Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические аспекты формирования адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности

Работа №26405

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
626
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 9
1.1. Подходы и определения копинг-поведения в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2. Особенности копинг-механизмов у подростков 16
1.3. Социально-психологические условия и факторы формирования
адаптивного копинг-механизма 255
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-МЕХАНИЗМОВ У
ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Программа формирующего эксперимента 39
2.3. Сравнительные результаты диагностики 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Актуальность. Подростковый возраст считается самым сложным, кризисным и противоречивым в развитии, когда личность подростка, находящаяся в потоке бесконечных внутренних конфликтов и компромиссов, очень уязвима, и нуждается в стабилизации, в более комфортном состоянии. В то же время, без внутренних противоречий личность не развивается, и эти противоречия, безусловно нужны.
Проблема в том, что весь динамичный процесс подросткового развития является одновременно возрастным пиком тревожности, причинами которого являются смена ведущего вида деятельности, противоречия в стремлении к самостоятельности и требованиях к подчинению взрослых, в смене мотивационных потребностей, в изменении структуры ценностей личности, самосознания и т.п. Уровень тревожности может рассматриваться как показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие, вызывая соответственно, неэффективные и непродуктивные стратегии поведения, часто усугубляющие внутренние проблемы у подростков.
Все это повышает тревожность подростков, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью. В результате часто возникает внутреннее напряжение, дискомфорт, дестабилизирующий личность подростка. Впоследствии такой дисбаланс в развитии часто приводит к нарушению показателей продуктивного функционирования подростков в различных сферах: учеба, общение, личностное развитие, эмоциональное состояние, а также здоровье. В итоге возможна реализация и закрепление негативных сценариев развития в жизни подростков, которые не смогли справиться с множеством противоречий, не смогли взять их под контроль и адаптироваться к внутренним или внешним побуждениям. У подростков возникает необходимость в разрешении проблем.
Одним из выходов по преодолению возрастных противоречий, может выступать помощь в формировании адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности, так как механизмы совладания (копинг-поведение) - это формы ослабления психического дискомфорта в рамках неосознанной психической деятельности. Копинг-поведение применяется как стратегия действий личности, по устранению ситуации психологической угрозы, для снижения негативного варианта развития внутреннего кризиса.
Актуальность проблемы стала основанием для выбора темы исследования: «Социально-психологические аспекты формирования адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности».
Цель исследования - изучить формирование адаптивных копинг- механизмов у подростков с разным уровнем тревожности.
Объект исследования - формирование копинг-механизмов с помощью разработанной программы.
Предмет исследования - особенности формирования адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения копинг- механизмов в подростковом возрасте, описать их особенности, рассмотреть социально-психологические условия и факторы формирования адаптационного копинга и тревожности;
2. Организовать и провести первичное экспериментальное исследование адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности, проанализировать результаты исследования;
3. Разработать и апробировать программу по формированию адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности;
4. Провести повторное исследование адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности, проанализировать результаты исследования и эффективность реализованной программы.
Методы исследования:
1) Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) Эмпирические методы: тестирование: методики: Э. Хейма (вариант Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций», адаптирован в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, под руководством Л.П. Вассермана); «Индикатор копинг-стратегии» (Д.Амирхан); личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова);
3) Методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования: Исследование проводилось в ноябре 2017 г. - июне 2018 г. Выборка представлена подростками, в количестве 24 человек. Возраст испытуемых - 13-15 лет.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов по проблеме формирования копинг-поведения (Хазова, С.А. Останина Н.В.), психологов по проблемам снижения тревожности и проблемам адаптивного копинг-поведения подростков (Ветрова И.И., Дружинина Ю.А.), а также труды зарубежных исследователей (Лазарус Р., Фолкман С.).
Этапы исследования:
I этап (ноябрь 2017 г. - январь 2018г.) - изучение теоретических аспектов проблемы формирования адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики адаптивных копинг- механизмов у подростков с разным уровнем тревожности, разработка программы формирования адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности.
II этап (февраль 2018 г. - апрель 2018г.) - организация и проведение работы по формированию адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности работы по разработанной программе.
