ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования исторических знаний о Великой
Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса 8
1.1 Психофизиологические особенности подростков пятых классов 8
1.2 Особенности организации жизнедеятельности воспитанников кадетского
корпуса в Красноярском крае 16
1.3 Исторические знания (сущность, виды и функции) 39
Вывод по первой главе 46
2 Разработка интерактивной карты как средства формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса 47
2.1 Описание работы по созданию интерактивной карты 47
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Экспертная
оценка интерактивной карты «Военные дорогие прадеда» 60
Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Д
Актуальность исследования обогащения исторических знаний о Великой отечественной войне обусловлена тенденциями и противоречиями, которые возникают в условиях интенсивного социокультурного развития общества России, активной интеграции РФ в международное сообщество, обновление социально-экономического развития страны, затрагивающее подходы к воспитанию подрастающих поколении, и формирования национальных приоритетов.
Историческое знание необходимо для развития и укрепления государственности, осознания ценностей семейной и отечественной истории роста социального статуса воспитания подрастающего поколения. Из-за противоречащих им преступного национализма, который оскорбляет историческую память, попыток фальсификации фактов истории, обесценивания вклада военных подвигов соотечественников в годы Великой отечественной войны, возрождения социальных движений, связанных с антигуманной направленностью.
На сегодняшний день происходит противостояние деструктивного влияния на молодое поколение и приобретающей более целостный, системный характер государственной политики в области воспитания кадет, содержащейся в программных документах, которые содействуют ценностному самоопределению кадет, формированию у них гражданской позиции и идентичности. В законе РФ «об образовании» закреплен принцип государственной политики в области образования, который связан с воспитанием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье, Родине и уважения к правам человека и его свободам.
В настоящее время в российской федерации реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.» [26]. Целью данной программы
является патриотическое воспитание граждан Российской федерации, осознанной верности и любви Отечеству, готовности к защите и преобразованию своей Родины.
Целевые ориентиры, которые выделены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации по воспитанию обучающихся, связанны с историческими знаниями:
- воспитание и бережное отношение к историческому наследию народов России;
- воспитание граждан правового, демократического государства, которые будут способны к социализации в условиях гражданского общества, уважающие свободу и права личности, обладающие нравственностью и проявляющих религиозную и национальную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов.
Понимание исторических знаний - это глубокая теоретическая традиция, уходящая корнями в античные времена. Платон рассуждал о том, что Родина дороже матери и отца.
Мыслители прошлого, как Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, Фихте, считали, что любовь к малой Родине, является высшей ценностью человека.
Также данной проблеме уделялось большое внимание выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого, таких как В.Г. Белинский, Карамзин, Л.Н., А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Н.Г.
Чернышевский и др. Они уделяли внимания необходимости воспитания сознательных граждан, любящих свою семью, малую родину и Отечество. Они считали, что имея такое воспитание, люди способны отстаивать государственные интересы [18].
Педагоги и мыслители прошлого указывали на то, что роль исторических знаний имеет многостороннее влияние в процессе становления личности.
В современном мире проблема формирования исторических знаний молодежи и детей увеличивается. Усиливается поиск современных и эффективных средств, методов и технологий для воспитания детей
Организованная система по формированию исторических знаний предполагает развитие социально-значимых ценностей гражданственности в ходе активной деятельности обучающихся.
Проблема формирования исторических знаний нашла отражение в трудах В.А. Крутецкого, Г.Е. Залесского, Т.Н. Мальковской, В.С. Лухина и др.
Педагогическая наука накопила огромный опыт воспитания основ исторических знаний у детей и подростков. Но в то же время развитию современного общества в России необходим частичный пересмотр основ исторического воспитания детей, в связи с тем, что большое влияние оказывают сеть-интернет, СМИ, ситуации, которые происходят в РФ и в мире в целом. Для реализации этого необходимо постоянное обновление форм и методик работы по воспитанию детей, которое будет соответствовать современному научно-техническому прогрессу.
Поэтому появляется противоречие между существующей традиционной системой организации методик формирования исторических знаний и ее несоответствием современным требованиям.
Нам стало интересно разобраться, каким образом происходит формирование исторических знаний у обучающихся пятых классов в закрытых учебных учреждениях, таких как кадетский корпус.
