УСТАНОВЛЕНИЕ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОЭФФИЦИЕНТА БАЗОВОЙ ДОХОДНОСТИ К2 В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОЯРСКА
|
Введение 3
1 Понятие и сущность единого налога на вмененный доход (ЕНВД) 7
1.1 Генезис и экономическое значение ЕНВД 7
1.2 Характеристика основных элементов ЕНВД 14
1.3 Место ЕНВД в налоговой системе Российской Федерации 19
2 Практика применения ЕНВД в г. Красноярске .26
2.1 Характеристика плательщиков ЕНВД и их физических показателей в
г. Красноярске 26
2.2 Доходы бюджета г. Красноярска от ЕНВД 29
2.3 Оценка существующих походов определения корректирующего
коэффициента базовой доходности К2. 34
3 Перспективы совершенствования исчисления корректирующего
коэффициента базовой доходности К2 в г. Красноярске 41
3.1 Анализ применения специальных налоговых режимов, фактической доходности и налоговой нагрузки налогоплательщиков ЕНВД 41
3.2 Расчет эффективного значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в разрезе видов предпринимательской деятельности на 2017 год 44
3.3 Проблемы администрирования ЕНВД и рекомендации по
совершенствованию налогового законодательства 49
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения А - В
1 Понятие и сущность единого налога на вмененный доход (ЕНВД) 7
1.1 Генезис и экономическое значение ЕНВД 7
1.2 Характеристика основных элементов ЕНВД 14
1.3 Место ЕНВД в налоговой системе Российской Федерации 19
2 Практика применения ЕНВД в г. Красноярске .26
2.1 Характеристика плательщиков ЕНВД и их физических показателей в
г. Красноярске 26
2.2 Доходы бюджета г. Красноярска от ЕНВД 29
2.3 Оценка существующих походов определения корректирующего
коэффициента базовой доходности К2. 34
3 Перспективы совершенствования исчисления корректирующего
коэффициента базовой доходности К2 в г. Красноярске 41
3.1 Анализ применения специальных налоговых режимов, фактической доходности и налоговой нагрузки налогоплательщиков ЕНВД 41
3.2 Расчет эффективного значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в разрезе видов предпринимательской деятельности на 2017 год 44
3.3 Проблемы администрирования ЕНВД и рекомендации по
совершенствованию налогового законодательства 49
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения А - В
Политика развития малого и среднего бизнеса для поддержания конкурентной среды в экономике является одним из главных направлений государственной политики Российской Федерации. Малое и среднее предпринимательство оказывает существенное влияние на экономическое развитие муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Это связано с возможностью насыщения рынка качественными товарами, работами и услугами местного производства, решением задач повышения уровня жизни и занятости населения путем создания новых рабочих мест, увеличения налоговых поступлений в бюджеты соответствующего уровня. Один из основных принципов политики развития малого бизнеса в Российской Федерации является разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса между федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Соответственно, поступления от специальных налоговых режимов, созданных для поддержки малого и среднего бизнеса, отданы субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Большинство субъектов малого и среднего бизнеса используют специальные режимы налогообложения: систему в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения (УСН), патентную систему налогообложения (ПСН).
Налоговые поступления по ЕНВД образуют один из основных источников формирования доходной части бюджетов муниципальных образований. Решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных им главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации в области введения в действие на территории муниципального образования системы налогообложения в виде ЕНВД и установления значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, оказывают значительное влияние на размер налоговых доходов бюджета города Красноярска.
Другой специальный налоговый режим, как патентная система налогообложения была введена с 1 января 2013 года для индивидуальных предпринимателей. Предполагалось, что патентная система налогообложения станет конкурирующим по отношению к ЕНВД и УСН налоговым режимом для индивидуальных предпринимателей. В связи с этим в 2018 году планировалось исключить ЕНВД из главы 26.3 Налогового кодекса РФ, потому что патентная система предположительно должна была заменить уплату налога на основе вмененного дохода приобретением патента.
