеты для детей 101
Приложение М Форма анкеты для взрослых 102
Проблема финансирования отрасли культуры появилась относительно давно и является ключевым вопросом управления культурной сферой. Понимание того, что у государства нет достаточного потенциала для полного и своевременного финансового обеспечения организаций культуры, пришло ещё в середине 90-х годов, когда произошло резкое сокращение финансирования социально-культурной сферы из бюджета. В это время отрасль стала функционировать в условиях рынка, и государственное влияние на сферу культуры значительно уменьшилось.
Во всём мире отрасль культуры содержится за счёт бюджетного и внебюджетного финансирования. По своему «коммерческому потенциалу», т.е. возможности самостоятельно существовать в рыночных условиях, организации культуры различаются существенной неоднородностью. Одну группу составляют организации, полностью или частично покрывающие свои расходы на выпуск продукции и реализацию услуг за счет доходов от собственной производственной деятельности (это различные предприятия), вторую - организации, полностью или частично компенсирующие указанные расходы за счет государственных средств, выделяемых им из бюджетов различных уровней (учреждения культуры разных типов).
Решение организационно-экономических проблем в культурной сфере предполагает сегодня многоканальное финансирование, при котором акцент ставится на привлечение дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников доходов. Однако развитие собственных доходов в учреждениях является большой проблемой, особенно на муниципальном уровне. Отсюда изучение вопроса, поставленного в выпускной квалификационной работе, сегодня представляется актуальным.
Таким образом, цель данной работы - оценить возможность увеличения внебюджетных доходов в культурно-досуговом центре как в бюджетном учреждении. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
- изучить теоретические аспекты функционирования и финансирования государственных (муниципальных) учреждений;
- выявить особенности процесса финансового обеспечения, характерные для учреждений культуры;
- провести анализ состава и структуры доходов МБУК «Верх-Чебулинский культурно-досуговый центр»;
- проанализировать доходы, поступающие от оказания платных услуг учреждением, как основного источника поступлений от внебюджетной деятельности;
- оценить потребность населения в дополнительных платных услугах;
- определить направления совершенствования доходов культурно¬досугового центра от оказания дополнительных платных услуг.
В качестве предмета исследования выступает процесс финансирования учреждения культуры.
Объектом исследования являются доходы от оказания платных услуг муниципального бюджетного учреждения культуры «Верх-Чебулинский культурно-досуговый центр Чебулинского муниципального района».
Методы научного исследования, используемые в выпускной квалификационной работе - анализ, сравнение, анкетирование, PEST-анализ, SWOT-анализ.
Информационная база исследования включает действующие нормативно-правовые акты, учебную и научную литературу, а также аналитические статьи учёных и практиков по теме исследования в периодических изданиях. При написании работы были использованы практические данные МБУК «Верх- Чебулинский КДЦ» - годовые отчёты об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности, о финансовых результатах, о материально-технической базе клубных учреждений Чебулинского муниципального района, муниципальные задания, сведения о целевых программах в отрасли культуры, штатное расписание, прейскуранты цен на платные услуги, оказываемые учреждением. Данные были проанализированы за период 2014-2016 гг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего 30 наименований, и 12 приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, предмет, объект, сформулированы задачи, методы исследования, указана информационная база, служащая основой для написания работы.
В первой главе рассмотрены источники финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений, определены отличительные особенности каждого из типов данных учреждений, показаны ключевые особенности их функционирования и финансирования в отрасли культуры.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ», выделены его бюджетные доходы и проанализированы доходы от внебюджетной деятельности. По результатам анализа выявлены проблема неблагоприятного соотношения бюджетных и собственных доходов в структуре общих поступлений, а также ухудшающегося состояния и снижающейся динамики расходов на улучшение материально-технической базы учреждения.
В третьей главе с помощью стратегического ситуационного анализа проведена оценка конкурентной позиции культурно-досугового центра, выявлены преимущества относительно конкурента - МБУДО «ЦДО». Также здесь представлены результаты анкетирования населения, на основе которых обоснованы цены на наиболее востребованные платные услуги.
В заключении подведены общие итоги дипломной работы, изложены основные выводы по работе.
