РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА РОССИИ В ЯПОНСКИХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-СТАТЕЙ ЗА 2018 Г.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА В СМИ 6
1.1. Имагология как одно из направлений современной лингвистики 6
1.1.1. Общая характеристика имагологии 6
1.1.2. Образ как объект лингвистических исследований 9
1.1.3. Содержание понятия языковая картина мира 12
1.1.4. Стереотип в понятийной структуре имагологии 15
1.2. Медиадискурс как современное направление медиалингвистики 18
1.2.1. Понятие и характеристика медиадискурса 18
1.2.2. Лексические и стилистические особенности японских
публицистических текстов 21
1.2.3. Оценочность и коннотация как средство воздействия в
медиадискурсе 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ОБРАЗА РОССИИ В ЯПОНСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 29
2.1. Лингвистические уровни репрезентации образа России 29
1.2.1. Денотативный уровень 30
1.2.2. Коннотативный уровень 33
1.2.3. Ассоциативный уровень 39
1.2.4. Метафорический уровень 41
2.2. Тематические компоненты образа России 49
2.2.1. Отношения между Россией и зарубежными странами 50
2.2.2. Образ России и Владимира Путина 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА В СМИ 6
1.1. Имагология как одно из направлений современной лингвистики 6
1.1.1. Общая характеристика имагологии 6
1.1.2. Образ как объект лингвистических исследований 9
1.1.3. Содержание понятия языковая картина мира 12
1.1.4. Стереотип в понятийной структуре имагологии 15
1.2. Медиадискурс как современное направление медиалингвистики 18
1.2.1. Понятие и характеристика медиадискурса 18
1.2.2. Лексические и стилистические особенности японских
публицистических текстов 21
1.2.3. Оценочность и коннотация как средство воздействия в
медиадискурсе 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ОБРАЗА РОССИИ В ЯПОНСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 29
2.1. Лингвистические уровни репрезентации образа России 29
1.2.1. Денотативный уровень 30
1.2.2. Коннотативный уровень 33
1.2.3. Ассоциативный уровень 39
1.2.4. Метафорический уровень 41
2.2. Тематические компоненты образа России 49
2.2.1. Отношения между Россией и зарубежными странами 50
2.2.2. Образ России и Владимира Путина 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
Российско-японские отношения, пережившие взлеты и падения, развиваются на протяжении столетий и к началу 21 века перешли на новый этап сотрудничества. Отношения между странами укрепляются в политической, экономической, социальной и культурной сферах и направлены на достижение взаимных интересов. Однако в Японии превалирует некий образ России, созданный средствами массовой информации и влияющий на развитие отношений между странами. По этой причине наше исследование направлено на изучение лингвистических приемов раскрытия образа России в японском медиапространстве с точки зрения лингвистической имагологии, лексикологии и стилистики.
Актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, особым интересом современных ученых междисциплинарных дисциплин к изучению образа страны и его репрезентации; во-вторых, значительной ролью национального образа в построении устойчивых связей с мировым сообществом, так как положительный образ способствует установлению партнерских отношений, в то время как отрицательный - приводит к столкновению интересов и конфронтации.
Целью исследования является выявление и изучение приемов репрезентации образа России в японских публицистических текстах.
Объектом исследования выступает образ России в японских публицистических текстах политической тематики.
Предметом исследования являются средства репрезентации образа России на материале интернет-версий статей за 2018 г.
Для достижения цели были разработаны следующие задачи:
1) охарактеризовать междисциплинарную научную дисциплину «имагология» и ее категориальный аппарат;
2) рассмотреть основные особенности медиадискурса и роль оценочности и коннотации в публицистике;
3) выявить способы лингвистической репрезентации образа России;
4) объединить примеры по тематическому признаку и определить, какой образ России превалирует в японских публицистических текстах.
