Введение
1 Теоретические основы управления муниципальным имуществом 5
1.1 Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью 5
1.2 Способы формирования муниципальной собственности 10
1.3 Основные принципы и методы управления имущественным комплексом 14
2 Анализ социально-экономического развития города Кызыла и его имущественно-земельного комплекса 25
2.1 Характеристика социально-экономического развития города Кызыла 25
2.2 Характеристика муниципального имущества города Кызыла 31
2.3 Муниципальная собственность, как основа неналоговых доходов бюджета г. Кызыла 39
3 Совершенствование управления муниципальным имуществом 48
3.1 Пути совершенствования системы управления муниципальным имуществом г. Кызыла 48
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию процесса управления муниципальным
имуществом 53
3.3 Анализ предложений по совершенствованию управления муниципальным имуществом 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Право жителей муниципального образования на местное самoуправление, т.е. право, на муниципальном урoвне, органов власти по своей воле и без вмешательства федеральных властных структур заниматься решением вопросов, существующих на территории муниципалитета. Муниципальное образование - признанный государственной властью субъект права, за которым закреплена способность приобретения и реализации, гражданских прав и обязанностей.
Но при осуществлении этих правомочий появляется немало трудностей. Самостоятельность местного самоуправления невозможна без финансово-экономической основы, которая включает в себя муниципальную собственность, а также управление данным имуществом. В соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества.
Тема управления муниципальной имуществом на сегодняшний день является довольно актуальной.
Во-первых, данная форма собственности появилась не так давно на территории Российской Федерации. И данный процесс формирования производится по сей день.
Во-вторых, эффективность деятельности органов власти обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления. Население ощущает результаты государственной политики, и оценивает её эффективность через удовлетворение своих потребностей и желаний. Главным образом на удовлетворение нужд и интересов местных жителей муниципальных образований служит муниципальное имущество.
Местное самоуправление является одним из главных причин, по которым население вовлекается в общественные процессы, которые определяют любое государство с демократической формой правления.
Поэтому, основным требованием к использованию муниципального имущества в данном подходе является наиболее сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, дальнейшее функционирование и развитие муниципального образования невозможно без продуманного и эффективного управления муниципальным имуществом. Особенно актуальной данная тема является на сегодняшний день, когда число объектов муниципальной собственности уменьшается. И в огромном количестве случаев картина в муниципалитетах зависит от того, насколько правильно осуществляется управление имеющимися объектами муниципального имущества.
По причине этого целью данной работы является изучение деятельности по управлению муниципальным имуществом органов власти на муниципальном уровне: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть термин и состав муниципальной собственности;
- рассмотреть особенности и проблемы в управлении муниципальным имуществом;
- изучить опыт управления муниципальным имуществом в городе Кызыле;
- на основе выводов дать конкретные предложения по развитию системы управления муниципальным имуществом.
Объект исследования - система управления муниципальной собственностью.
Предметом данной работы является совершенствование управления муниципальным имуществом в городе Кызыле.
В ходе работы была проанализирована динамика, состав и структура имущества города Кызыла, были разработаны рекомендации по улучшению управления муниципальным имуществом. В результате оценки были выявлены следующие проблемы в управлении имуществом города:
— высокая задолженность по арендной плате за пользование муниципальным имуществом, в ходе чего бюджет города недополучает большую сумму денежных средств ;
— на территории города имеется много бесхозных объектов, на обслуживание которые в течение длительного времени уходит много средств (582 объекта);
— низкая доходность неналоговых поступлений от использования объектов муниципальной собственности.
Соответственно выявленным проблемам были предложены следующие пути решения:
- проведение 100 % инвентаризации всего имущества, которое имеется на территории города Кызыла возможно будет получен доход, который будет составлять 72 278 тыс. рублей
- создание реестра выявленного бесхозяйного недвижимого имущества г. Кызыла
- проведение качественного учета объектов муниципальной собственности путем перерасчета ставки арендной платы, с добавлением в имеющуюся формулу коэффициентов амортизации и др. В таком случае доходы могли бы составлять около 60 714 тыс. руб.
В заключении хотелось бы отметить, что работа органов местного самоуправления города Кызыла по использованию и управлению муниципальной собственностью должна строиться на принципах целесообразности и эффективности. Финансовая деятельность органов местного самоуправления города направлена в первоочередном порядке на сокращение диспропорций бюджета, тем самым приоритет отдается продаже муниципальной собственности, вопрос долгосрочного использования объектов отодвигается на второй план. Эффективность использования муниципальной собственности, во-первых, необходимо рассматривать с точки зрения получения дохода. Можно продать объект собственности за небольшие деньги, получить разовое поступление в доход местного бюджета, а можно получать регулярные платежи по наиболее привлекательному объекту. Другими словами, удельный вес доходов бюджета от хозяйственного использования имущества - показатель его эффективного использования. Во-вторых, эффективность использования объектов муниципальной собственности можно рассматривать с точки зрения общественной пользы. Использование муниципальной собственности не должно вредить внешнему виду населенных пунктов, не должно нести отрицательных показателей развития муниципального образования.
1. Абазова, Л.Х. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью и меры по ее повышению /Л.Х. Абазова // Актуальные вопросы экономических наук. -2016.- № 3.- С. 8 - 11.
2. Абалкин, Л. И. Многообразие видов собственности и управления: учебник / Л. И. Абалкин. - М.: ЭКО. - 2013. - С. 5.
3. Авеков, В. Регулирование имущественных отношений в экономике/B. Авеков // Экономист. - 2014. - № 7. - C. 41-46.
4. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления, М.: ИНФРА - М, 2016.
5. Аничкова А. А. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью //Проблемы современной экономики. 2011. №2C. 407-408.
6. Ануприенко, В.Ю. Управление государственной собственностью в системе региональной экономики/ В. Ю. Ануприенко. - Москва: Экономика, 2017. - 204 c
7. Байнова, М.С. Управление земельными отношениями на муниципальном уровне / М. С. Байнова // Государственный вестник. -2015. № 5.- С. 3 - 4.
8. Боброва, Е. Ю. Теоретические основы управления муниципальной собственностью / Е.Ю. Боброва, И.В. Ямщикова // Известия вузов. - 2016.- № 7.- С. 6 - 7.
9. Браверман.А.А. О мерах по повышению эффективности управления муниципальной собственностью и критериях ее оценки // Вестник Минимущества России. - 2011. - №1 - С.;
10. Буравков С.В. Особенности управления муниципальной собственностью // Вестник ПАГС. 2012. №1 (30).
11. Буравков С.В. Особенности управления муниципальной собственностью // Вестник ПАГС. 2016. №1 (30).
12. Васильева, Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности / Н. В. Васильева // Известия иркутской государственной экономической академии. -2015.- № 15.С. 7 - 9.
13. Власова Е. М., Цветкова Е. А., Шихбабаева И. Ф. Методы оценки управленческой деятельности служащих органов МСУ как инструмент повышения эффективности МСУ //Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 509-512.
14. Власова Е. М., Цветкова Е. А., Шихбабаева И. Ф. Методы оценки управленческой деятельности служащих органов МСУ как инструмент повышения эффективности МСУ //Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 509-512.
15. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. / А. Г.Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 174 с
16. Ворошилов Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке //Проблемы развития территории. 2015. №3 (77) С.143-159.
17. Глинка, В. И. Определение собственника муниципального имущества / Глинка В. И. // Юридический мир. - 2015. - № 4 (148). - С. 44 - 45.
18. Государственное и муниципальное управление собственностью [Текст]: Монография / Под редакцией П.В. Кухтина, А.Б. Моттаевой. - М.: Мир науки, 2014. - 143 с.
19. Козельский В. Н. Исследование сущности государственных услуг в современной России //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №2 С.148-151.
20. Комкова, Г.Н. Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Ю.А. Крохина, В.И. Новоселов. - Саратов, 2015.
21. Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью // Муниципальная власть. 2015. №9-1;
22. Лушникова Т.Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом [Текст] / Т.Ю. Лушникова, А.М. Ахатова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - №1 (356). Управление. - Вып. 10. - С. 22-30.
23. Маматов, П.Д. Муниципальное имущество и муниципальная земля: на службе у муниципального бюджета / П.Д. Маматов // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2013. - № 4. - C. 53 - 55
24. Модин Н.А. Муниципальная собственность - экономическая основа деятельности органов местного самоуправления // Законодательство и экономика.- 2015.- № 2.
25. Мулагаева З.З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью // Имущественные отношения в Российской Федерации 2010 г., №9
26. Некрасов, В.И. Влияние имущественного комплекса на развитие муниципальных образований/ В. И. Некрасов, Н. Ю. Орлова, А. А. Русинов // Менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 3/4. - С. 108 - 113.
27. Овсянников С., Журик Т. Некоторые проблемы правового регулирования эффективности управления муниципальной собственностью в субъекте Российской Федерации // Муниципальная экономика. 2017. №1.;
28. Пескова. А. Публично-правовые способы возникновения права муниципальной собственности: особенности осуществления // Журн. Муниципальная экономика — 2012 — №1 (49) — с.48-54;
29. Пескова. А. Публично-правовые способы возникновения права муниципальной собственности: особенности осуществления // Журн. Муниципальная экономика — 2012 — №1 (49) — с.48-54
30. Плотников А.Г. Управление государственным и муниципальным имуществом [Текст]: Учеб. пособие / А.Г. Плотников; СибИУ РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. - 312 с.
31. Рабинович. М. Эффективное управление собственностью как ключ к повышению качества муниципального управления // Журн. Муниципальная экономика — 2015 — №4 (24). — С. 44-46;
32. Синякаев Р.Р. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью // Приоритетные направления развития образования и науки : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 232-234. - ISBN 978-5-9500127-3-0.
33. Татаркин, А. И. Об антикризисных действиях муниципалитетов / А.И. Татаркин, В.С. Бочко // Регион: экономика и социология. 2016. - № 2. - С. 137- 155.
34. Третьякова А.В. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью как фактор пополнения доходной базы местных бюджетов [Текст] / А.В. Третьякова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2015. - №1-2 (11). - С. 71¬84.
35. Трофимова Н. Б. Роль коммунальной инфраструктуры в экономическом развитии муниципального образования. Опыт зарубежных стран //НиКа. 2011. № С.217-219.
36. Хакимов В.В. Особенности системы управления муниципальной собственностью // Вестник ЧелГУ. 2016. №2 (384).
37. Шаломенцева Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного. Управления муниципальной собственностью // Конституционное и муниципальное право», 2017 г. №20.
38. Шокотько М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности // Административное и муниципальное право, 2015 г., №3.
39. Щепачев В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право №18 от 27.08.2008 г
40. Якушкина, Т. Система управления муниципальным имуществом: разработка стратегии / Т. Якушкина // Проблемы теории и практики управления. 2011. - № 6. - С. 70-78.