Введение 8
1 Теоретические аспекты мотивации и стимулирования труда 10
1.1 Теоретические основы мотивации 10
1.1 Моральное и материальное стимулирование труда 20
1.2 Система стимулирования труда в России и за рубежом 30
2 Анализ системы мотивации труда работников 44
2.1 Анализ финансового состояния ОАО «Енисейская ТГК-13» 44
2.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на
предприятии ОАО «Енисейская ТГК-13» 54
2.3 Анализ стимулирования и мотивации работников на предприятии ОАО
«Енисейская ТГК-13» 63
3 Мероприятия эффективной системы мотивации труда работников
предприятия ОАО «Енисейская ТГК-13» 68
3.1 Организация оплаты труда на предприятии 68
3.2 Программа мотивации персонала предприятия 86
3.3 Выбор эффективной системы стимулирования труда 90
Заключение 95
Список использованных источников 98
Приложение
Оплата труда - уникальная категория с мощным внутренним потенциалом, уровень которого сложно с чем-либо сопоставить. Этот потенциал может выполнять как созидательную , так и разрушительную роль в коллективе и обществе. Если оплата труда по своему размеру и организации заинтересовывает работников, она - колоссальный фактор роста производства и развития страны. В противном случае, оплата труда может стать причиной серьезных социальных взрывов и потрясений.
Проблема оплаты труда - одна из самых трудноразрешимых в экономике любого типа. К тому же это не только экономическая, но в не меньшей степени социальная проблема, источник социальных напряжений в обществе.
Оплата труда рассматривается многими экономистами как основной инструмент побуждения и непрерывного интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий. Каков будет стимул работы, таковы и будут результаты.
Оплата труда, являясь формой проявления мотивов и стимулов, под воздействием и влиянием системы потребностей и интересов, конкретно воздействует на достижение нужных целей, задач и результатов, поскольку оплата труда, а точнее, ее размеры, поставлены в прямо пропорциональную зависимость от количества и качества труда работника - субъекта трудового процесса и его трудовой деятельности.
Однако вместе с тем ни одна система стимулов не приведет к желаемому росту производительности труда, если при этом не будет учтен инструментальный компонент. Для его успешного применения в организации должна использоваться система оценочных показателей эффективности работы сотрудников, на основе которой будет осуществляться изменение уровня материального обеспечения конкретного специалиста.
Рациональная система мотивации и стимулирования персонала способствует достижению более высоких показателей и результатов труда, а изменение отношения работников к труду увеличивает общую прибыльность и конкурентоспособность предприятия, сохранение и повышение которой является в рыночных условиях первостепенной задачей.
Цель работы состоит в рассмотрении и дальнейшей оценке существующей системы стимулирования и мотивации труда работников предприятия «Енисейская ТГК-13» и разработке мероприятий направленных на её совершенствование с учётом специфики и особенностей функционирования предприятия.
Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
- представить характеристику исследуемого предприятия;
- оценить финансовое состояние предприятия;
- рассмотреть численность и структуру персонала предприятия;
- рассмотреть теоретические вопросы и современную практику стимулирования и мотивации персонала;
- провести анализ существующей системы стимулирования и мотивации труда, с целью выявления недостатков;
- разработать предложения по совершенствованию системы стимулирования и мотивации работников «Енисейской ТГК-13» Объектом исследования является персонал «Енисейской ТГК-13»
Соответственно предметом исследования является система стимулирования и мотивации, применяемая в рамках рассматриваемого предприятия.
Научная новизна результатов данной работы заключается в разработке и обосновании ряда предложений и рекомендаций по совершенствованию и формированию эффективной системы стимулирования и мотивации труда персонала автопредприятия, отвечающих не только современным, но и перспективным направлениям кадрового менеджмента.
Проблема, представленная в выпускной квалификационной работе, является актуальной не только для ОАО «Енисейская ТГК-13», но и для всех автотранспортных предприятий России. В данном случае идет речь о реальной разработке мероприятия по совершенствованию системы стимулирования труда водителей.
В работе были предложены мероприятия, направленные на совершенствование системы стимулирования труда работников ОАО «Енисейская ТГК-13».
