Введение 3
1. Общие положения о договоре купли - продажи, заключенного
дистанционным способом 8
1.1. История возникновения и развития дистанционного способа продажи... 8
1.2. Понятие и правовая природа договора купли - продажи, заключенного
дистанционным способом 14
2. Элементы договора купли - продажи, заключенного дистанционным
способом 25
2.1. Предмет и стороны договора купли - продажи, заключенного
дистанционным способом 25
2.2. Форма и содержание договора купли - продажи, заключенного
дистанционным способом 38
3. Заключение, изменение и расторжение договора купли - продажи,
заключенного дистанционным способом 45
3.1. Заключение договора купли - продажи, заключенного дистанционным
способом 45
3.2. Изменение и расторжение договора купли - продажи, заключенного
дистанционным способом 57
Заключение 66
Список использованных источников
Экономические отношения - одна из важнейших сфер жизни общества, которая активно развивается. Появление непривычных способов заключения договора купли - продажи прежде всего обусловлено информационным, коммуникационным и техническим прогрессами, когда людям стали доступны новые возможности для предпринимательской и иной экономической деятельности. Область дистанционных продаж активно развивается в России в последние годы, получая всё большее распространение, поэтому регулирование данной сферы несовершенно и требует законодательной доработки. Представляется, что с годами способ заключения договора с помощью дистанционных средств будет распространен повсеместно, прежде всего такой эффект будет достигнут за счет интернет - магазинов. Организация такой платформы продаж удобна и выгодна и предпринимателю и потребителю. Имеющийся европейский опыт регулирования сферы дистанционной торговли применить к российскому законодательству в полной мере невозможно, так как развитие торговли в каждой стране идет своим путём, государства устанавливают различные пределы реализации торгового потенциала.
Главная особенность указанного способа заключения договора купли - продажи - наличие «расстояния» между сторонами договора; информация доходит до покупателя с помощью фотографий, буклетов, средств связи, сети «интернет» и т.д. Реализация товаров дистанционно означает, что покупатель не полностью ознакомился с товаром: не было тактильных ощущений, и не была оценена сама работа товара.
Потребность в применении и распространении дистанционной торговли возрастает в связи с наличием таких объективных причин, как: большая территория с низкой плотностью населения, где не налажено производство товаров, которые смогли бы удовлетворить любого потребителя, как следствие невозможность удовлетворения потребительского спроса с помощью традиционной розничной торговли. В подтверждение указанных причин следует обратить внимание на статистику динамики роста дистанционных продаж. К примеру, в 2008 году объем продаж товаров, реализуемых через сеть «Интернет» в первый раз превысил объем проданной продукции посредством традиционной розничной торговли и составил 1,4% от всего оборота розничной торговли. Стремительный рост происходит и в 2011 году: 7% против 1,4% в 2008 году. Очевиден экономический эффект, который оказывает развитие современных телекоммуникационных технологий, в частности, появления интернет - магазинов, представляющих в большинстве своем предприятия среднего и малого бизнеса.
Учитывая, что такая форма продажи активно распространяется на территории РФ, в Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей» Федеральным законом от 21 декабря 2005 года №171-ФЗ введена ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров»3, которая призвана упорядочить соответствующие отношения между продавцами и потребителями, а также обеспечить защиту слабой стороны в таком правоотношении. Возникшая популярность связана с возможностью сэкономить или же приобрести товар, который не реализуется посредством традиционной розничной купли - продажи на территории нашей страны.
Дистанционная продажа имеет свои отличительные черты, поэтому возникла необходимость дополнительной регламентации указанной сферы. На практике всё чаще возникают ситуации, при которых решение не очевидно, они требуют комплексного анализа целого блока норм. В частности, возникающие споры в области защиты прав потребителей, имеют неодинаковые правовые последствия. Высказываются мнения о небрежности законодателя при составлении нормы о дистанционном заключении договора купли - продажи. Тем не менее покупатели всё чаще прибегают к нему.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается значительным ростом заключения договоров дистанционным способом и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию регулирования в исследуемой области.
