Введение 4
1 Теоретическое обоснование средств развития координационных способностей горнолыжников группы спортивного
совершенствования 6
1.1 Координационные способности 6
1.2 Роль координационных способностей в горнолыжном спорте
1.3 Группа спортивного совершенствования в горнолыжном спорте 12
1.4 Методы развития двигательных способностей
горнолыжников 13
1.5 Средства развития координационных способностей
горнолыжников 20
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 33
3 Результаты исследования и их анализ 34
3.1 Анализ анкетирования 34
3.2 Средства совершенствования координационных способностей
спортсменов-горнолыжников группы спортивного совершенствования 49
3.3 Результаты педагогического эксперимента 52
Заключение 56
Список использованных источников 57
Приложение А 63
Горнолыжный спорт - один из видов лыжного спорта. Представляет собой спуск с горы на специальных лыжах по подготовленным заранее трассам [48]. По мнению некоторых людей и спортсменов, занимающихся другими видами спорта, горнолыжный спорт - это просто “объезд флажков”, не требующий особых усилий и специальной физической подготовки. На первый взгляд, может быть, так оно и есть, но если рассмотреть этот вид спорта повнимательнее или попробовать прокатиться на горных лыжах хотя бы на любительском уровне, то не потребуется много времени, чтобы понять, что физическая, техническая подготовка очень важны для горнолыжника. Так же спортсмены-горнолыжники должны иметь высокий уровень развития координационных способностей, ведь они являются одним из самых важных физических качеств, которым должен обладать каждый горнолыжник. Без этого качества прогрессировать в данном виде спорта очень сложно, особенно на этапе, в котором очень важна стабильность спортивных результатов - спортивного совершенствования. Это не удивительно, ведь спортсмен при спусках на лыжах должен постоянно решать тактические задачи по построению и перестроению своих двигательных действий в зависимости от меняющихся условий спуска (крутизны склона, радиуса поворотов, скорости входа и выхода из поворота, обхода шестов разметки трассы, состояния снега, неровности рельефа и т.д.) [39].
Из выше сказанных суждений мы сформулировали тему нашей дипломной работы: “Средства совершенствования координационных способностей спортсменов-горнолыжников группы спортивного совершенствования”
Цель исследования - совершенствование координационных способностей спортсменов-горнолыжников группы спортивного
совершенствования.
Гипотеза исследования - использование специально подобранных упражнений в тренировочном процессе спортсменов-горнолыжников группы спортивного совершенствования позволит улучшить их координационные способности.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать средства совершенствования координационных способностей горнолыжников, провести анкетирование.
2. На основе анкетирования разработать свой комплекс специальных упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей спортсменов горнолыжников группы спортивного совершенствования.
3. Подтвердить эффективность комплекса специальных упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей спортсменов горнолыжников группы спортивного совершенствования, используя тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс горнолыжников.
Предмет исследования: средства совершенствования координационных способностей спортсменов, занимающихся горнолыжным спортом.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Из всего выше сказанного сделаем выводы:
1. На основе литературы мы установили: координационные способности играют важную роль в горнолыжном спорте, горнолыжникам необходимо их развивать для того, чтобы с повышением уровня развития координационных способностей повышать сложность проходимых ими трасс, а также снизить риск получения спортивных травм. Так как координационные способности играют важную роль в горнолыжном спорте, спортсменам-горнолыжникам развивать их просто необходимо. Для этого и существуют средства, которые мы рассмотрели выше, выполняемые по рассмотренными нами методам: равномерный, повторный, интервальный, круговой, игровой и соревновательный.
2. Определили средства и методы, используемые горнолыжниками в настоящее время. На основе литературы и результатов анкетирования мы установили: горнолыжники, отличающиеся хорошим равновесием, совершенствуют координационные способности с помощью уникальных средств для того, чтобы быстро реагировать на любые изменения в трассе, а также преодолевать сложный рельеф трассы.
Данный комплекс упражнений направлен на совершенствование координационных способностей. Используя его в тренировках, можно рассчитывать на успешное совершенствование координационных способностей спортсменов-горнолыжников группы спортивного совершенствования.
3. Результаты исследования показали, что экспериментальная методика совершенствования координационных способностей спортсменов-горнолыжников группы спортивного совершенствования эффективна. Во всех трёх тестах результаты экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной при 5% уровне значимости.
1. Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры и спорта / Бабушкин Г.Д. // учебник, 2007. - 270 с.
2. Бака Р. Подготовленность студентов в условиях обучения технике горнолыжного спорта / Бака Р. // Педагогика, психология и медико¬биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2009. - № 9. - С. 11-14.
3. Барчуков И.С. Физическая культура / Барчуков И.С. // учебник, 2013. - 528 с.
