Введение 4
1 Теоретико-методические основы технико-тактической подготовки в детско-
юношеском футболе
1.1 Периодизация тренировочного процесса в годовом цикле футболистов и
2 Организация и методы исследования 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Методы исследования 34
3 Экспериментальное обоснование эффективности комплекса упрощенных игр
и игровых упражнений в технико-тактической подготовке футболистов 14-16 лет 36
3.1 Выявление параметров разносторонности технико-тактической действий соревновательной и тренировочной деятельности в зависимости от возраста юных футболистов 36
3.2 Организация учебно-тренировочной работы юных футболистов на основе комплекса упрощенных игр и игровых упражнений 41
3.3 Оценка эффективности использования комплекса упрощенных игр и игровых упражнений для повышения технико-тактической подготовленности футболистов 14-16 лет 45
Заключение 48
Список используемых источников 49
Характерной особенностью отечественного футбола в последние годы является отсутствие значимых спортивных достижений на международной арене, а также не выразительные выступления молодежной и юношеских сборных команд России.
Специалисты в области теории и методики футбола отмечают отсутствие ярких, хорошо технически и тактически подготовленных молодых игроков, что отражает уровень подготовки спортивного резерва в современном российском футболе. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность обучения юных футболистов технике и тактике игры в футбол. Для достижения высоких результатов в соревнованиях необходим не только подбор талантливых исполнителей, но и продуманные тактические схемы.
Актуальность. Анализируя содержание технико-тактической подготовки юных футболистов, Э.А.М. Кубеков и Э.Э. Кочкаров [26], констатируют, что в многолетней технико-тактической подготовке футбольного резерва преобладает обучение тактике атакующих действий. Определение несоответствия количественных параметров двух основных составляющих многолетнего процесса технико-тактической подготовки юных футболистов требует дальнейшего изучения данной проблемы. Недостаточная разработанность содержания технико¬тактической подготовки юных футболистов с учетом тенденций развития современного футбола, на наш взгляд, безусловно, тормозит рост спортивного мастерства. В этой связи необходимо активно изучать и внедрять новые методики обучения и построения игры, что будет способствовать обновлению содержания подготовки спортивного резерва в футболе.
Приоритетным направлением решения вопроса повышения эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов, является необходимость построения тренировки на основе учета соревновательного и тренировочного объемов технико-тактической подготовки. Планирование и методика технико-тактической подготовки на основе учета разносторонности технико¬тактических действий юных футболистов, остается недостаточно разработанной, что определило актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования - повышение эффективности технико-тактической подготовки спортсменов 14-16 лет в футболе на основе реализации в тренировочном процессе игровых ситуаций различной степени сложности.
Гипотеза исследования - заключалась в предположении, что повышение эффективности технико-тактической подготовленности юных футболистов возможно, если выделить базовые элементы технико-тактической подготовки и средства обучения технико-тактическим действиям, составить систему из специализированных упражнений - упрощенных игр и игровых упражнений, то есть обеспечить оптимальные условия для осуществления положительного переноса приобретенных в тренировочном процессе умений и навыков на соревновательную деятельности у юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Выявить и теоретически охарактеризовать методические основы технической и тактической подготовки в детско-юношеском футболе.
2. Разработать комплекс упрощенных игр и игровых упражнений для повышения эффективности технико-тактической подготовки футболистов 14-16 лет.
3. Оценить эффективность комплекс упрощенных игр и игровых упражнений для повышения эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных Футболистов.
Предмет исследования - комплекс упрощенных игр и игровых упражнений для повышения эффективности технико-тактической подготовки футболистов 14-16 лет.
В процессе исследования использовались научные публикации,
Методы исследования - анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, тестирование и эксперимент, математико¬статистическая обработка результатов.
1. Установлены существующие традиционные методы и средства технико-тактической подготовки юных футболистов, возрастные особенности показателей соревновательной и тренировочной разносторонности техники и так¬тики, выявлен ряд факторов, оказывающих влияние на успешность игровой и соревновательной деятельности юных спортсменов, рассмотрена возможность корректировки существующей методики технико-тактической подготовки на основе учета граничных значений тренировочного и соревновательного объемов тактических действий.
2. Разработан комплекс упрощенных игр и игровых упражнений для повышения эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов, который заключается в новом алгоритме обучения спортсменов игровым действиям на основе моделирования игровых ситуаций различной степени сложности в упрощенных играх и с помощью игровых упражнений. Алгоритм обучения включает: последовательное выполнение «ориентировочных операций» действия; исполнительные операции занимающегося; пошаговый контроль освоения умений и навыков и дальнейшая коррекционная работа для повышения уровня подготовленности.
3. Доказана эффективность применения комплекса упрощенных игр и игровых упражнений для повышения уровня технико-тактической подготовленности футболистов 14-16 лет. По 6 показателям - передачи «на ход» (<0,05), длинные передачи (<0,05), обводка соперника(<0,05), перехват мяча (опережения) (<0,05), удары по воротам(<0,05), потери мяча(<0,05) - результаты различий достоверно отличаются у участников экспериментальной и контрольной группы, что подтверждает эффективность использования разработанного комплекса.