Введение 4
1 Теоретические аспекты стрелковой подготовки биатлонисток высокой
квалификации 6
1.1 Специфика современного биатлона 6
1.2 Особенности стрелковой подготовки биатлонисток 9
1.3 Значение скорострельности и точности стрельбы
квалифицированных биатлонисток 13
1.4. Взаимосвязь скорости ухода с огневого режима от скорости
подхода к нему и времени пребывания на нем 19
1.5 Организация тренировочных занятий по стрельбе в биатлоне 23
1.6 Специальная стрелковая подготовка биатлонистов в тире с использованием технических средств обучения и ритмо-структурных комплексов 29
1.7 Управление стрелковой подготовкой биатлонистов на основе применения технических средств с аутоконтролем движений 30
2 Методы и организация исследования 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 34
3 Методика сокращения времени пребывания на огневом рубеже у
квалифицированных биатлонисток 36
3.1 Результаты стрельбы биатлонисток высокой квалификации ... 36
3.2 Методика сокращения времени пребывания на огневом
рубеже 38
3.3 Анализ внедрения методики сокращения времени пребывания на огневом рубеже у квалифицированных биатлонисток 40
Заключение 45
Практические рекомендации 46
Список использованных источников 47
Актуальность исследования. Одной из проблем теории и методики спорта является планирование тренировочного процесса на этапах предварительных и основных соревнований и, в частности, определение оптимального соотношения видов тренировочных занятий по специальной стрелковой подготовке и выявление наиболее рационального их чередования в микроциклах.
Особую актуальность для биатлона представляет вопрос, связанный с выяснением закономерностей производства стрельбы - определение структуры выстрела и методических приемов, обеспечивающих повышение скорострельности и качества стрельбы в условиях соревнований (Фарбей B. В., 2012).
В связи с этим одним из направлений повышения эффективности тренировочных программ выступает ориентация на количественные и качественные характеристики структуры соревновательной деятельности и подготовленности биатлонистов, избираемых в качестве моделей для комплексного контроля и оценки соревновательной деятельности. Значимость данных вопросов во многих видах спорта, в том числе и в биатлоне, повышается на этапах базовой подготовки, когда резко возрастают основные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок (Сорокин C. Г., Солдатов О.А., 2007).
Анализ научно-методической литературы, освещающей вопросы методики тренировки в пулевой стрельбе и биатлоне, обобщение данных анкетного опроса ведущих тренеров позволили установить отсутствие единства мнений о специальной стрелковой подготовке биатлонистов на ее завершающих этапах (Афанасьев В.Г., Грозин Е.А., 2007). Основная задача на этапах предварительных и основных соревнований заключается в достижении высокого уровня подготовленности, а, следовательно, и стабильности спортивных результатов. Длительность данных этапов составляет 8-12 микроциклов.
Современное состояние теории и методики спортивной тренировки свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования конкретных путей построения тренировочного процесса (Платонов В.Н., 2005; Зубрилов Р.А., 2010). В этом плане особую актуальность приобретает исследование закономерностей производства стрельбы в биатлоне, а успешное решение задач подготовки спортсменов будет зависеть от поиска рациональных форм и должно быть направлено на эффективное использование средств специальной стрелковой подготовки, особенно на этапах предварительных и основных соревнований.
Практика показывает, что наиболее существенные ошибки допускаются в определении направленности содержания и структуры тренировочного процесса на завершающих этапах подготовки (Ю.В. Верхошанский, 2014 и др.). Это приводит к созданию неблагоприятного психологического и эмоционального фона, к развитию утомления и к снижению работоспособности спортсменов (Родионов А.В., 2006; Ильин Е.П., 2000). Правильное чередование учебно-тренировочных занятий по специальной стрелковой подготовке в условиях тира и на стрельбище в рамках микроцикла, а также комплексный контроль и оценка соревновательной деятельности биатлонистов 13-14 лет должны обеспечить, с одной стороны, возможность поддержания высокого уровня тренированности, а с другой - повышение этого уровня в каждом из слагаемых биатлона (Сергеев Б.И., 2007, Загурский Н.С., 2002; Алексашин Д.Я., 2007).
