АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ «ГОРОДСКОЙ ФОТОРЕПОРТАЖ»
|
Введение 3
1 Современный городской фоторепортаж 7
1.1 История фотографии в мире, стране и городе 7
1.2 Фоторепортаж в системе жанров журналистики 12
1.3 Методика создания городского фоторепортажа 20
2 Авторский проект «Городской фоторепортаж» 48
2.1 Анализ проекта «Городской фоторепортаж» 48
2.2 Описание этапов создания проекта «Городской фоторепортаж» 50
2.3 Создание проекта, описание трудностей 56
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение
1 Современный городской фоторепортаж 7
1.1 История фотографии в мире, стране и городе 7
1.2 Фоторепортаж в системе жанров журналистики 12
1.3 Методика создания городского фоторепортажа 20
2 Авторский проект «Городской фоторепортаж» 48
2.1 Анализ проекта «Городской фоторепортаж» 48
2.2 Описание этапов создания проекта «Городской фоторепортаж» 50
2.3 Создание проекта, описание трудностей 56
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение
В конце 20 века журналистское сообщество заговорило о том, что фоторепортаж изжил себя, как жанр печатной журналистики. Причиной этого стала коммерциализация. Рекламные блоки потеснили иллюстрационное наполнение изданий. Редакции, вынужденные удерживаться «на плаву», все больше ужимали содержание информационных и аналитических материалов, освобождая место для товаров и услуг.
Но с появлением сетевых аналогов традиционных СМИ, а также оригинальных Интернет-изданий, жанр фоторепортажа пережил второе рождение. Сегодня практически все информационные агентства, конвергентные редакции и редакции онлайн-СМИ публикуют на своих официальных площадках развернутые фотоотчеты с различных мероприятий.
Мультимедийность сообщений и их потенциально неограниченный объем позволяют публиковать репортажи на сотни снимков. Как отмечает Н.В. Смирнова, «...фоторепортаж постепенно возвращается на страницы крупных периодических изданий и сайты информационных агентств» [Смирнова, 2013, с.54].
К сожалению, тема городского репортажа несправедливо забыта. В погоне за сенсационностью и количеством просмотров, журналисты все чаще отдают предпочтение светским мероприятиям, богемным тусовкам, презентациям и премьерным показам.
Фотожурналистика, как вид искусства, претерпевает очередной кризис. Тем самым, мы теряем возможность увековечить историю страны, города, края в фотоснимках.
Актуальность темы исследования определяется его новизной и недостаточной изученностью.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что каждый фоторепортаж был проанализирован с момента выбора темы до ее реализации. Были описаны трудности, возникавшие на каждом этапе создания фоторепортажа. Новизной характеризуется и материал, подвергаемый исследованию. Цикл городских фоторепортажей создавался в рамках дипломного проекта и не подвергался анализу ранее.
Объектом исследования выступает жанр фоторепортажа.
Предметом — составляющие создания городского фоторепортажа.
Цель работы — описание создания авторского цикла “Красноярск в фотообъективе”.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
а) изучение теоретической базы:
1) рассмотрение особенностей жанра фоторепортажа;
2) изучение методики создания городского фоторепортажа;
б) практические задачи:
1) создание цикла авторских фоторепортажей «Красноярск в фотообъективе»;
2) анализ проекта в соответствии с выделенными в первой главе критериями;
3) описание трудностей создания материалов и составление рекомендаций во избежание повторения подобных ошибок.
Степень разработанности темы на современном этапе недостаточна. Основы создания фоторепортажа описаны в монографиях О. А. Бакулина «В мастерской фотожурналиста» [Бакулин, 2011], В. М. Березина «Фотожурналистика» [Березин, 2006], М. Лэнгфорда «Библия фотографии.
Мировая классика фотоискусства» [Лэнгфорд, 2010], В. М. Горохова «Закономерности публицистического творчества» [Горохов, 1995], Р. Капы «100 человек, которые изменили ход истории» [Капа, 2009] и др.
Практические рекомендации по созданию фоторепортажа дают: (псевдоним автора) Граф Синяя Борода «Жанры фотосъемки. Уроки фотографии» [Граф Синяя Борода, 2012], (псевдоним автора) Natalie Berta «Фотография. Виды и жанры фотографии с наглядными примерами» [Журнал ЖЖ, 2012], Н. И. Ворон «Жанры фотожурналистики» [Ворон, 2012], Г. Розов «Как снимать. Искусство фотографии» [Розов, 2006], М. Фриман «Дао цифровой фотографии. Искусство создавать удачные фотоснимки [Фриман, 2008] и др.
Большое количество информации по созданию городского фоторепортажа представлено на портале фото-обозревателя Fototimes.ru, Г. Нери «Лекции по фотожурналистике, И. Данильяц «Пять основных навыков современного документалиста и журналиста», РИАНовости: «Владимир Познер о журналистике» и др.
В работе использован метод научного описания, приемы систематизации и классификации.