Актуальность вышеуказанной проблемы заключается в недостатке научной разработки вопроса о формировании исторических знаний у детей, поэтому тема исследования сформулирована следующим образом: «Интерактивная карта как средство обогащения исторических знаний о Великой отечественной войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса».
Объект исследования: процесс формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Предмет исследования: средства формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать интерактивную карту как средство формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Гипотеза исследования: интерактивная карта станет средством формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса, если личностное полисубъектное взаимодействие пятиклассников и офицеров-воспитателей в условиях кадетского корпуса обеспечивает интегративную целостность содержания изучаемого материала в процессе создания карты «Военные дороги прадеда».
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «историческое знание». Выявить особенности формирования исторических знаний.
2. Проанализировать этапы разработки интерактивной карты в процессе полисубъектного взаимодействия пятиклассников и офицеров- воспитателей в условиях кадетского корпуса.
3. Разработать содержание интерактивной карты как средства формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.
Методологической основой исследования явились: идеи о междисциплинарности педагогической действительности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, О.М. Заславская, Я.С. Турбовской); принципы организации образовательно-воспитательной деятельности школьников (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, И.Я. Лернер, А.А. Орлов, Н.Ф. Талызина, В.Г. Подзолков, М.М. Поташник, Н.А Шайденко, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование; математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя». Исследование выполнялось в 2016-2018 уч. г.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась посредством организации опытно-экспериментальной работы в КГБОУ «Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» г. Красноярска.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемых источников, приложение.
Для формирования исторических знаний о Великой Отечественной войне, нам потребовалось организовать личностное полисубъектное взаимодействие пятиклассников и офицеров-воспитателей в условиях кадетского корпуса, а также обеспечить интегративную целостность содержания изучаемого материала в процессе создания карты «Военные дороги прадеда».
Участникам образовательного процесса был продемонстрирован современный информационный ресурс Google (Google Диск, Google карты), который позволял организовать активную поисковую, исследовательскую деятельность.
Из-за военной направленности учебного заведения, сотрудники и обучающиеся заинтересовались проведением внеурочных мероприятий по созданию интерактивных карт своих родственников участвовавших в Великой Отечественной войне, в связи с актуальностью и нетрадиционным форматом мероприятий.
При знакомстве и опросе обучающихся, нами были выявлены дефициты, связанные со знанием историей своих предков, участвовавших в годы Великой Отечественной войны.
Но в ходе выполнения кадетами, комплекса заданий в течении нескольких месяцев, было выявлено, что использование интерактивной карты, может выступать средством формирования исторических знаний у кадет пятого класса кадетского корпуса имени А.И. Лебедя, если включить ребенка в активную деятельность, посредством современных технологий Google карты, а также использованию дополнительных поисковых сайтов «Память народа», «Подвиг народа». В итоге каждый обучающийся создал боевой путь своего родственника участвовавшего в годы Великой Отечественной войны посредством собранной информации и занесением ее в Google карту. В дальнейшем карты обучающихся были объединены и продемонстрированы точки пересечения, демонстрируя тем самым кадетам, что их объединяет не только кадетский корпус, но и их семейное прошлое.
Положительные результаты, полученные в итоге, позволяют признать теоретическую и практическую значимость работы. Подтверждением положительных результатов являются приведенные в работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах. Таким образом, в настоящей работе подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведенная опытно-экспериментальная работа лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы и не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
1. Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. П. Авдулова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.
2. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2010. - С. 333-393.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в школьном возрасте : учебное пособие / Л. И. Божович. - Москва : Флинта, 2008. - 196 с.
4. Болдырев, Н. И. Методика работы классного руководителя: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Н. И. Болдырев. - Москва : Просвещение, 2009. - 327 с.
5. Борисова, Н. Ф Сущность и содержание нравственного воспитания
[Электронный ресурс] / Н. Ф. Борисова, Г. С Айрумян, А. Н. Колесникова // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. - Москва : Буки-Веди, 2014. - С. 3-5. - Режим доступа:
https: //moluch.ru/conf/ped/archive/144/6424/.
