Введение 4
1 Современное состояние изучаемой проблемы 6
1.1 Понятие мотив и мотивация 6
1.2 Возрастные особенности детей старшего школьного возраста
1.3 Структура мотивационной сферы учащихся 19
1.4 Специфика учебной мотивации учащихся 20
2 Методы и организация исследования 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 35
3 Результаты исследования и их обсуждение 37
3.1 Методика по формированию мотивации 37
3.2 Результаты педагогического эксперимента 40
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложения А-Е 56
Мотивация учебно-физкультурной деятельности следует из многообразных потребностей, которые разделены на группы: потребность в движении, потребность в спортивной деятельности.
Потребность в движении является необходимой, врожденной потребностью человека. У разных индивидов эта потребность выражена по- разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность подростков может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности [4].
Поэтому у них наблюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и развитию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Однако большая активность одного ученика по сравнению с другими еще не означает, что он сознательнее подходит к своим обязанностям, что он более ответствен, просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности [6].
Для воспитанников с малой двигательной активностью требуется дополнительная внешняя стимуляция; постоянное внимание со стороны учителя и товарищей; подбадривание, включение в совместную работу с высокоактивными учениками.
Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.
Актуальность исследования. Одним из самых старейших проблем физкультурного обучения является формирование мотивации учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом [22,23].
Гипотеза исследования - положительная мотивация к занятиям физической культурой у старшеклассников формируется при условии новизны, практической значимости нового материала, духа соперничества, индивидуального подхода к каждому, учета личного интереса, вовлечение в дополнительные занятия
Объект исследования - процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой старших школьников.
Предмет исследования: средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у старших школьников.
Цель исследования - научно обосновать и определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации.
2. Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у старших школьников.
3. Экспериментально обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у старших школьников.
4. Разработать практические рекомендации по формированию мотиваций к занятиям физической культурой.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Анкетирование и тестирование физической подготовленности;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
Обычно учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой различных мотивов, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга, находятся в близком соотношении между собой.
Мотивационная сфера - основа личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю точку зрения, школьник хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Обладая знаниями, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - ключ прочих поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Порой ребенок успешно учится, его хвалят и учителя, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единое авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.
И считая в какой-то мере отвлеченное для учащихся старших классов мнение «хорошо работать» или перспектива получить образование в вузе естественно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы значительны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих довольно полно показаны в их мотивационных схемах.
В предоставленной работе были исследованы мотивы к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего школьного возраста, особенности их статики, обнаружена взаимосвязь между мотивацией к занятиям физической культурой и уровнем физической подготовленности школьников. Если умножить познавательную необходимость школьников, заинтересовать их, то улучшатся показатели успеваемости и результатов, как это было выявлено в ходе нашей работы.
мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать довольно значительное значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
Таким образом, гипотеза нашего исследования - положительная мотивация к занятиям физической культурой у старшеклассника формируется при условии новизны, практической значимости нового материала, духа соперничества, индивидуального подхода к каждому, учете личного интереса при составлении программ и комплексов физического развития - подтвердилась.
Цели и задачи, поставленные в работе, достигнуты.
1. Абрамов, В.М. Роль методов психолого-педагогического воздействия в процессе физкультурно-спортивной подготовки обучающихся / В.М. Абрамов, Л.Е Афонина. - Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2015. - Т. 1. - С. 111-113.
2. Ашмарина, А.А. Соревнование как способ формирования у школьников интереса к физической культуре /А.А. Ашмарина. - Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2, № 3 - С. 164-168.
3. Бабушкин, Е.Г. Формирование спортивной мотивации [Элетронный ресурс]: Омск: Омский научный вестник - 2014. - № 1 (125) - Стр. 158 - 160. - URL:http://www.cyberleninka/article/n/formirovanie-sportivnoy-motivatsii
4. Бирюлин, Владимир Андреевич. Особенности мотивационной сферы будущих учителей и психологов: дис....канд. психол. наук: 19.00.07 Самара, 2007 188 с. РГБ ОД, 61:07-19/365
5. Ворожбитова, А. Л. Гендер в спортивной деятельности: учебное пособие. /А.Л. Ворожбитова. - Москва: Флинта: Наука, 2011. - 212 с.
6. Взаимосвязь мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 87¬89
7. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья школьников:
моделирование процесса управления /Н. С. Гаркуша. - Национальная ассоциация ученых (НАУ), ежемесячный научный журнал. - Екатеринбург: НАУ. - 2015. - № 2 (7), часть 5. - С. 82-86.
8. Гоголев, Н. Е. Методика физической подготовки гимнастов в вузе с использованием самобытных средств: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Гоголев Николай Ефимович. - Хабаровск, 2010. - 146 с.:
9. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб: Речь, 2012. - 132 с.
10. Горбунов, Г. Д. Психология физической культуры и спорта: учебник // Г.Д. Горбунов, - Москва: Академия, 2014. - 267, [1] с.
11. Драндров, Г.Л. Педагогические условия эффективности формирования у школьников интереса к физической культуре и спорту / Г.Л. Драндров, Н.Н. Кисапов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2008. - № 2. - С. 117-122.
12. Драндров, Г.Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема / Г.Л. Драндров, Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко. - Педагогика-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 4 (13). - С 87-93.
13. Драндров, Г.Л. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет / Г.Л. Драндров, Е.Б. Кузьмин // Педагогика-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 2 (11). - С 42-52.
14. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 272 с.
15. Ильин, Е. П. Психология спорта // Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 352 с. 70.
16. Ильин, Е.П. Психология спорта // Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с. 70.