Дипломное сочинение состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения. Во введении обозначены основные цели и задачи нашей работы. В первой главе рассмотрены теоретические основы исследования — понятие, задачи и особенности фоторепортажа, а также методика создания эффективного и качественного городского фоторепортажа. Во второй главе описан процесс создания проекта «Городской фоторепортаж», рассмотрена трансформация представленной исследователями технологии создания журналистского произведения в процессе работы. Кроме того, описаны проблемы, с которыми мы столкнулись при подготовке материалов цикла и сделаны выводы, которые помогут избежать подобных проблем в будущем. В заключении сформулированы основные выводы. В приложении размещены фотографии материалов цикла.
Но с появлением сетевых аналогов традиционных СМИ, а также оригинальных Интернет-изданий, жанр фоторепортажа пережил второе рождение. Сегодня практически все информационные агентства, конвергентные редакции и редакции онлайн-СМИ публикуют на своих официальных площадках развернутые фотоотчеты с различных мероприятий.
Мультимедийность сообщений и их потенциально неограниченный объем позволяют публиковать репортажи на сотни снимков. Как отмечает Н.В. Смирнова, «...фоторепортаж постепенно возвращается на страницы крупных периодических изданий и сайты информационных агентств» [Смирнова, 2013, с.54].
К сожалению, тема городского репортажа несправедливо забыта. В погоне за сенсационностью и количеством просмотров, журналисты все чаще отдают предпочтение светским мероприятиям, богемным тусовкам, презентациям и премьерным показам.
Фотожурналистика, как вид искусства, претерпевает очередной кризис. Тем самым, мы теряем возможность увековечить историю страны, города, края в фотоснимках.
Актуальность темы исследования определяется его новизной и недостаточной изученностью.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что каждый фоторепортаж был проанализирован с момента выбора темы до ее реализации. Были описаны трудности, возникавшие на каждом этапе создания фоторепортажа. Новизной характеризуется и материал, подвергаемый исследованию. Цикл городских фоторепортажей создавался в рамках дипломного проекта и не подвергался анализу ранее.
Объектом исследования выступает жанр фоторепортажа.
Предметом — составляющие создания городского фоторепортажа.
Цель работы — описание создания авторского цикла “Красноярск в фотообъективе”.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
а) изучение теоретической базы:
1) рассмотрение особенностей жанра фоторепортажа;
2) изучение методики создания городского фоторепортажа;
б) практические задачи:
1) создание цикла авторских фоторепортажей «Красноярск в фотообъективе»;
2) анализ проекта в соответствии с выделенными в первой главе критериями;
3) описание трудностей создания материалов и составление рекомендаций во избежание повторения подобных ошибок.
Степень разработанности темы на современном этапе недостаточна. Основы создания фоторепортажа описаны в монографиях О. А. Бакулина «В мастерской фотожурналиста» [Бакулин, 2011], В. М. Березина «Фотожурналистика» [Березин, 2006], М. Лэнгфорда «Библия фотографии.
Мировая классика фотоискусства» [Лэнгфорд, 2010], В. М. Горохова «Закономерности публицистического творчества» [Горохов, 1995], Р. Капы «100 человек, которые изменили ход истории» [Капа, 2009] и др.
Практические рекомендации по созданию фоторепортажа дают: (псевдоним автора) Граф Синяя Борода «Жанры фотосъемки. Уроки фотографии» [Граф Синяя Борода, 2012], (псевдоним автора) Natalie Berta «Фотография. Виды и жанры фотографии с наглядными примерами» [Журнал ЖЖ, 2012], Н. И. Ворон «Жанры фотожурналистики» [Ворон, 2012], Г. Розов «Как снимать. Искусство фотографии» [Розов, 2006], М. Фриман «Дао цифровой фотографии. Искусство создавать удачные фотоснимки [Фриман, 2008] и др.
Большое количество информации по созданию городского фоторепортажа представлено на портале фото-обозревателя Fototimes.ru, Г. Нери «Лекции по фотожурналистике, И. Данильяц «Пять основных навыков современного документалиста и журналиста», РИАНовости: «Владимир Познер о журналистике» и др.
В работе использован метод научного описания, приемы систематизации и классификации.
Дипломное сочинение состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения. Во введении обозначены основные цели и задачи нашей работы. В первой главе рассмотрены теоретические основы исследования — понятие, задачи и особенности фоторепортажа, а также методика создания эффективного и качественного городского фоторепортажа. Во второй главе описан процесс создания проекта «Городской фоторепортаж», рассмотрена трансформация представленной исследователями технологии создания журналистского произведения в процессе работы. Кроме того, описаны проблемы, с которыми мы столкнулись при подготовке материалов цикла и сделаны выводы, которые помогут избежать подобных проблем в будущем. В заключении сформулированы основные выводы. В приложении размещены фотографии материалов цикла.
В соответствии с целью и задачами, поставленными в работе, можно сделать следующие выводы.
Анализ теоретических работ по теме позволил рассмотреть характеристики и видовые особенности фоторепортажа, а также определить методику его создания:
а) были рассмотрены понятие, предмет, цели, задачи, виды и тематическая направленность фоторепортажа;
б) была изучена методика создания городского фоторепортажа на тему городской экологии.
