Публичная власть: правовые основы организации и деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Правовые основы организации и деятельности органов местного самоуправления, функции 7
1.1. Правовые основы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления 7
1.2. Понятие и функции представительных органов местного самоуправления 30
Глава 2 Организационно - правовые основы деятельности представительных органов местного самоуправления 43
2.1 Основные принципы организации деятельности представительных
органов местного самоуправления 43
2.2 Принцип обязательности наличия выборных органов 46
2.3. Принцип выборности представительных органов местного самоуправления 51
2.3. Принцип коллегиальности в деятельности представительного органа муниципального образования 61
2.5. Принцип представительного характера выборных органов местного
самоуправления 65
2.6. Принцип самостоятельности представительного органа 75
2.7. Принцип ответственности и законности представительного органа ... 83
2.8. Принцип гласности в деятельности представительных органов местного
самоуправления 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
Глава 1. Правовые основы организации и деятельности органов местного самоуправления, функции 7
1.1. Правовые основы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления 7
1.2. Понятие и функции представительных органов местного самоуправления 30
Глава 2 Организационно - правовые основы деятельности представительных органов местного самоуправления 43
2.1 Основные принципы организации деятельности представительных
органов местного самоуправления 43
2.2 Принцип обязательности наличия выборных органов 46
2.3. Принцип выборности представительных органов местного самоуправления 51
2.3. Принцип коллегиальности в деятельности представительного органа муниципального образования 61
2.5. Принцип представительного характера выборных органов местного
самоуправления 65
2.6. Принцип самостоятельности представительного органа 75
2.7. Принцип ответственности и законности представительного органа ... 83
2.8. Принцип гласности в деятельности представительных органов местного
самоуправления 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что современный мир и систему устройства публичной власти (государственной и местной) в нём невозможно представить без местного самоуправления. Прежде всего, это связано с тем, что местное самоуправление позволяет децентрализовать уровень принятия решения самого различного блока вопросов, что, безусловно, является залогом эффективной организации публичной власти в целом.
Местное самоуправление является общепризнанной ценностью конституционализма, важной характеристикой демократического режима. В современных условиях углубляющегося кризиса традиционных институтов государственной демократии с формированием номенклатурно-бюрократических партийных систем, технологиями электорального манипулирования, гражданским абсентеизмом и снижением легитимности представительных учреждений именно в развитии местного самоуправления зачастую видят перспективы реального народовластия. Ему придается значение катализатора прямой демократии и одновременно фактора преобразования представительной демократии путем ее приближения к населению.
Конституция РФ исходит из понимания местного самоуправления, как части единого механизма народовластия, где органы местного самоуправления, наряду с органами государственной власти, служат организационными формами опосредованного (через представительство) осуществления народом своей власти (ч.2 ст.3). Одновременно местное самоуправление обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения и исполнение отдельных государственных полномочий (ст.12, 130, 131, 132 Конституции РФ). Тем самым, способствуя выражению воли и интересов всего народа, местное самоуправление имеет приоритетом формирование и отстаивание (в том числе в отношениях с государством) интересов населения по месту жительства. Оно входит в представительную систему, будучи обособлено от государственной власти, а институты публичного представительства служат основой самоуправленческих отношений.
Представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования. Он обладает также общей нормотворческой компетенцией. Особая связь представительного органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным характером работы представительного органа.
Рассматривая правовой статус местных представительных органов, следует отметить, что в структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит именно представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому на первый план выходит представительная функция этого органа, то есть выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование активной гражданской позиции у населения. Представительный орган является своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования. Деятельность представительных органов муниципальных образований осуществляется на основании принципов установленных действующим законодательством.
Тема правового регулирования местного самоуправления как таковая является одной из самых изученных в отечественном муниципальном правоведении. Проблематика правового регулирования местного самоуправления получила рассмотрение, как в теории, так и на практике. Вместе с тем следует отметить, что до настоящего момента отсутствуют комплексные обобщающие труды, по вопросам принципов организации деятельности представительных органов местного самоуправления. Как правило, предметом рассмотрения различных научных трудов становились принципы муниципального права в целом.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования принципов организации деятельности представительных органов местного самоуправления, с учётом современных тенденций реформирования данного института публичной власти.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований принятые по вопросам принципов организации деятельности представительных органов местного самоуправления.