В ходе анализа собранного материала использовался комплексный метод исследования, включающий метод сплошной выборки, метод лингвистического наблюдения и описания, дефиниционный анализ словарных толкований, лингвистический и лингвокультурологический анализ, стилистический анализ, метод количественных подсчетов.
В качестве материала исследования выступают 100 статей политической тематики за 2018 г. с японских новостных сайтов Business Journal, FNN Prime, Sputnik.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов и представителей междисциплинарных дисциплин: В.А. Маслова, С.Г. Тер-Минасова, Т.Г. Добросклонская, И.В. Жукова, Э.А. Галумов, Т.А. ван Дейк, У. Липпман, Й. Леерсен.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов исследования в курсе стилистики и лексикологии японского языка, при подготовке переводчиков, политологов и журналистов.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в Сибирском федеральном университете 24 апреля 2018 г. и на V научной студенческой конференции «Восточная перспектива» в Высшей школе экономики 26 мая 2018 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и четырех приложений.
Первая глава «Теоретические предпосылки исследования национального образа в СМИ» посвящена теоретическому рассмотрению имагологии как междисциплинарной дисциплины и выявлению особенностей таких феноменов, как образ, языковая картина мира, стереотип, медиадискурс, публицистический текст, оценочность и коннотация.
Во второй главе «Лингвистические особенности репрезентации образа России в японском медиапространстве» на основе адаптированной классификации Т.Г. Добросклонской анализируются лингвистические приемы раскрытия образа России в японской публицистике, а также объединяются примеры по тематическому признаку для выявления превалирующего образа России в японском медийном пространстве.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Приложения содержат примеры лингвистических средств, задействованных при создании образа России.
Актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, особым интересом современных ученых междисциплинарных дисциплин к изучению образа страны и его репрезентации; во-вторых, значительной ролью национального образа в построении устойчивых связей с мировым сообществом, так как положительный образ способствует установлению партнерских отношений, в то время как отрицательный - приводит к столкновению интересов и конфронтации.
Целью исследования является выявление и изучение приемов репрезентации образа России в японских публицистических текстах.
Объектом исследования выступает образ России в японских публицистических текстах политической тематики.
Предметом исследования являются средства репрезентации образа России на материале интернет-версий статей за 2018 г.
Для достижения цели были разработаны следующие задачи:
1) охарактеризовать междисциплинарную научную дисциплину «имагология» и ее категориальный аппарат;
2) рассмотреть основные особенности медиадискурса и роль оценочности и коннотации в публицистике;
3) выявить способы лингвистической репрезентации образа России;
4) объединить примеры по тематическому признаку и определить, какой образ России превалирует в японских публицистических текстах.
В ходе анализа собранного материала использовался комплексный метод исследования, включающий метод сплошной выборки, метод лингвистического наблюдения и описания, дефиниционный анализ словарных толкований, лингвистический и лингвокультурологический анализ, стилистический анализ, метод количественных подсчетов.
В качестве материала исследования выступают 100 статей политической тематики за 2018 г. с японских новостных сайтов Business Journal, FNN Prime, Sputnik.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов и представителей междисциплинарных дисциплин: В.А. Маслова, С.Г. Тер-Минасова, Т.Г. Добросклонская, И.В. Жукова, Э.А. Галумов, Т.А. ван Дейк, У. Липпман, Й. Леерсен.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов исследования в курсе стилистики и лексикологии японского языка, при подготовке переводчиков, политологов и журналистов.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в Сибирском федеральном университете 24 апреля 2018 г. и на V научной студенческой конференции «Восточная перспектива» в Высшей школе экономики 26 мая 2018 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и четырех приложений.
Первая глава «Теоретические предпосылки исследования национального образа в СМИ» посвящена теоретическому рассмотрению имагологии как междисциплинарной дисциплины и выявлению особенностей таких феноменов, как образ, языковая картина мира, стереотип, медиадискурс, публицистический текст, оценочность и коннотация.
