Оценка конкурентной позиции предприятия и пути ее укрепления на примере ООО «Альпина»
|
Введение 12
1 Теоретическая часть. Теоретические основы оценки конкурентной позиции
предприятия 15
1.1 Понятие конкурентной позиции предприятия и взаимосвязь с
конкурентной стратегией 15
1.2 Факторы, определяющие конкурентную позицию предприятия 23
1.3 Методы оценки конкурентной позиции предприятия 26
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Альпина» 32
2.1 Характеристика предприятия 32
2.2 Анализ капитала 38
2.3 Анализ финансового состояния 47
2.4 Заключительная оценка деятельности предприятия 55
2.5 Вопросы экологии 57
3 Проектная часть. Разработка, обоснование и оценка предложений по
укреплению конкурентной позиции предприятия 63
3.1 Предложения по укреплению конкурентной позиции предприятия 63
3.2 Оценка эффективности разработанных предложений 72
Заключение 84
Список использованных источников 88
Приложение А-Г 94
1 Теоретическая часть. Теоретические основы оценки конкурентной позиции
предприятия 15
1.1 Понятие конкурентной позиции предприятия и взаимосвязь с
конкурентной стратегией 15
1.2 Факторы, определяющие конкурентную позицию предприятия 23
1.3 Методы оценки конкурентной позиции предприятия 26
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Альпина» 32
2.1 Характеристика предприятия 32
2.2 Анализ капитала 38
2.3 Анализ финансового состояния 47
2.4 Заключительная оценка деятельности предприятия 55
2.5 Вопросы экологии 57
3 Проектная часть. Разработка, обоснование и оценка предложений по
укреплению конкурентной позиции предприятия 63
3.1 Предложения по укреплению конкурентной позиции предприятия 63
3.2 Оценка эффективности разработанных предложений 72
Заключение 84
Список использованных источников 88
Приложение А-Г 94
Высокая степень интенсивности конкуренции и большое число зарубежных производителей на рынке особенно остро ставят вопросы о совершенствовании деятельности предприятия и разработке стратегических направлений его развития. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного отслеживания конкурентной позиции предприятия в рыночной среде, которая определяет разрабатываемую стратегию поведения на рынке. Таким образом, оценка конкурентной позиции предприятия является одним из важнейших моментов, определяющих успешность его работы.
Большинство авторов предлагают оценивать конкурентную позицию предприятия через занимаемую им долю рынка, которую определяет объем продаж. В зависимости от занимаемой доли рынка предприятие попадает в одну из заранее определенных 4 групп (лидеры, претенденты на лидерство, последователи, нишеры) и в соответствии с присвоенной категорией определяет свое дальнейшее поведение на рынке.
Знание конкурентной позиции предприятия на рынке сбыта необходимо при разработке комплекса маркетинга выпускаемых товаров и для оптимального распределения ресурсов между различными стратегическими подразделениями предприятия.
Конкурентная позиция предприятия является отражением степени реализации его усилий по использованию своих конкурентных преимуществ, отраженных в его конкурентоспособности. Поэтому рассмотрение проблемы оценки конкурентной позиции предприятия тесно связано с оценкой его конкурентоспособности.
Максимизацию прибыли можно достичь разными способами: минимизировать затраты, минимизировать налоги, оптимизировать ценообразование и наконец повысить конкурентоспособность.
Конкурентоспособность предприятия, его экономическая устойчивость - это сложные и взаимосвязанные категории. С одной стороны, повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым и обязательным условием обеспечения и поддержания на должном уровне экономической устойчивости. С другой стороны, неустойчивое экономическое состояние предприятия не позволяет успешно решать проблему конкурентоспособности.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития. Практическое решение этих вопросов должно опираться на всесторонние научные исследования и разработки.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «Альпина».
Предметом исследования в данной работе являются пути укрепления конкурентной позиции предприятия ООО «Альпина».