В 2016 году приняли закон о продлении применения ЕНВД до 2021 года, так как в существующих экономических реалиях отмена является нецелесообразной. ЕНВД значительно снижает налоговую нагрузку малого и среднего бизнеса и является стабильным источником налоговых доходов бюджетов муниципальных образований. ПСН не сможем восполнить поступления в бюджет, в случае дальнейшей отмены ЕНВД, поэтому нужно рассмотреть варианты сохранения доходов муниципальных образований еще до исключения ЕНВД из Налогового кодекса РФ.
Очень важно в сложившейся экономической ситуации учитывая, что УСН поступает в бюджет края в полном объеме, создать для предпринимателей такие условия, при которых они либо остаются на системе налогообложения в виде ЕНВД, либо используют ПСН. В связи с этим актуальным представляется проведение анализа экономических показателей и налоговой нагрузки субъектов хозяйственной деятельности, находящихся на системе налогообложения в виде ЕНВД с целью определения эффективных значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2, а также исследование преимуществ и недостатков ЕНВД по сравнению с другими специальными режимами, определение потенциала ее результативности и эффективности, как для муниципальных бюджетов, так и для малого бизнеса в целом.
Соответственно, целью выпускной квалификационной работы является выявление перспектив совершенствования исчисления корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в г. Красноярске.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, экономическое значение, историю развития единого налога на вмененный доход;
- рассмотреть основные элементы единого налога на вмененный доход, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации;
- рассмотреть место единого налога на вмененный доход в налоговой системе Российской Федерации;
- проанализировать плательщиков единого налога на вмененный доход и физические показатели для его исчисления в г. Красноярске
- оценить доходы бюджета г. Красноярска от единого налога на вмененный доход;
- оценить существующие походы определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2;
- проанализировать применение специальных режимов налогообложения, фактическую доходность и налоговую нагрузку налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в г. Красноярске;
- рассчитать эффективное значение корректирующего коэффициента базовой доходности в разрезе видов предпринимательской деятельности на 2017 год в г. Красноярске;
- сформулировать проблемы администрирования единого налога на вмененный доход на основе проведенного исследования в г. Красноярске;
- предложить рекомендации по совершенствованию налогового законодательства.
Объектом изучения выпускной квалификационной работы являются доходы бюджета г. Красноярска от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Предметом изучения является исчисление корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для расчета единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Теоретической базой для изучения послужили труды отечественных авторов, законодательство Российской Федерации в сфере налогов и налогообложения, нормативно правовые акты Министерства финансов, Министерства экономического развития Российской Федерации, материалы СПС «КонсультантПлюс». Практической базой исследования послужили показатели Решений городского Совета депутатов об исполнении бюджета г. Красноярска за 2014 - 2016 года, показатели Решения городского Совета депутатов о бюджете на 2017 год, данные налоговых органов г. Красноярска о показателях налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности организаций, представленных за 2015 год налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В работе использовались методы: анализ, обобщение, сравнение, аналогия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников и приложений.
Большинство субъектов малого и среднего бизнеса используют специальные режимы налогообложения: систему в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения (УСН), патентную систему налогообложения (ПСН).
Налоговые поступления по ЕНВД образуют один из основных источников формирования доходной части бюджетов муниципальных образований. Решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных им главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации в области введения в действие на территории муниципального образования системы налогообложения в виде ЕНВД и установления значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, оказывают значительное влияние на размер налоговых доходов бюджета города Красноярска.
Другой специальный налоговый режим, как патентная система налогообложения была введена с 1 января 2013 года для индивидуальных предпринимателей. Предполагалось, что патентная система налогообложения станет конкурирующим по отношению к ЕНВД и УСН налоговым режимом для индивидуальных предпринимателей. В связи с этим в 2018 году планировалось исключить ЕНВД из главы 26.3 Налогового кодекса РФ, потому что патентная система предположительно должна была заменить уплату налога на основе вмененного дохода приобретением патента.
В 2016 году приняли закон о продлении применения ЕНВД до 2021 года, так как в существующих экономических реалиях отмена является нецелесообразной. ЕНВД значительно снижает налоговую нагрузку малого и среднего бизнеса и является стабильным источником налоговых доходов бюджетов муниципальных образований. ПСН не сможем восполнить поступления в бюджет, в случае дальнейшей отмены ЕНВД, поэтому нужно рассмотреть варианты сохранения доходов муниципальных образований еще до исключения ЕНВД из Налогового кодекса РФ.
