Введение 4
1 Медиареальность как элемент медиатизации политики 9
1.1 Медиареальность в системе медиакультуры 9
1.1.1 Понятие медиакультуры, ее структура 10
1.1.2 Понятие медиареальности 15
1.1.3 Медиареальность как пространство использования манипулятивных
механизмов 21
1.2 Гипотеза «agenda-setting» как основной способ конструирования
медиареальности 25
1.3 Политическое насилие и конструирование медиареальности 27
1.3.1 Понятие и виды политического насилия 28
1.3.2 Конструирование медиареальности на основе приемов политического
насилия 33
1.4 Прием создания медиареальности как структурный элемент ведения
информационной войны 40
1.4.1 Понятие информационной войны 41
1.4.2 Конструирование медиареальности как средство борьбы в
информационной войне 44
1.5 Подборка кейсов 46
2 Создание медиареальности изданиями «The Guardian» и «Новая газета» 49
2.1 Референдум в Крыму 50
2.1.1 Г азета «Guardian» 50
2.1.2 Издание «Новая газета» 67
2.2 Трагедия в Одессе 76
2.2.1 Газета «Guardian» 76
2.2.2 Издание «Новая газета» 88
Заключение 98
Список использованных источников 104
Приложение
Конструирование медиареальности как «искусственно созданного культурного мира, который являет собой результат столкновения несколько реализуемых в СМИ культурных проектов», заслуживает пристального изучения, поскольку средства массовой информации все больше присваивают функцию создания культурной среды человека [Челышева, 2012]. С активным развитием информационных технологий медиа захватили все сферы жизнедеятельности современного человека. В связи с тем, что масс-медиа подвергают человека все большей зависимости от себя (предлагают ему образы мира) и влияют на модели поведения, взгляды и ценности человека, в бушующей ситуации внешней информационной войны, СМИ как «создатели» медиареальности могут вызывать опасения. Отбирая и регулируя те или иные сведения, средства массовой информации создают в сознании человека определенную картину мира, благодаря чему осуществляется контроль над общественным сознанием. На данный момент наиболее ярким примером конструирования биполярных картин мира является то событие, в чьей основе лежит политическое насилие. Для защиты от навязывания образов врага, возбуждения национальной розни и ложной картины мира необходимо знать приемы создания медиареальности и методы информационного противоборства, чем и обуславливается актуальность данной работы, а также ее практическая значимость.
Объектом исследования является СМИ как инструмент создания медиареальности в информационной войне. Предметом исследования выбран контент Интернет-версии английской газеты «The Guardian» и издания «Новая газета» как площадки формирования медиареальности в условиях информационной войны.
Теоретической базой исследования для раскрытия феномена медиареальности являются работы «Медиакультура: от модерна к постмодерну» Н.Б. Кирилловой [Кирилова, 2006], «Проблемы конструирования
реальности в процессах массовой коммуникации: гипотеза “agenda-setting”» Е.Г. Дьякова и А.Д. Трахтенберга [Дьякова, Трахтенберг, 1999],
«Культурологический подход к проблеме медиареальности и медиакультуры» И.В. Челышевой [Челышева, 2012], «Медиареальность и истина: драма взаимодействия» Л.В. Прошака [Прошак, 2010], «Виртуальная власть масс- медиа» О.Ф. Русаковой [Русакова, 2014], «Манипулятивные приемы в дискурсе на тему о манипулятивных возможностях СМИ» О.Ф. Нескрябиной [Нескрябина, 2012]. Для изучения вопроса политического насилия и языкового манипулирования выбраны работы О.А. Коврижных и Л.В. Бутыльской «Политическое насилие: языковое манипулирование общественным сознанием» [Коврижных, Бутыльская, 2015], А.А. Казакова «Способы
языкового манипулирования в политическом медиадискурсе: попытка систематизации» [Казаков, 2013], Э.И. Скакунова «Природа политического насилия» [Скакунов, 2001] и И.М. Липатова «Сущность и основные формы политического насилия в современных условиях: филос.-социол. анализ» [Липатов, 1989]. Для раскрытия вопроса информационной войны использованы работы А. В. Манойло «Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта» [Манойло, 2005], Г. Г. Почепцова «Информационная война: определение и базовые понятия» [Почепцов, 2014], И. Панарина и Л. Панариной «Информационная война и мир» [Панарин, Панарина, 2004].
Материалами исследования выбраны несколько выпусков интернет- версии газеты «The Guardian» в период со 2 по 23 марта и с 1 по 8 мая. Также материалами выбран контент «Новой газеты» в период с 3 по 17 марта и с 5 по 14 мая 2014 года. В совокупности проанализировано 163 единицы.
