ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЛОМБАРДАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ (на примере ООО Ломбард «Золото»)
|
Введение 3
1 Отраслевые особенности ведения профессиональной деятельности в ломбардах 6
1.1 Правовые основы организации деятельности ломбарда 6
1.2 Развитие деятельности ломбардов в историческом аспекте 16
1.3 Специфика деятельности ломбардов, влияющая на организацию бухгалтерского
учета ломбарда «Золото» 19
2 Организация бухгалтерского учета в ломбарде «Золото» в условиях реформирования
учетной системы 30
2.1 Предпосылки совершенствования законодательной базы в области бухгалтерского
учета ломбарда 30
2.2 Особенности формирования учетной политики в ломбарде «Золото» 38
3 Особенности ведения учета хозяйственных процессов в ломбарде 43
3.1 Учет кассовых операций 43
3.2 Учет расчетов с заемщиками 52
3.3 Особенности учета финансовых результатов в ломбарде 59
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение А-Х 76
1 Отраслевые особенности ведения профессиональной деятельности в ломбардах 6
1.1 Правовые основы организации деятельности ломбарда 6
1.2 Развитие деятельности ломбардов в историческом аспекте 16
1.3 Специфика деятельности ломбардов, влияющая на организацию бухгалтерского
учета ломбарда «Золото» 19
2 Организация бухгалтерского учета в ломбарде «Золото» в условиях реформирования
учетной системы 30
2.1 Предпосылки совершенствования законодательной базы в области бухгалтерского
учета ломбарда 30
2.2 Особенности формирования учетной политики в ломбарде «Золото» 38
3 Особенности ведения учета хозяйственных процессов в ломбарде 43
3.1 Учет кассовых операций 43
3.2 Учет расчетов с заемщиками 52
3.3 Особенности учета финансовых результатов в ломбарде 59
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение А-Х 76
Еще не так давно ломбарды воспринимались как экзотические предприятия и встречались редко. Финансовое неблагополучие наших сограждан привело к широкому распространению этого бизнеса и ни одно оживленное место в городах России сегодня без ломбарда не осталось. В связи с этим возник и спрос на профессиональных бухгалтеров, специалистов, знающих специфику учета в этой отрасли [1].
В соответствии с Положением Банка России от 02.09.2015 № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» Банком России было принято решение о переводе ломбардов на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета с 1 января 2019 года. Шестьдесят две недели осталось до начала тестового периода применения ломбардами единого плана счетов и отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Сегодня профессионалы, доценты кафедры финансов, преподаватели отраслевых стандартов утверждают, что согласно плану перехода уже в 3-м квартале 2016 года нужно было провести анализ новых форм бухгалтерской и (финансовой отчетности). Однако, ломбарды оказались не готовы к этому, так как нет даже проекта отраслевого стандарта. Руководствуясь этим, можно сказать, что проблема очень актуальна на сегодняшний день, что явилось основой выбора темы бакалаврской работы [54].
В процессе исследования данной темы бакалаврской работы необходимо достичь следующую цель: разработать рекомендации по организации процесса перехода на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и единый план счетов в ломбардах.
Для достижения данной цели преследуются ниже перечисленные задачи:
1. исследовать правовые основы организации деятельности ломбардов;
2. отследить развитие деятельности ломбардов в историческом аспекте;
3. выделить специфику деятельности ломбардов, оказывающую влияние на ведение бухгалтерского учета;
4. систематизировать предпосылки реформирования законодательной базы в регулировании бухгалтерского учета в ломбардах;
5. выявить особенности формирования учетной политики в ломбарде;
6. оценить правильность ведения учета кассовых операций, учет расчетов с заемщиками, особенности учета финансовых результатов в ломбарде;
7. составить комплекс рекомендаций по структурированию процесса перехода на отраслевые стандарты в сфере бухгалтерского учета.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики переходов на отраслевые стандарты; количественные и качественные методы сбора информации по действующему законодательству и практических примеров его применения.