Объектом работы является договор купли - продажи, заключенный дистанционным способом; соответственно предмет - особенности такого договора, отличительные черты возникающих правоотношений.
Целью работы является определение правовой природы исследуемого явления, рассмотрение правовой регламентации договора купли - продажи, заключенного дистанционным способом; выявление актуальных проблем, возникающих при его заключении, исполнении; а также поиск путей совершенствования правового регулирования данной сферы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) Обосновать правовую природу договора дистанционной розничной купли - продажи;
2) Рассмотреть историю развития дистанционного способа продажи;
3) Сформулировать понятие объекта исследования, выделить признаки и элементы дистанционного договора купли - продажи;
4) Исследовать механизм заключения договора, раскрыть его содержание;
5) Определить основания и порядок изменения и расторжения договора;
6) Рассмотреть пути решения выявленных проблем.
Предложенные пути решения могут обезопасить от рисков как продавцов, так и покупателей.
Для реализации поставленных задач будет осуществляться подбор и рассмотрения необходимых для исследования источников, анализ особенностей правового регулирования договора купли - продажи, заключенного дистанционным способом, в отношении российского законодательства.
Общие положения о договорах были освещены в трудах таких авторов, как М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, И. Б. Новицкий, и многие другие. Договор розничной купли-продажи и отдельные его виды рассматривались в работах В. И. Казанцева и других авторов. На специфику правовой природы исследуемого договора обращалось внимание в трудах многих исследователей. Права потребителей рассмотрены в трудах , A. Е. Шерстобитова и многих других. Рассматривалась диссертация А. Ю. Рыкова «Гражданско - правовое регулирование сделок в глобальной компьютерной сети «Интернет», в которой затрагивались проблемы купли-продажи и заключения договоров через сеть «Интернет». Отдельные аспекты проблемы, касающиеся места договора дистанционной розничной купли-продажи, его правовой природы, формы, способов заключения, передачи и возврата товара, раскрытия информации и другие, раскрыты в учебниках по гражданскому праву.
Теоретической основой диссертационного исследования явились труды российских ученых дореволюционного, советского и современного периодов развития цивилистики. Работа базируется на трудах К. Г. Победоносцева, А. А. Евецкого, П. П. Цитовича, В. Д. Каткова, С. С. Алексеева, М. И. Брагинского,В. В. Витрянского, В. И. Казанцева, Д. И. Мейера, И. Б. Новицкого, Я. Е. Парция, Б. И. Пугинского, В. В. Семенихина, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, А. Е. Шерстобитова, Г. Ф. Шершеневича, и др.
Эмпирическую базу исследования составляют федеральное и региональное гражданское законодательство, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, акты Верховного Суда РФ, акты судов субъектов РФ; подзаконные акты в части, относящейся к исследуемому вопросу.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из трех глав. В первой главе содержатся теоретические положения, относящиеся к природе исследуемого явления. Во второй главе сформулированы требования к предмету договора и его сторонам, обозначено содержание договора и надлежащая его форма. В третьей главе затронут механизм изменения и расторжения договора.
Работе присуща актуальность, поскольку исследуется правовой институт, приобретший особенности в связи с развитием технического и информационного прогресса: новый способ заключения договора. В настоящее время растет количество споров в области защиты прав потребителей, возникших в результате заключения договора купли - продажи дистанционно, - такая тенденция свидетельствует о необходимости усовершенствования регламентации действий участников правоотношений. Таким образом, регулирование «причины» поможет избежать «последствий». Но стоит обратить внимание на то, что распространение исследуемого явления происходит в разы быстрее, чем законодательный процесс, который требует вдумчивости законодателя.