Цель работы - предложение системы мер для укрепления конкурентной позиции исследуемого предприятия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты конкурентной позиции предприятия и методов ее оценки;
- провести комплексное исследование состояния и развития выбранного объекта;
- на основе полученных результатов сформулировать и разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентных преимуществ предприятия;
- проанализировать конкурентное состояние предприятия после внедрения предлагаемых мероприятий.
Источниками информационной базы для написания бакалаврской работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов. Для проведения аналитических исследований использовались данные финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия.
Информационной базой послужили труды отечественных авторов в области менеджмента, такие как: Виханский О.С., Медведева Е., Нацубидзе А.С., Портер М., Спиридонова Е.И., Фатхутдинов Р.А., Фокина Е.В. и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для укрепления конкурентной позиции предприятия.
Структурно выпускная квалификационная работа представлена введением, тремя разделами, заключением, списком литературы и приложениями.
Большинство авторов предлагают оценивать конкурентную позицию предприятия через занимаемую им долю рынка, которую определяет объем продаж. В зависимости от занимаемой доли рынка предприятие попадает в одну из заранее определенных 4 групп (лидеры, претенденты на лидерство, последователи, нишеры) и в соответствии с присвоенной категорией определяет свое дальнейшее поведение на рынке.
Знание конкурентной позиции предприятия на рынке сбыта необходимо при разработке комплекса маркетинга выпускаемых товаров и для оптимального распределения ресурсов между различными стратегическими подразделениями предприятия.
Конкурентная позиция предприятия является отражением степени реализации его усилий по использованию своих конкурентных преимуществ, отраженных в его конкурентоспособности. Поэтому рассмотрение проблемы оценки конкурентной позиции предприятия тесно связано с оценкой его конкурентоспособности.
Максимизацию прибыли можно достичь разными способами: минимизировать затраты, минимизировать налоги, оптимизировать ценообразование и наконец повысить конкурентоспособность.
Конкурентоспособность предприятия, его экономическая устойчивость - это сложные и взаимосвязанные категории. С одной стороны, повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым и обязательным условием обеспечения и поддержания на должном уровне экономической устойчивости. С другой стороны, неустойчивое экономическое состояние предприятия не позволяет успешно решать проблему конкурентоспособности.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития. Практическое решение этих вопросов должно опираться на всесторонние научные исследования и разработки.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «Альпина».
Предметом исследования в данной работе являются пути укрепления конкурентной позиции предприятия ООО «Альпина».
Цель работы - предложение системы мер для укрепления конкурентной позиции исследуемого предприятия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты конкурентной позиции предприятия и методов ее оценки;
- провести комплексное исследование состояния и развития выбранного объекта;
- на основе полученных результатов сформулировать и разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентных преимуществ предприятия;
- проанализировать конкурентное состояние предприятия после внедрения предлагаемых мероприятий.
Источниками информационной базы для написания бакалаврской работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов. Для проведения аналитических исследований использовались данные финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия.
Информационной базой послужили труды отечественных авторов в области менеджмента, такие как: Виханский О.С., Медведева Е., Нацубидзе А.С., Портер М., Спиридонова Е.И., Фатхутдинов Р.А., Фокина Е.В. и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для укрепления конкурентной позиции предприятия.
Структурно выпускная квалификационная работа представлена введением, тремя разделами, заключением, списком литературы и приложениями.
Таким образом, конкурентное позиционирование компании - это совокупность конкурентных действий, направленных на изменение или удержание занимаемой конкурентной позиции.
В качестве практической базы проведенного исследования выступила хозяйственная деятельность ООО «Альпина», занимающегося в качестве основного вида деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД) производством пива.
В компании существует полный цикл процессов, начиная от зарождения проектов до полной его реализации.
В ходе написания данной работы был проведен анализ финансовой отчетности рассматриваемого предприятия, в результате чего:
Анализ эффективности управления коммерческой деятельностью рассматриваемой компании показал следующее.