Объектом исследования данной бакалаврской работы является Общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Золото», основным видом деятельности которого является предоставление краткосрочных займов гражданам под залог движимого имущества. Ломбард в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» имеет право заниматься одним видом деятельности: Предоставление займа под залог движимого имущества и хранение вещей (ювелирные изделия, бытовая и цифровая техника). ООО Ломбард «Золото» относится к некредитным финансовым организациям, образовалось предприятие в октябре 2014 года. Организационно-правовая форма предприятия: Общество с ограниченной ответственностью. Выбор данной организационно-правовой формы обусловлен небольшими масштабами деятельности фирмы, в том числе относительно небольшой численностью персонала. Предприятие создано на основании Устава предприятия и действует с соблюдением требований Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах». Ломбардное кредитование рассматривается как микрофинансовая деятельность, однако непосредственно микрофинансовыми организациями ломбарды не считаются и включению в соответствующий государственный реестр не подлежат. Зато в качестве организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, они подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге. Ломбард «Золото» относится к субъектам малого предпринимательства на основании п. 2, 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
Предметом исследования будут основные учетные процессы бухгалтерского учета в ломбарде.
Структура бакалаврской работы представляет собой:
- Введение, в котором описывается актуальность выбранной темы, цели, задачи работы и методы изучения темы бакалаврской работы;
- Главу первую, где будет рассмотрена законодательная база для ломбардов, правовые основы организации деятельности ломбарда. Также в первой главе будет отслежено историческое развитие деятельности ломбардов, выделена специфика деятельности ломбардов и ее влияние на ведение бухгалтерского учета;
- Главу вторую, в которой предстоит систематизация предпосылок реформирования законодательной базы в регулировании бухгалтерского учета в ломбардах, выявление особенностей формирования учетной политики в ломбарде;
- Главу третью, в ней необходимо будет выявить особенности ведения учета хозяйственных процессов в ломбарде, а именно: особенности ведения учета кассовых операций, особенности ведения бухгалтерского и управленческого учета расчетов с заемщиками, особенности учета финансовых результатов в ломбарде;
- Заключение, в котором подведем итоги бакалаврской работы на тему особенностей бухгалтерского учета в ломбарде «Золото», в условиях перехода на ЕПС и ОСБУ, где отследим достигнутые цели, проведем анализ выполнения поставленных задач, использование примененных методов исследования для достижения поставленной цели. Дадим перечень рекомендаций по улучшению ведения бухгалтерского учета в период перехода на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета исследуемому ломбарду.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие источники, как нормативно-правовое законодательство, регулирующее деятельность ломбарда, учебники авторов, которые посвятили себя изучению вопросов о учете деятельности в некредитных финансовых организациях и в целом экономике, например Э. А. Алеев, Р. А. Ялмаев, М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, С. А. Аслаханова
В соответствии с Положением Банка России от 02.09.2015 № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» Банком России было принято решение о переводе ломбардов на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета с 1 января 2019 года. Шестьдесят две недели осталось до начала тестового периода применения ломбардами единого плана счетов и отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Сегодня профессионалы, доценты кафедры финансов, преподаватели отраслевых стандартов утверждают, что согласно плану перехода уже в 3-м квартале 2016 года нужно было провести анализ новых форм бухгалтерской и (финансовой отчетности). Однако, ломбарды оказались не готовы к этому, так как нет даже проекта отраслевого стандарта. Руководствуясь этим, можно сказать, что проблема очень актуальна на сегодняшний день, что явилось основой выбора темы бакалаврской работы [54].
В процессе исследования данной темы бакалаврской работы необходимо достичь следующую цель: разработать рекомендации по организации процесса перехода на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и единый план счетов в ломбардах.
Для достижения данной цели преследуются ниже перечисленные задачи:
1. исследовать правовые основы организации деятельности ломбардов;
2. отследить развитие деятельности ломбардов в историческом аспекте;
3. выделить специфику деятельности ломбардов, оказывающую влияние на ведение бухгалтерского учета;
4. систематизировать предпосылки реформирования законодательной базы в регулировании бухгалтерского учета в ломбардах;
5. выявить особенности формирования учетной политики в ломбарде;
6. оценить правильность ведения учета кассовых операций, учет расчетов с заемщиками, особенности учета финансовых результатов в ломбарде;
7. составить комплекс рекомендаций по структурированию процесса перехода на отраслевые стандарты в сфере бухгалтерского учета.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики переходов на отраслевые стандарты; количественные и качественные методы сбора информации по действующему законодательству и практических примеров его применения.