Результаты анализа финансового состояния показали, ОАО «Енисейская ТГК-13» на текущий момент является платежеспособным. В 2015г., по отношению к 2014г., активы предприятия увеличились еще на 57726 тыс. руб., рост составил 22%. Сумма оборотных средств предприятия увеличилась за три года на 148913 тысяч рублей. %. В 2015 г., по сравнению с 2014 г. выручка предприятия выросла на 515487 тыс. руб. или на 76%. Увеличение выручки предприятия связано с расширением деятельности предприятия. Прибыль в 2015г. по отношению к 2014г. увеличилась на 15%, и составила 19419 тыс. руб. Рентабельность предприятия увеличивается, с 2014г. предприятие вышло на положительные показатели и в 2015г. эти показатели закрепились.
Предложенные мероприятия базируются на оценке труда работников службы сервиса, сочетании тарифной системы и выплат работникам из доходов предприятия, а также на формах материального и социального стимулирования.
Итогом реализации предложенных мероприятий являются следующие результаты:
- введён ранее отсутствовавший механизм оценки труда работников службы сервиса, основанный на определении показателей, определяющих сложность труда на данном рабочем месте или должности, а также уровень профессиональных качеств и знаний, с целью установления разряда и группы оплаты по данной должности;
- индивидуализированы разряд и тарифная ставка, т.е. каждому работнику присвоен разряд и, рассчитанная именно для него, тарифная ставка, напрямую зависящие от профессиональных качеств и знаний работника (уровня образования, стажа работы на предприятии и др.).
- внедрен механизм участия работников в доходах предприятия, а именно механизм начисления коллективной премии по системе Скэнлона. В результате внедрения данной системы размер премии, получаемый работниками стал зависеть от результатов деятельности самих работников, и может составлять значительную долю в заработной плате.
- введена система нематериального и социального стимулирования.
Разработанная система стимулирования основывается на актуальных потребностях сотрудников, ориентирована на мотивационный профиль организации и предусматривает динамическое внедрение системы стимулирования, соответствующих запросам и ожиданиям компании.
Предложенные мероприятия позволят не только учесть тарифную (постоянную) часть заработной платы, но и поставить доход наемного работника в зависимость от производительности труда и конечных результатов деятельности предприятия. Такой подход представляется наиболее прогрессивным в области стимулирования наемных работников и обеспечивающим как гарантию получения постоянной заработной платы, так и возможность существенного увеличения дохода по итогам работы.
Проведенное исследование направлений стимулирования работников позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, стимулирование работников обеспечивается путем увеличения прибыли за счет повышения эффективности и качества работы.
Во-вторых, на стимулирование работников влияет проводимая предприятием социальная политика, а именно наличие системы социальных льгот, которая представляет собой форму участия работников в экономическом успехе предприятия.
При построении системы социальных льгот для сотрудников необходимо:
- выявить материальные и нематериальные потребности сотрудников;
- в полном объеме информировать сотрудников о предоставляемых им социальных льготах, а также об их дополнительном, сверх государственных льгот, характере;
- предоставлять социальные льготы должны быть экономически оправданы и применяться только с учетом бюджета предприятия;
- чтобы система социальных льгот была понятной сотрудникам и каждый сотрудник должен знать за что, за какие заслуги ему положена или не положена та или иная льгота.
В-третьих, необходимо усиливать стимулирующую роль заработной платы посредством соблюдения следующих принципов:
- зависимость заработной платы от эффективности, производительности и качества выполняемых работ с целью обеспечения заинтересованности работников в результатах своей работы;
- внедрение гибких систем оплаты, основанных на учете конечных результатов работы организации и индивидуального вклада работника, в том числе участие в прибылях;
- исключение уравнительности в оплате наемных работников;
- при создании системы оплаты наемных работников предусмотреть усиление ее объединяющей роли, исключающей противостояние между работниками.
1 Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья): федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ. по состоянию на 05.05.2014
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ
3 Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30.12.2001. № 197-ФЗ по состоянию на 05.05.2014
4 О прожиточном минимуме в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 27. 10. 1997 г. № 134-ФЗ, ред от 03.12.2012г
5 Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих: Постановление Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31 (ред. от 24.11.2011)
6 Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изменениями и дополнениями)
7 СТО 4.2-07- 2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности
- Введ. 09.01.2014. - Красноярск: ИПК СФУ, 2014. - 60 с.