Из выше сказанных суждений мы сформировали тему нашей работы «Методика сокращения времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток 19-21 лет».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методики сокращения времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток 19-21 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить значение скорострельности и точности стрельбы квалифицированных биатлонисток.
2. Проанализировать зависимость итогового результата от времени пребывания на огневом рубеже.
3. Определить эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс биатлонисток методику сокращения времени пребывания на огневом рубеже.
Объект исследования: тренировочный процесс биатлонисток высокой квалификации.
Предмет исследования: методика сокращения времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток высокой квалификации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применении методики сокращении времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток, основу которой составляют упражнения на уменьшения времени принятии изготовки и времени ухода с огневого рубежа, позволит улучшить итоговый результат гонки.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ статистических данных, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. По результатам анализа научной литературы авторами рекомендованы следующие модельные характеристики времени пребывания на огневых рубежах биатлонистов высокой квалификации. Фаза изготовки и прицеливания до первого выстрела составляет от 13 до 15 секунд, оптимальные границы фазы надевания оружия на плечи и начало ухода с огневого рубежа до 3 секунд, время между выстрелами должно составлять 3-5, а скорострельность - 15-20 секунд. Время пребывания на огневом рубеже в лучшем варианте должно составлять для стрельбы из положения «лежа» - 35-40, а из положения «стоя» 29 - 35 секунд. Фазой сокращения времени пребывания на огневом рубеже следует считать изготовку и прицеливание до первого выстрела и надевания оружия на плечи.
2. По итогу проведенного анализа скорострельности и точности стрельбы спринтерской и индивидуальной гонок биатлонисток, можно сделать вывод, что чем выше итоговая скорострельность, тем спортсменки стоят выше в итоговом протоколе. Такая же ситуация наблюдается и по итоговому количеству промахов за всю гонку. Чем меньше промахов, тем выше биатлонистки в итоговом протоколе. Полученные данные позволяют сделать вывод, что высокая скорострельность и точность являются залогом успешного прохождения дистанции в целом, что существенно отражается на спортивном результате спортсменок биатлонисток высокой квалификации.
3. В ходе проведения педагогического эксперимента была доказана эффективность методики сокращения времени пребывания на огневом рубеже у квалифицированных биатлонисток. Это отразилось в достоверном приросте всех тестируемых показателей у экспериментальной группы по отношению к контрольной. У экспериментальной группы все показатели улучшились более чем на 20%. А показатель времени ухода с огневого рубежа стоя улучшился на 32%.
1. Александров А.А. Аутотренинг: Справочник. Серия «Краткий справочник». СПб.: Питер, 2008. 272 с.
2. Афанасьев В.Г., Грозин Е.А. Тренировка биатлонистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям // Теория и практика физической культуры. М.: №5. С.37-41.
3. Биомеханические технологии подготовки спортсменов. / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмонин. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.
4. Бозержан, Ж. Энциклопедия стрелкового спорта / Ж. Бозержан. - Москва: Астерль, 2006. - С. 249.
5. Бордунова, М. В. Спортивная стрельба / М. В. Бордунова. - Москва : Вече, 2002. - С. 384.
6. Брюховских Т.В. Методика стрелковой подготовки квалифицированных специалистов [Электронный ресурс]. / Т.В. Брюховских. // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно¬технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т 2012. // http://conf.sfu-
kras.ru/sites/mn2012/thesis/s022/s022-018.pdf
7. Гельмут, В.Я. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных биатлонистов на основе формирования специальной подготовленности в годичном цикле тренировки : Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1993. - 170 с.
8. Гибадуллин И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистовв системе многолетней подготовки: Дис. докт. пед. наук. Иж., 2005. 368 с.