Объектом исследования данной бакалаврской работы является Общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Золото», основным видом деятельности которого является предоставление краткосрочных займов гражданам под залог движимого имущества. Ломбард в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» имеет право заниматься одним видом деятельности: Предоставление займа под залог движимого имущества и хранение вещей (ювелирные изделия, бытовая и цифровая техника). ООО Ломбард «Золото» относится к некредитным финансовым организациям, образовалось предприятие в октябре 2014 года. Организационно-правовая форма предприятия: Общество с ограниченной ответственностью. Выбор данной организационно-правовой формы обусловлен небольшими масштабами деятельности фирмы, в том числе относительно небольшой численностью персонала. Предприятие создано на основании Устава предприятия и действует с соблюдением требований Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах». Ломбардное кредитование рассматривается как микрофинансовая деятельность, однако непосредственно микрофинансовыми организациями ломбарды не считаются и включению в соответствующий государственный реестр не подлежат. Зато в качестве организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, они подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге. Ломбард «Золото» относится к субъектам малого предпринимательства на основании п. 2, 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
Предметом исследования будут основные учетные процессы бухгалтерского учета в ломбарде.
Структура бакалаврской работы представляет собой:
- Введение, в котором описывается актуальность выбранной темы, цели, задачи работы и методы изучения темы бакалаврской работы;
- Главу первую, где будет рассмотрена законодательная база для ломбардов, правовые основы организации деятельности ломбарда. Также в первой главе будет отслежено историческое развитие деятельности ломбардов, выделена специфика деятельности ломбардов и ее влияние на ведение бухгалтерского учета;
- Главу вторую, в которой предстоит систематизация предпосылок реформирования законодательной базы в регулировании бухгалтерского учета в ломбардах, выявление особенностей формирования учетной политики в ломбарде;
- Главу третью, в ней необходимо будет выявить особенности ведения учета хозяйственных процессов в ломбарде, а именно: особенности ведения учета кассовых операций, особенности ведения бухгалтерского и управленческого учета расчетов с заемщиками, особенности учета финансовых результатов в ломбарде;
- Заключение, в котором подведем итоги бакалаврской работы на тему особенностей бухгалтерского учета в ломбарде «Золото», в условиях перехода на ЕПС и ОСБУ, где отследим достигнутые цели, проведем анализ выполнения поставленных задач, использование примененных методов исследования для достижения поставленной цели. Дадим перечень рекомендаций по улучшению ведения бухгалтерского учета в период перехода на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета исследуемому ломбарду.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие источники, как нормативно-правовое законодательство, регулирующее деятельность ломбарда, учебники авторов, которые посвятили себя изучению вопросов о учете деятельности в некредитных финансовых организациях и в целом экономике, например Э. А. Алеев, Р. А. Ялмаев, М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, С. А. Аслаханова
Деятельность ломбарда всегда была популярна во времена ослабленной экономики, ведь когда банки не идут на риск и не предоставляют широкому кругу слабоплатежным физическим лицам кредиты, то граждане идут за помощью в ломбард, неся свой залог, который надеются вернуть. Так и произошло в 2014 году, когда ломбарды снова набирали экономическую популярность, те учредители-экономисты, кто понимает хорошо экономику, поняли это время, время роста ломбардов и создали их. Учредитель рассматриваемого нами ломбарда имеет степень кандидата наук, в экономической сфере, основной его деятельностью на момент создания ломбардов в 2014 г. была брокерская деятельность и консультация инвесторов по финансовым услугам. Тогда в 2014 г. семья учредителей ломбарда «Золото» создали поочередно 5 ломбардов в г. Красноярске, регистрируя их в спальных районах города. Первый год созданные ломбарды терпели убытки, но после 2014 года, встав на ноги и сумев привлечь клиентов низкими процентными ставками ломбарды начали получать выручку.
Большим минусом в ломбардном бизнесе с 2014 г. стал надзорный контроль со стороны Центрального Банка России, ведь риск не предоставления (несвоевременное предоставление) одного отчета в Банк России или не ответ на предписание Банка России (несвоевременный ответ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 р. до 700 000 р. Именно поэтому с времен 2014-2015 гг. много ломбардов закрылись, не выдержав такой натиск со стороны законодательных органов РФ.