Тема данной работы помещена в контекст активно развивающихся аспектов:
• реальности медиа, которая создается для политического влияния на аудиторию;
• формирования коллективной политической картины посредством выработки определенных образов, идеологических установок и смыслов, ценностных ориентиров и политических предпочтений.
Цель данной работы - охарактеризовать две модели медиареальности, инфоповод которых - политическое насилие, в системе современной медиакультуры в условиях внешней информационной войны.
Задачи исследования продиктованы целью данной работы и сводятся к следующему перечню:
рассмотреть понятие «медиакультура»;
описать явление «медиареальность»;
рассмотреть медиреальность как продукт и результат функционирования медиакультуры;
• выявить особенности создания медиареальности как политического инструмента;
• описать гипотезу «повестки дня» как основного механизма конструирования медиареальности;
рассмотреть понятие «политическое насилие»;
описать виды политического насилия;
рассмотреть политическое насилие как инфоповод для освещения в средствах массовой информации;
определить понятие «информационная война» и роль участия в ней
СМИ;
выделить и описать кейсы украинского конфликта;
проанализировать английское и российское издания с точки зрения
механизмов создания медиареальности;
• дать характеристику двум медиареальностям, которые «The Guardian» и «Новая газета» сформировали за март и начало мая 2014 года.
Методологическая база исследования представлена широким спектром научных методов. Во-первых, коммуникативные: кейс-метод применялся для описания кейсов украинского конфликта, а частичный контент-анализ использовался для структурирования контента. Во-вторых, философские: герменевтический и диалектический методы - для истолкования текстов СМИ; доказательство тезисов - для обоснования какой-либо мысли в теоретической части. Выбор материала произведен на основе работе систематизированной выборки (периоды «The Guardian»: 2-23 марта, 1-8 мая 2014 г.; периоды «Новой газеты»: 3-17 марта, 5-14 мая 2014 г.), а также выборки сплошной.
Новизна исследования продиктована предметом и объектом исследования.
В данной работе в начале первой главы рассматриваются теоретические особенности понятия «медиареальность» (множественность определений,
выведение собственного на основе выше перечисленных, место медиареальности в системе медиакультуры), гипотеза «agenda-setting» как основной способ конструирования медиареальности. Также описываются подходы к изучению такого понятия, как «политическое насилие», приводится несколько типологий и на основе этого проводится параллель между манипулятивными приемами создания медиареальности и политическим насилием благодаря «коммуникативной триаде» и описанию особенностей функционирования латентного политического насилия. В конце первой главы описаны выбранные кейсы с точки зрения их протекания. Во второй главе рассмотрены и охарактеризованы с точки зрения типологий политического насилия два кейса: референдум в Крыму и трагедия в Одессе. Анализу подвергался контент интернет-версии газеты «The Guardian» и «Новой газеты». В заключении представлены основные выводы и обобщения всей работы.
Промежуточные научные исследования были апробированы в рамках следующих научных конференций:
1. «Медиапространство - 2020», 25-26 марта 2015 г., Красноярск;
2. «Международная научная студенческая конференция - 2016», 16-20 апреля 2016 г., Новосибирск;
3. «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016», 15-25 апреля 2016 г., Красноярск;
4. «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», 25 апреля 2017 г., Красноярск.
По результатам участия опубликованы следующие материалы:
1. Мониторинг и контент-анализ российских СМИ на примере украинского конфликта. - Материалы I научно-практической конференции с международным участием (26-27 марта 2015 г.): / Красноярск, Сиб. фед. ун-т, 2015. - С.143-147.
2. Манипулятивные методы «Новой газеты» (после трагедии в Одессе 2 мая). - МНСК-2016: Журналистика / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2016. - С. 43-44.
3. Сравнительный анализ манипулятивных методов «Новой газеты» и «Российской газеты» (после трагедии в Одессе 2 мая). Электронный сборник материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2016», посвященной Году образования в Содружестве Независимых Государств (15-25 апреля 2016 г.): / Красноярск, Сиб. фед. ун-т, 2016. - С.59-62.
4. Политическое насилие как инфоповод при конструировании медиареальности // Siberia Lingua. Научный журнал Института филологии и языковой коммуникации. 2017. Направлено в печать.
Таким образом, можно сказать, что «Новая газета» использовала больше манипулятивных технологий при создании медиареальности - 10 и 7, в то время, как у «The Guardian» отмечено всего 6 и 4.
