ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АФАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА 7
1.1. Изучение материнской речи в онтолингвистике. Нейролингвистика нормы
1.2. Афазия как разновидность нарушения речевой деятельности
1.3. Традиции изучения афатических расстройств в контексте речевого онтогенеза
1.4. Стратегии семантизации vs. Стратегии припоминания как стороны одного когнитивного процесса
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ СЕМАНТИЗАЦИИ В МАТЕРИНСКОЙ РЕЧИ И СТРАТЕГИИ ПРИПОМИНАНИЯ ПАЦИЕНТОВ - АФАТИКОВ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
2.1. Особенности материала
2.2. Аналогии в стратегиях семантизации / припоминания лексических единиц
2.3 Отличия в стратегиях семантизации / припоминания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Данное исследование посвящено рассмотрению стратегий, которыми пользуются матери для введения новых слов в лексикон ребенка и стратегий припоминания, к которым прибегают пациенты-афатики для извлечения нужного слова из ментального лексикона.
Актуальность темы определяется тем, что лингвистические исследования афазии помогут логопедам понимать и контролировать процесс восстановительного обучения. Несмотря на большое количество литературы по афазии, существует небольшое число междисциплинарных исследований, которые так необходимы для дальнейшей работы над данной проблемой.
Цель исследования - выявление корреляций между стратегиями семантизации, которыми пользуются матери для ввода новых слов в лексикон ребенка и стратегиями припоминания, к которым прибегают пациенты-афатики во время поиска нужных слов. Реализация данной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть подходы к определению афазии;
2) проанализировать существующие в научной литературе типологии стратегии припоминания и семантизации;
3) подготовить заскриптованный корпус данных о речи афатиков и речевой продукции матерей, проанализировав видеозаписи;
4) проанализировать доминантные и второстепенные стратегии семантизации;
5) выявить одинаковые стартегии семантизации и припоминания для обоих корпусов;
6) выявить расхождения в стратегиях семантизации / припоминания в материнской речи и в речи аффатиков соответственно.
Объектом исследования является материнская речь и речь пациентов- афатиков. Предметом исследования - корреляции между стратегиями семантизации, которыми пользуются матери для ввода новых слов в лексикон ребенка и стратегиями припоминания, к которым прибегают пациенты-афатики во время поиска нужных слов.
В качестве материала исследования использовались видео- и аудиозаписи общения матерей с детьми. Записи были сделаны в ходе включенного наблюдения, их общая длительность составила 21 час 26 минут. Возраст детей варьировался от рождения до 10 лет, матерей - от 21 года до 43 лет.
Так же материалом послужили 115 видео - аудиозаписи пациентов - афатиков во время восстановительных занятий с логопедом общей продолжительностью 10 часов.
Теоретической базой исследования послужили общетеоретические работы, посвященные проблемам исследования афазии (А. Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, J.L. Locke), работы в области онтолингвистики (М.Д. Воейкова, В. В. Казаковская, С.Н. Цейтлин), пособия и диссертации специалистов по семантизиции (Н.Д. Голев, Л.Х. Сарамотина, Т.Ю. Кузнецова).
Основными методами исследования являются коммуникативный анализ, когнитивный анализ и конверсационный анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы и теоретическая база исследования.
Первая глава содержит теоретические основы исследования: рассматривается определение афазии, выделяется классификация видов афатических нарушений, рассматриваются лингвистические параметры нарушения речи, проводится обзор исследований по нейролингвистике нормы, анализируются существующие типологии стратегии семантизации, проводится обзор научных трудов в отечественной и зарубежной науке, посвященные речевому онтогенезу.
Вторая глава посвящена практическому анализу. На материале исследования выделяются общие стратегии семантизации и припоминания, которыми пользуются матери и пациенты, проводится анализ их сходств и особенностей для обоих корпусов, выделяются расхождения в употреблении стратегий, анализируются серии вопросов и их роль в усвоении лексики ребенком и припоминанием афатиком.
В заключении отображаются основные выводы, полученные в результате исследования, и намечаются дальнейшие перспективы исследования.