Очень важно в сложившейся экономической ситуации учитывая, что УСН поступает в бюджет края в полном объеме, создать для предпринимателей такие условия, при которых они либо остаются на системе налогообложения в виде ЕНВД, либо используют ПСН. В связи с этим актуальным представляется проведение анализа экономических показателей и налоговой нагрузки субъектов хозяйственной деятельности, находящихся на системе налогообложения в виде ЕНВД с целью определения эффективных значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2, а также исследование преимуществ и недостатков ЕНВД по сравнению с другими специальными режимами, определение потенциала ее результативности и эффективности, как для муниципальных бюджетов, так и для малого бизнеса в целом.
Соответственно, целью выпускной квалификационной работы является выявление перспектив совершенствования исчисления корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в г. Красноярске.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, экономическое значение, историю развития единого налога на вмененный доход;
- рассмотреть основные элементы единого налога на вмененный доход, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации;
- рассмотреть место единого налога на вмененный доход в налоговой системе Российской Федерации;
- проанализировать плательщиков единого налога на вмененный доход и физические показатели для его исчисления в г. Красноярске
- оценить доходы бюджета г. Красноярска от единого налога на вмененный доход;
- оценить существующие походы определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2;
- проанализировать применение специальных режимов налогообложения, фактическую доходность и налоговую нагрузку налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в г. Красноярске;
- рассчитать эффективное значение корректирующего коэффициента базовой доходности в разрезе видов предпринимательской деятельности на 2017 год в г. Красноярске;
- сформулировать проблемы администрирования единого налога на вмененный доход на основе проведенного исследования в г. Красноярске;
- предложить рекомендации по совершенствованию налогового законодательства.
Объектом изучения выпускной квалификационной работы являются доходы бюджета г. Красноярска от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Предметом изучения является исчисление корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для расчета единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Теоретической базой для изучения послужили труды отечественных авторов, законодательство Российской Федерации в сфере налогов и налогообложения, нормативно правовые акты Министерства финансов, Министерства экономического развития Российской Федерации, материалы СПС «КонсультантПлюс». Практической базой исследования послужили показатели Решений городского Совета депутатов об исполнении бюджета г. Красноярска за 2014 - 2016 года, показатели Решения городского Совета депутатов о бюджете на 2017 год, данные налоговых органов г. Красноярска о показателях налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности организаций, представленных за 2015 год налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В работе использовались методы: анализ, обобщение, сравнение, аналогия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников и приложений.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности относится к специальным налоговым режимам, которые созданы для поддержки малого и среднего бизнеса. Он заменяет ряд федеральных, региональных и местных налогов уплатой фиксированной суммы налога с единицы физического показателя, то есть базовой доходности. Базовая доходность, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации, рассчитана на основании всевозможных показателей, влияющих на величину дохода налогоплательщика для каждого вида деятельности, облагаемого ЕНВД.
Базовая доходность корректируется на коэффициент-дефлятор, который учитывает состояние потребительских цен. Коэффициент устанавливается на каждый календарный год.
В связи с тем, что базовая доходность установлена на всей территории Российской Федерации, она корректируется в зависимости от населенного пункта, где налогоплательщик осуществляет свою деятельность. Соответственно, полномочия по установлению корректирующего - коэффициента К2 отданы органам муниципальных образований, которые устанавливают К2 на каждый год на основе анализа отчетности по налогоплательщикам за предыдущие периоды.
Значения коэффициента К2 прямо пропорционально влияют на поступления от ЕНВД, которые в 100% размере идут в бюджеты муниципальных образований и занимают значительную долю в налоговых доходах бюджета (в г. Красноярске на 2016 год составляет 9,59%). За последние три года в г. Красноярске наблюдается тенденция снижения поступлений от ЕНВД и снижения налогоплательщиков ЕНВД, что связано с текущей экономической обстановкой в стране и политикой города.
В связи с тем, что налог планируется исключить из Налогового кодекса РФ в 2021 важно сохранить стабильные доходы от налога путем установления эффективного значения К2.