В течение 2015-2016 гг. сумма выручки от основной деятельности предприятия увеличилась на 25 198 тыс. руб. В 2016 году себестоимость также увеличилась по сравнению с 2015 годом на 12 282 тыс. руб. Сумма чистой прибыли в течение 2015-2016 гг. снизилась на 2 457 тыс. руб. или на 68,6%.
При этом здесь важно добавить то, что в течение рассматриваемого периода времени чистую прибыль компании приносило введение ею основной деятельности. Ведение компанией прочих видов деятельности в течение 2016 г. было убыточно.
Рассчитанные в ходе данного исследования показатели рентабельности деятельности данной компании в целом продемонстрировали снижение уровня ее финансового состояния в течение 2015-2016 гг.
Анализ имущественного положения рассматриваемой компании показал следующее.
В течение 2015-2016 гг. у предприятия наблюдается увеличение его активов в сумме 93 123 тыс. руб. из-за повышения конечных годовых остатков его оборотных и внеоборотных активов в размере, соответственно, 67 402 тыс. руб. и 25 714 тыс. руб.
Рост текущих активов предприятия вызвано, в первую очередь, ростом конечных остатков его дебиторской задолженности в сумме 64 606 тыс. руб.
Увеличение пассивов вызвано, главным образом:
• повышением суммы долгосрочной задолженности предприятия в сумме 83 175 тыс. руб. при росте их удельного веса в структуре пассивов в размере 13,99%;
• снижением суммы постоянных пассивов предприятия сумме 5 364 тыс. руб. при сокращении их удельного веса в размере 8,21%.
• ростом суммы краткосрочной задолженности предприятия в сумме 4 584 тыс. руб. при снижении их удельного веса в структуре пассивов в размере 5,78%;
Анализ деловой активности организации свидетельствует в целом о понижении деловой активности предприятия.
Анализ показателей финансовой устойчивости компании показал следующее.
По итогам проведенного анализа финансовой устойчивости рассматриваемая компания в течение 2015-2016 гг. находилась в нормальной финансовой устойчивости. В данной ситуации оно применяет для покрытия своих материально-производственных запасов и затрат кроме собственного оборотного капитала также и на долгосрочной основе привлеченный капитал. Этот тип финансовой устойчивости определяет максимально желательное для предприятия состояние состоянии банкротства. Для чего свойственно то, что величина денежных средств, краткосрочных ценных бумаг и дебиторской задолженности исследуемого предприятия не покрывают даже сумму кредиторской задолженности и просроченных ссуд.
Кроме того, проведенный анализ относительных показателей финансовой устойчивости предприятия в динамике за два года в целом показал рост зависимости предприятия от внешних источников финансирования.
Анализ ликвидности показал в целом то, что предприятие не может оплатить наиболее ликвидными средствами свои краткосрочные обязательства, это свидетельствует о недостатке наиболее ликвидных средств, а именно денежных средств. Кроме того, проведенный коэффициентный анализ ликвидности и платежеспособности предприятия в динамике за два года показал в целом повышение способности предприятия рассчитываться по своим обязательствам.
По итогам проектной части настоящего исследования необходимо отметить следующее.
В проектной части работы на основе проведенного анализа состава и структуры активов и источников их формирования был предложен проект по повышению качества управления дебиторской задолженностью с помощью применения механизма факторинга.
Проведенные расчеты показали экономическую целесообразность реализации предложенных мер по следующим критериям:
1) коэффициент абсолютной ликвидности по плану вырастит на 20,8%;
2) коэффициент срочной ликвидности - на 14,9%;
3) коэффициент текущей ликвидности - на 15,2%.
Кроме того, на основе результатов проведенного анализа был разработан комплекс мер, направленных на повышение уровня узнаваемости бренда рассматриваемого предприятия и роста уровня лояльности к нему (бренду) со стороны клиентов с помощью применения кросс-медийных технологий в следующих направлениях:
1) создание нового Интернет-сайта предприятия;
2) разработка и размещение на обновленном Интернет-портале предприятия уникального видео-контента.