9. Гибадуллин, И.Г., Зверева, С.Н. Стрелковая подготовка юных биатлонистов . / И.Г. Гибадуллин, С.Н. Зверева. Ижевск: изд. ИжГТУ, 2005. - 108.
10. Глебов В.А, Фирстова Н.В. Стрелковая подготовка биатлонистов // Спортивная и оздоровительная направленность занятий лыжным спортом. Омск, 2001. С. 52-53.
11. Грицаенко М.В. Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта): Дис. канд. . пед. наук. М., 2002. 196 с.
12. Дунаев К.С. Характеристика современного биатлона и пути улучшения спортивных результатов / К.С. Дунаев, Д.Я. Алексашин, Н.С. Загурский // Научные труды Международных конференций ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ (МСХА), ЛНАУ 2007 год, города Москва. Т. 4. - Луганск, 2007. - С. 84-87.
13. Дунаев К.С. Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки: Автореф. дис. докт. пед. наук. С. Петербург, 2008. 50 с.
14. Жуковский, В. С. Анатомия стрельбы / В. С. Жуковский, И. Петров. - Москва : ЛГ ИнформэйшнГруп / ACT, 2000. - С. 160.
15. Загайнов P.M. Психологическое мастерство тренера и спортсмена: Методическое пособие для олимпийцев. М.: Советский спорт, 2005. 106 с.
16. Загурский Н.С., Гурьев Л. А., Панков Е.А. Современные тенденции развития биатлона и пути оптимизации процесса подготовки биатлонистов высокой квалификации // Спортивная и оздоровительная направленность занятий лыжным спортом. Омск, 2001. С. 60-69.
17. Зверева С.Н., Гибадуллин И.Г., Чумаков В.Н. Каринцев И.А. / Технические средства в подготовке юных биатлонистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Журнал в журнале. 2001. №4. С. 28-30.
18. Зубрилов, Р.А. Стрелковая подготовка биатлониста . / Р.А. Зубрилов. - М.: Олимпийская литература, 2010. - 296 с.
19. Зубрилов Р.А. Становление, развитие и совершенствование техники стрельбы в биатлоне: [монография]/ Р.А. Зубрилов. - 2-е издание, дополненное и переработанное.-М.: Советский спорт, 2013.- 352с.
20. Зубрилов Р.А. Стрелковая подготовка биатлониста : [монография] / Р.А. Зубрилов. - 2-е издание, дополненное и переработанное. Москва: Советский спорт, 2012.-296с.
21. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 252с.
22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003. - С. 544 с.
23. Каринцев И.А. Структура соревновательной деятельности и модельные характеристики соревновательной деятельности квалифицированных биатлонисток // Подготовка квалифицированных биатлонисток : [монография] / И. А. Каринцев, В. Н. Чумаков. - Чайковский : ГИФК, 2006. - С. 43 - 61.
24. Кедяров, А.П. Обучение стрельбе в биатлоне: пособие для тренеров и спортсменов. Науч.-исслед. Ин-т физ. культуры и спорта Республики Беларусь. / А.П. Кедяров. - Минск: «Полирек», 2007. - 104 с.
25. Кончик Е. Методы ментального тренинга в спорте // Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова: Питер, 2002. 228 с.
26. Кочеткова С.В. Соотношение результативности и надежности соревновательной деятельности стрелков винтовочников // Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. С. 34-35.
27. Кубланов, М. М. Основы техники стрельбы / М. М. Кубланов, И. А. Зозулина. - Воронеж, 2005. - С. 134.
28. Куделин, А. И. Мышечная модель выстрела / А. И. Куделин // Спортивное ору-жие. - 2004. - № 12. - С. 66 - 69.
29. Куделин А.И. Методика подготовки биатлонистов высокой квалификации к стрельбе с учетом влияния ветра на основе биологической обратной связи: Методические рекомендации. - М.: ООО Издательскополиграфический комплекс «Литера», 2012. - С. 7-8.
