ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВБРОСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВБРОСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 6
1.1 Особенности коммуникации в сети Интернет 6
1.2 Формы реализации деструктивных намерений в Интернет-
коммуникации 13
1.3 Информационный вброс как особая форма взаимодействия в сети
Интернет 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВБРОСА 38
2.1 Структурные особенности текста информационного вброса 38
2.2 Лексико-стилистические особенности текста информационного вброса. 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВБРОСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 6
1.1 Особенности коммуникации в сети Интернет 6
1.2 Формы реализации деструктивных намерений в Интернет-
коммуникации 13
1.3 Информационный вброс как особая форма взаимодействия в сети
Интернет 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВБРОСА 38
2.1 Структурные особенности текста информационного вброса 38
2.2 Лексико-стилистические особенности текста информационного вброса. 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
С приходом в человеческую жизнь электронных средств коммуникации общение как таковое изменилось в значительной степени, поскольку Интернет-пространство диктует определенные условия ведения коммуникации между людьми. На сегодняшний день едва ли не большая часть как формального, так и неформального общения сосредоточена в сети.
Однако Интернет стал не только удобным средством общения или получения знаний, но и источником огромного количества информации, что привело к его использованию как средства ведения информационной войны. Такие характеристики Интернет-коммуникации, как дистантность и анонимность, а также скорость распространения информации в пространстве позволяют размещать на просторах сети любую выгодную автору точку зрения и с помощью доступных ему средств формировать определенную позицию аудитории, создавать в обществе необходимые настроения.
Умение отличить реальные факты от информационного вброса видится важным не только для отдельной личности, но и в масштабе целого общества, а также на политическом уровне, поскольку пропаганда, навязывание идей и формирование оппозиционных настроений в сети становятся все более распространенными и эффективными.
Целью данной исследовательской работы является изучение лингвистических и структурных особенностей текста информационного вброса, отличающих его от новостной статьи.
Достижение обозначенной выше цели требует выполнения следующих задач:
1. Обобщить подходы к определению понятия «Интернет-
коммуникация»;
2. Рассмотреть основные формы реализации деструктивных намерений в сети;
3. Рассмотреть понятие информационной войны и основные формы ее ведения;
4. Изучить понятие информационного вброса, проследить его основные особенности;
5. Изучить лингвистические характеристики текста информационного вброса, выявить отличительные черты от новостного текста.
Объектом исследования является текст информационного вброса.
Предметом исследования являются структурные и лексико¬стилистические особенности текста информационного вброса.
Материалом исследования послужили новостные статьи и публикации в социальных сетях на английском языке, посвященные кандидатам на пост президента США во время выборов 2016 года.
Теоретическую базу составили труды следующих ученых:
Исследования в рамках Интернет-коммуникации: А.Е. Войскунский, И.И. Шабшин, Е.И. Горошко, Т.Г. Добросклонская;
Исследования в рамках информационной войны: Р.Д. Болдырев, А.В. Манойло, М.Б. Бергельсон, А.А. Кривошеев, В.Д. Соловей, М.С. Овсепян, В.К. Новиков.
Исследование проведено посредством следующих методов: описательный метод, метод сплошной выборки, метод синтеза.
Выполненная работа включает введение, основную часть, состоящую из двух глав (теоретической и практической), заключение, список использованных источников.
Во введении приводится обоснование актуальности темы работы, формулируются объект и предмет исследования, определяются цель, задачи и методы, описывается теоретическая база исследования.
В первой главе рассмотрены подходы к определению понятия «Интернет-коммуникация» и приведены основные особенности феномена. Рассмотрены формы реализации агрессии в Глобальной сети. Далее проанализирован феномен «информационной войны» и рассмотрено явление информационного вброса как одного из наиболее эффективных и распространенных средств ее ведения.
Во второй главе рассмотрены структурные и лексико-стилистические особенности текста информационного вброса и выявлены черты, отличающие его от новостной статьи.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при дальнейшей работе в рамках темы информационной войны и средств ее ведения.
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении лингвистических особенностей текста и коммуникативных стратегий информационного вброса на материале различных языков в целях выявления особенностей, зависящих от языковой и культурной принадлежности автора и аудитории; более глубоком изучении особенностей информационного вброса с позиции языка.
Данная работа прошла апробацию на конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в 2017 году.
Однако Интернет стал не только удобным средством общения или получения знаний, но и источником огромного количества информации, что привело к его использованию как средства ведения информационной войны. Такие характеристики Интернет-коммуникации, как дистантность и анонимность, а также скорость распространения информации в пространстве позволяют размещать на просторах сети любую выгодную автору точку зрения и с помощью доступных ему средств формировать определенную позицию аудитории, создавать в обществе необходимые настроения.
Умение отличить реальные факты от информационного вброса видится важным не только для отдельной личности, но и в масштабе целого общества, а также на политическом уровне, поскольку пропаганда, навязывание идей и формирование оппозиционных настроений в сети становятся все более распространенными и эффективными.
Целью данной исследовательской работы является изучение лингвистических и структурных особенностей текста информационного вброса, отличающих его от новостной статьи.
Достижение обозначенной выше цели требует выполнения следующих задач:
1. Обобщить подходы к определению понятия «Интернет-
коммуникация»;
2. Рассмотреть основные формы реализации деструктивных намерений в сети;
3. Рассмотреть понятие информационной войны и основные формы ее ведения;
4. Изучить понятие информационного вброса, проследить его основные особенности;
5. Изучить лингвистические характеристики текста информационного вброса, выявить отличительные черты от новостного текста.