4. Баталов А.Г. Лыжный спорт / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов //учебник, 2005. - 320 с.
5. Бутин И.М. Лыжный спорт / И.М.Бутин // учебное пособие, 2000. - 368 с.
6. Ворончагина К.В. Имитационное и геометрическое моделирование в обучении горнолыжному спорту / К.В. Ворончагина//Горный информационно- аналитический бюллетень, 2013. - N11/ - С. 361-363.
7. Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. // Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 433 с.
8. Гуршман Г. Пьянта Су! Горные лыжи глазами тренера / Гуршман Г. // книга, 2005. - 255 с .
9. Данилин В.И., Макеева В.С. Разработка модели подготовки инструкторов горнолыжного спорта и туризма / Данилин В.И., Макеева В.С. // Человек и образование, 2009. - №3. - С.165-167.
10. Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления / Двейрина О.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2008. - N1. - С.35-38.
11. Долматова Т.В. Анализ современных методик спортивной подготовки юных спортсменов в горнолыжном спорте / Долматова Т.В. // Вестник спортивной науки, 2015. - N2 - С.18-21.
12. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр / Ю.Д. Железняк Д.И. Нестеровский В.И. Иванов // учебник, 2013. - 464 с.
13. Жуков М.Н. Подвижные игры / Жуков М.Н. // учебник, 2000. -160 с.
14. Каниовский А. Горные лыжи для чайников. Карвинговая техника/ А. Каниовский // Up&down, 2005. - №59. - С.4-5.
15. Карпеев А.Г. О многолетней стратегии спортивно-технической подготовки с учетом возрастных закономерностей развития двигательной координации/ Карпеев А.Г// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2008. - № 4. - С. 35-39.
16. Косых Е.В. Исследование динамической рабочей позы при спусках на горных лыжах / Косых Е.В. // Российский журнал биомеханики, 1999. - N2. - С. 59-60.
17. Кожевникова Е.А. Горные лыжи с самого начала / Кожевникова Е.А. // книга, 1999. - 161с.
18. Коптюг А. В., Тиннстнен М., Бэкстрём М. Люди и лыжи / Коптюг А.
B. , Тиннстнен М., Бэкстрём М. // Наука из первых рук, 2006. - N2. - С.110-124.
19. Левчук Т.М., Терещенко И.А., Оцупок А.П., Болобан В.Н., Крупеня
C. В. Оценка координационных способностей студентов первого курса на практических занятиях по гимнастике / Левчук Т.М., Терещенко И.А., Оцупок А.П., Болобан В.Н., Крупеня С.В. // Физическое воспитание студентов, 2013. - N3. - С.60-71.
20. Лисовский А.Ф. Возможности и перспективы применения методов инженерной эргономики в процессе тренировок и соревнований спортсменов- горнолыжников / Лисовский А.Ф. // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта, 2012. - №10. - С.93-98.
21. Лисовский А.Ф. Оздоровление и физическое развитие детей дошкольного возраста с применением средств горнолыжного спорта / Лисовский А.Ф., Новикова И.А. Решетников, О.В. Власова, Е.А. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2007. - №6. - С. 1-8.
22. Лисовский А.Ф Современные исследования техники спусков в горнолыжном спорте и их перспективы в 21 веке / Лисовский А.Ф // Российский журнал биомеханики, 2000. - № 2. - С. 1-6.
23. Лисовский А. Ф., Лисовская Н. И. Контроль уровня и динамики специфических показателей сенсомоторики у юных горнолыжников с применением компьютерных технологий / Лисовский А. Ф., Лисовская Н. И. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2010. - N3. - С.37.
24. Лисовский А. Ф., Лисовская Н. И. О необходимости совершенствования социальных условий профессиональной деятельности тренеров по горнолыжному спорту России в период летних тренировочных сборов на снегу/Лисовский А. Ф., Лисовская Н. И.// Современные исследования социальных проблем, 2012. - N2. - С.122.
25. Лисовский А. Ф., Лисовская Н. И Российский горнолыжный спорт в преддверии зимней Олимпиады 2014 года /Лисовский А. Ф., Лисовская Н. И.// Стратегические направления развития физической культуры и спорта, 2014. - N1. - C.63.
26. Лисовский А.Ф Оценка и совершенствование качества управления спуском на горных лыжах по специфическим показателям сенсомоторики у спортсменов /Лисовский А.Ф // Российский журнал биомеханики, 1999. - N2. - С.67-68.
27. Лисовский А.Ф. Контроль уровня и динамики показателей специфических зрительно-моторных реакций у спортсменов-горнолыжников с применением компьютерной методики/ Лисовский А.Ф// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2010. - № 9. - С.70-75.