30. Московченко, О.Н Компьютерная психодиагностика, актуальность и области применения / Молодежь Сибири - науке России: Международная научно-практическая конференция, 20-21 апреля 2010 г. Сост. Т.А. Кравченко; НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. // О.Н. Московченко, М.А. Катцин. - Красноярск, 2010. - Ч. I.-C. 388-390
31. Московченко, О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: Монография/ О.Н. Московченко. - Москва, изд-тво «Флинта», изд-тво «Наука», 2012. - 312 с.
32. Носкова Л.Н. Характеристика биатлона // Лыжные гонки. Биатлон: 4.1. Тюмень, 2002. - С. 76 - 83.
33. Плоцкая Е.А., Шишкина А.В. Особенности техники дыхания у биатлонистов различной квалификации // Теория и практика физической культуры. - М. - 2012. - № 10. - С. 78-83.
34. Потапов, А .А. Искусство снайпера / А. А. Потапов. - М. :ФаирПресс, 2005. - С. 404.
35. Потапов В.Н. Концепция и организационно-педагогические условия формирования индивидуального стиля саморегуляции спортсменов высшей квалификации // Теория и практика физкультуры. 2003. № 6. - С. 52-55.
36. Потапов В.Н., Исаев А.П. Теория прикладные аспекты формирования интегрального стиля у биатлонистов высшей квалификации в процессе соревновательного периода // Спорт, физическая культура и здоровье. Вып. 2. Тюмень, 2002. - С.106-115.
37. Потапов В.Н. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов вышей квалификации (на примере биатлонистов): Дис. ... док.пед. наук. Тюмень, 2002. - С. 280.
38. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимпийская литература, 2005. 820с.
39. Преображенцев, Д. Я. Алексашин. - Омск :Изд-то СибГУФКиС,2008 - С. 105 - 119.
40. Родионов А.В. Проблема психологического спорта // Теория и практика физической культуры. 2006. №6. С. 2-4.
41. Романина Е.В., Грицаенко М.В. Эмоциональная устойчивость как фактор успешности соревновательной деятельности юных спортсменов (на материале стрелкового спорта) // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. 2004. № 3. - С. 58-63.
42. Сорокин С.Г., Загурский Н.С. Стрелковая подготовка биатлонистов с использованием технических средств обучения: учебн. пособие. СибГУФК . Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. 51с.
43. Соломатин С. А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений [Текст] / С. А. Соломатин // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011
г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 89-93.
44. Сопов В.Ф. Проблема формирования методологически обоснованного психодиагностического инструментария в психологическом обеспечении высококвалифицированных спортсменов // Вестник спортивной науки. 2013. №5 - С. 40-44.
45. Сорокин С.Г. Стрелковая подготовка биатлонистов с использованием технических средств обучения : учеб.пособие / Сорокин С.Г., Загурский Н.С. СибГУФК. Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. - С. 51.
46. Сорокина А.В. Технология психолого-педагогического
сопровождения стрелковой подготовки биатлонистов в ДЮСШ: Дис. . канд. пед. наук.- Тюмень. 2010.
47. Тарасова, Л. В. Факторы устойчивости системы «стрелок - оружие» в тренировке высококвалифицированных стрелков / Л. В. Тарасова // Вестник спортивной науки. - Москва. - 2009. - № 7. - С. 25-27.
48. Фарбей В.В. Подготовка биатлонистов 13 - 16 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использованием технических средств обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук (13.00.04)/В.В. Фарбей.- Санкт- Петербург, 2000.- 19 с.
49. Фарбей, В.В. Специальная стрелковая подготовка биатлонистов в тире с использованием технических средств обучения и ритмо-структурных комплексов . / В.В. Фарбей. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 9. - 2008.
50. Фарбей, В.В. Управление стрелковой подготовкой биатлонистов на основе применения технических средств с аутоконтролем движений . / В.В. Фарбей. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 11. - 2012.
51. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2003. 64 с.
52. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
53. Шалаев, М.М. Эффективность стрелковой подготовленности квалифицированных биатлонистов . / М.М. Шалаев, Г.А. Хрисанфов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9.