ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА КРАСНОЯРСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ
|
Введение 3
1 Мотивация журналистов 7
1.1 Мотивация в психологии и теории управления 7
1.2 Исследования мотивации журналистов до 2000-х годов
и новые тенденции 14
1.3 Современные исследования мотивации журналистов 19
2 Исследование мотивации труда журналистов, занятых
в красноярских СМИ 30
2.1 Методология и выборка исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Выводы исследования 57
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение
1 Мотивация журналистов 7
1.1 Мотивация в психологии и теории управления 7
1.2 Исследования мотивации журналистов до 2000-х годов
и новые тенденции 14
1.3 Современные исследования мотивации журналистов 19
2 Исследование мотивации труда журналистов, занятых
в красноярских СМИ 30
2.1 Методология и выборка исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Выводы исследования 57
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение
В условиях глобализации экономики, культуры и массовых коммуникаций роль журналиста в формировании общественного мнения в стране и в мире становится несравненно большей, чем это было ещё несколько десятилетий назад. Вырос и интерес к журналистике, профессия становится всё более привлекательной.
В то же время намечаются некоторые кризисные явления в современной отечественной и зарубежной журналистике, связанные с развитием и усовершенствованием информационно-коммуникационных технологий, изменениями в информационном потреблении, в медиаэкономике и в профессиональной этике журналистов.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы мотивации людей, решивших связать свою жизнь с журналистикой. Исследования в этой области, проведённые ещё несколько десятилетий назад, на сегодняшний день утрачивают свою научную ценность. Современный мир предъявляет новые требования к современному журналисту, и вместе с тем меняет картину его потребностей.
Мотивация - это один из наиболее малоисследованных аспектов в отечественной и зарубежной науке о журналистике. Исследования мотивации имеют своё практическое приложение в управлении кадрами и деятельностью журналистов. Во многом от того, как мотивирован работник СМИ, за-висит качество его работы, а, следовательно, и качество конечного информационного продукта.
Объектом дипломной работы являются материальные и нематериальные факторы мотивации труда журналистов в Красноярском крае. Предметом работы являются агрегированные потребности журналиста, находящие своё отражение в факторах мотивации, или мотиваторах.
Для раскрытия теоретической части дипломной работы были использованы разнообразные источники: монографии, учебники, научные статьи, данные статистики. Основными источниками являются работы: О. С. Виханского и А. И. Наумова (учебник «Менеджмент»); В. А. Шахового, С. А. Шапиро (учебник «Мотивация трудовой деятельности»); Л. Г. Свитич (учебники «Введение в специальность: Профессия журналист» и «Социология журналистики»); Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой («Российский журналист и журналистское образование: Социологические исследования»); И. М. Дзялошинского (монография «Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности»); А. В. Вырковского, М. В. Кругликовой (статья «Отношение к рабочему процессу журналистов качественных СМИ»); А. В. Колесниченко (статья «Мотивирование корреспондентов в прессе: возможности управления и российская практика»); А. В. Колесниченко, А. В. Вырковского, М. Ю. Галкиной, А. Ю. Образцовой, С. А. Вартанова (статья «Российский журналист и его работа: исследование мотивации и удовлетворённости»).
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы определить роль материальных и нематериальных факторов мотивации на примере мотивации труда работников, занятых в красноярских СМИ.
Задачи: определить основные теории мотивации, выдвигаемые в психологии и науке об управлении; охарактеризовать уровень и структуру мотивации с опорой на современные исследования мотивации работников отечественных СМИ; провести исследование мотивации журналистов в Красноярском крае; проанализировать результаты исследований; соотнести полученные результаты с результатами других теоретических исследований; сделать выводы о структуре мотивов деятельности красноярских журналистов, роли материальных и нематериальных факторов мотивации, проблемах мотивации; выработать самые общие предложения по возможным способам решения обнаруженных проблем.
В работе применяются разнообразные методы. Первая (теоретическая) часть строится на основе общего проблемно-тематического, сравнительного и системного анализа отобранных научных источников. Практическая глава предполагает использование специализированных методов изучения фактических материалов: контент-анализ, семантический и логико-семантический анализ; системный анализ и фактологический метод; статистический и типологический анализ, сравнительный (компаративный) метод.