28. Лубяко А.А. Толстое Вибрационная нагрузка в скоростных видах зимнего спорта (скоростной спуск, ски-кросс, бобслей) / А.А. Лубяко, А.Г. Русия, Е.М. Соловьева, Ю.С. Толстое // Медицина экстремальных ситуаций,
2015. - № 2. - С.52.
29. Лях В.И. Координационные способности диагностика и развитие /B. И. Лях // книга, 2006. - 290 с.
30. Одноочко М.К. Горнолыжные дисциплины в комплексе индивидуальных выборов экстремальных видов спорта студентов университета / Одноочко М.К. // Символ науки, 2016. - № 3. - С. 111-112.
31. Паначев В. Д., Шаляпина. М А. Методика развития координационных способностей и двигательных качеств студентов / Паначев В. Д., Шаляпина. М А. // Вестник южно-уральского государственного университета, 2010. - N36. -C. 104-108.
32. _Преображенский В.Ю.,_Лядов К.В,_Зиновьев О.В., Преображенский
A. В. Опыт тестирования горнолыжников с использованием горнолыжного тренажера SKY TEC / Преображенский В. Ю., Лядов К. В,3иновьев О.
B. , Преображенский А. В. // Лечебная физкультура и спортивная медицина, 2013. - N1. - С.18-21.
33. Рыбалов Ю.В. Основы спортивной тренировки / Ю.В. Рыбалов С.И. Рыбалова М.В. Рудин // книга, 2013. - 122с.
34. Рябцев С.М. Активные виды рекреации в условиях горноклиматического курорта сочи на примере горнолыжного спорта / Рябцев
C. М. // Вестник восстановительной медицины : директор институтафизической культуры Сочинского государственного университета туризма икурортного дела, г. Сочи, 2007. -N 1. -С.18-19.
35. Салманов Г.Д. Уроки горных лыж / Салманов Г.Д // книга, 1988. - 119 с.
36. Тхожевский Д. / Изменчивость динамического равновесия горнолыжников при воздействии на проприорецепторы стоп // Тхожевский, Д. Буяс, П. Яворский, Я. Теория и практика физической культуры, 2012. - N2. - С.100-106.
37. Черепанов П. Современные тренировки в зале / Черепанов П. // Русская зима, 2012. - N2. - С.14.
38. Шимохин И.А/ Физическая подготовка горнолыжников//методическое пособие, 2010. - 25 с.
39. Шканова М.И. К вопросу о необходимости развития координационных способностей у спортсменов-горнолыжников юного возраста / Шканова М.И. // Сборник научных трудов Sworld, 2011. - N4. - С.72-74.
40. Валльнер Г. Современный карвинг / Валльнер Г. // книга, 2008. - 217 с.
41. Ж.Жубер Горные лыжи. Техника и мастерство / Ж.Жубер // книга, 1983. - 319 с.
42. Ж.Жубер. Карвинг-эволюция или революция в горных лыжах?/Ж.Жубер//СКИ-горные лыжи, 2001. - №40 - С.43.
43. Ж.Жубер Самоучитель горнолыжника / Ж.Жубер // книга, 1974. - 102с.
44. Ле Мастер Р. На кантах / Ле Мастер Р. // книга, 2002. - 112с.
45. Марк Э. Универсальный горнолыжник ваш путь к совершенству / Марк Э. // книга, 1997. - 200 с.
46. Муровец С. На канто! / Муровец С. // книга, 2008. - 112 с.
47. Харб X. Основы экспертной лыжной техники / Харб X. // книга, 2006. - 222 с.
48. Горнолыжный спорт [Электронный ресурс]: Olymps. - Режим доступа:http: //www.olymps.ru/vidy-sporta/alpine-sport
49. Мутко В.Л. Стандарт подготовки по горнолыжному спорту [Электронный ресурс]: Приказ минспорта России // В.Л. Мутко - 13.08.2013. - Режим доступа: http://www.fgssr.ru/sites/de fault/files/F GSSRDocument/15-11- 2013/Приказ%20Минспорта%20России%20№%20396%20от%2018%20июня%2 02013%20г.%20Об%20утверждении%20федерального%20стандарта%20спорти внoй%20пoдгoтoвки%20пo%20видy%20cпopтa%20гopнoлыжный%20cпopт.pdf
50. Селуянов В. Н. Контроль и физическая подготовка горнолыжников [Электронный ресурс]: методическое пособие // В. Н. Селуянов, В. А. Рыбаков, М. П. Шестаков. - Режим доступа: https://mipt.ru/education/chair/sport/science/skiing/
51. Таблица спортивных разрядов по горным лыжам [Электронный ресурс]: Таблица нормативов из ЕВСК 2015-2018г // 18.03.2017. - Режим доступа:http: //frs24. ru/st/razryad- gornolyzhnyj - sport/