6. Вазлеев, В. А. Содержание кадетского воспитания и образования [Электронный ресурс] / В. А. Вазлеев // Молодой ученый. - 2018. - №3. - С. 178-181. - Режим доступа:https://moluch.ru/archive/189/47829/.
7. Вазлеев, В. А. Актуальные вопросы кадетского воспитания
[Электронный ресурс] / В. А. Вазлеев // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. - С. 16-19. - Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11516/.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : изд-во Смысл, изд-во ЭКСМО, 2010. - С. 169.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : Педагогика-Пресс, 1991. - 580 с.
10. Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: монография / А. С. Гаязов, Л. Р. Болотина. - Челябинск : Факел, 2013. - 238 с.
11. Дубровина, И. В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: науч. изд. / И. В. Дубровина - Москва : Варгус, 2007. - 356 с.
12. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 С.
13. Елисов, А. В. Нравственный смысл истории [Текст] / А. В. Елисов // Школа. Спец. выпуск. - 2013.
14. Исаков, Е. П. Педагогическая система русских кадетских корпусов / Е. П. Исаков. // Кадетская перекличка. - 2008. - № 79. - С. 5-21.
15. Ичетовкина, Н. М. Содержание патриотического воспитания в деятельности классного наставника отечественной гимназии в начале XX в. [Электронный ресурс] / Н. М. Ичетовкина // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 774-777. - Режим доступа:https://moluch.ru/archive/83/15214/.
16. Кагермазова, Л. Ц. Возрастная психология [Электронный ресурс] / Л. Ц. Кагермазова. - Электрон. Текстовые дан. - КБР: [ДПО КБГУ], 2013. - Режим доступа:http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr psih.doc.
17. Караванец, Н.В. Модель кадетского образования [Текст] / Н.В. Караванец // Кадетская перекличка. - 2017. - № 103. - С. 8-16.
18. Карамзин, Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости: избр. соч. [Текст] / Н. М. Карамзин. - Москва : Институт русской цивилизации, 2013. - 736 с.
19. Коменский, Я. А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод- ст. А. И. Пискунов. - Москва : Просвещение, 1981. - С. 80-161.
20. Короткова, М. В. Формирование образных представлений учащихся [Текст] / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 1990. - № 5. - С. 154-176.
21. Кревер, Г.А. Эмпирический и теоретический путь познания при обучении истории [Текст] / Г. А. Кревер // Преподавание истории в школе. -1973. - №5.
22. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитания: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 508 с.
23. Немов, Р. С. Психология. Т. 2 / Р. С. Немов. - Москва : Владос, 2015. - 608 с.
24. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебно - методическое пособие для СПО / Л. Ф. Обухова. - 4-e изд. - Москва : Пед. о-во России, 2013. - 402 с.
25. Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, 5 ноября 2017. [Электронный ресурс]: Администрация Президента России - Режим доступа:http: //www.kremlin.ru/transcripts/1968
26. Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 г. № 823 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/
27. Реан, А. А. Психология подростка [Текст] / А. А. Реан. - Москва : Владос, 2011. - С. 23-26.
28. Рожко А.В. Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс] / А.В. Рожко. - Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F shgpi.edu.ru%2Ffiles%2Ffaculties%2Ff11 %2F info%2Fconf_ olimp_2009%2Fkonf%2Ftmoi%2Frojko.doc&nameko.doc&lang=ru&c=575041d4ad2
29. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Москва : педагогика, 1979. - Т. 1. - С. 57-78.
30. Уткина, О. Н. Информационные технологии в педагогических исследованиях / О. Н. Уткина // Современные вопросы науки XXI в.: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 27 июня 2011 г.: в 2 ч. Тамбов, 2017. Ч. 2. С. 119-121.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html
32. Фельдштейн, Д. И. Мир психологии / Д. И. Фельдштейн. // Научно-методический журнал. - 2015. - № 1. - С. 118-122.
33. Характеристика современных средств обучения и технического оснащения классов в современной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.2vg.ru/pedagogika/xarakteristika_sovremennyx _sredstv.html
34. Черкесова, Е. В. Патриотизм и гражданственность в понимании современных подростков / Е. В. Черкесова. // Педагогическая практика. - 2017. - № 22. - С. 15-16.