Список использованной литературы содержит 48 источников, 17 из которых на иностранном языке.
В приложении представлены рисунки с изображением матери и ребенка, сделанные во время включенного наблюдения, изображения с пациентом, составляющей рассказ по картинкам во время восстановительного занятия с логопедом.
Апробация работы: основные результаты исследования по теме ВКР были представлены на V Международном научном молодёжном форуме на иностранных языках «Глобальные изменения: взгляд молодёжи» (Новосибирск, 2018) (диплом 2 степени).
Данная работа была посвящена рассмотрению стратегий семантизации в материнской речи, и стратегий припоминания, к которым прибегают пациенты-афатики для извлечения нужного слова из ментального лексикона.
Для сопоставительного анализа в работе использовались классификации стратегий семантизации Т.Ю. Кузнецовой и А.Н Ростовой.
В ходе проведенной работы были решены следующие задачи:
1) в результате анализа материала были выявлены стратегии, которые используются как матерями для ввода новых слов в лексикон ребенка, так и афатиками для извлечения слова из ментального лексикона;
2) выявлены способы реализации данных стратегий в материнском корпусе и корпусе пациентов-афатиков, описаны сходства и различия реализации данных стратегий;
3) выявлены некоторые расхождения в способе реализации идентифицирующей стратегии семантизации / припоминания: матери часто прибегают к ономатопее, которая, однако, не представлена в корпусе пациентов-афатиков.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась, действительно, существуют корреляции между тем, как матери вводят новые слова в лексикон ребенка и тем, как афатики припоминают слово, отсутсвующее в их памяти.
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в использовании полученных результатов для усовершенствования восстановительного обучения, его индивидуализации.
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс]. 2009. // URL: http://goo.gl/0ASmO7(дата обращения: 17.11.2017).
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. М.: Языки славянских культур, 2014. 404 с.
3. Белянин В. П. Психолингвистика. М., Флинта, МПСИ, 2004. 226 с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические труды. Т. 2. М., Педагогика, 1979. 400 с.
5. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. 280 с.
6. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., Русские словари, 1996. 416 с.
7. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2-х томах. Т.2. М., Смысл: ИЦ «Академия», 2006. 432 с.
8. Воейкова М.Д. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М., Знак, 2011. 328 с.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5-361.
10. Гаврилова Т.О. Типы текстов в регистре общения с детьми // Семантические категории в детской речи. СПб., Нестор-История, 2007. С. 384 - 403.
11. Голев Н.Д. Лингвотеоретическое основание типологии языковой личности // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно- ориентированное обучение: монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Сайковой, Э. П. Хомич. Барнаул; Кемерово, БГПУ, 2006. С. 6 - 28.
12. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. Избранные труды. М., Лабиринт. 1998. 368 с.
13. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., Российск. гос. туманит. ун-т, 2000. 382 с.
14. Казаковская В.В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый - ребнок» ( на материале русского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. СПб., 2006. 49 с.
15. Казаковская В.В. Семантическая типология вопросно-ответных единств: ранние этапы речевого онтогенеза // Семантические категории в детской речи. СПб., Нестор-История, 2007. С. 359 - 383.
16. Ким, Л. Г. Вариативно-интерпретационное функционирование текста. Томск, Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. 312 с.
17. Критчли М. Афазиология. М.: Медицина, 1974. 232 с.
18. Кузнецова Т.Ю. Стратегии семантизации слов носителями русского языка (экспериментальное исследование вариативности толкования): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Кемерово, 2012. 28 с.
19. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). М., МГУ, 1997. 151 с.
20. Лурия А. Р. Высшие корковые функции. М., 1969. 433 с.
21. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. 256 с.
22. Пойменова А.А. Лексическая ошибка в свете стратегий преодоления коммуникативных затруднений при пользовании иностранным языком: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Тверь, 1999. 214 с.
23. Ростова А.Н. Метатекст как форма экспликации метаязыкового сознания (на материале русских говоров Сибири). Томск, Изд-во Том. Ун-та, 2000. 194 с.
