Интерактивная карта как средство формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования исторических знаний о Великой
Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса 8
1.1 Психофизиологические особенности подростков пятых классов 8
1.2 Особенности организации жизнедеятельности воспитанников кадетского
корпуса в Красноярском крае 16
1.3 Исторические знания (сущность, виды и функции) 39
Вывод по первой главе 46
2 Разработка интерактивной карты как средства формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса 47
2.1 Описание работы по созданию интерактивной карты 47
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Экспертная
оценка интерактивной карты «Военные дорогие прадеда» 60
Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Д
1 Теоретические основы формирования исторических знаний о Великой
Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса 8
1.1 Психофизиологические особенности подростков пятых классов 8
1.2 Особенности организации жизнедеятельности воспитанников кадетского
корпуса в Красноярском крае 16
1.3 Исторические знания (сущность, виды и функции) 39
Вывод по первой главе 46
2 Разработка интерактивной карты как средства формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса 47
2.1 Описание работы по созданию интерактивной карты 47
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Экспертная
оценка интерактивной карты «Военные дорогие прадеда» 60
Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Д
Актуальность исследования обогащения исторических знаний о Великой отечественной войне обусловлена тенденциями и противоречиями, которые возникают в условиях интенсивного социокультурного развития общества России, активной интеграции РФ в международное сообщество, обновление социально-экономического развития страны, затрагивающее подходы к воспитанию подрастающих поколении, и формирования национальных приоритетов.
Историческое знание необходимо для развития и укрепления государственности, осознания ценностей семейной и отечественной истории роста социального статуса воспитания подрастающего поколения. Из-за противоречащих им преступного национализма, который оскорбляет историческую память, попыток фальсификации фактов истории, обесценивания вклада военных подвигов соотечественников в годы Великой отечественной войны, возрождения социальных движений, связанных с антигуманной направленностью.
На сегодняшний день происходит противостояние деструктивного влияния на молодое поколение и приобретающей более целостный, системный характер государственной политики в области воспитания кадет, содержащейся в программных документах, которые содействуют ценностному самоопределению кадет, формированию у них гражданской позиции и идентичности. В законе РФ «об образовании» закреплен принцип государственной политики в области образования, который связан с воспитанием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье, Родине и уважения к правам человека и его свободам.
В настоящее время в российской федерации реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.» [26]. Целью данной программы
является патриотическое воспитание граждан Российской федерации, осознанной верности и любви Отечеству, готовности к защите и преобразованию своей Родины.
Целевые ориентиры, которые выделены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации по воспитанию обучающихся, связанны с историческими знаниями:
- воспитание и бережное отношение к историческому наследию народов России;
- воспитание граждан правового, демократического государства, которые будут способны к социализации в условиях гражданского общества, уважающие свободу и права личности, обладающие нравственностью и проявляющих религиозную и национальную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов.
Понимание исторических знаний - это глубокая теоретическая традиция, уходящая корнями в античные времена. Платон рассуждал о том, что Родина дороже матери и отца.
Мыслители прошлого, как Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, Фихте, считали, что любовь к малой Родине, является высшей ценностью человека.
Также данной проблеме уделялось большое внимание выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого, таких как В.Г. Белинский, Карамзин, Л.Н., А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Н.Г.
Чернышевский и др. Они уделяли внимания необходимости воспитания сознательных граждан, любящих свою семью, малую родину и Отечество. Они считали, что имея такое воспитание, люди способны отстаивать государственные интересы [18].
Педагоги и мыслители прошлого указывали на то, что роль исторических знаний имеет многостороннее влияние в процессе становления личности.
В современном мире проблема формирования исторических знаний молодежи и детей увеличивается. Усиливается поиск современных и эффективных средств, методов и технологий для воспитания детей
Организованная система по формированию исторических знаний предполагает развитие социально-значимых ценностей гражданственности в ходе активной деятельности обучающихся.
Проблема формирования исторических знаний нашла отражение в трудах В.А. Крутецкого, Г.Е. Залесского, Т.Н. Мальковской, В.С. Лухина и др.
Педагогическая наука накопила огромный опыт воспитания основ исторических знаний у детей и подростков. Но в то же время развитию современного общества в России необходим частичный пересмотр основ исторического воспитания детей, в связи с тем, что большое влияние оказывают сеть-интернет, СМИ, ситуации, которые происходят в РФ и в мире в целом. Для реализации этого необходимо постоянное обновление форм и методик работы по воспитанию детей, которое будет соответствовать современному научно-техническому прогрессу.
Поэтому появляется противоречие между существующей традиционной системой организации методик формирования исторических знаний и ее несоответствием современным требованиям.
Нам стало интересно разобраться, каким образом происходит формирование исторических знаний у обучающихся пятых классов в закрытых учебных учреждениях, таких как кадетский корпус.