В контексте проведенного исследования термин «кросс-медийная технология» означает преобразование обычной информации - визуальной, текстовой и сопутствующей - для использования в других средствах коммуникации, кроме печати. Важно здесь не увязнуть в проблемах, обусловленных терминами. Определение «кросс-медийный» означает только способность к распространению информации в убедительном, полезном и визуально привлекательном виде благодаря разным средствам коммуникации.
Уровень узнаваемости бренда исследуемого предприятия по плану вырастит с 50% до 51,4%.
Составленная смета затрат по созданию Интернет-сайта составила 1500 тыс. руб.
На полную проектную мощность функционирование данного сайта должно выйти в феврале 2018 г. По плану размер чистой прибыли в год от реализации данных мероприятий составит 840 тыс. руб. Анализ инвестиционного проекта, проведенный в данной работе, показал его достаточно высокую эффективность при заданных параметрах его реализации.
Главное в этой связи, что необходимо отметить - это то, что:
1. общая величина денежного потока за год - 746,69 тыс. руб.;
2. величина чистого денежного потока за год - 446,69 тыс. руб.;
3. индекс доходности - 2,49;
4. срок окупаемости инвестиций в проект составил 4,82 мес. вместо плановых 12-ти мес.;
5. показатель внутренней нормы прибыли свидетельствует о том, что минимальный уровень рентабельности проекта, при котором настоящий инвестиционный проект, рассчитанный на год, не станет убыточным, составляет 49,78%.
В качестве практической базы проведенного исследования выступила хозяйственная деятельность ООО «Альпина», занимающегося в качестве основного вида деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД) производством пива.
В компании существует полный цикл процессов, начиная от зарождения проектов до полной его реализации.
В ходе написания данной работы был проведен анализ финансовой отчетности рассматриваемого предприятия, в результате чего:
Анализ эффективности управления коммерческой деятельностью рассматриваемой компании показал следующее.
В течение 2015-2016 гг. сумма выручки от основной деятельности предприятия увеличилась на 25 198 тыс. руб. В 2016 году себестоимость также увеличилась по сравнению с 2015 годом на 12 282 тыс. руб. Сумма чистой прибыли в течение 2015-2016 гг. снизилась на 2 457 тыс. руб. или на 68,6%.
При этом здесь важно добавить то, что в течение рассматриваемого периода времени чистую прибыль компании приносило введение ею основной деятельности. Ведение компанией прочих видов деятельности в течение 2016 г. было убыточно.
Рассчитанные в ходе данного исследования показатели рентабельности деятельности данной компании в целом продемонстрировали снижение уровня ее финансового состояния в течение 2015-2016 гг.
Анализ имущественного положения рассматриваемой компании показал следующее.
В течение 2015-2016 гг. у предприятия наблюдается увеличение его активов в сумме 93 123 тыс. руб. из-за повышения конечных годовых остатков его оборотных и внеоборотных активов в размере, соответственно, 67 402 тыс. руб. и 25 714 тыс. руб.
Рост текущих активов предприятия вызвано, в первую очередь, ростом конечных остатков его дебиторской задолженности в сумме 64 606 тыс. руб.
Увеличение пассивов вызвано, главным образом:
• повышением суммы долгосрочной задолженности предприятия в сумме 83 175 тыс. руб. при росте их удельного веса в структуре пассивов в размере 13,99%;
• снижением суммы постоянных пассивов предприятия сумме 5 364 тыс. руб. при сокращении их удельного веса в размере 8,21%.
• ростом суммы краткосрочной задолженности предприятия в сумме 4 584 тыс. руб. при снижении их удельного веса в структуре пассивов в размере 5,78%;
Анализ деловой активности организации свидетельствует в целом о понижении деловой активности предприятия.
Анализ показателей финансовой устойчивости компании показал следующее.
По итогам проведенного анализа финансовой устойчивости рассматриваемая компания в течение 2015-2016 гг. находилась в нормальной финансовой устойчивости. В данной ситуации оно применяет для покрытия своих материально-производственных запасов и затрат кроме собственного оборотного капитала также и на долгосрочной основе привлеченный капитал. Этот тип финансовой устойчивости определяет максимально желательное для предприятия состояние состоянии банкротства. Для чего свойственно то, что величина денежных средств, краткосрочных ценных бумаг и дебиторской задолженности исследуемого предприятия не покрывают даже сумму кредиторской задолженности и просроченных ссуд.
