ВВЕДЕНИЕ 3
1 Наглядное моделирование как средство преодоления познавательных затруднений у студентов гуманитарных специальностей при изучении математики 6
1.1 Особенности изучения математики студентами гуманитарных специальностей 6
1.2 Возможности экспериментальной математики и роль динамических
моделей в ней 9
1.3 Анализ программных средств создания динамических моделей 16
2 Организация изучения геометрических утверждений студентами педагогами с использованием геометрических моделей 23
2.1 Цели и задачи обучения математике студентов педагогического
направления в Сибирском Федеральном Университете 23
2.2 Каким требованиям должна удовлетворять динамическая модель 25
2.3 Разработка занятий с применением динамических геометрических
моделей 34
2.4. Результаты апробации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По нормативным документам Минобрнауки РФ с 2000 г. математику стали изучать на всех гуманитарных направлениях и специальностях (в виде дисциплины «Математика и информатика»). Однако преподавание математики в гуманитарных вузах сталкивается с некоторыми проблемами. Часто студенты-гуманитарии сталкиваются с трудностями при изучении математики: у них нет достаточной базовой подготовки по элементарной математике, у многих практически нет навыков систематической самостоятельной работы по этому предмету, низкая мотивация, а также чаще всего проявляются познавательные затруднения (т. е. те психологические барьеры, которые возникают в процессе познания (познавательные барьеры, трудные ситуации, коммуникативные трудности и т. д.).
Ряд специалистов, рассуждая об особенностях гуманитариев, заявляют, что изучить математику гуманитариям не под силу, так же считают и сами студенты.
Неоднократно отмечается в литературе, что «математика для гуманитарных специальностей» является очень трудным для освоения предметом. Специалисты в области преподавания математики гуманитариям связывают это и с низким уровнем мотивации студентов, и с их недостаточным уровнем математических знаний, и с объективной сложностью курса. В связи с этим исследователи разрабатывают дидактические условия повышения интереса через изменение содержания курса, увеличение количества времени, отводимое на этот курс, организацию адаптационного периода, ослабление требований, упрощение системы заданий и т. д.
С трудностями сталкиваются, в том числе, и преподаватели. Для преподавателей сложность обучения математике студентов-гуманитариев связана с отрицательным отношением большей части студентов к изучению математики, высоким процентом неуспеваемости студентов и отставанием на промежуточных этапах процесса обучения, невозможностью в полной мере использовать математическую технику в процессе обучения и отсутствием доступных и убедительных примеров применения математики в будущей профессиональной деятельности студентов.
По мнению Ням Н.Т.[18], эффективным способом для освоения математического материала студентами гуманитарных направлений и специальностей может стать самостоятельное исследование геометрических отношений, а мы предполагаем - применение динамических геометрических моделей сделает более эффективным исследование. Поскольку это наглядное моделирование, студенты-гуманитарии смогут проводить более качественное исследование.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны, студенты, которые обладают низким уровнем мотивации, математической подготовки, вынуждены осваивать математические понятия, а с другой стороны отсутствуют методические средства, которые бы им помогали.
Цель исследования: разработать вспомогательное учебное средство для формулирования изучения студентами геометрических утверждений.
Объект исследования: обучение студентов педагогов формулированию и обоснованию геометрических утверждений.
Предмет исследования: динамическая геометрическая модель, как средство обучения.
Задачи исследования:
- проанализировать трудности бакалавров (будущих педагогов) первого курса при изучении геометрического материала;
- изучить понятие и виды учебных моделей, применяемых, при изучении математики.
- подобрать программное обеспечение для разработки динамических геометрических моделей;
- разработать занятие с использованием динамических геометрических моделей;
- провести апробацию разработанных занятий.