Актуальность вышеуказанной проблемы заключается в недостатке научной разработки вопроса о формировании исторических знаний у детей, поэтому тема исследования сформулирована следующим образом: «Интерактивная карта как средство обогащения исторических знаний о Великой отечественной войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса».
Объект исследования: процесс формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Предмет исследования: средства формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать интерактивную карту как средство формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Гипотеза исследования: интерактивная карта станет средством формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса, если личностное полисубъектное взаимодействие пятиклассников и офицеров-воспитателей в условиях кадетского корпуса обеспечивает интегративную целостность содержания изучаемого материала в процессе создания карты «Военные дороги прадеда».
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «историческое знание». Выявить особенности формирования исторических знаний.
2. Проанализировать этапы разработки интерактивной карты в процессе полисубъектного взаимодействия пятиклассников и офицеров- воспитателей в условиях кадетского корпуса.
3. Разработать содержание интерактивной карты как средства формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Методологической основой исследования явились: идеи о междисциплинарности педагогической действительности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, О.М. Заславская, Я.С. Турбовской); принципы организации образовательно-воспитательной деятельности школьников (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, И.Я. Лернер, А.А. Орлов, Н.Ф. Талызина, В.Г. Подзолков, М.М. Поташник, Н.А Шайденко, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование; математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя». Исследование выполнялось в 2016-2018 уч. г.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась посредством организации опытно-экспериментальной работы в КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» г. Красноярска.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемых источников, приложение.
Историческое знание необходимо для развития и укрепления государственности, осознания ценностей семейной и отечественной истории роста социального статуса воспитания подрастающего поколения. Из-за противоречащих им преступного национализма, который оскорбляет историческую память, попыток фальсификации фактов истории, обесценивания вклада военных подвигов соотечественников в годы Великой отечественной войны, возрождения социальных движений, связанных с антигуманной направленностью.
На сегодняшний день происходит противостояние деструктивного влияния на молодое поколение и приобретающей более целостный, системный характер государственной политики в области воспитания кадет, содержащейся в программных документах, которые содействуют ценностному самоопределению кадет, формированию у них гражданской позиции и идентичности. В законе РФ «об образовании» закреплен принцип государственной политики в области образования, который связан с воспитанием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье, Родине и уважения к правам человека и его свободам.
В настоящее время в российской федерации реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.» [26]. Целью данной программы
является патриотическое воспитание граждан Российской федерации, осознанной верности и любви Отечеству, готовности к защите и преобразованию своей Родины.
Целевые ориентиры, которые выделены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации по воспитанию обучающихся, связанны с историческими знаниями:
- воспитание и бережное отношение к историческому наследию народов России;
- воспитание граждан правового, демократического государства, которые будут способны к социализации в условиях гражданского общества, уважающие свободу и права личности, обладающие нравственностью и проявляющих религиозную и национальную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов.
Понимание исторических знаний - это глубокая теоретическая традиция, уходящая корнями в античные времена. Платон рассуждал о том, что Родина дороже матери и отца.
Мыслители прошлого, как Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, Фихте, считали, что любовь к малой Родине, является высшей ценностью человека.
Также данной проблеме уделялось большое внимание выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого, таких как В.Г. Белинский, Карамзин, Л.Н., А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Н.Г.
Чернышевский и др. Они уделяли внимания необходимости воспитания сознательных граждан, любящих свою семью, малую родину и Отечество. Они считали, что имея такое воспитание, люди способны отстаивать государственные интересы [18].
Педагоги и мыслители прошлого указывали на то, что роль исторических знаний имеет многостороннее влияние в процессе становления личности.
В современном мире проблема формирования исторических знаний молодежи и детей увеличивается. Усиливается поиск современных и эффективных средств, методов и технологий для воспитания детей
Организованная система по формированию исторических знаний предполагает развитие социально-значимых ценностей гражданственности в ходе активной деятельности обучающихся.
Проблема формирования исторических знаний нашла отражение в трудах В.А. Крутецкого, Г.Е. Залесского, Т.Н. Мальковской, В.С. Лухина и др.
Педагогическая наука накопила огромный опыт воспитания основ исторических знаний у детей и подростков. Но в то же время развитию современного общества в России необходим частичный пересмотр основ исторического воспитания детей, в связи с тем, что большое влияние оказывают сеть-интернет, СМИ, ситуации, которые происходят в РФ и в мире в целом. Для реализации этого необходимо постоянное обновление форм и методик работы по воспитанию детей, которое будет соответствовать современному научно-техническому прогрессу.
Поэтому появляется противоречие между существующей традиционной системой организации методик формирования исторических знаний и ее несоответствием современным требованиям.
Нам стало интересно разобраться, каким образом происходит формирование исторических знаний у обучающихся пятых классов в закрытых учебных учреждениях, таких как кадетский корпус.
Актуальность вышеуказанной проблемы заключается в недостатке научной разработки вопроса о формировании исторических знаний у детей, поэтому тема исследования сформулирована следующим образом: «Интерактивная карта как средство обогащения исторических знаний о Великой отечественной войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса».