Во второй главе «Лингвистические особенности репрезентации образа России в японском медиапространстве» на основе адаптированной классификации Т.Г. Добросклонской анализируются лингвистические приемы раскрытия образа России в японской публицистике, а также объединяются примеры по тематическому признаку для выявления превалирующего образа России в японском медийном пространстве.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Приложения содержат примеры лингвистических средств, задействованных при создании образа России.
Изучение национального образа приковывает внимание представителей разных научных направлений, так как рассмотрение образа государства позволяет определить отношение представителей одного лингвокультурного сообщества к другому. Лингвистическая имагология как раз и является такой междисциплинарной дисциплиной, в рамках которой изучаются компоненты формирования национального образа посредством анализа языковых средств, задействованных при его создании.
В поддержании образа государства большую роль играют средства массовой информации, которые культурно-обусловлены и влияют на закрепление в сознании определенных представлений и стереотипов. Публицистические тексты являются частью СМИ и выполняют не только функцию сообщения, но и функцию воздействия, которая выражается в использовании определенных лингвистических средств.
В ходе исследования были проанализированы японские публицистические тексты политической тематики, и было выявлено четыре уровня лингвистических средств, задействованных при репрезентации образа России. В конце работы примеры были объединены по тематическому компоненту, чтобы определить, какой образ России превалирует в японском медиапространстве.
Проведенное исследование показывает, что японские публицисты не используют лингвистические средства выразительности в информационно-описательных текстах, так как стремятся к информативному изложению описываемого события. Однако в информационно-аналитических текстах журналисты активно употребляют лексические единицы с коннотативным или оценочным компонентом, языковые средства выразительности, стилистические фигуры и грамматические средства для выражения авторского отношения к описываемому. Проанализированные лингвистические средства выразительности использовались для создания и поддержания негативного облика России, что обусловлено событиями, происходящими на мировой арене.
Изучение образа России в японском медийном пространстве является перспективным направлением для дальнейшего исследования, так как развитие российско-японских отношений переживает новый этап своей истории в связи с проведением перекрестного Года России и Японии, налаживанием торгово-экономических и культурных связей между странами. Изучение влияния негативного образа России как дестабилизирующего фактора для нормализации российско-японских отношений представляет особый интерес для межкультурной коммуникации и международных отношений.
В поддержании образа государства большую роль играют средства массовой информации, которые культурно-обусловлены и влияют на закрепление в сознании определенных представлений и стереотипов. Публицистические тексты являются частью СМИ и выполняют не только функцию сообщения, но и функцию воздействия, которая выражается в использовании определенных лингвистических средств.
В ходе исследования были проанализированы японские публицистические тексты политической тематики, и было выявлено четыре уровня лингвистических средств, задействованных при репрезентации образа России. В конце работы примеры были объединены по тематическому компоненту, чтобы определить, какой образ России превалирует в японском медиапространстве.
Проведенное исследование показывает, что японские публицисты не используют лингвистические средства выразительности в информационно-описательных текстах, так как стремятся к информативному изложению описываемого события. Однако в информационно-аналитических текстах журналисты активно употребляют лексические единицы с коннотативным или оценочным компонентом, языковые средства выразительности, стилистические фигуры и грамматические средства для выражения авторского отношения к описываемому. Проанализированные лингвистические средства выразительности использовались для создания и поддержания негативного облика России, что обусловлено событиями, происходящими на мировой арене.
Изучение образа России в японском медийном пространстве является перспективным направлением для дальнейшего исследования, так как развитие российско-японских отношений переживает новый этап своей истории в связи с проведением перекрестного Года России и Японии, налаживанием торгово-экономических и культурных связей между странами. Изучение влияния негативного образа России как дестабилизирующего фактора для нормализации российско-японских отношений представляет особый интерес для межкультурной коммуникации и международных отношений.
Подобные работы
- ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В. В. ОВЧИННИКОВА: ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - Особенности репрезентации тематики здорового образа жизни в российских медиа (Московский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