При решении поставленных задач, выделен комплекс действий для ломбарда «Золото» в целях совершенствования учетной практики.
1. Создать и утвердить ежегодный график обучения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должностным лицом, ответственным за правила внутреннего контроля и соблюдения Федерального закона о ПОД/ФТ, заключив долгосрочный договор с обучающим центром в сфере ПОД/ФТ, создать резерв на обучение сотрудников ломбарда.
2. Отрегулировать контроль ответственного лица (товароведа или заместителя директора) за страхование имущества в пользу заемщиков или поклажедателей за свой счет риск утраты и повреждения вещей, принятых в залог или на хранение, на сумму, равную сумме их оценке, путем ежедневной проверки сумм оценки выданных залоговых вещей.
3. Разработать директору и утвердить таблицу и сроки предоставления отчетности, предоставляемой в контролирующие органы, такие как Центральный Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Государственная инспекция пробирного надзора, куда ломбарды обязаны отчитываться с определенной периодичностью, для снижения финансовых и административно-правовых рисков.
4. Урегулировать контроль ответственного лица за правила внутреннего контроля и соблюдения Федерального закона о ПОД/ФТ за личными кабинетами на сайтах Центрального Банка России -https://www.cbr.ru/ и сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу -http://www.fedsfm.ru/.
5. Утвердить в учетной политики распределение затрат по субсчетам 90.08 «Управленческие расходы» и 90.02 «Себестоимость продукции» следующим образом. На субсчете 90.02 «Себестоимость продукции» отражать арендную плату, расходы на услуги заправки картриджей и ремонт офисной техники, приобретение канцелярских товаров, приобретение залоговых билетов, заработную плату товароведов, оплату страховых взносов в фонды и ИФНС по заработной плате товароведов. На субсчете 90.08 «Управленческие расходы» учитывать отражение заработной платы административно-управленческого персонала, оплату страховых взносов в фонды и ИФНС по заработной плате административно-управленческого персонала. Это поможет избежать запросов с ИФНС про отражение в налоговой декларации по прибыли косвенных расходов, имеющих отражение в строке 030, не имея расходов, уменьшающих доходы от реализации.
6. При реализации залогового имущества ставить сумму реализации, покрывающую все начисленные проценты и сумму основного долга, для избегания прочих расходов и увеличения выручки как от основной деятельности, как и от прочих доходов (в случае реализации выше суммы основного долга и начисленных процентов).
7. Начать вести раздельный учет выручки, путем открытия аналитических счетов к счету 90 «Продажи», для того, чтобы иметь возможность отслеживания и контроля налога на добавленную стоимость, начисленного по выручке от реализации залогового имущества в случае реализации выше суммы основного долга и начисленных процентов.
8. При возможности сократить поток залоговых вещей, идущих на реализацию (путем обзванивания залогодателей и напоминания им о их заложенных вещах), так как чаще всего при реализации у ломбарда образуются прочие расходы, из -за преследования ломбардом цели не затоваривать места хранения залоговых вещей, а скорее вернуть денежные средства в оборот.
9. Включить в сумму реализации залоговой вещи начисленные проценты за просрочку, для увеличения прибыли предприятия и снижения частоты появления «Прочих расходов» от реализации.
10. Начать инкассировать выручку от деятельности ломбарда, не используя ее до тех пор, пока она не поступит в кассу с расчетного счета на основании Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».
11. Начать поиск автоматизированной системы для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовой техники, так как с 01.07.2018 года на основании новой редакции Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ от 03.07.2016 года новый закон обязует формировать БСО в электронном виде в момент расчета с покупателем.
12. Выплачивать заработную плату с расчетного счета ломбарда, для улучшения расчетов с сотрудниками ломбарда, так как платежное поручение имеет более надежное подтверждение оплаты, нежели РКО.
13. Вести учет своевременно сдачи ежемесячной отчетности в Банк России под роспись ответственного лица, так как неисполнения Указания от 09.07.2015 № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 р. до 700 000 р., не говоря о штрафах на должностных и ответственных лиц.