Объект исследования: процесс формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Предмет исследования: средства формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать интерактивную карту как средство формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Гипотеза исследования: интерактивная карта станет средством формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса, если личностное полисубъектное взаимодействие пятиклассников и офицеров-воспитателей в условиях кадетского корпуса обеспечивает интегративную целостность содержания изучаемого материала в процессе создания карты «Военные дороги прадеда».
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «историческое знание». Выявить особенности формирования исторических знаний.
2. Проанализировать этапы разработки интерактивной карты в процессе полисубъектного взаимодействия пятиклассников и офицеров- воспитателей в условиях кадетского корпуса.
3. Разработать содержание интерактивной карты как средства формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Методологической основой исследования явились: идеи о междисциплинарности педагогической действительности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, О.М. Заславская, Я.С. Турбовской); принципы организации образовательно-воспитательной деятельности школьников (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, И.Я. Лернер, А.А. Орлов, Н.Ф. Талызина, В.Г. Подзолков, М.М. Поташник, Н.А Шайденко, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование; математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя». Исследование выполнялось в 2016-2018 уч. г.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась посредством организации опытно-экспериментальной работы в КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» г. Красноярска.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемых источников, приложение.
Для формирования исторических знаний о Великой Отечественной войне, нам потребовалось организовать личностное полисубъектное взаимодействие пятиклассников и офицеров-воспитателей в условиях кадетского корпуса, а также обеспечить интегративную целостность содержания изучаемого материала в процессе создания карты «Военные дороги прадеда».
Участникам образовательного процесса был продемонстрирован современный информационный ресурс Google (Google Диск, Google карты), который позволял организовать активную поисковую, исследовательскую деятельность.
Из-за военной направленности учебного заведения, сотрудники и обучающиеся заинтересовались проведением внеурочных мероприятий по созданию интерактивных карт своих родственников участвовавших в Великой Отечественной войне, в связи с актуальностью и нетрадиционным форматом мероприятий.
При знакомстве и опросе обучающихся, нами были выявлены дефициты, связанные со знанием историей своих предков, участвовавших в годы Великой Отечественной войны.
Но в ходе выполнения кадетами, комплекса заданий в течении нескольких месяцев, было выявлено, что использование интерактивной карты, может выступать средством формирования исторических знаний у кадет пятого класса кадетского корпуса имени А.И. Лебедя, если включить ребенка в активную деятельность, посредством современных технологий Google карты, а также использованию дополнительных поисковых сайтов «Память народа», «Подвиг народа». В итоге каждый обучающийся создал боевой путь своего родственника участвовавшего в годы Великой Отечественной войны посредством собранной информации и занесением ее в Google карту. В дальнейшем карты обучающихся были объединены и продемонстрированы точки пересечения, демонстрируя тем самым кадетам, что их объединяет не только кадетский корпус, но и их семейное прошлое.
Положительные результаты, полученные в итоге, позволяют признать теоретическую и практическую значимость работы. Подтверждением положительных результатов являются приведенные в работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах. Таким образом, в настоящей работе подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенная опытно-экспериментальная работа лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы и не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
Участникам образовательного процесса был продемонстрирован современный информационный ресурс Google (Google Диск, Google карты), который позволял организовать активную поисковую, исследовательскую деятельность.
Из-за военной направленности учебного заведения, сотрудники и обучающиеся заинтересовались проведением внеурочных мероприятий по созданию интерактивных карт своих родственников участвовавших в Великой Отечественной войне, в связи с актуальностью и нетрадиционным форматом мероприятий.
При знакомстве и опросе обучающихся, нами были выявлены дефициты, связанные со знанием историей своих предков, участвовавших в годы Великой Отечественной войны.
Но в ходе выполнения кадетами, комплекса заданий в течении нескольких месяцев, было выявлено, что использование интерактивной карты, может выступать средством формирования исторических знаний у кадет пятого класса кадетского корпуса имени А.И. Лебедя, если включить ребенка в активную деятельность, посредством современных технологий Google карты, а также использованию дополнительных поисковых сайтов «Память народа», «Подвиг народа». В итоге каждый обучающийся создал боевой путь своего родственника участвовавшего в годы Великой Отечественной войны посредством собранной информации и занесением ее в Google карту. В дальнейшем карты обучающихся были объединены и продемонстрированы точки пересечения, демонстрируя тем самым кадетам, что их объединяет не только кадетский корпус, но и их семейное прошлое.
Положительные результаты, полученные в итоге, позволяют признать теоретическую и практическую значимость работы. Подтверждением положительных результатов являются приведенные в работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах. Таким образом, в настоящей работе подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенная опытно-экспериментальная работа лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы и не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
Подобные работы
- Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направления
работы в рамках реализации ФГОС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