8 Абрютина М. С. Экспресс-анализ бухгалтерского баланса по шкале финансово-экономической устойчивости // Финансовый менеджмент. 2012. №1. С. 113-117.
9 Авуза А.Н. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта / А. Н. Авуза // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2013. - № 10. - С. 74-84
10 Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии
- М.: Книжный мир, 2012. 380 с.
11 Алиев И.М. Экономика труда : учебник для бакалавров : для студентов вузов по экономике и другим специальностям, а также для слушателей курсов повышения квалификации / И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Москва : Юрайт, 2013. - 671 с.
12 Афинеевский С. Режимы труда и отдыха ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий [Текст] / С. Афинеевский // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2012. - № 6. - С. 54-57
13 Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие : [для студентов вузов, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям] / Т. Б. Бердникова. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 212
14 Бирюков В.В. , Эйхлер Л.В. Организационно-экономические аспекты развития транспортных систем и предприятий автомобильного транспорта в современных условиях. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2012. - 330с.
15 Буралев Ю. В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте. учеб. для студентов вузов, обучающихся по трансп. специальностям / Ю. В. Буралев. - М. : Академия , 2014. - 288 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2271697-КХ
16 Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 384 c
17 Варданян И.С. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала / Варданян И. С. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 1. - С. 129-132
18 Веснин В.Р. Менеджмент : учебник : [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент организации"] / В. Р. Веснин. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Проспект, 2011. - 613 с
19 Великосельский А. Повышение эффективности деятельности предприятия: проектный подход / А. Великосельский, К. Кеосиди // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 2. - С. 109-113
20 Волгин Н.А. Оплата труда: японский опыт и российская практика: Учебное пособие/ Н. А. Волгин, О. Н. Волгина. - 2-е изд. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2014.-508с.
21 Гасанов Р. 67 секретов разработки мотивационной системы / Руслан Гасанов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 267 с
22 Грошков Л. Деньги как мотивация? Вчерашний день [Текст] / Л. Грошков ; беседу вела О. Паничкина // Служба кадров и персонал. -
2012. - № 3. - С. 64-65
23 Грибов В.Д. Экономика предприятия : учебник + практикум : [учебник для студентов, обучающихся по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"] / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - Издание четвертое, переработанное и дополненное. - Москва : Финансы и статистика : Инфра-М, 2011. - 396.
24 Губарев Р. Применение рейтинга при оценке качества труда работников / Роман Губарев // Человек и труд. - 2013. - № 9. - С. 61-63.
25 Динь Коук Ши. Актуальные проблемы российского автомобильного транспорта в современных условиях хозяйствования : (зарубежный взгляд) // Междунар. экономика. - 2011. - № 11. - С. 59-61
26 Докторов, А.В. Охрана труда на предприятиях автотранспорта: Учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
27 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности., 2012
28 Дроздова Е. Как организовать охрану труда на АТП / Е. Дроздова // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2014. - № 1. - С. 64-67.
29 Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ : учебно-практическое пособие / Н. А. Жданкин. - Москва : Финпресс, 2011. - 269 с
30 Жминько С.И. Комплексный экономический анализ : [учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Жминько С. И. и др.]. - Москва: ФОРУМ, 2011. -367 с
31 Захарьин В.Р. Заработная плата в коммерческих организациях и бюджетных учреждениях : учебно-практическое пособие / В. Р. Захарьин. - Москва : Проспект, 2012. - 652 с.
32 Зоткина М.А. Использование инновационных подходов в формировании фонда оплаты труда на грузовых автотранспортных предприятиях / М. А. Зоткина // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 362 (сентябрь). - С. 138-141
33 Емельянова Т.Г. Взаимосвязь успешности и удовлетворенности мотивами профессиональной деятельности / Т. Г. Емельянова, Э. В. Савинцева // Сестринское дело. - 2012. - № 1. - С. 7-11
34 Кашина Е.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Е. В. Кашина, Е. В. Бочарова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федер. ун-т. - Красноярск : СФУ, 2011. - 100 с
35 Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. — Эксмо, 2010. — 160 с.