В г. Красноярске К2 рассчитывается путем сопоставления налоговой нагрузки ЕНВД и налоговой нагрузки, в случае если данный налогоплательщик применял УСН с эффективным объектом налогообложения. Такой метод позволяет максимально снижать налоговую нагрузку ЕНВД, делая его более предпочтительным для налогоплательщика в сравнении с УСН, поступления от которой в 100% размере идут в бюджеты субъектов РФ. Тем самым налогоплательщик остается на системе ЕНВД, а бюджет г. Красноярска имеет стабильные налоговые доходы.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ эффективности значений К2 для отдельных видов деятельности на текущий год. На основе проведенного анализа К2 выявлено, что коэффициент для нескольких видов деятельности не соответствует своему эффективному значению, которое бы приносило максимальные доходы в бюджет города. При этом в сложившейся экономической обстановке, в условиях того, что ставка по ЕНВД может быть снижена до 7,5% изменять коэффициент не является целесообразным. Следует максимально сохранить налогоплательщиков на системе ЕНВД до 2021 год.
В связи с отменой ЕНВД в 2021 году все бюджеты г. Красноярска потеряет значительную долю налоговых поступлений, которая на 2016 год составляет примерно 10%. ПСН не возместит доходы от ЕНВД, поэтому большая часть плательщиков уйдет на УСН.
Таким образом, следует пересмотреть бюджетное законодательство Российской Федерации, отдав часть поступлений от УСН бюджетам муниципальных образований. Данная мера предотвратит значительные потери бюджета муниципальных образований и упростит администрирование местных налогов
Базовая доходность корректируется на коэффициент-дефлятор, который учитывает состояние потребительских цен. Коэффициент устанавливается на каждый календарный год.
В связи с тем, что базовая доходность установлена на всей территории Российской Федерации, она корректируется в зависимости от населенного пункта, где налогоплательщик осуществляет свою деятельность. Соответственно, полномочия по установлению корректирующего - коэффициента К2 отданы органам муниципальных образований, которые устанавливают К2 на каждый год на основе анализа отчетности по налогоплательщикам за предыдущие периоды.
Значения коэффициента К2 прямо пропорционально влияют на поступления от ЕНВД, которые в 100% размере идут в бюджеты муниципальных образований и занимают значительную долю в налоговых доходах бюджета (в г. Красноярске на 2016 год составляет 9,59%). За последние три года в г. Красноярске наблюдается тенденция снижения поступлений от ЕНВД и снижения налогоплательщиков ЕНВД, что связано с текущей экономической обстановкой в стране и политикой города.
В связи с тем, что налог планируется исключить из Налогового кодекса РФ в 2021 важно сохранить стабильные доходы от налога путем установления эффективного значения К2.
В г. Красноярске К2 рассчитывается путем сопоставления налоговой нагрузки ЕНВД и налоговой нагрузки, в случае если данный налогоплательщик применял УСН с эффективным объектом налогообложения. Такой метод позволяет максимально снижать налоговую нагрузку ЕНВД, делая его более предпочтительным для налогоплательщика в сравнении с УСН, поступления от которой в 100% размере идут в бюджеты субъектов РФ. Тем самым налогоплательщик остается на системе ЕНВД, а бюджет г. Красноярска имеет стабильные налоговые доходы.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ эффективности значений К2 для отдельных видов деятельности на текущий год. На основе проведенного анализа К2 выявлено, что коэффициент для нескольких видов деятельности не соответствует своему эффективному значению, которое бы приносило максимальные доходы в бюджет города. При этом в сложившейся экономической обстановке, в условиях того, что ставка по ЕНВД может быть снижена до 7,5% изменять коэффициент не является целесообразным. Следует максимально сохранить налогоплательщиков на системе ЕНВД до 2021 год.
В связи с отменой ЕНВД в 2021 году все бюджеты г. Красноярска потеряет значительную долю налоговых поступлений, которая на 2016 год составляет примерно 10%. ПСН не возместит доходы от ЕНВД, поэтому большая часть плательщиков уйдет на УСН.
Таким образом, следует пересмотреть бюджетное законодательство Российской Федерации, отдав часть поступлений от УСН бюджетам муниципальных образований. Данная мера предотвратит значительные потери бюджета муниципальных образований и упростит администрирование местных налогов