Развитие технологий является предпосылкой развития правовой системы, регулирования отдельных её институтов. Недавно появившаяся дистанционная торговля набирает обороты, в то время правовое регулирование не успевает совершенствоваться, вследствие чего возникают проблемы в регулировании нового института. России предстоит свой путь налаживания системы регулирования такого института как дистанционная продажа.
Дистанционные продажи известны истории торговли, а популярность данного способа заключения договора обусловлена потребительским спросом. Покупатель стремится к уникальности, приобретая недоступные в своей местности товары, а также к удобству, получая их на дом.
Для продавца явными являются преимущества:
1) маленький штат сотрудников;
2) нет необходимости иметь торговые помещения, следовательно нет расходов на аренду и оформление магазина;
3) возможность реализовать товар вне места нахождения;
А для покупателя это:
1) экономия времени;
2) возможность заказать необходимые товары, не выходя из дома;
3) большой ассортимент товаров;
4) обычно более низкие цены, чем в магазине;
5) возможность выбора различных способов оплаты товаров: наличными курьеру, наложенным платежом, «электронными деньгами», с помощью банковских карт и т.д.
При изучении правовой природы договора дистанционной розничной купли - продажи выявлено две точки зрения на природу данного договора:
1) самостоятельный договор;
2) форма договора розничной купли - продажи.
Доводы о самостоятельной природе договора не являются убедительными, так как положения о договоре розничной купли - продажи в большей части применимы к исследуемому договору. Таким образом, сформулировано понятие и выделены признаки дистанционного договора.
Договор розничной купли - продажи, заключенный дистанционным способом - форма договора розничной купли - продажи товаров и сопутствующих услуг, при которой ознакомление потребителя с товаром происходит на основании визуальных образов и текстового описания с помощью различных каналов связи, заключаемый вне стационарных мест торговли, и исполнение по которому осуществляется с помощью посредника.
В выведенном определении максимально сосредоточены особенности, которые приобретает договор с дистанционным способом заключения, при этом определение не является громоздким и доступно для восприятия потребителя.
Сформулированы следующие признаки договора:
1) Консенсуальный;
2) Возмездный;
3) Взаимный;
4) Двусторонний (синаллагматический);
5) Публичный; как правило, договор присоединения, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли - продажи;
6) Может заключаться путём публичной оферты;
7) Предмет - товар, сопутствующие услуги для личного потребления (не в предпринимательских целях);
8) Субъектный состав: потребитель, продавец, посредник;
9) Потребитель не имеет возможности непосредственного ознакомления с товаром или его образцом до заключения товара и в момент его заключения;
10) Заключение вне стационарных мест торговли;
11) Особый способ оплаты (через агента, электронные деньги);
12) Существенные условия: предмет, цена;
13) Своеобразный перечень обязательной к предоставлению информации.
Дистанционность достигается с помощью различных способов, часть из которых перечислена в Правилах продажи товаров дистанционных способом: буклеты, каталоги, сеть «Интернет» и др. Открытый список способов подстраивается под нужды общества, которое каждый день развивается; а также позволяет потребителю чувствовать себя более защищенным.
На законодательном уровне разработаны ограничения к товарам, которые могут продаваться дистанционном способом. С помощью анализа действующего законодательства требования к товару представляется возможным сформулировать следующим образом:
1) Товар или товар и услуга, сопутствующая товару;
2) Товар - продукция, свободно находящаяся в обороте;
3) Товар разрешен к дистанционной продаже;
4) Цель приобретения товара - личное потребление, не связанное с ведением предпринимательской деятельности. Здесь важно обратить внимание на количество товара, которое должно быть разумным.
В договоре участвуют две стороны: продавец и покупатель.