17. Ильин, А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // К.А. Марченко, Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова, - Вестник Томского государственного университета, 2012. - № 360.
18. Кобесашвили, Н.Л. Гуманистическое воспитание как основа формирования культуры толерантности в целостном педагогическом процессе //Вестник Университета (Государственный университет управления). - М., 2009. - №10.- С. 178-179.
19. Латыпов, И.К. Профильная подготовка школьников в области физической культуры и спорта / И.К. Латыпов. - Наука и спорт: современные тенденции. 2014. Т. 4. № 3. С. 29-37.
20. Лубышева, Л.Н. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. / Л.Н. Лубышева. - 2012. №4.
21. Леонтьева, А.Н. . Лицом к лицу [Текст]: сдай ГТО с чемпионом: [акция, проведенная в школе № 335, г. Москва] // Спорт в школе - Первое сентября. - 2015. - № 1. - С. 10-13
22. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М., 2006. С.14. - С.17.
23. Матвеев, В. С. Формирование и развитие мотивации подростков к физкультурно-спортивной деятельности с использованием интерактивной связи: автореферат дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 2010. - 23 с.
24. Моисеенко, Ксения. От ненависти до любви: мотивация, две стороны одной медали: [об учителях физкультуры] / Ксения Моисеенко // Спорт в школе - Первое сентября. - 2013. - № 12. - С. 40-41
25. Морозов, А.В. «Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений»: СОЮЗ; Санкт Петербург; 2008
26. Немов, Р.С., Психология[Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2009.
27. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник для вузов. /В.В.Нуркова. - Москва: Юрайт, 2013. - с. 593-604.
28. Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VII Международной научной конференции, г. Красноярск, 2011 г.: [в 2 томах] - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - 120 экз. (в обл.). Т.
2. - 324. С
29. Онучин, С. В. Преодоление социально-экономической нестабильности: роль институтов: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Онучин Сергей Валерьевич. - Санкт-Петербург, 2017. - 388 с.
30. От каждого - по способностям [Текст]: разноуровневое обучение: [на уроках физкультуры] // Спорт в школе - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 34-35: ил.
31. Патрахина, Т.Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Т.Н. Патрахина, К.П. Романчук. - Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 461-464.
32. Патрикеев, А. Ю. Увидеть цель [Текст]: работа над метапредметными результатами: [на уроках физкультуры] // Спорт в школе - Первое сентября. - 2015. - № 11. - С. 7-11
33. Психология профессионального развития: методология, теория, практика [Текст]: коллект. монография / Э. Ф. Зеер [и др.] / под ред. Э. Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 159 с.
34. Психология спорта: [монография / Веракса А. Н. и др.]; под общ. ред. В. А. Садовничего. - Москва: МГУ, 2011. - 421, [2] с
35. Психология в спорте: теория и практика. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2013. - 231 с. с. 208-217
36. Погадаев, Г. И. Проблемы физического воспитания школьников. [Текст] //Физическая культура в школе. - 2012. №5.
37. Попов, А.В. Методика преподавания физической культуры //А.В. Попов, К.Р. Широков, Д.С.Уманский. - М.: «Знание», 2014. - 374с.
38. Порозов, Д.Л. Педагогические условия формирования самосознания у подростков в процессе спортивной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Д.Л. Порозов. - Чебоксары, 2010. - 24 с.
39. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2011. - 256 с.
40. Практическая психология: личность и группа: учебное пособие - Красноярск: [б. и.], 2015. - 184, [1] с.
41. Пугачев, А. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности [Текст] / А. С. Пугачев. - Молодой ученый. — 2013. — №12.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство "Питер", 2009 - 712 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").
43. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена //Л. К. Серова. - Москва: Юрайт, 2017. - 121, [1] с. с. 113-117
44. Сипягин, Д. В. Возможности использования категории психосоциальной идентичности для анализа статусно-ролевых отношении в группе // Психология обучения: N 1. 2011.
45. Смирнов, А. В. Учебная самоорганизация как фактор развития познавательной мотивации студентов технического вуза [Текст] : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А. В. Смирнов. - Самара, 2011. - 175 с.
46. Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М: Физкультура и спорт, 2011. - С. 104-109.
47. Тер-Ованесян, А.А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 208 с.
48. Тюменова, С.И. Развитие творческого потенциала старшеклассников посредством проектной деятельности [Текст] / СИ. Тюменова. - Химия в школе, -2008. -№ Ю-С 59-63.(0,5 п.л.).
49. Уколов, А.В. Педагогические условия формирования спортивной мотивации // А.В. Уколов. - Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 318-320.
50. Уколов, А.В. К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом / А.В.Уколов, Т.Е. Жильцова. - Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 581-583.
51. Фирсин, С.А. Мотивационная сфера школьников в процессе занятий физическими упражнениями // Учёные записи университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10. - С. 208-211.
52. Формировании мотивации // Спорт в школе - Первое сентября. - 2014. - № 10. - С. 58-59
53. Хисамбеев, Ш.Р. Структура сознания подростков в среде дополнительного образования: монография - Москва; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. - 207 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 170-184. -
54. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Академия, 2011. - 144 с.
55. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта - Москва: Академия, 2011. - 478, [1] с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 472-473.
56. Хрипкова, А.Г. Научные основы совершенствования физического воспитания школьников [Текст] //Физическая культура в школе. - 2012. №5.
57. Шадриков, В.Д. Психология способностей: хрестоматия / Сост.: В.Д. Шадриков; отв. ред.: В. Д. Шадриков. - М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2012.
58. Яковлев, Б. П. Психологические факторы, обусловливающие эффективную реализацию спортсменом своего потенциала в соревновательных условиях // Б.П. Яковлев. - Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 83-85.