В то же время намечаются некоторые кризисные явления в современной отечественной и зарубежной журналистике, связанные с развитием и усовершенствованием информационно-коммуникационных технологий, изменениями в информационном потреблении, в медиаэкономике и в профессиональной этике журналистов.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы мотивации людей, решивших связать свою жизнь с журналистикой. Исследования в этой области, проведённые ещё несколько десятилетий назад, на сегодняшний день утрачивают свою научную ценность. Современный мир предъявляет новые требования к современному журналисту, и вместе с тем меняет картину его потребностей.
Мотивация - это один из наиболее малоисследованных аспектов в отечественной и зарубежной науке о журналистике. Исследования мотивации имеют своё практическое приложение в управлении кадрами и деятельностью журналистов. Во многом от того, как мотивирован работник СМИ, за-висит качество его работы, а, следовательно, и качество конечного информационного продукта.
Объектом дипломной работы являются материальные и нематериальные факторы мотивации труда журналистов в Красноярском крае. Предметом работы являются агрегированные потребности журналиста, находящие своё отражение в факторах мотивации, или мотиваторах.
Для раскрытия теоретической части дипломной работы были использованы разнообразные источники: монографии, учебники, научные статьи, данные статистики. Основными источниками являются работы: О. С. Виханского и А. И. Наумова (учебник «Менеджмент»); В. А. Шахового, С. А. Шапиро (учебник «Мотивация трудовой деятельности»); Л. Г. Свитич (учебники «Введение в специальность: Профессия журналист» и «Социология журналистики»); Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой («Российский журналист и журналистское образование: Социологические исследования»); И. М. Дзялошинского (монография «Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности»); А. В. Вырковского, М. В. Кругликовой (статья «Отношение к рабочему процессу журналистов качественных СМИ»); А. В. Колесниченко (статья «Мотивирование корреспондентов в прессе: возможности управления и российская практика»); А. В. Колесниченко, А. В. Вырковского, М. Ю. Галкиной, А. Ю. Образцовой, С. А. Вартанова (статья «Российский журналист и его работа: исследование мотивации и удовлетворённости»).
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы определить роль материальных и нематериальных факторов мотивации на примере мотивации труда работников, занятых в красноярских СМИ.
Задачи: определить основные теории мотивации, выдвигаемые в психологии и науке об управлении; охарактеризовать уровень и структуру мотивации с опорой на современные исследования мотивации работников отечественных СМИ; провести исследование мотивации журналистов в Красноярском крае; проанализировать результаты исследований; соотнести полученные результаты с результатами других теоретических исследований; сделать выводы о структуре мотивов деятельности красноярских журналистов, роли материальных и нематериальных факторов мотивации, проблемах мотивации; выработать самые общие предложения по возможным способам решения обнаруженных проблем.
В работе применяются разнообразные методы. Первая (теоретическая) часть строится на основе общего проблемно-тематического, сравнительного и системного анализа отобранных научных источников. Практическая глава предполагает использование специализированных методов изучения фактических материалов: контент-анализ, семантический и логико-семантический анализ; системный анализ и фактологический метод; статистический и типологический анализ, сравнительный (компаративный) метод.
Роль средств массовой информации в современном мире очень высока. Однако именно сегодня журналистика претерпевает глубокий кризис. Кризисные явления в этой сфере имеют различные истоки, и низкий уровень мотивации зачастую является одной из наиболее существенных причин. В этой связи особую роль играют вопросы мотивации труда работников СМИ.
Мотивация - одна из наименее изученных проблем в современной науке о журналистике. Разработкой теорий мотивации на протяжении последних десятилетий занимались самые разные специалисты, преимущественно психологи и управленцы. Именно их толкование мотивации процесса труда принято за основу во всех отраслях, где это явление так или иначе встречается. Под мотивацией психологи подразумевают побуждение к действию или нечто, что создаёт это побуждение. В теории управления мотивация нет точно¬го определения для данного понятия, но существует множество теорий, которые объясняют мотивацию к работе. Наиболее известные теории связывают мотивы с потребностями. Таким образом, потребности движут человеком, и их удовлетворение определяет мотивацию.