Целью настоящей работы является изучение основ и обобщение законодательного регулирования принципов организации деятельности представительных органов местного самоуправления и разработка предложений, направленных на повышение эффективности деятельности представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
- исследование правовых основ организации и деятельности представительных органов местного самоуправления;
- анализ организационно - правовых основ деятельности представительных органов местного самоуправления и проблем реализации ими правотворческой функции.
Теоретической основой данной работы являются труды российских ученых, исследовавших принципы организации деятельности представительных органов местного самоуправления: С.А. Авакьяна, Ю.М. Алпатова, Е.В. Белоусовой, В.И. Васильева, Т.Е. Зюзиной, Т.Н. Михеевой, Е.С. Шугриной и других ученых.
Методологической основой исследования явились сравнительно-правовой, исторический, системно-логический, статистический, формально-юридический, метод сравнительного правоведения, технико-юридический и другие методы научного познания.
Согласно поставленным целям и выделенным задачам настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения, списка литературы.
Местное самоуправление является общепризнанной ценностью конституционализма, важной характеристикой демократического режима. В современных условиях углубляющегося кризиса традиционных институтов государственной демократии с формированием номенклатурно-бюрократических партийных систем, технологиями электорального манипулирования, гражданским абсентеизмом и снижением легитимности представительных учреждений именно в развитии местного самоуправления зачастую видят перспективы реального народовластия. Ему придается значение катализатора прямой демократии и одновременно фактора преобразования представительной демократии путем ее приближения к населению.
Конституция РФ исходит из понимания местного самоуправления, как части единого механизма народовластия, где органы местного самоуправления, наряду с органами государственной власти, служат организационными формами опосредованного (через представительство) осуществления народом своей власти (ч.2 ст.3). Одновременно местное самоуправление обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения и исполнение отдельных государственных полномочий (ст.12, 130, 131, 132 Конституции РФ). Тем самым, способствуя выражению воли и интересов всего народа, местное самоуправление имеет приоритетом формирование и отстаивание (в том числе в отношениях с государством) интересов населения по месту жительства. Оно входит в представительную систему, будучи обособлено от государственной власти, а институты публичного представительства служат основой самоуправленческих отношений.
Представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования. Он обладает также общей нормотворческой компетенцией. Особая связь представительного органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным характером работы представительного органа.
Рассматривая правовой статус местных представительных органов, следует отметить, что в структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит именно представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому на первый план выходит представительная функция этого органа, то есть выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование активной гражданской позиции у населения. Представительный орган является своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования. Деятельность представительных органов муниципальных образований осуществляется на основании принципов установленных действующим законодательством.
Тема правового регулирования местного самоуправления как таковая является одной из самых изученных в отечественном муниципальном правоведении. Проблематика правового регулирования местного самоуправления получила рассмотрение, как в теории, так и на практике. Вместе с тем следует отметить, что до настоящего момента отсутствуют комплексные обобщающие труды, по вопросам принципов организации деятельности представительных органов местного самоуправления. Как правило, предметом рассмотрения различных научных трудов становились принципы муниципального права в целом.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования принципов организации деятельности представительных органов местного самоуправления, с учётом современных тенденций реформирования данного института публичной власти.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований принятые по вопросам принципов организации деятельности представительных органов местного самоуправления.
Целью настоящей работы является изучение основ и обобщение законодательного регулирования принципов организации деятельности представительных органов местного самоуправления и разработка предложений, направленных на повышение эффективности деятельности представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
- исследование правовых основ организации и деятельности представительных органов местного самоуправления;
- анализ организационно - правовых основ деятельности представительных органов местного самоуправления и проблем реализации ими правотворческой функции.
Теоретической основой данной работы являются труды российских ученых, исследовавших принципы организации деятельности представительных органов местного самоуправления: С.А. Авакьяна, Ю.М. Алпатова, Е.В. Белоусовой, В.И. Васильева, Т.Е. Зюзиной, Т.Н. Михеевой, Е.С. Шугриной и других ученых.