Остановимся подробнее на правовом статусе покупателя. Покупатель - физическое лицо; индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, приобретающие товар для использования не в предпринимательских целях. Правовое положение покупателя не вызывает сомнений: он пользуется всеми правами и обязанностями по договору розничной купли - продажи, при этом наделен дополнительными правами и некоторыми обязанностями, которые предоставляют ему дополнительные гарантии. В частности, законодателем предоставлено право потребителю на отказ от товара, для определения такой ситуации используется термин «охлаждение к покупке - cooling to purchase», он пришел к нам из тех стран, где дистанционная торговля возникла намного раньше. В литературе нет однозначной оценки насчет предоставления такого права покупателю. На мой взгляд, это справедливо, потому как при выборе товара у покупателя ограничены возможности. Дополнительные права покупателям при дистанционной торговле важны потому, что в этом случае товары приобретаются без ознакомления с ними, а потребовать возврата денег либо обмена или возврата товара от такого виртуального продавца затруднительно.
Продавец - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Так как у покупателя присутствуют дополнительные права, у продавца, как у экономически сильной стороны правоотношения, имеются дополнительные обязанности. В частности, дан перечень информации, необходимой для раскрытия потребителю, в расширенном виде, по отношению к классическому договору розничной купли - продажи. Это положение также справедливо в виду особенностей ознакомления покупателя с товаром. Также продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом). Для доставки товаров в место, указанное покупателем, продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).
Спорной фигурой правоотношения является посредник. Посредник в общем виде представляет собой лицо, которое от имени другого лица осуществляет передачу потенциально ценной информации, способствует заключению (исполнению) договора, а также оказывает другие сопутствующие услуги. Этот субъект не назван в законе, но именно он является фактическим продавцом, поэтому логично его относить к стороне продавца. Отношения между продавцом и посредником, как правило, регулируются с помощью соглашения, по своей правовой природе, напоминающего дистрибьюторский договор. Необходимо появления посредника в законодательстве, а также регламентации его отношений с продавцом. Данная мера обезопасит всех участвующих в правоотношении лиц, так как в настоящее время возникают трудности определения прав и обязанностей посредника.
Права и обязанности посредника не регламентируются законом, но так как он выступает фактическим продавцом, обязанность предоставления информации возникает у него, так как он является лицом, передающим акцепт оферты продавцу - изготовителю, который уже содержит условия договора.
Форма договора розничной купли - продажи может быть как письменная, так и устная. Форма договора розничной купли - продажи, заключенного дистанционным способом - всегда письменная. Электронная форма договора, заключенного посредством сети «Интернет», законом приравнена к письменной форме договора.
Существенные условия - предмет и цена договора. Однако условие о цене некоторые исследователи относят ко второй группе условий, что, на мой взгляд, противоречит публичности данного договора, поэтому справедливо называть условие о цене существенным. К тому же, исходя из того, что при заключении договора исключен контакт продавца и покупателя при изменении цены товара с момента получения акцепта покупатель может считать договор незаключенным, не принимать товар и соответственно не нести неблагоприятные последствия. Информация, которую в связи с его преддоговорной обязанностью должен предоставить продавец - посредник до заключения договора трансформируется в существенные условия договора.
Механизм реализации договора выглядит следующим образом:
1) Преддоговорная стадия - ознакомление покупателя с товаром;
2) Направление покупателем согласия купить товар;
При дистанционном способе продажи товара заключение договора не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар. Место заключения договора определяется местом нахождения покупателя.
3) Оплата товара;
Очередность наступления данного этапа в каждой сделке по приобретению товара дистанционным способом может варьироваться в зависимости от условий оплаты, предложенных продавцом. Продавец вправе выбирать способы оплаты. В случае применения схемы оплаты наложенным платежом, или оплаты после доставки товара на дом, то есть так называемой постоплаты, этап оплаты товара сдвигается ближе к этапу полного исполнения договора.
4) Выполнение продавцом своих обязательств по формированию заказа, снабжению товара всей необходимой письменной информацией, гарантийным талоном и пр., упаковке товара, и, наконец, доставке;
5) Доставка товара;
Если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то в место его жительства. Для доставки товаров в место, указанное покупателем, продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).