В приложениях представлены сравнительная характеристика типов государственных (муниципальных) учреждений РФ, схема организационной структуры культурно-досугового центра, прейскуранты цен на платные услуги учреждения и анализ платных услуг за анализируемый период. Также приложения содержат матрицы PEST и SWOT-анализа и формы анкет, применяемые для опроса населения.
Учреждения культуры обеспечивают достижение социально-значимых результатов, которые выражаются в сохранении и использовании культурных ценностей, эстетическом воспитании, то есть в развитии культуры и общества. Основная проблема состоит в противоречии огромной роли учреждений культуры в обществе и в то же время крайне недостаточном их финансировании.
В работе представлен анализ возможностей развития источников доходов от внебюджетной деятельности в конкретном учреждении - МБУК «Верх- Чебулинский культурно-досуговый центр Чебулинского муниципального района». Выпускная квалификационная работа включает три главы. В первой главе рассмотрены теоретические основы финансирования государственных (муниципальных) учреждений и их нормативное регулирование, выявлены особенности, которые присущи учреждениям сферы культуры и формы их финансового обеспечения. Учреждения культуры и искусства получают денежные средства из бюджета в рамках целевых программ различного уровня, например, по федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», основной целью которой является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности. Текущие расходы учреждений финансируются на основе государственного (муниципального) задания и путём выделения целевых субсидий. Кроме того, учреждения сферы культуры имеют возможность участвовать в конкурсах на получение грантов как государственных, так и негосударственных благотворительных фондов. В данной главе также рассмотрены источники собственных доходов, к которым относится предпринимательская деятельность, благотворительная, спонсорская и меценатская помощь, дивиденды по ценным бумагам и проценты по депозитам, доходы от собственности, добровольные пожертвования частных лиц и выплаты целевого назначения.
Вторая глава содержит анализ источников бюджетного и внебюджетного финансирования, имеющихся в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Верх-Чебулинский культурно-досуговый центр Чебулинского муниципального района». Установлено, что соотношение указанных источников остаётся неблагоприятным в анализируемом периоде (2014-2016 гг.). Удельный вес бюджетного финансирования остаётся чрезмерно высоким (порядка 98% в структуре доходов), несмотря на стабильный рост собственных доходов. Исходя из этого крайне важно было оценить возможность совершенствования собственных внебюджетных источников доходов в учреждении. Анализ показал, что причина низкого объёма поступления денежных средств от приносящей доход деятельности кроется в том, что оказываемые культурно-досуговым центром услуги не в полной мере соответствуют спросу со стороны потребителей, и ценовая политика по определению тарифов на эти услуги не является чётко установленной.
С целью устранения указанных проблем был проведен стратегический ситуационный анализ МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ», результаты которого представлены в третьей главе дипломной работы. В ходе анализа было отмечено, что на рынке организации досуга в муниципальном районе имеется неосвоенные сегмент - молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет. Вследствие этого целевой группой выявления потребности внедрения новых платных услуг стала эта часть населения. При этом детское население также было в числе респондентов по причине того, что родители, как правило, охотнее тратят свои текущие доходы на дополнительное образование и досуг своих детей, нежели на себя. Результаты анкетирования показали, что с точки зрения минимизации затрат целесообразным будет открытие дополнительных занятий современными видами танцев для детей младше 18 лет (брейк-данс, хип-хоп), стретчингом (упражнения на растяжку и гибкость) как для девушек младше 18 лет, так и для молодёжи в возрасте от 18 до 30 лет, а также организация курсов по изучению английского языка для работающей молодёжи.
Экономическое обоснование цен на перечисленные платные услуги проводилось путём включения в себестоимость следующих видов затрат: оплата труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги, с начислениями (хореографа, преподавателя); материальные затраты; амортизация оборудования (ноутбук, компьютерные колонки, видеопроектор, экран и др.); оплата труда работников, непосредственно не связанных с оказанием услуги, с начислениями (уборщика помещений); коммунальные платежи; амортизация здания. В стоимость услуг по проведению занятий стретчингом и современными видами танцев оказалось возможным включение необходимой нормы рентабельности в 14%. Относительно организации курсов по изучению английского языка прибыль составила 2% от себестоимости услуги. Таким образом, введение дополнительных платных услуг позволит культурно¬досуговому центру увеличить собственные доходы на 18%, выплачивать дополнительные премии сотрудникам, сэкономить 1,5% фонда оплаты труда учреждения и расходы местного бюджета в части оплаты потребления учреждением тепловой энергии. Сэкономленную сумму расходов в размере 28788,36 руб. целесообразно направить на улучшение материально-технической базы учреждения или на внедрение тех платных услуг, востребованность которых была выявлена в ходе анкетирования, но открытие которых требует дополнительных затрат на закупку нужного оборудования.