Предполагается, что в условиях информационной войны отечественные издания, в особенности - всероссийские, защищают информационное поле от влияния противника посредством поддержки деятельности господствующей власти для внутренней стабильности государства [Панарин, Панарина, 2003]. Нельзя сказать, что «Новая газета» следует данному принципу. В целом «Новая газета» придерживалась более критичной позиции в отношении действий российских властей и в большей степени поддерживала сторону нового украинского Правительства. При этом «The Guardian» более подробно и широко осветило конфликты, к примеру, рассмотрела бюллетени голосования, описала обстановку на полуострове в день референдума, гибель татарского мальчика и одного из лидеров крымских татар, описала нападение одесситов на здание милиции, чего не сделала «Новая газета», которая позиционирует свои материалы как объективные беспристрастные тексты расследовательской журналистики.
1 Больц, Н. Азбука медиа. - М.: Европа. - 2001.
2 Воронцов, Л.В., Фролов, Д.Б. История и современность информационного противоборства - М.: Горячая линия - Телеком, 2006.
3 Дьякова, Е.Г., Трахтенберг, А.Д. Проблемы конструирования
реальности в процессах массовой коммуникации: гипотеза «agenda-setting» [Электронный ресурс] Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 1999.- Екатеринбург, 1999.- Выпуск № 1. - С. 142-160. URL:
http: //www. ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/1999/10. pdf (дата обращения:
15.10.2016) .
4 Дмитриев, А.В., Залысин, И.Ю. Насилие: социополитический анализ. М.: РОССПЭН, 2000. С. 23-24.
5 Емченко, Е.П. Ценностная трансформация повседневности в контексте медиареальности [Электронный ресурс] Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - Выпуск №1 (45). - 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnaya-transformatsiya-povsednevnosti- v-kontekste-mediarealnosti (дата обращения: 17.10.2016).
6 Ерофеева, И.В. Аксиосфера современных СМИ: специфика и компоненты конструирования [Электронный ресурс] Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 8, выпуск №8. - 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiosfera-sovremennyh-smi-spetsifika-i- komponenty-konstruirovaniya (дата обращения: 24.10.2016).
7 Зелинский, С.А. Манипуляция массами и психоанализ
[Электронный ресурс] сайт «Пси-фактор». - 2005. URL:
http://psyfactor.org/lib/zel.htm (дата обращения: 12.03.2016).
8 ИноСМИ.ру [Электронный ресурс] // Каталог изданий: The Guardian. URL: https://inosmi.ru/guardian_co_uk/ (дата обращения: 18.11.2016).
9 Казаков, А.А. Способы языкового манипулирования в
политическом медиадискурсе: попытка систематизации [Электронный ресурс] Политическая лингвистика. - Выпуск №3. - 2013. URL:
https://m.cyberleninka.ru/article/v/sposoby-yazykovogo-manipulirovaniya-v- politicheskom-mediadiskurse-popytka-sistematizatsii (дата обращения: 26.03.2017).
10 Канаев, С.Д. Информационная война. Цели и методы [Электронный ресурс]. 2014. - URL: http://dom8a.ru/seminar-ib/05.06.2014/kanaev/paper.pdf (дата обращения: 09.03.2016).
11 Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну: 2-е изд.; перераб. и доп. - М., Академический Проект, 2006. - 448с.
12 Коврижных, О.А. Сущность и типология политического насилия [Электронный ресурс] Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология.
- Выпуск №4. - 2010. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/v/suschnost-i- tipologiya-politicheskogo-nasiliya (дата обращения: 16.04.2017).
13 Коврижных, О.А., Бутыльская Л.В. Политическое насилие: языковое манипулирование общественным сознанием. - М.:Канон+ РООИ «Реабилитация», 2015. - 256 с.
14 Кравченко, В.Ю. Концептуальные подходы к пониманию
понтического насилия [Электронный ресурс] Научные ведомости
Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - Выпуск №22 (165). - 2013. URL:
https://m. cyberleninka. ru/article/v/kontseptualnye-podhody-k-ponimaniyu- politicheskogo-nasiliya (дата обращения: 15.03.2017).
15 Красноярова, О.В. Медиареальность в постмодернистской
интерпретации [Электронный ресурс] Известия Иркутской государственной экономической академии. - Выпуск №4. - 2007. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mediarealnost-v-postmodernistskoy-interpretatsii (дата обращения: 28.11.2016).
16 Манойло, А.В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта [Электронный ресурс]: сайт «Пси-фактор». - 2005. URL: http: //psyfactor.org/lib/psywar3 5 .htm (дата обращения: 05.09.2016).