6) Приём товара.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным (п. 3 ст. 497 ГК РФ):
- если место передачи товара таким договором определено - с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре;
- если место передачи товара таким договором не определено - с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
7) Дополнительный этап. Реализации покупателем права на возврат товара, а также гарантийного обслуживания проданного товара.
В законе не закреплен порядок возврата денег и товара продавцом и покупателем при расторжении договора купли-продажи дистанционным способом, но урегулирован срок такого возврата - не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. На практике это создаёт определенные трудности. На мой взгляд, возврат должен осуществляться тем же способом, что и внесение оплаты.
Правовое регулирование будет осуществляться эффективно, если на законодательном уровне восполнить существующие на сегодняшний день проблемы, которые выявлены при определении правового положения посредника, реализации возврата денежных средств. Предложенные пути решения могут обезопасить от рисков как продавцов, так и покупателей.
В настоящее время договор превращается в самостоятельное и главное средство регулирования экономических отношений, что однако не позволяет его называть самостоятельным видом договора. Предоставленная свобода в заключении договора, свобода в определении его содержания, формирования условий без должной регламентации основных положений уже создала проблемы на практике, которые требуют скорейшего их решения, иначе недобросовестные участники оборота буду пользоваться недостатками законодательного регулирования.
Представляется, что достигнуть эффективного правового регулирования без включения в законодательство специальных предписаний о торговле в Интернете невозможно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор розничной купли - продажи, заключенный дистанционным способом - это явление, обусловленное развитием общества, однако неурегулированное в полной мере, поэтому чувствовать себя в полной безопасности потребителю приходится только при желаемом результате исполнения договора. При возникновении трудностей появляется необходимость установить непосредственного покупателя, способы связи с ним - уже на этом этапе механизм защиты прав потребителя несовершенен, в частности, если договор заключен в виртуальной действительности. Мною были предложены пути восполнения недостатков в регулировании, которые являются обоснованными и заслуживают внимания.
В заключение хочу отметить, что прогресс не стоит на месте, с течением времени в каждый договор привносятся свои изменения, которые заслуживают внимания и пересмотра правового регулирования. Видится, рост развития технологий настолько существенен, что закон не поспевает за ним. К тому же невозможно урегулировать то, чего еще нет, а когда возникает новое явление, важно, чтобы существовали общие положения, с помощью которых возможность урегулировать справедливо возникающие споры, до принятия изменений на законодательном уровне. Самое главное - защита прав и законных интересов участников имущественного оборота.
1. Европейская конвенция о международной почтовой и дистанционной торговле: Текст Конвенции разработан и одобрен правлением Европейской Ассоциации Дистанционной и Почтовой Торговли EMOTA на Ежегодном Общем Собрании членов Ассоциации от 27.03.2002 // Париж. Режим доступа:http: //www. emota. org/onderwerpen/europe. asp?navid=3 &subnavid=l;
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993. №237;
3. Гражданский кодекс РФ (ч. 2): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14- ФЗ // СЗ РФ, 1996. №5. ст.410;
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ, 2002. №1. Ст. 1;
5. О защите прав потребителей: Федеральный Закон от 7.02.1992 № 2300-I- ФЗ // СЗ РФ, 2007. №44. Ст.5282;
6. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8.01.1998 № 3-ФЗ // СЗ РФ, 1998. №2. Ст. 219;
7. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // СЗ РФ, 2006. №31. Ст. 3451;
8. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // СЗ РФ, 2006. №12. Ст. 1232;
9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ, 2006. №31. Ст. 3448;
10. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ // СЗ РФ, 1996. №51. Ст. 5681;
11. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ // СЗ РФ, 2010. №1. Ст. 2.;
12. О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена: Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179 // Российская газета, 1992 г. N 61;
13. Об утверждении Перечня технически сложных товаров: Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 // СЗ РФ, 2011. №46. Ст. 6539;
14. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 // СЗ РФ, 1998. №4. Ст. 482;
15. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 №612 // СЗ РФ, 2007. №41. ст. 4894;
16. Об утверждении Правил продажи товаров по образцам: Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 №918 // СЗ РФ, 1997. №30. ст. 3657;
17. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03 (вместе с «СанПиН 2.3.2.1290-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 50 // утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.04.2003 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.05.2003 №4536);
18. О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32 // Журнал Документы и комментарии, 2007. №22;
19. О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8.04.2005 № 0100/2569-05-32 // Журнал Документы и комментарии, 2005. №2;
Специальная литература
20. Абова Т. Е. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ ч. 2 (постатейный) // М.: Юрайт, 2008;
21. Автор Александр. Интернет торговля: розница или дистанционка?