III этап (апрель 2018 г. - июнь 2018г.) - проведение повторной диагностики адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности формирования адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что материал, представленный в работе, может быть полезен учителям, педагогам-психологам, психологам, работающим с детьми подросткового возраста. Материалы теоретической главы будут полезны педагогам, студентам при подготовке курсовых, исследовательских, семинарских работ. Проведенное исследование дает сведения об особенностях формирования адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности в настоящее время. Разработанная программа может быть использована в работе с подростками.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 57 источников, 2 приложения. В работе содержится 10 таблиц. Общий объем работы составляет 91 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование проблемы формирования адаптивных копинг-механизмов у подростков с разным уровнем тревожности позволило установить, что в теоретическом плане копинг-поведение можно рассматривать как когнитивные и поведенческие попытки совладания с проблемной ситуацией. Кроме того, было выяснено, что копинг-поведение может быть рассмотрено как адаптационный потенциал личности. В ходе теоретического изучения проблемы было также определено, что среди множества классификаций копинг-стратегий есть несколько общепринятых: избегание, поиск социальной поддержки; решение проблемы, агрессия, отвлечение, самоконтроль, активное и пассивное копинг-поведение. Все эти виды копинга соответствуют трем формам стратегий: когнитивные, эмоциональные, поведенческие.
Возрастные особенности подростков значительно влияют на развитие и формирование копинг-стратегий для преодоления затруднительных ситуаций. Кроме того, в подростковом возрасте одним из факторов, влияющих на копинг, можно назвать тревожность, которая приобретает максимальное значение именно в подростковом возрасте, тем самым усложняя формирование и закрепление адаптивных копинг-механизмов у подростков. Поэтому важно изучение связи тревожности в подростковом возрасте и формирования адаптивных копинг-механизмов. Для исследования этого аспекта проблемы, было проведено исследование, в ходе которого изучались две группы подростков, с приблизительно схожими характеристиками на первичном этапе диагностики. Было установлено, что подростки, с высоким уровнем тревожности, предпочитали копинг- стратегии, направленные на решение проблем (поиск социальной поддержки, избегание). Подростки со средним уровнем тревожности выбирали как равнозначные стратегии, направленные на решение проблем, поиск социальной поддержки, и избегание проблем.
С одной из групп подростков нами была проведена специальная работа по формированию адаптивных копинг-механизмов, в результате чего удалось изменить связь уровня тревожности и адаптивных копинг механизмов. Результатом проделанной работы является то, что подростки перестали придерживаться каких-либо четких стратегий, стали их выбирать исходя из конкретной ситуации. Отдавая предпочтение, как более адаптивной копинг-стратегии, направленной на решение проблем. А также стали больше выбирать адаптивные когнитивные копинг-стратегии.



1. Абабков, В. А. Защитные психологические механизмы и копинги : анализ взаимоотношений / В. А. Абабков. - Санкт-Петербург : Речь,2014. - 158 с.
2. Амирхан, Д. Фактор аналитического измерения копинга : показатель копинг-стратегии / Д. Амирхан. - Москва : Медицина, 2015. - 98 с.
3. Андреева И. Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) // Гуманизация учебного процесса : личностный мотив и творческое развитие : Тезисы научной конференции, 29-30 марта 2015 г / И. Н. Андреева. - Бобруйск, 2015. - С. 303.
4. Андреева, И. А. Стресс в подростковом возрасте / И. А. Андреева, С. А. Анохина // Вестник Санкт - Петербургского университета МВД России. - 2015. - №4(32). - С. 374 - 379.
5. Батухина Т. В. Психологические ресурсы адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков / Т. В. Батухина // Вестник РГПУ им. А. И. Герцена - 2012. - №6. - С.145.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна / Л. И. Божович. - Москва : «Институт практической психологии». - Воронеж, 2016. - 352 с.
7. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. - Москва : 2012. - 359 с.
8. Белов, В. Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека / В. Г. Белов // Ученые записки - Санкт-Петербург : ГИПСР. - 2009. - № 1. - С. 7 -11.
9. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Москва : Наука, 2016. - 270 с.
10. Богданова, М. В. Защитно-адаптационные конструкты в системе жизнеобеспечения личности / М. В. Богданова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - №5. - С. 113 - 119.
11. Вассерман, Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, Е. Б. Клубова. - Санкт- Петербург : СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2015. - 50 с.
12. Ветрова И. И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) у подростков в лонгитюдном исследовании и методом срезов / И. И. Ветрова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. №4 - С.233-237.
13. Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей /Р. М. Грановская, И. М. Никольская. - Санкт-Петербург: Речь, 2017. - 476 с.
14. Гарбер А. Н. Совпадающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований/ А. Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2015. - С. 17-19.
15. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина. - Москва : Академия, 2014. - 128 с.
16. Изард, К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. - Москва : Просвещение, 2014. - 560 с.
17. Исаева, Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е. Р. Исаева. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2014. - 136 с.
18. Карданов Р. Ш. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации / Р. Ш. Карданов // Вестник адыгейского государственного университета. - №8. - 2010. - С.15.