24. Ростова А.Н. Обыденное метаязыковое сознание: статус и аспекты изучения // Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика. Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. А.Н. Ростова. Кемерово; Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2008. С. 49-57.
25. Сарамотина Л.Х. Обыденная семантизация незнакомых иноязычных композитов носителями русского языка: на материале семасиологического эксперимента: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Кемерово, 2011. 171 с.
26. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-воУрал. ун-та, 1999. 432 с.
27. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972. 126 с.
28. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., Просвещение, 1988. 207 с.
29. Цейтлин С.Н. Направления и аспекты изучения детской речи // Детская речь как предмет лингвистического исследования. СПб., 2004. С. 275 - 278.
30. Цейтлин С.Н. Некторые особенности диалога «взрослый - ребенок»: функции реплик - повторов // Ребенок, как партнер в диалоге, серия «Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике». СПб., Союз, 2001. С. 5 - 28.
31. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
32. Bates E., Thal D., Trauner D., Fenson J., Aram D., Eisele J. et al. From first words to grammar in children with focal brain injury // Developmental Neuropsychology. Vol. 13. 1997.
33. Bishop D. Cerebral Asymmetry and Language Development: Cause, Correlate, or Consequence? Science. 2013. (340). P. 6 - 138.
34. Bloom L. Language development from two to three. Cambridge, University Press, 1991. 514 р.
35. Brauer J., Anwander A. and Friederici A. Neuroanatomical Prerequisites for Language Functions in the Maturing Brain. Cerebral Cortex.2013. (21). P. 459 - 466.
36. Brown T., Jernigan T., Brain T. Development during the Preschool Years. Neuropsychological Review. 2012. (22). P. 313-333.
37. Chiron C., Jambaque I., Nabbout R., Lounes R., Syrota A. and Dulac O. The Right Brain Hemisphere Is Dominant in Human Infants // Brain. 1997. (120). P. 1057 - 1065.
38. Fama M. и др. Subjective experience of inner speech in aphasia: Preliminary behavioral relationships and neural correlates // Brain and language. 2017. (164). P. 32 - 42.
39. Friedrichi M., Friederici A. Maturing Brain Mechanisms and Developing Behavioral Language Skills. Brain & Language. 2010. (114). P. 66 - 71.
40. Hebb DO. The Organization of Behavior: A Neuropsychological Theory. New York: Wiley & Sons; 1949. New York: Wiley & Sons; 1949. 366 p.
41. Kesav P., Vrinda S.L., Sukumaran S., Sarma P.S., Sylaja P.N. Effectiveness of speech language therapy either alone or with add-on computer¬based language therapy software (Malayalam version) for early post stroke aphasia: A feasibility study // Journal of the Neurological Sciences. 2017. (380). P. 137 -141.
42. Kuhl P. Brain Mechanisms in Early Language Acquisition. Neuron. 2010. (67). P. 713 - 727.
43. Leikin M. The palgrave handbook of economics and language. Palgrave Macmillan. 2016. 748 p.
44. Locke J. A Theory of Neurolinguistic Development. Brain and Language. 1997. (58). P. 265 - 326.
45. Locke J. L. and Bogin B. Language and Life History: A New Perspective on the Development and Evolution of Human Language. Behavioral and Brain Sciences. 2006. (29). P. 259 - 279.
46. Menn et al. Aphasias and theories of linguistic representation: representing frequency, hierarchy, constructions, and sequential structure // Cognitive Science. 2013. P. 651 - 663.
47. Rogalskia E. J., Saxona M., McKennaa H., Wienekea C., Rademakerb A. и др. Communication Bridge: A pilot feasibility study of Internet¬based speech-language therapy for individuals with progressive aphasia // Alzheimer's &Dementia: Translational Research &Clinical Interventions. 2016. (2). P. 213 - 221.
48. Whitaker H. Studies in Neurolinguistics: Vol. 1 //Perspectives in Neurolinguistics and Psycholinguistics. New York. 1976.