[Электронный ресурс]: от 20.03.2015 // Юрист РФ - Режим
доступа:http://juristrf.ru/;
22. Ананько А. Заключение договоров путем электронного обмена данными [Электронный ресурс]: от 17.05.2014 // Право и интернет — Режим доступа:http://www.russianlaw.net/law/doc/a123.html;
23. Алексеев С.С. Гражданское право в вопросах и ответах: учеб.пособие // Екатеринбург, изд-во Проспект, 2009;
24. Белова О. А. Купля-продажа по образцам: специфика содержания // Ученые записки (выпуск десятый): сб. статей. Волгоград: Издательство ВИЭСП, 2008. № 10;
25. Белова О. А. Правовая природа договора дистанционной розничной купли-продажи :диссертация // Волгоград, 2010. С 22;
26. Белова О. А. Сравнительный анализ продажи товара по образцам с договором дистанционной розничной купли-продажи // Мы и право: научно-практический журнал, 2010. № 2 (7);
27. Блинов А. Продажа товаров дистанционным способом // Журнал Новая бухгалтерия, 2008. №1;
28. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. // М., 1997. С. 224;
29. Витрянский В. В. Гражданское право. // М.: Издательство БЕК, 2008;
30. Витрянский В. В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. // М., 1999. С. 232-233;
31. Дмитрик Н.А. Способы осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей с использованием сети Интернет // Диссертация. М., 2007. С. 9, 17 - 18;
32. Евецкий А. А. О договоре между отсутствующими // Журнал гражданского и уголовного права. 1880. Кн. 4. С. 328-329;
33. Зак А. Ю. Защита прав потребителей при осуществлении специальной коммерческой практики в России и ЕС // Журнал Право и политика, 2010. №7. С. 1278-1289;
34. Зак А.Ю. Нарушения прав потребителей при ненадлежащем исполнении договора дистанционной продажи в Интернете и способы их преодоления // Журнал «Современное право», №8, 2010, С. 78;
35. Казанцев, В.И. Терминологический словарь по гражданскому праву // М. : Изд-во Экзамен, 2007. С. 287;
36. Калпин А. Г. Гражданское право // М.: Юрист, 2008. С.453;
37. Катков В. Д. Заключение договоров при посредстве электричества // Журнал С-Петерб. Юрид. Об-ва. 1896. Кн. 7. С. 231-233;
38. Кузьменко А. С. Договор розничной купли - продажи в сфере дистанционной торговли, диссертация // Москва, 2010;
39. Левашов С. Электронные деньги // Журнал Юрист, 2005. №48;
40. Маковский А. Л. Гражданское уложение Германии. Ввод. закон к Гражданскому уложению: перевод с немецкого // М.: Волтерс Клувер, 2006.С. 25;
41. Марчук М.А. Момент заключения договора продажи товара дистанционным способом // Журнал Юрист, 2009. №3. С. 68;
42. Масякин А.Н. Традиции защиты прав потребителя в обеспечении качества товара // Вестник ТГУ, 2007. Вып. 10 (54). С. 226;
43. Матвеев И. Юридическое значение формы сделки и ответственность за ее нарушение // Журнал Хозяйство и право, 2001. №
12. С. 90—97;
44. Мейер Д.И. Русское гражданское право // М. : Статут, 2003. С. 831;
45. Новицкий И. Б. Римское частное право // М.: Проспект, 1996;
46. Орешкина О.В. Дистанционная торговля товарами // Журнал Внешнеторговое право, 2007. №1. С 85;
47. Парций Я. Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» // М.: Норма, 2007. С. 367;
48. Победоносцев К. Г. Курс гражданского права // СПб.; Синодальная типография, 1896 // СПС Гарант. Информационный блок «Классика российского правового наследия». М., 2009;