Гипотеза исследования: использование динамических геометрических моделей на занятиях позволит студентам проводить самостоятельно исследование геометрических объектов и будет способствовать более глубокому освоению математического материала и исследовательских умений, если:
- динамические геометрические модели будут отражать все ситуации связи математических объектов и отношений;
- динамическая геометрическая модель будет позволять осуществлять наблюдения за изменениями геометрических ситуаций или возможность самостоятельно управлять этими изменениями.
Практическая значимость исследования: разработанные динамические геометрические модели можно использовать при изучении математики студентами направления подготовки «педагогическое образование» профиль «изобразительное искусство».
Разработанные занятия проводились в соответствии учебным планам Сибирского Федерального Университета. Программы динамической геометрии были подобраны с учетом того, что созданными в них динамическими моделями могли бы пользоваться те, кто не в полной мере обладают информационными компетентностями.
Получено подтверждение гипотезы о том, что использование динамических геометрических моделей на занятиях позволит студентам самостоятельно проводить исследование геометрических объектов, и будет способствовать более глубокому освоению математического материала и исследовательских умений, если:
- динамические геометрические модели будут отражать все ситуации связи математических объектов и отношений;
- динамическая геометрическая модель будет позволять осуществлять наблюдения за изменениями геометрических ситуаций или возможность самостоятельно управлять этими изменениями.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы, их интерпретация и оценка дают основание для заключения о том, что цель исследования - разработать вспомогательное учебное средство для формулирования изучения студентами геометрических утверждений нами достигнута, поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.
1. Арнольд, В. И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели / В. И. Арнольд // М.: МЦНМО. - 2000. - № 1. - С. 32.
2. Арнольд, В. И. Что такое математика? / В. И. Арнольд // МЦНМО. - Изд. 2. Стереотип. - 2008. С. 104.
3. Арнольд, В. И. Экспериментальная математика / В. И. Арнольд // М.: ФАЗИС.-2005. - С. 63.
4. Бакуров, А. Н. Динамические компьютерные модели как средство
совершенствования процесса обучения стереометрии в средней школе: авторефер.дис. на соискание уч. степ. канд. пед. наук : 13.00.02. / Бакуров Александр Николаевич. - Орел, 2013. - 22 с.
5. Баранова, Е. В., Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин// Математика в школе. -2004. -№ 2. -С. 7-10.
6. Безумова, О. Л. Компьютерная поддержка решения школьных алгебраических задач средствами GEOGEBRA / О. Л. Безумова, C. Н. Котова, М. В. Шабанова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 2-3.
7. Белозеров, И. В. Профессиональная направленность обучения математике студентов гуманитарных специальностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Белозеров Иван Валентинович. - Москва, 2002. - 215 с.
8. Дубровский, В. Н. 1С: математический конструктор - новая программа динамической геометрии / Н. А. Лебедева, О. А. Белайчук // Компьютерные инструменты в образовании. - Москва, 2007. - 10с.
9. Газман, О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании жнига / О. С. Газман;под ред. О. С. Газмана.- Москва, 1996.
10. Громаковская, Л. А. Экспериментальная математика как одно из средств развития потребности в логическом доказательстве /
Л. А. Громаковская // Труды Петрозав. гос. ун-та. Вып. 9. Математика. - 2002. - С. 54-61.
11. Далингер, В. А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учеб. пособие. / В. А Далингер. - Омск: ОмГПУ, 2005. -456 с.
12. Кислякова, М. А. Педагогическая поддержка преодоления познавательных затруднений у студентов гуманитарных специальностей при изучении математики / М. А. Кислякова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. часть II. - Новосибирск: СибАК, 2011.
13. Клещёва, И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики: дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.02 / Клещёва Ирина Валерьевна. - Санкт-Петербург, 2003. -176 с.
14. Концепция развития математического образования в Российской Федерации : утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013. - №2506-р.
15. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : Издательский центр Академия, 2000. - 176 с.
16. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учеб .-метод. пособие / Н. А. Краля; под ред. Ю. П. Дубенского. - Омск : изд-во ОмГУ, 2005. -59 с.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентовпед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат [и др.]. - Москва: Академия, 1999. -224 с.