Методологической основой исследования явились сравнительно-правовой, исторический, системно-логический, статистический, формально-юридический, метод сравнительного правоведения, технико-юридический и другие методы научного познания.
Согласно поставленным целям и выделенным задачам настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения, списка литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Местное самоуправление является общепризнанной ценностью конституционализма, важной характеристикой демократического режима. В современных условиях углубляющегося кризиса традиционных институтов государственной демократии с формированием номенклатурно-бюрократических партийных систем, технологиями электорального манипулирования, гражданским абсентеизмом и снижением легитимности представительных учреждений именно в развитии местного самоуправления зачастую видят перспективы реального народовластия. Ему придается значение катализатора прямой демократии и одновременно фактора преобразования представительной демократии путем ее приближения к населению.
Представительный орган местного самоуправления - выборный коллегиальный орган публичной власти, состоящий из депутатов, формируемый на определенный срок с участием населения посредством использования прямых либо косвенных выборов, представляющий интересы населения муниципального образования и несущий перед ним ответственность. Ключевой смысл представительного органа местного самоуправления, проявляется в его функциях, важнейшей из которых является то, что этот орган должен объединять народ и представлять его интересы.
На защиту выносятся следующие достигнутые научные результаты:
1. В системе правового регулирования муниципального представительства особую и важную роль играет регламент представительного органа муниципального образования. Под регламентом представительного органа муниципального образования следует понимать находящийся в особой юридико-системной связи с уставом муниципального образования, конкретизирующий и развивающий его положения, нормативный правовой акт, принимаемый представительным органом муниципального образования в порядке саморегулирования в целях комплексного правового обеспечения внутриорганизационных, процедурно-процессуальных и иных тесно связанных с ними отношений по осуществлению возложенных на него полномочий, определяющий порядок реализации связанных с деятельностью представительного органа муниципального образования прав и обязанностей субъектов местного самоуправления. В нормах действующего законодательства прослеживается ослабление регулирующего воздействия государства на институт регламента представительного органа муниципального образования. В частности Федеральный закон № 131-ФЗ касается регламента лишь в связи с вопросом установления порядка деятельности фракций в представительном органе (ч.2 ст.35.1). Правда, Федеральный закон № 131-ФЗ включает в систему муниципальных правовых актов нормативные и иные правовые акты представительного органа, среди которых и решения по вопросам организации его деятельности (п.2 ч.1 и ч.3 ст.43). Сужение государственно-нормативного воздействия на институт регламента представительного органа муниципального образования в контексте реализации ст.12 и 131 (ч.1) Конституции РФ служит целям гарантирования организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечения определенной автономии в самоорганизации его органов. Однако регламент - важнейший организационно-упорядочивающий акт представительного органа, и как таковой не может оставаться вне сферы регулирующего воздействия общих принципов организации местного самоуправления. Юридическая природа регламента и его место в системе муниципальных правовых актов должна быть определена федеральным законом. Состав и соотношение источников муниципального права не могут устанавливаться подзаконными нормативными актами
2. Характер интересов, связанных с вопросами местного значения, определяет особенности регулирующего воздействия на муниципальное представительство принципа политического многообразия. Природе муниципальных выборов противоречит их увязывание с политической многопартийностью, их основными субъектами должны быть локальные общественные организации и граждане индивидуально. Муниципальные выборы должны носить неполитизированный характер, способствовать непосредственно-персонифицированным связям населения с выборными лицами, выдвигаемыми из среды местного сообщества. Этому соответствует применение в основном мажоритарной избирательной системы. Переход к пропорциональности оправдан для муниципальных образований верхнего (территориального) уровня при законодательном урегулировании: а) открытого характера списков; б) их разделения на общую часть и территориальные группы; в) участия в выборах лишь партий, имеющих отделение в муниципальном образовании.