49. Пугинский Б.И. Проблема регулирования торгового посредничества // Журнал Коммерческое право. 2008. № 2 (3). С. 6-10;
50. Райзберг, Б.А. Универсальный бизнес-словарь // М.: Инфра-М,1997. С. 632;
51. Ровный В.В. Общая характеристика договора купли-продажи: В помощь студентам и аспирантам // Сибирский юридический вестник, 2001. № 3 . С. 26 - 37;
52. Рыков А.Ю. Гражданско-правовое регулирование сделок в глобальной компьютерной сети Интернет // Дисертация, М., 2009. С. 201;
53. Садиков О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, ч. 2 (постатейный) // М.: Юридическая фирма Контракт, 1998. С. 495;
54. Салиев И.Р. Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в России: Современная правовая модель // Диссертация, Казань, 2013. С. 203;
55. Семенихин В.В. Торговля: торговля через интернет-магазин // Журнал Налоги. 2011. № 32. С. 7-12;
56. Семенихин В. В. Торговля. Энциклопедия // М.: Изд-во ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010;
57. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Учебник по гражданскому праву. Часть 2 // М.: Проспект, 2009;
58. Суханов Е. А. Гражданское право: Учебник. В 4 т. Т. 3: Обязательственное право // М.: Статут, 2010. // СПС Консультант-Плюс;
59. Тиме Я. Дистанционная торговля // М.: Вершина, 2006. С. 149-150;
60. Хисматулин О. Ю Отдельные аспекты развития правового регулирования дистанционной торговли в России // Евразийская адвокатура. 2016, №2, (21);
61. Хорошавина Н. Ю. Правовое регулирование договорных отношений розничной купли - продажи, диссертация // Казань, 2007;
62. Хужин С. М. Договор купли-продажи. Лекция. // Н.Новгород: НПА, 2006;
63. Цитович П. П. Учебник торгового права. // Киев: М., 2009. С. 164-165;
64. Шершеневич, Г.Ф. Курс гражданского права // М., 2001;
65. Koeppen Albert. Der obligatorische Vertrag unter Abwesendem: Eine zivilistische Abhandlung Jena. Mauke, 1871;
Судебная практика
66. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 // Российская газета, 2012. №156;
67. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8.12.2011 № КАС11-675 // СПС ГАРАНТ;
68. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.06.2011 № Ф10-1895/11 по делу № А35-8519/2010 // СПС ГАРАНТ;
69. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.05.2010 № Ф09-3608/10-С1 по делу № А47-11060/2009 // СПС ГАРАНТ;
70. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу № А41-6880/14 // СПС ГАРАНТ;
71. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.12.2015 № Ф01-5429/15 по делу № А31-13870/2014 // СПС ГАРАНТ;
72. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.07.2011 № Ф05-6124/11 по делу №А40-116981/2010 // СПС ГАРАНТ;
73. Кассационное определение Волгоградского областного суда от 15.07.2011 по делу № 33-9648 // СПС Консультант-Плюс;
74. Решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 22.12.2015 по делу №2-2286/2015 [Электронный ресурс] // РосПравосудие - Режим доступа: https://rospravosudie.com/;
75. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 17.04.2013 по делу № 2-1482/2013 // СПС ГАРАНТ.
14 Гражданский кодекс РФ (ч. 2): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ, 1996. №5. ст.410;