14. Необходимо усилить контроль за залогодателями, в сфере ПОД/ФТ в рамках реализации Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», отрегулировать своевременную сдачу отчетности в Росфинмониторинг.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была достигнута цель: разработать рекомендации по организации процесса перехода на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и единый план счетов в ломбардах. В работе предлагается заполненная форма отчета «План перехода на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета ООО Ломбард «Золото»» утвержденная руководителем ломбарда, форма плана перехода приведена в приложении П. Также прилагаем отчет о реализации плана перехода на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета для ломбарда «Золото», предлагаемый к сдаче в Банк России до 15 июля 2017 года, форма отчета приведена в приложении М.
Рекомендации ООО Ломбард «Золото» по организации процесса перехода на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и единый план счетов были даны следующие:
1. Начать разработку и утверждение Учетной политики и других внутренних документов, соответствующие новым требованиям бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
2. Провести сравнительный анализ действующей и планируемой методологии ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности.
3. Провести анализ требований к организации аналитики на счетах бухгалтерского учета по разделам нового плана счетов бухгалтерского учета.
4. Разработать и утвердить Рабочий план счетов в соответствии с Положением Банка России от 02.09.2015 № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения».
5. Разработать и реализовать план автоматизации ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по новым требованиям.
6. Подготовить бухгалтерскую (финансовую) отчетность по новым требованиям в тестовом режиме методом учета или трансформации, сформировав вступительный баланс уже в 2017 году.
В качестве последней рекомендации хотелось бы отметить наличие финансовых рисков со стороны учредителей ломбардов, из-за больших штрафных санкций со стороны законодательства. Во избежание такой ситуации можно оставить один ломбард вместо 5- ти и открыть обособленные подразделения у этого ломбарда, тогда угроза финансовых рисков сократится в 4 раза. Но стоит отметить, что ломбард в таком случае из-за наличия большой выручки потеряет возможность применения кассового метода учета доходов и расходов, при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Большим минусом в ломбардном бизнесе с 2014 г. стал надзорный контроль со стороны Центрального Банка России, ведь риск не предоставления (несвоевременное предоставление) одного отчета в Банк России или не ответ на предписание Банка России (несвоевременный ответ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 р. до 700 000 р. Именно поэтому с времен 2014-2015 гг. много ломбардов закрылись, не выдержав такой натиск со стороны законодательных органов РФ.
При решении поставленных задач, выделен комплекс действий для ломбарда «Золото» в целях совершенствования учетной практики.
1. Создать и утвердить ежегодный график обучения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должностным лицом, ответственным за правила внутреннего контроля и соблюдения Федерального закона о ПОД/ФТ, заключив долгосрочный договор с обучающим центром в сфере ПОД/ФТ, создать резерв на обучение сотрудников ломбарда.
2. Отрегулировать контроль ответственного лица (товароведа или заместителя директора) за страхование имущества в пользу заемщиков или поклажедателей за свой счет риск утраты и повреждения вещей, принятых в залог или на хранение, на сумму, равную сумме их оценке, путем ежедневной проверки сумм оценки выданных залоговых вещей.
3. Разработать директору и утвердить таблицу и сроки предоставления отчетности, предоставляемой в контролирующие органы, такие как Центральный Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Государственная инспекция пробирного надзора, куда ломбарды обязаны отчитываться с определенной периодичностью, для снижения финансовых и административно-правовых рисков.
4. Урегулировать контроль ответственного лица за правила внутреннего контроля и соблюдения Федерального закона о ПОД/ФТ за личными кабинетами на сайтах Центрального Банка России -https://www.cbr.ru/ и сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу -http://www.fedsfm.ru/.
5. Утвердить в учетной политики распределение затрат по субсчетам 90.08 «Управленческие расходы» и 90.02 «Себестоимость продукции» следующим образом. На субсчете 90.02 «Себестоимость продукции» отражать арендную плату, расходы на услуги заправки картриджей и ремонт офисной техники, приобретение канцелярских товаров, приобретение залоговых билетов, заработную плату товароведов, оплату страховых взносов в фонды и ИФНС по заработной плате товароведов. На субсчете 90.08 «Управленческие расходы» учитывать отражение заработной платы административно-управленческого персонала, оплату страховых взносов в фонды и ИФНС по заработной плате административно-управленческого персонала. Это поможет избежать запросов с ИФНС про отражение в налоговой декларации по прибыли косвенных расходов, имеющих отражение в строке 030, не имея расходов, уменьшающих доходы от реализации.