36 Ковальчук А.Т. Социальная мотивация: больше работы за те же деньги / А. Ковальчук // Консультант. - 2012. - № 3. - С. 81-85
37 Ковалев В.А. Грузоведение. Основы доставки грузов автомобильный транспортом: уч. пособие /В.А. Ковалев, А.И. Фадеев, И.В. Черенова - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: СФУ 2013. - 220с
38 Корнийчук, Г.А. Автотранспорт на предприятии: Особенности организации и работы с кадрами / Г.А. Корнийчук. - М.: Дашков и К, 2012. - 220 c.
39 Макарова И.К. Привлечение, удержание и развитие персонала компании / И. К. Макарова, О. Е. Алехина, Л. М. Крайнова ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. - Москва : Дело, 2011. - 121
40 Назаров В.Н. Оптимизация режимов труда и отдыха ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий / В. Н. Назаров, С.
B. Назарова // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2014. - № 3. -
C. 60-65
41 Никифирова Л.Х. Проектирование программ нематериального стимулирования / Л. Х. Никифорова // Справочник кадровика. - 2012. - № 1. - С.133-137
42 Новицкий Н.И. Организация, планирование и управление производством. Практикум (курсовое проектирование). М.: КНОРУС, 2012. 320с.
43 Норовякин А. Персонал - это ключевая зона работы [Текст] / [на вопросы отвечал] Анатолий Норовяткин // Книжная индустрия. - 2012. - № 1. С. 23-24
44 Овчинникова К. Интервью с Алексеем Миллером: [Электронный ресурс] Газета «Сибирская энергия» № 3(7) апрель 2012 - Москва, 2012г - Режим доступа: http://www.oaoker.ru/docs/1336640050-65574.pdf
45 Официальный сайт предприятия ОАО «Енисейская ТГК-13» - Режим доступа: http: //www.rusprofile.ru/id/3761862
46 Пантелеев, А.С. Автотранспорт на предприятии: учет и налогообложение: Практическое пособие / А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. - М.: Омега-Л, 2011. - 134 c.
47 Пантелеев В.И. Транспортные средства Сибири. Состояние и проблемы. Кр-ск.: КГТУ, 2011г.
48 Парушина Н.В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы организации [Текст] / Н. В. Парушина, Н. А. Лытнева // Аудитор. - 2012. - № 8. - С. 38-47.
49 Пашков В. Транспортный комплекс России // Экономика и жизнь. 2011. - 34. С. 2-3.
50 Пинк Д. Драйв : что на самом деле нас мотивирует / Дэниел Пинк ; перевод с английского [И. Трифонова]. - Москва : Альпина Паблишер,
2013. - 273 с
51 Ревенков А. Мотивация трудовой деятельности / А. Ревенков // Социальная политика. - 2004.- №1.
52 Русакова Е.В. Резервы и механизмы повышения эффективности труда персонала автотранспортного предприятия / Е. В. Русакова // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2013. - № 7. - С. 18-28
53 Савина С. Политика доходов и заработной платы в условиях развития рыночных отношений // Социальные приоритеты и социальные отрасли, 2011 г.
54 Сергеев И. В. Экономика организаций (предприятий)/И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова ; под ред. д-ра экон. наук, проф. И. В. Сергеева. - 2012
55 Скрипко Л.Е. Какие факторы мотивации важны для персонала в России? / Л. Е. Скрипко // Методы менеджмента качества. - 2012. - № 4. С. 30-36
56 Спивак В. А. Управление персоналом для менеджеров / В. А. Спивак - Москва :Эксмо, 2012. - 790 с.
57 Сугаренко Е.Ю. Сотрудники производства: мотивация на результат / Е. Ю. Сугаренко // Справочник кадровика. - 2014. - № 3. - С. 138-142
58 Сурков С. А. Построение структуры организации на основе системы мотивации / С. А. Сурков // Кадры предприятия. - 2006. - №10.
59 Таймасханов З. Стратегия управления кадровыми рисками / З. Таймасханов // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 12. - С. 94-97.