3. В отношении представительного органа может и должно обеспечиваться признание и гарантирование его существенной интегративно-объединительной роли во всей системе властно-управленческих отношений (включая управление муниципальной собственностью). Функционально-правовое содержание правового статуса представительного органа, как воплощающего полновластие местного сообщества, не может сводиться только к нормотворческой (организационно-правовой) функции, а должно охватывать собой его итоговое властно-регулирующее воздействие на состояние и развитие муниципального образования: планово-прогностические, организационно¬учредительные, кадровые, координационно-контрольные, а также определенные распорядительные полномочия, связанные с организацией муниципального хозяйства, воздействием на текущее (оперативное) управление делами муниципального образования. Происходящее в последнее время «перетекание» законодательно установленных полномочий в сфере руководства муниципальным хозяйством от представительного органа к местной администрации не согласуется со статусом представительного органа, выражающего полноправие местного сообщества как субъекта муниципальной собственности. Это касается, в частности, изначально относившегося к исключительной компетенции представительного органа полномочия по определению порядка создания, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений (п.6 ч.10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ). Но местная администрация не должна сама для себя определять основания и общие рамки реализации организационно-учредительных полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, в налаживании функционирования организаций публичного обслуживания населения. Цели оптимизации и рационализации деятельности муниципальных учреждений, повышения их экономической эффективности в увязке с достижением бюджетного баланса, должны сообразовываться с целями социальной эффективности их работы, показателями доступности и качества предоставляемых услуг, что предполагает установление равновесия на основе выявления и согласования конкурирующих интересов представительным органом. Отнесение же к компетенции местной администрации полномочия по утверждению муниципальных программ, разрабатываемых в ею же установленном порядке, притом, что в соответствии с таким решением подлежит определению в решении о местном бюджете объем финансовых обязательств на его реализацию (ч.1 и 2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ), лишает в условиях перехода к программно-целевому бюджету представительный орган самостоятельности в реализации важнейших бюджетных полномочий.
4. Лежащим в основе муниципального представительства императивом безусловного выполнения органами муниципальной власти обязательств перед населением определяется гарантирующая роль институтов демократического контроля и муниципально-правовой ответственности. Предлагается в федеральном законе предусмотреть: а) признание субъектами общественного контроля граждан, некоммерческих и общественных организаций; б) институт наказов избирателей, регулярные отчеты выборных лиц местного самоуправления перед населением; в) участие в муниципальных выборах наблюдателей от общественных объединений, право обжалования результатов выборов группами избирателей; г) упрощение реализации отзыва и дополнение его оснований нарушением правил депутатской этики.
Местное самоуправление является общепризнанной ценностью конституционализма, важной характеристикой демократического режима. В современных условиях углубляющегося кризиса традиционных институтов государственной демократии с формированием номенклатурно-бюрократических партийных систем, технологиями электорального манипулирования, гражданским абсентеизмом и снижением легитимности представительных учреждений именно в развитии местного самоуправления зачастую видят перспективы реального народовластия. Ему придается значение катализатора прямой демократии и одновременно фактора преобразования представительной демократии путем ее приближения к населению.
Представительный орган местного самоуправления - выборный коллегиальный орган публичной власти, состоящий из депутатов, формируемый на определенный срок с участием населения посредством использования прямых либо косвенных выборов, представляющий интересы населения муниципального образования и несущий перед ним ответственность. Ключевой смысл представительного органа местного самоуправления, проявляется в его функциях, важнейшей из которых является то, что этот орган должен объединять народ и представлять его интересы.