Объектом исследования является текст информационного вброса.
Предметом исследования являются структурные и лексико¬стилистические особенности текста информационного вброса.
Материалом исследования послужили новостные статьи и публикации в социальных сетях на английском языке, посвященные кандидатам на пост президента США во время выборов 2016 года.
Теоретическую базу составили труды следующих ученых:
Исследования в рамках Интернет-коммуникации: А.Е. Войскунский, И.И. Шабшин, Е.И. Горошко, Т.Г. Добросклонская;
Исследования в рамках информационной войны: Р.Д. Болдырев, А.В. Манойло, М.Б. Бергельсон, А.А. Кривошеев, В.Д. Соловей, М.С. Овсепян, В.К. Новиков.
Исследование проведено посредством следующих методов: описательный метод, метод сплошной выборки, метод синтеза.
Выполненная работа включает введение, основную часть, состоящую из двух глав (теоретической и практической), заключение, список использованных источников.
Во введении приводится обоснование актуальности темы работы, формулируются объект и предмет исследования, определяются цель, задачи и методы, описывается теоретическая база исследования.
В первой главе рассмотрены подходы к определению понятия «Интернет-коммуникация» и приведены основные особенности феномена. Рассмотрены формы реализации агрессии в Глобальной сети. Далее проанализирован феномен «информационной войны» и рассмотрено явление информационного вброса как одного из наиболее эффективных и распространенных средств ее ведения.
Во второй главе рассмотрены структурные и лексико-стилистические особенности текста информационного вброса и выявлены черты, отличающие его от новостной статьи.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при дальнейшей работе в рамках темы информационной войны и средств ее ведения.
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении лингвистических особенностей текста и коммуникативных стратегий информационного вброса на материале различных языков в целях выявления особенностей, зависящих от языковой и культурной принадлежности автора и аудитории; более глубоком изучении особенностей информационного вброса с позиции языка.
Данная работа прошла апробацию на конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в 2017 году.
В данной исследовательской работе были изучены подходы к определению коммуникации и Интернет-коммуникации, рассмотрены характеристики последней как особой формы взаимодействия. Изучены причины высокого манипулятивного потенциала Интернета, поскольку именно эта особенность послужила определяющим фактором, позволяющим реализовывать массовые информационные атаки в Глобальной сети. Далее был рассмотрен феномен информационной войны в рамках виртуального пространства и проанализированы особенности информационного оружия. Также были изучены основные особенности информационного вброса как наиболее распространенного и эффективного средства ведения информационной войны.
Было выявлено, что основная цель, преследуемая при распространении информационных вбросов - многоуровневая социальная и политическая провокация, изменение позиции общественных масс в пользу предложенной, в некоторых случаях создание массовой паники или отвлечение внимания от более серьезных проблем.
Неязыковыми отличительными характеристиками информационного вброса можно считать скорость распространения информации (как правило, несколько часов), высокую плотность потока сообщений, масштаб аудитории и использование разнообразных каналов доведения информации до получателя (от социальных сетей до государственных СМИ).
Исследование пришло к выводу о том, что текст информационного вброса обладает рядом константных характеристик, которые могут рассматриваться с позиций организации текста и лексико-стилистических маркеров. Для организации текста информационного вброса оказались характерны: определенный выбор тематики, соответствие суперструктуре медиатекста, закольцованность цепочки публикаций, содержание таких элементов, как цитирование, иллюстрации и графическое выделение отдельных блоков информации. С точки зрения лексико-стилистических характеристик, текст информационного вброса является маркированным, что мотивируется соответствованием синтагматическим категориям медиатекста: в нем находят отражение категории коннотативности, клишированности и диоматичности.
Таким образом, в результате проведенного исследования решены все поставленные задачи и достигнута обозначенная цель, в частности изучены лингвистические характеристики текста информационного вброса и проанализированы основные коммуникативные стратегии и тактики реализации намерений автора вброса.
Было выявлено, что основная цель, преследуемая при распространении информационных вбросов - многоуровневая социальная и политическая провокация, изменение позиции общественных масс в пользу предложенной, в некоторых случаях создание массовой паники или отвлечение внимания от более серьезных проблем.
Неязыковыми отличительными характеристиками информационного вброса можно считать скорость распространения информации (как правило, несколько часов), высокую плотность потока сообщений, масштаб аудитории и использование разнообразных каналов доведения информации до получателя (от социальных сетей до государственных СМИ).
Исследование пришло к выводу о том, что текст информационного вброса обладает рядом константных характеристик, которые могут рассматриваться с позиций организации текста и лексико-стилистических маркеров. Для организации текста информационного вброса оказались характерны: определенный выбор тематики, соответствие суперструктуре медиатекста, закольцованность цепочки публикаций, содержание таких элементов, как цитирование, иллюстрации и графическое выделение отдельных блоков информации. С точки зрения лексико-стилистических характеристик, текст информационного вброса является маркированным, что мотивируется соответствованием синтагматическим категориям медиатекста: в нем находят отражение категории коннотативности, клишированности и диоматичности.
Таким образом, в результате проведенного исследования решены все поставленные задачи и достигнута обозначенная цель, в частности изучены лингвистические характеристики текста информационного вброса и проанализированы основные коммуникативные стратегии и тактики реализации намерений автора вброса.