18. Ням Н. Т. Развитие познавательной самостоятельности студентов - гуманитариев в обучении математике средствами наглядного моделирования: дис. на соискание ученой степениканд. пед. наук : 13.00.02 / Ням Нгок Тан. - Ярославль, 2014. - 214с.
19. Обучение математике с использованием возможностей GeoGebra: коллективная монография / М. В. Шабанова, О. Л. Безумова, Е. Н. Ерилова, С. Н. Котова, С. В. Ларин, Р. П. Овчинникова, Н. Н. Патронова, М. А. Павлова, А. Е. Томилова, О. Н. Троицкая, Л. В. Форкунова, Т. С. Ширикова. - Москва : Перо, 2013. -128 с.
20. Осин, А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы : монография / А. В. Осин ; Издательский сервис. - Москва, 2010. -328 с.
21. Павлова, М. Л. Особенности программного обеспечения учебных исследований учащихся начальных уровней геометрической подготовки / Павлова М. Л., Шабанова М. В. // Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Архангельск, 2015. - С. 110-116.
22. Потоскуев Е. В. Геометрический компонент профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом вузе: учеб.-метод. по-собие /Е. В Потоскуев. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 187 с.
23. Рыжик, В. И. Геометрия и компьютер / В. И. Рыжик / Компьютерные инструменты в образовании. - 2000. - № 6. - С. 7-11.
24. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении : книга / Н. Г. Салмина. - Москва :Моск. ун-ет, 1988. - 121 с.
25. Санина, Е. И. Основы исследовательской деятельности в физико-математическом образовании : учеб. пособие для самост. раб. студ. / Е. И. Санина, Т. А. Воронько, Е. А. Рогова. - Москва : МИГУ, 2005. -52 с.
26. Сергеева, Т. Ф. Основы динамической геометрии : монография / Т. Ф. Сергеева, М. В. Шабанова, С. И. Гроздев. - Москва : АСОУ, 2016. - 152 с.
27. Смирнова, А. С. Педагогическая поддержка студентов с трудностями в учении : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Смирнова Анна Сергеевна. - Хабаровск, 2009. - 22 с.
28. Стефанова, Н. Л. Проблема развития исследовательских умений учащихся с позиции метаметодического подхода / Н. Л. Стефанова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург. -2002. Вып. 3. Т. 2. С. 167-175.
29. Тараник, В.И. Практические работы по геометрии как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся основной школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. : 13.00.02 / Тараник Валентина Ивановна. -Волгоград, 2010. -18 с.
30. Тимофеева, Л.Н. Развитие исследовательских умений учащихся классов с углубленным изучением математики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.02 / Тимофеева Лариса Николаевна. - Санкт-Петербург, 2003. - 19 с.
31. Труды 2-го Всероссийского съезда преподавателей математики: доклады. - Москва, 1915. - 320 с.
32. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе : книга / Л. М. Фридман. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
33. Фройденталь, Г. Математика как педагогическая задача : книга / Г. Фройденталь. - Москва : Просвещение. 1983. - 192 с.
34. Шабанова, М. В. Компьютерный эксперимент в системе методов работы с теоремой / М. В. Шабанова, Т. С. Ширикова // Современные проблемы науки и образования. - Архангельск, 2013. - № 2. С. 1-13.
35. Штофф, В. А. Моделирование и философия : книга / В. А. Штофф. - Москва : -Л. : Наука, 1966. - 303 с.
36. Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение : коллективная монография / М. В. Шабанова[и др.]. [и др.]. - Москва : Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 300 с.
37. Экспериментальная математика : учебное пособие / М. В. Шабанова [и др.] ; отв. ред. М. А. Павлова. — Архангельск : изд-во АО ИОО, 2017. — 184 с.
38. Elies Abboud On Viviani'sTheorem and its Extensions // arXiv : 0903.0753v3 [math.MG] 12 Apr. 2009