В ходе практической части были решены следующие задачи:
а) создан цикл материалов «Городской фоторепортаж», состоящий из 5 журналистских фотографий с целью размещения в сети интернет;
б) были рассмотрены этапы создания каждого фотоснимка;
в) описаны трудности, возникшие при подготовке и создании фоторепортажа и составлены рекомендации по избежанию данных проблем.
Анализ проекта и входящих в его состав фотоснимков доказывает, что городской фоторепортаж:
а) соответствует одному из выделенных нами в теоретической части видов фоторепортажей;
б) производился в соответствии с технологией, описанной нами в теоретической главе.
Рассмотренная в результате освоения теоретического материала методика создания городского фоторепортажа апробирована в процессе работы над подготовкой фотопроекта о городской экологии.
Мы проследили все этапы создания материала от подготовки до реализации готового произведения и описали трудности, встретившиеся нам в процессе работы над циклом. К таким трудностям относятся:
а) поиск актуальной темы, в освещении которой будут заинтересованы СМИ;
б) ограничение по времени съемки и месту ее проведения в аналитическом фоторепортаже негативно влияет на его динамику;
в) пространственное ограничение в съемке сужает спектр художественно¬выразительных средств журналисткой фотографии;
г) большое количество однотипных снимков, а также фотографий общего плана затрудняет отбор материалов для репортажа;
д) публикация качественного фоторепортажа средних объемов (5-7 снимков) затруднительна как для печатных изданий (где максимальное число крупных изображений в материале - 3), так и для сетевых СМИ (где аналитическим жанрам фотожурналистики предпочитают информационные).
В ходе анализа вышеперечисленных проблем, нами были сформулированы рекомендации, которые могут быть использованы при создании городского фоторепортажа:
а) перед выбором темы фоторепортажа необходимо изучить рынок региональных СМИ: их жанровую, идеологическую и тематическую направленности.
б) чтобы добиться динамики сюжета в аналитическом фоторепортаже необходимо разнообразить время и место съемки;
в) не злоупотреблять изобразительными метафорами в кадре, идея снимка должна быть понятна с первого взгляда;
г) при проведении фоторепортажа необходимо искать новые нестандартные ракурсы, с каждого ракурса делать не больше 3 снимков, проверять отснятый материал на месте;
д) при подготовке фоторепортажа для печатных СМИ стоит уделить особое внимание емким, «говорящим» снимкам; для сетевых изданий можно сделать серию материалов с несколькими общими и крупными планами.
Анализ теоретических работ по теме позволил рассмотреть характеристики и видовые особенности фоторепортажа, а также определить методику его создания:
а) были рассмотрены понятие, предмет, цели, задачи, виды и тематическая направленность фоторепортажа;
б) была изучена методика создания городского фоторепортажа на тему городской экологии.
В ходе практической части были решены следующие задачи:
а) создан цикл материалов «Городской фоторепортаж», состоящий из 5 журналистских фотографий с целью размещения в сети интернет;
б) были рассмотрены этапы создания каждого фотоснимка;
в) описаны трудности, возникшие при подготовке и создании фоторепортажа и составлены рекомендации по избежанию данных проблем.
Анализ проекта и входящих в его состав фотоснимков доказывает, что городской фоторепортаж:
а) соответствует одному из выделенных нами в теоретической части видов фоторепортажей;
б) производился в соответствии с технологией, описанной нами в теоретической главе.
Рассмотренная в результате освоения теоретического материала методика создания городского фоторепортажа апробирована в процессе работы над подготовкой фотопроекта о городской экологии.
Мы проследили все этапы создания материала от подготовки до реализации готового произведения и описали трудности, встретившиеся нам в процессе работы над циклом. К таким трудностям относятся:
а) поиск актуальной темы, в освещении которой будут заинтересованы СМИ;
б) ограничение по времени съемки и месту ее проведения в аналитическом фоторепортаже негативно влияет на его динамику;
в) пространственное ограничение в съемке сужает спектр художественно¬выразительных средств журналисткой фотографии;
г) большое количество однотипных снимков, а также фотографий общего плана затрудняет отбор материалов для репортажа;
д) публикация качественного фоторепортажа средних объемов (5-7 снимков) затруднительна как для печатных изданий (где максимальное число крупных изображений в материале - 3), так и для сетевых СМИ (где аналитическим жанрам фотожурналистики предпочитают информационные).
В ходе анализа вышеперечисленных проблем, нами были сформулированы рекомендации, которые могут быть использованы при создании городского фоторепортажа:
а) перед выбором темы фоторепортажа необходимо изучить рынок региональных СМИ: их жанровую, идеологическую и тематическую направленности.
б) чтобы добиться динамики сюжета в аналитическом фоторепортаже необходимо разнообразить время и место съемки;
в) не злоупотреблять изобразительными метафорами в кадре, идея снимка должна быть понятна с первого взгляда;
г) при проведении фоторепортажа необходимо искать новые нестандартные ракурсы, с каждого ракурса делать не больше 3 снимков, проверять отснятый материал на месте;
д) при подготовке фоторепортажа для печатных СМИ стоит уделить особое внимание емким, «говорящим» снимкам; для сетевых изданий можно сделать серию материалов с несколькими общими и крупными планами.