6. При реализации залогового имущества ставить сумму реализации, покрывающую все начисленные проценты и сумму основного долга, для избегания прочих расходов и увеличения выручки как от основной деятельности, как и от прочих доходов (в случае реализации выше суммы основного долга и начисленных процентов).
7. Начать вести раздельный учет выручки, путем открытия аналитических счетов к счету 90 «Продажи», для того, чтобы иметь возможность отслеживания и контроля налога на добавленную стоимость, начисленного по выручке от реализации залогового имущества в случае реализации выше суммы основного долга и начисленных процентов.
8. При возможности сократить поток залоговых вещей, идущих на реализацию (путем обзванивания залогодателей и напоминания им о их заложенных вещах), так как чаще всего при реализации у ломбарда образуются прочие расходы, из -за преследования ломбардом цели не затоваривать места хранения залоговых вещей, а скорее вернуть денежные средства в оборот.
9. Включить в сумму реализации залоговой вещи начисленные проценты за просрочку, для увеличения прибыли предприятия и снижения частоты появления «Прочих расходов» от реализации.
10. Начать инкассировать выручку от деятельности ломбарда, не используя ее до тех пор, пока она не поступит в кассу с расчетного счета на основании Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».
11. Начать поиск автоматизированной системы для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовой техники, так как с 01.07.2018 года на основании новой редакции Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ от 03.07.2016 года новый закон обязует формировать БСО в электронном виде в момент расчета с покупателем.
12. Выплачивать заработную плату с расчетного счета ломбарда, для улучшения расчетов с сотрудниками ломбарда, так как платежное поручение имеет более надежное подтверждение оплаты, нежели РКО.
13. Вести учет своевременно сдачи ежемесячной отчетности в Банк России под роспись ответственного лица, так как неисполнения Указания от 09.07.2015 № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 р. до 700 000 р., не говоря о штрафах на должностных и ответственных лиц.
14. Необходимо усилить контроль за залогодателями, в сфере ПОД/ФТ в рамках реализации Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», отрегулировать своевременную сдачу отчетности в Росфинмониторинг.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была достигнута цель: разработать рекомендации по организации процесса перехода на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и единый план счетов в ломбардах. В работе предлагается заполненная форма отчета «План перехода на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета ООО Ломбард «Золото»» утвержденная руководителем ломбарда, форма плана перехода приведена в приложении П. Также прилагаем отчет о реализации плана перехода на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета для ломбарда «Золото», предлагаемый к сдаче в Банк России до 15 июля 2017 года, форма отчета приведена в приложении М.
Рекомендации ООО Ломбард «Золото» по организации процесса перехода на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и единый план счетов были даны следующие:
1. Начать разработку и утверждение Учетной политики и других внутренних документов, соответствующие новым требованиям бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
2. Провести сравнительный анализ действующей и планируемой методологии ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности.
3. Провести анализ требований к организации аналитики на счетах бухгалтерского учета по разделам нового плана счетов бухгалтерского учета.
4. Разработать и утвердить Рабочий план счетов в соответствии с Положением Банка России от 02.09.2015 № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения».
5. Разработать и реализовать план автоматизации ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по новым требованиям.
6. Подготовить бухгалтерскую (финансовую) отчетность по новым требованиям в тестовом режиме методом учета или трансформации, сформировав вступительный баланс уже в 2017 году.
В качестве последней рекомендации хотелось бы отметить наличие финансовых рисков со стороны учредителей ломбардов, из-за больших штрафных санкций со стороны законодательства. Во избежание такой ситуации можно оставить один ломбард вместо 5- ти и открыть обособленные подразделения у этого ломбарда, тогда угроза финансовых рисков сократится в 4 раза. Но стоит отметить, что ломбард в таком случае из-за наличия большой выручки потеряет возможность применения кассового метода учета доходов и расходов, при определении налоговой базы по налогу на прибыль.