Об изучении мотивации в отечественной журналистике можно говорить лишь после выхода в свет теоретических работ Л. Г. Свитич, а позднее и И. М. Дзялошинского. Один из объектов исследования - мотиваторы, или факторы мотивации, которые определяют продуктивность деятельности журналистов. Классификации мотиваторов разнообразны по своему составу, однако наиболее общей является классификация мотивов на материальные и нематериальные факторы. Под материальными факторами мотивации принято считать те мотиваторы, которые способствуют обогащению, накоплению материальных богатств, приобретению личных выгод. Нематериальные факторы связаны с характером профессии, отношениями в коллективе, но не сулят очевидных материальных выгод. Существуют факторы, которые находятся как бы в промежуточной области: например, приобретение популярности, новые знакомства расширяют возможности журналиста приобретать личные выгоды.
Вопрос об отношении материальных и нематериальных факторов и их роли в мотивации труда журналистов в отечественной журналистике решался всегда просто. Согласно исследованиям, проведённым Свитич и Дзялошинским до начала 2000-х годов, роль материальных факторов была неизмеримо мала для журналистов советского периода. Наиболее важным фактором Свитич считает «романтичность» профессии, её творческий характер. Однако уже у Свитич отмечается, что после развала Советского Союза и начала трансформации экономики, происходит трансформация и других сфер жизни и институтов, в том числе института журналистики. Кризис журналистики в мировом масштабе, связанный с изменениями в технологиях, потреблении информации, накладывается на внутрироссийский кризис, кризис отечественной журналистики, вызванный изменениями самой парадигмы отношений в отрасли.
Мотивация - одна из наименее изученных проблем в современной науке о журналистике. Разработкой теорий мотивации на протяжении последних десятилетий занимались самые разные специалисты, преимущественно психологи и управленцы. Именно их толкование мотивации процесса труда принято за основу во всех отраслях, где это явление так или иначе встречается. Под мотивацией психологи подразумевают побуждение к действию или нечто, что создаёт это побуждение. В теории управления мотивация нет точно¬го определения для данного понятия, но существует множество теорий, которые объясняют мотивацию к работе. Наиболее известные теории связывают мотивы с потребностями. Таким образом, потребности движут человеком, и их удовлетворение определяет мотивацию.
Об изучении мотивации в отечественной журналистике можно говорить лишь после выхода в свет теоретических работ Л. Г. Свитич, а позднее и И. М. Дзялошинского. Один из объектов исследования - мотиваторы, или факторы мотивации, которые определяют продуктивность деятельности журналистов. Классификации мотиваторов разнообразны по своему составу, однако наиболее общей является классификация мотивов на материальные и нематериальные факторы. Под материальными факторами мотивации принято считать те мотиваторы, которые способствуют обогащению, накоплению материальных богатств, приобретению личных выгод. Нематериальные факторы связаны с характером профессии, отношениями в коллективе, но не сулят очевидных материальных выгод. Существуют факторы, которые находятся как бы в промежуточной области: например, приобретение популярности, новые знакомства расширяют возможности журналиста приобретать личные выгоды.
Вопрос об отношении материальных и нематериальных факторов и их роли в мотивации труда журналистов в отечественной журналистике решался всегда просто. Согласно исследованиям, проведённым Свитич и Дзялошинским до начала 2000-х годов, роль материальных факторов была неизмеримо мала для журналистов советского периода. Наиболее важным фактором Свитич считает «романтичность» профессии, её творческий характер. Однако уже у Свитич отмечается, что после развала Советского Союза и начала трансформации экономики, происходит трансформация и других сфер жизни и институтов, в том числе института журналистики. Кризис журналистики в мировом масштабе, связанный с изменениями в технологиях, потреблении информации, накладывается на внутрироссийский кризис, кризис отечественной журналистики, вызванный изменениями самой парадигмы отношений в отрасли.