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992.
2. О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы): постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 // Российская газета. - 2012. - 22 мар.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон Российской Федерации от 08.05.2010 № 83-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 12 мая
4. О внесении изменений в постановление администрации Чебулинского муниципального района от 15.10.2013г. № 619-п «Об утверждении муниципальной программы «Культура Чебулинского муниципального района» на 2014-2018 годы»: постановление от 21.03.2016 г. №74-п // Официальный сайт Администрации Чебулинского района
5. Об утверждении плана мероприятий (муниципальной «дорожной карты») «Изменения в сфере культуры Чебулинского муниципального района, направленные на повышение её эффективности»: постановление администрации Чебулинского муниципального района от 19.05.2014 г. №270-п // Официальный сайт Администрации Чебулинского района
6. «О порядке распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на денежное поощрение лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам»: постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 30 // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации
7. Абидуева Е.В. Нормативно-подушевое финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2015. - №7. - С. 48-54
8. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. - Юнити. - Москва, 2012
9. Бреусова Е. А., Загорулько А. В. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 576-580.
10. Грязнова А. Г. Финансы / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина. - Изд. 2-е перераб. и доп. - Финансы и статистика. - Москва, 2012
11. Жохова М. А. Модели финансирования культуры // Экономический журнал. - 2013. - №1. - С. 157-163
12. Зобова Е. В., Федорова А. Ю. Особенности финансирования бюджетных учреждений // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №3-4. - С. 101-108
13. Колотухина И. И. Особенности финансирования бюджетных организаций в Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.- практ. конф. № 10 (37).
14. Лисин Н. В., Рудник Б. Л. Реформа бюджетного сектора: проблемы, риски и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2012. - №2. - С. 60-77
15. Маракулина И. В., Анфертьева Н. И. Применение методов стратегического анализа при обосновании конкурентной стратегии организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 8. - С. 26¬30
16. Мухамедиева С. А. Особенности ценообразования в сфере культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - №17-2. - С. 235-241
17. Сорочкин Б. Ю. Актуальные проблемы культурной политики современной России / Ред.-сост. Б.Ю. Сорочкин. - М.:ЛЕНАНД, 2008. - 256 с. - С. 172-174
18. Фрей Б. Государственная поддержка и креативность в искусстве: новые соображения // Экономика современной культуры и творчество: сб. ст.; пер. с англ. - М.: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», 2006. - С. 399
19. Устав муниципального бюджетного учреждения культуры «Верх- Чебулинский культурно-досуговый центр Чебулинского муниципального района» от 21.11.2016 г.
20. Штатное расписание МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» с 01.01.2017 г.
21. Отчёты об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» за 2013-2015 гг.
22. Отчёты о финансовых результатах МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» за 2014-2016 гг.
23. Отчёт о материально-технической базе МБУК «Вер-Чебулинский КДЦ» в 2014-2016 гг.
24. Информация о государственном (муниципальном) задании на оказание услуг (выполнение работ) и его исполнении на 2017 год.
25. Анализ платных услуг МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» за 2014¬2016 гг.
26. Прейскуранты цен на проведение платных мероприятий в МБУК «Верх-Чебулинский КДЦ» на 2013-2015 гг.
27. Положение о порядке оказания платных услуг, предоставляемых муниципальным бюджетным учреждением культуры «Верх-Чебулинский культурно-досуговый центр Чебулинского муниципального района» от 10.06.2013 г.
28. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
29. Данные с официального сайта МБУК «Верх-Чебулинский культурно-досуговый центр». - Режим доступа: http://kdc-chebula.ucoz.net
30. Данные с официального сайта МБУДО «ЦДО». - Режим доступа: http://sentr.ucoz.ru/