Введение 4
Глава 1 Обзорно-аналитическая часть 6
1.1 Структура образования 6
1.2 Виды электронных средств обучения 12
1.3 Системы электронного обучения 14
1.4 Средства интеграции внешних модулей 19
1.5 Выводы по главе 1 27
Глава 2 Практическая часть 29
2.1 Разработка технического задания 29
2.2 Разработка модулей 36
2.2.1 Разработка подсистемы автоматизированной навигации 36
2.2.2 Разработка модуля генерации тестов для HTML-парсера 38
2.3 Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список сокращений 44
Глоссарий 45
Список использованных источников 46
Приложение А Плакаты презентации 48
Приложение Б Листинг приложения 55
Приложение В Антиплагиат
С развитием информационных технологий современное образование сильно изменилось. Традиционное обучение все больше уходит на второй план, а на смену ему приходит электронное обучение (ЭО).
Сегодня ЭО является важнейшей составной частью учебного процесса и основой самых эффективных методов обучения. Многие зарубежные университеты, институты на коммерческой основе используют технологию ЭО в своей работе. В России электронное обучение только начинает свое развитие, но образовательная общественность осознает его перспективность и предпринимает меры к сокращению отставания в этой области. Внедрение электронного обучения в российскую систему образования в полной мере актуально. Во многих образовательных учреждениях России ЭО уже занимает собственную нишу в учебной сфере. Например, в институте космических и информационных технологий сибирского федерального университета данная технология внедрена в образовательную структуру и активно используется преподавателями.
Такое общественное признание ЭО получило благодаря ряду достоинств. В первую очередь средства электронного обучения позволяют продуктивней проводить массовое обучение, в отличии от традиционных методов обучения. Возможность работать параллельно со всей аудиторией и лично с каждым студентом привлекает значительное количество внимания обучающегося к заданной дисциплине. Один из весомых плюсов ЭО — самостоятельное распределение времени, с учетом личных возможностей учащегося.
Но стоит понимать, что данная технология не идеальна и имеет определённые недостатки, которые не способны в полной мере раскрыть потенциал ЭО. Доступность и масштабность объемов электронных обучающих курсов усугубляют сложность анализа качества его содержательного наполнения с точки зрения задач учебного процесса. Как и до появления Интернета, так и сегодня решение о целесообразности использования
Таким образом, потенциал ЭО в полной мере может быть раскрыт только при условии включения в электронные обучающие курсы адаптивных учебных материалов и заданий в разнообразных вариантах подачи, обеспечивающих индивидуализацию обучения, при которой каждый студент будет изучать материал в том виде, который наиболее соответствует его способностям и потребностям.
Цель — проектирование модуля электронной обучающей информационной системы. В данной работе представлена реализация следующих задач:
- анализ предметной области;
- разработка технического задания;
- разработка внешних модулей и интеграция в электронный курс «Разработка и дизайн Web-узлов и приложений».
В ходе работы был произведен обзор средств и технологий, используемых в образовании с целью показать влияние информационных технологий на образовательную структуру. Был проведён анализ использования электронного обучения в России, выделены наиболее популярные и доступные LMS. Разработано техническое задание с целью выявления необходимых требований, определены этапы выполнения работ данного курса.
В рамках бакалаврской работы был видоизменён электронный курс по дисциплине «Разработка и дизайн Web-узлов и приложений» в системе электронного обучения СФУ. Одной из задач выпускной квалификационной работы была разработка и интегрирование внешних модулей в курс. Для представления графической информации и удобного поиска по курсу использовались интеллект карты, данные карты созданы в соответствии содержанию текстовых лекций. Для каждой темы была подготовлена отдельная карта, помимо этого создана общая карта, содержащая все темы курса данной дисциплины. Общая карта позволяет перемещаться по курсу с помощью гиперссылок. Был создан тест для проверки навыков студентов, содержащий в себе задания по вёрстке страниц на языке HTML. В этом тесте использован синтаксический анализатор HTML-кода, имеющий ограниченный набор одинаковых заданий. В целях повышения уникальности тестов в HTML-парсер внедрён разработанный с применением языков PHP и HTML генератор заданий.
Добавленные функций позволяет расширить возможности системы управления обучением Moodle и добавляют студенту новые способы для взаимодействия с курсом по данной дисциплине в целом.
1. Ткачева, М. С. Педагогическая психология. Конспект лекций. Высшее образование / М. С. Ткачева. 2008 г. - 72 с.
2. Земцов, Д. И. Инновационные технологии в образовании. 2011 г. - 141 c.
3. Снадченко, С. В. Применение электронных учебных пособий в образовательном процессе вуза: научный электронный архив / С. В. Снадченко. 2010 г. - 28 с.
4. Береговая, О. А. Философия e-learning в глобальном мире: за и против информатизации образования и методика электронного обучения / О. А. Береговая. 2016 г. - С. 266-269.
5. Андрюшкова, О. В. Управление blended learning в университете// информатизация образования и методика электронного обучения. / О. В. Андрюшкова, С. Г. Григорьев. 2016 г. - С. 252-255.
6. Дистанционное обучение в среде Moodle 2. 3. Методические указания, РГРТУ. 2012 г. - 27 с.
7. Соломатин, Д. И. Основы синтаксического разбора, построение синтаксических анализаторов: учебно-методическое пособие для вузов / Д. И. Соломатин, А. В. Копытин, А. И. Другалев. 2014 г. - С. 5-14.
8. Федер. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012. №
273-ФКЗ (в ред. от 02.03.2016) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_140174/.
9. Психология. Педагогика. [Электронный ресурс]: Виды обучения. //- Режим доступа:http: //www.grandars .ru.
10. База знаний. Основы педагогики. [Электронный ресурс]: Цели, задачи, функции и принципы обучения // Гуманитарно-правовой портал «PSYERA». Режим доступа:http://psyera.ru.
11. Сущность понятия самообразование. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edubrilliant.ru.
12. Власова, Е. З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования / Е. З. Власова. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://cyberleninka.ru.
13. Виды электронных средств обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://studopedia.ru.
14. Электронные средства обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru.
15. Оценка качества систем дистанционного обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа:http: //naukovedenie.ru.
16. Система управления курсами Moodle. [Электронный ресурс] Режим доступа:https://docs.moodle.org.
17. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //cyberleninka.ru.
18. Положение об электронных образовательных ресурсах СФУ [Электронный ресурс] Режим доступа:http://about.sfukras.ru/docs/8733/pdf/890349.
19. Mind Maps — опыт использования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.improvement.ru.
20. Интеллект-карты. Об интеллект-картах. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.mind-map.ru/.
21. Принципы работы современных веб-браузеров [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.html5rocks.com.
22. Общие методы синтаксического анализа [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://studall.org.
23. Синтаксический анализатор выражений [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //theory.phphtml .net/books.
24. Синтаксические анализаторы. Нисходящие анализаторы [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.intuit.ru.