Кроме того, проведенный анализ относительных показателей финансовой устойчивости предприятия в динамике за два года в целом показал рост зависимости предприятия от внешних источников финансирования.
Анализ ликвидности показал в целом то, что предприятие не может оплатить наиболее ликвидными средствами свои краткосрочные обязательства, это свидетельствует о недостатке наиболее ликвидных средств, а именно денежных средств. Кроме того, проведенный коэффициентный анализ ликвидности и платежеспособности предприятия в динамике за два года показал в целом повышение способности предприятия рассчитываться по своим обязательствам.
По итогам проектной части настоящего исследования необходимо отметить следующее.
В проектной части работы на основе проведенного анализа состава и структуры активов и источников их формирования был предложен проект по повышению качества управления дебиторской задолженностью с помощью применения механизма факторинга.
Проведенные расчеты показали экономическую целесообразность реализации предложенных мер по следующим критериям:
1) коэффициент абсолютной ликвидности по плану вырастит на 20,8%;
2) коэффициент срочной ликвидности - на 14,9%;
3) коэффициент текущей ликвидности - на 15,2%.
Кроме того, на основе результатов проведенного анализа был разработан комплекс мер, направленных на повышение уровня узнаваемости бренда рассматриваемого предприятия и роста уровня лояльности к нему (бренду) со стороны клиентов с помощью применения кросс-медийных технологий в следующих направлениях:
1) создание нового Интернет-сайта предприятия;
2) разработка и размещение на обновленном Интернет-портале предприятия уникального видео-контента.
В контексте проведенного исследования термин «кросс-медийная технология» означает преобразование обычной информации - визуальной, текстовой и сопутствующей - для использования в других средствах коммуникации, кроме печати. Важно здесь не увязнуть в проблемах, обусловленных терминами. Определение «кросс-медийный» означает только способность к распространению информации в убедительном, полезном и визуально привлекательном виде благодаря разным средствам коммуникации.
Уровень узнаваемости бренда исследуемого предприятия по плану вырастит с 50% до 51,4%.
Составленная смета затрат по созданию Интернет-сайта составила 1500 тыс. руб.
На полную проектную мощность функционирование данного сайта должно выйти в феврале 2018 г. По плану размер чистой прибыли в год от реализации данных мероприятий составит 840 тыс. руб. Анализ инвестиционного проекта, проведенный в данной работе, показал его достаточно высокую эффективность при заданных параметрах его реализации.
Главное в этой связи, что необходимо отметить - это то, что:
1. общая величина денежного потока за год - 746,69 тыс. руб.;
2. величина чистого денежного потока за год - 446,69 тыс. руб.;
3. индекс доходности - 2,49;
4. срок окупаемости инвестиций в проект составил 4,82 мес. вместо плановых 12-ти мес.;
5. показатель внутренней нормы прибыли свидетельствует о том, что минимальный уровень рентабельности проекта, при котором настоящий инвестиционный проект, рассчитанный на год, не станет убыточным, составляет 49,78%.
Подобные работы
- ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЧЕЛНЫ - КУРЬЕР»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Оценка конкурентной позиции транспортной компании и обоснование стратегии развития (Новосибирский государственный университет экономики и управления)
Дипломные работы, ВКР, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Укрепление конкурентных позиций предприятия на основе реинжиниринга бизнес-процессов
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Конкурентная позиция коммерческого
банка банковском секторе
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016 - Конкурентная позиция коммерческого банка, методы и оценки направления развития
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Стратегическое управление конкурентоспособностью малого предприятия на стадии роста (на примере ООО ТД «Премьер»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МСК»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - Стратегия развития предприятия розничной торговли на примере ООО «АУРУМ»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Ценовая политика предприятия, ее цели, задачи и механизм разработки
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016