На защиту выносятся следующие достигнутые научные результаты:
1. В системе правового регулирования муниципального представительства особую и важную роль играет регламент представительного органа муниципального образования. Под регламентом представительного органа муниципального образования следует понимать находящийся в особой юридико-системной связи с уставом муниципального образования, конкретизирующий и развивающий его положения, нормативный правовой акт, принимаемый представительным органом муниципального образования в порядке саморегулирования в целях комплексного правового обеспечения внутриорганизационных, процедурно-процессуальных и иных тесно связанных с ними отношений по осуществлению возложенных на него полномочий, определяющий порядок реализации связанных с деятельностью представительного органа муниципального образования прав и обязанностей субъектов местного самоуправления. В нормах действующего законодательства прослеживается ослабление регулирующего воздействия государства на институт регламента представительного органа муниципального образования. В частности Федеральный закон № 131-ФЗ касается регламента лишь в связи с вопросом установления порядка деятельности фракций в представительном органе (ч.2 ст.35.1). Правда, Федеральный закон № 131-ФЗ включает в систему муниципальных правовых актов нормативные и иные правовые акты представительного органа, среди которых и решения по вопросам организации его деятельности (п.2 ч.1 и ч.3 ст.43). Сужение государственно-нормативного воздействия на институт регламента представительного органа муниципального образования в контексте реализации ст.12 и 131 (ч.1) Конституции РФ служит целям гарантирования организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечения определенной автономии в самоорганизации его органов. Однако регламент - важнейший организационно-упорядочивающий акт представительного органа, и как таковой не может оставаться вне сферы регулирующего воздействия общих принципов организации местного самоуправления. Юридическая природа регламента и его место в системе муниципальных правовых актов должна быть определена федеральным законом. Состав и соотношение источников муниципального права не могут устанавливаться подзаконными нормативными актами
2. Характер интересов, связанных с вопросами местного значения, определяет особенности регулирующего воздействия на муниципальное представительство принципа политического многообразия. Природе муниципальных выборов противоречит их увязывание с политической многопартийностью, их основными субъектами должны быть локальные общественные организации и граждане индивидуально. Муниципальные выборы должны носить неполитизированный характер, способствовать непосредственно-персонифицированным связям населения с выборными лицами, выдвигаемыми из среды местного сообщества. Этому соответствует применение в основном мажоритарной избирательной системы. Переход к пропорциональности оправдан для муниципальных образований верхнего (территориального) уровня при законодательном урегулировании: а) открытого характера списков; б) их разделения на общую часть и территориальные группы; в) участия в выборах лишь партий, имеющих отделение в муниципальном образовании.
3. В отношении представительного органа может и должно обеспечиваться признание и гарантирование его существенной интегративно-объединительной роли во всей системе властно-управленческих отношений (включая управление муниципальной собственностью). Функционально-правовое содержание правового статуса представительного органа, как воплощающего полновластие местного сообщества, не может сводиться только к нормотворческой (организационно-правовой) функции, а должно охватывать собой его итоговое властно-регулирующее воздействие на состояние и развитие муниципального образования: планово-прогностические, организационно¬учредительные, кадровые, координационно-контрольные, а также определенные распорядительные полномочия, связанные с организацией муниципального хозяйства, воздействием на текущее (оперативное) управление делами муниципального образования. Происходящее в последнее время «перетекание» законодательно установленных полномочий в сфере руководства муниципальным хозяйством от представительного органа к местной администрации не согласуется со статусом представительного органа, выражающего полноправие местного сообщества как субъекта муниципальной собственности. Это касается, в частности, изначально относившегося к исключительной компетенции представительного органа полномочия по определению порядка создания, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений (п.6 ч.10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ). Но местная администрация не должна сама для себя определять основания и общие рамки реализации организационно-учредительных полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, в налаживании функционирования организаций публичного обслуживания населения. Цели оптимизации и рационализации деятельности муниципальных учреждений, повышения их экономической эффективности в увязке с достижением бюджетного баланса, должны сообразовываться с целями социальной эффективности их работы, показателями доступности и качества предоставляемых услуг, что предполагает установление равновесия на основе выявления и согласования конкурирующих интересов представительным органом. Отнесение же к компетенции местной администрации полномочия по утверждению муниципальных программ, разрабатываемых в ею же установленном порядке, притом, что в соответствии с таким решением подлежит определению в решении о местном бюджете объем финансовых обязательств на его реализацию (ч.1 и 2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ), лишает в условиях перехода к программно-целевому бюджету представительный орган самостоятельности в реализации важнейших бюджетных полномочий.
4. Лежащим в основе муниципального представительства императивом безусловного выполнения органами муниципальной власти обязательств перед населением определяется гарантирующая роль институтов демократического контроля и муниципально-правовой ответственности. Предлагается в федеральном законе предусмотреть: а) признание субъектами общественного контроля граждан, некоммерческих и общественных организаций; б) институт наказов избирателей, регулярные отчеты выборных лиц местного самоуправления перед населением; в) участие в муниципальных выборах наблюдателей от общественных объединений, право обжалования результатов выборов группами избирателей; г) упрощение реализации отзыва и дополнение его оснований нарушением правил депутатской этики.
Подобные работы
- Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование правовых основ организации нотариата в Республике Тыва
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Защита прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование гражданско-правовых споров в коммерческой деятельности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие организации местного самоуправления РФ и ФРГ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