17 Мехоношин, В.Ю. О границах медиакультуры [Электронный
ресурс] Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки, выпуск №. - 2015.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-granitsah-mediakultury (дата
обращения: 27.11.2016).
18 Мошкина, О.В. Медиакультура как система информационного
общества: специфика и сущность [Электронный ресурс] Вестник
Челябинской государственной академии культуры и искусств. - Выпуск №3 (39). - 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mediakultura-kak-sistema-
informatsionnogo-obschestva-spetsifika-i-suschnost (дата обращения: 24.10.2016).
19 Нескрябина, О.Ф. Манипулятивные приемы в дискурсе на тему о манипулятивных возможностях СМИ [Электронный ресурс] Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». - 4 номер, 2012. URL: http: //www. mic .org. ru/index.php/new/163- manipulyativnye-priemy-v-diskurse-na-temu-o-manipulyativnykh-vozmozhnostyakh- smi (дата обращения: 13.05.2016).
20 Нефедова, Л.А. Некоторые коммуникативно-прагматические аспекты высказывания: К вопросу о манипулятивном использовании языковых единиц: Учебное пособие / М-во образования РФ. Там.гос. ун-т им. Г.Р. Державина: Изд-во ТГУ, 2000, 42 с.
21 Панарин, И.Н., Панарина, Л.Н. Информационная война и мир. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 384 с.
22 Почепцов, Г.Г. Информационная война: определение и базовые
понятия [Электронный ресурс] сайт «Пси-фактор». - 2014. URL:
http://psyfactor.org/psyops/infowar25.htm (дата обращения: 07.09.2016).
23 Прошак, Л.В. Медиареальность и истина: драма взаимодействия
[Электронный ресурс] Вестник Ленинградского государственного
университета им. А.С. Пушкина. - Выпуск №2 (1). - 2010. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mediarealnost-i-istina-drama-vzaimodeystviya (дата обращения: 02.11.2016).
24 Русакова, О.Ф. Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики [Электронный ресурс] Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - Выпуск № 4. - 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-mediadiskurs-i-mediatizatsiya-politiki- kak-kontsepty-politicheskoy-kommunikativistiki (дата обращения: 15.10.2016).
25 Русакова, О.Ф. Виртуальная власть масс-медиа [Электронный ресурс] Научный журнал «Дискурс-Пи». - Выпуск №1-2 / том 9. - 2010. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-vlast-mass-media (дата обращения:
13.10.2016) .
26 Семеняко, Е.Н. Особенности актуальных социально-культурных
трансформаций под влиянием медиа в теоретической концепции М. Маклюэна [Электронный ресурс] Философия и ценности современной культуры: материалы Международной научной конференции 10-11 октября 2013 г. - Минск, 2014. - С. 415-418. URL:
http: //el ib .bsu. by/bitstream/ 123456789/90336/1/415-418.pdf (дата обращения:
19.11.2016) .
27 Степанов, В.А. В плену у символьной реальности (к вопросу об
актуальности медиаэкологической парадигмы). [Электронный ресурс]
Сборник работ 67 научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета 17-20 мая 2010 г. Выпуск №3, ч.3. - Минск, 2011. - С. 116-119. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/95329/1/116- 119_3_67.pdf (дата обращения: 15.03.2017).
28 Тоффлер, Э. Третья волна. [Электронный ресурс]: электронная
библиотека Гумер. - 2004. URL:
http: //www. gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/T offler/_Index.php (дата
обращения: 23.03.2016).
29 Цуладзе, А. Политическая мифология. - М.: Эксмо, 2003. - С.56 - 61
30 Челышева, И.В. Культурологический подход к проблеме медиареальности и медиакультуры [Электронный ресурс]: Международный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». - Выпуск №1. - 2012. URL: http://mic.org.ru/phocadownload/chelysheva.pdf (дата обращения: 04.10.2016).
31 Щеглов, Д.С. Конструирование медиареальности. [Электронный ресурс] // Омский научный вестник. Выпуск №4 (121). - 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-mediarealnosti (дата обращения: 17.11.2016).
32 Stein J. Information warfare [Электронный ресурс]: The information warfare site. - URL: http://www.iwar.org.uk/iwar/resources/airchronicles/stein.htm (дата обращения: 14.10.2015).
33 The Guardian: архив 2-23 марта, 1-8 мая. URL: https://www.theguardian.com/world/2014/may/02/ukraine-dead-odessa-building-fire (дата обращения: 02.12.2016).