19. Карвасарский, Б. Д. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б. Д. Карвасарский, В. А. Абабков, А. В. Васильева, Г. Л. Исурина и др. - Санкт-Петербург : НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2016. - 28 с.
20. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. - Москва : ЭКСМО, 2017. - 415с.
21. Китаев - Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев - Смык. - Москва : Наука, 2013. - 448 с.
22. Крюкова, Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совпадающего поведения / Т. Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 5-15.
23. Крюкова, Т. Л. Человек как субъект совпадающего поведения / Т. Л. Крюкова // Совпадающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - Москва : 2014. - С. 55-66.
24. Кружкова О. В. Проблема диагностики копинг-стратегии в современном психологическом измерении / О. В. Кружкова, Д. М. Никифорова // Вестник ЮУрГУ. Серия : Психология. 2012. №31 С.4¬12.
25. Кружкова, О. В. Диспозиции защитного и совпадающего поведения личности : теоретический конструкт и эмпирическая модель / О. В. Кружкова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 3. - С. 27-31.
26. Купрене Е. В. Современное состояние и методы копинг- стратегий в психологии / Е. В. Купрене // Среднее профессиональное образование.2015. №5 С.69-71.
27. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 992 с.
28. Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг / Р. Лазарус. - Москва : Медицина, 2014. - 218 с.
29. Лаптев Л. Г. Социально-психологические факторы дезадаптивного поведения несовершеннолетних / Л. Г. Лаптев, А. В. Прялухина // Ученые зап. Рос. гос. социал. ун-та. - 2010. - № 3 (79). - С. 12-16.
30. Либина, А. В. Дифференциально-психологический анализ стратегий совладания человека со сложными жизненными ситуациями / А.В. Либина. - Москва : Психологический институт РАО, 2014. - 254 с.
31. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак - Вильямс. - Москва : Класс, 2014. - 474 с.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. - Москва : Академия, 2015. - 452 с.
33. Нартова - Бочавер, С. К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова - Бочавер // Психологический журнал. - 1997. т.18. - № 5. - С. 20-30.
34. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 198 с.
35.Онуфриева В. В. Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / В. В. Онуфриева, А. С. Константинова // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 701-703. - Режим доступа : https://moluch.ru/archive/110/26884/
36.Озерова, С. А. Диагностика тревожного подростка. Методические рекомендации для школьных психологов и педагогов / С. А. Озерова. - Москва : «Восхождение», НИИ ХО РАО, 2017. - 117 с.
37. Пирлинг, Л. Структура копинга / Л. Пирлинг. - Москва : Медицина, 2012. - 42 с.
38. Прихожан, А. М. Тревожность у подростков: психологическая природа и возрастная динамика /А. М. Прихожан. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 2014. - 304 с.
39. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 544 с.
40. Психология стресса и совпадающего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред. : Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - Т. 1. - 284 с.
41. Психология стресса и совпадающего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред. : Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - Т. 2. - 302 с
42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - Санкт-Петербург : Питер, 2014 - 816 с.
43. Реан, А. А. Психология подростка. Трудный возраст от 11 до 18 лет / А. А.Реан. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2015. - 480 с.
44. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. - Москва : Просвещение, 2014. - 321 с.
45. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е. Е. Сапогова. - Москва : Аспект-пресс, 2015. - 460 с.
46. Сирота Н. А. Применение и внедрение программ реабилитации и
профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии [Электронный ресурс] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // - Режим доступа:
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer05.php.
47. Сирота, Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте / Н. А. Сирота. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2014. - 283 с.
48. Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер; сост. Ю. Л. Ханин. - Москва : Просвещение, 2013. - 156 с.
49. Сурвила, Р. А. Совпадающее поведение: теоретические аспекты
проблемы / Р. А. Сурвила. - Лесосибирск : Лесосибирский педагогический институт, 2013. - 93 с.
50. Трущенко М. Н. Проблема совпадающего поведения в психологической литературе / М. Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - с. 13-16.
51. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. - Москва : МПСИ, 2015. - 427 с.
52. Фолкман, С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы / С. Фолкман. - Москва : Медицина, 2014. - 54 с.
53. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - Москва : Смысл, 2013. - 142 с.
54. Хазова, С. А. Возрастная специфика совпадающего поведения подростков / С. А. Хазова, Н.В. Останина // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - 89 с.
55. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорни. - Санкт-Петербург : Лань, 2015. - 240 с.
56.Эриксон, Э. Г. Детство и общество. - Изд. 2-е, перераб. и дополи. / Пер. с англ. - Санкт-Петербург : ИТД «Летний сад» . - 2014. - 520 с.
57.Ярошевский, М. Г. Словарь психологических терминов. / М. Г. Ярошевский, А. В. Петровский. - Москва : Владос, 2016. - 494 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