МЕТОДИКА СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ НА ОГНЕВОМ РУБЕЖЕ У БИАТЛОНИСТОК 19-21 ЛЕТ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты стрелковой подготовки биатлонисток высокой
квалификации 6
1.1 Специфика современного биатлона 6
1.2 Особенности стрелковой подготовки биатлонисток 9
1.3 Значение скорострельности и точности стрельбы
квалифицированных биатлонисток 13
1.4. Взаимосвязь скорости ухода с огневого режима от скорости
подхода к нему и времени пребывания на нем 19
1.5 Организация тренировочных занятий по стрельбе в биатлоне 23
1.6 Специальная стрелковая подготовка биатлонистов в тире с использованием технических средств обучения и ритмо-структурных комплексов 29
1.7 Управление стрелковой подготовкой биатлонистов на основе применения технических средств с аутоконтролем движений 30
2 Методы и организация исследования 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 34
3 Методика сокращения времени пребывания на огневом рубеже у
квалифицированных биатлонисток 36
3.1 Результаты стрельбы биатлонисток высокой квалификации ... 36
3.2 Методика сокращения времени пребывания на огневом
рубеже 38
3.3 Анализ внедрения методики сокращения времени пребывания на огневом рубеже у квалифицированных биатлонисток 40
Заключение 45
Практические рекомендации 46
Список использованных источников 47
1 Теоретические аспекты стрелковой подготовки биатлонисток высокой
квалификации 6
1.1 Специфика современного биатлона 6
1.2 Особенности стрелковой подготовки биатлонисток 9
1.3 Значение скорострельности и точности стрельбы
квалифицированных биатлонисток 13
1.4. Взаимосвязь скорости ухода с огневого режима от скорости
подхода к нему и времени пребывания на нем 19
1.5 Организация тренировочных занятий по стрельбе в биатлоне 23
1.6 Специальная стрелковая подготовка биатлонистов в тире с использованием технических средств обучения и ритмо-структурных комплексов 29
1.7 Управление стрелковой подготовкой биатлонистов на основе применения технических средств с аутоконтролем движений 30
2 Методы и организация исследования 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 34
3 Методика сокращения времени пребывания на огневом рубеже у
квалифицированных биатлонисток 36
3.1 Результаты стрельбы биатлонисток высокой квалификации ... 36
3.2 Методика сокращения времени пребывания на огневом
рубеже 38
3.3 Анализ внедрения методики сокращения времени пребывания на огневом рубеже у квалифицированных биатлонисток 40
Заключение 45
Практические рекомендации 46
Список использованных источников 47
Актуальность исследования. Одной из проблем теории и методики спорта является планирование тренировочного процесса на этапах предварительных и основных соревнований и, в частности, определение оптимального соотношения видов тренировочных занятий по специальной стрелковой подготовке и выявление наиболее рационального их чередования в микроциклах.
Особую актуальность для биатлона представляет вопрос, связанный с выяснением закономерностей производства стрельбы - определение структуры выстрела и методических приемов, обеспечивающих повышение скорострельности и качества стрельбы в условиях соревнований (Фарбей B. В., 2012).
В связи с этим одним из направлений повышения эффективности тренировочных программ выступает ориентация на количественные и качественные характеристики структуры соревновательной деятельности и подготовленности биатлонистов, избираемых в качестве моделей для комплексного контроля и оценки соревновательной деятельности. Значимость данных вопросов во многих видах спорта, в том числе и в биатлоне, повышается на этапах базовой подготовки, когда резко возрастают основные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок (Сорокин C. Г., Солдатов О.А., 2007).
Анализ научно-методической литературы, освещающей вопросы методики тренировки в пулевой стрельбе и биатлоне, обобщение данных анкетного опроса ведущих тренеров позволили установить отсутствие единства мнений о специальной стрелковой подготовке биатлонистов на ее завершающих этапах (Афанасьев В.Г., Грозин Е.А., 2007). Основная задача на этапах предварительных и основных соревнований заключается в достижении высокого уровня подготовленности, а, следовательно, и стабильности спортивных результатов. Длительность данных этапов составляет 8-12 микроциклов.
Современное состояние теории и методики спортивной тренировки свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования конкретных путей построения тренировочного процесса (Платонов В.Н., 2005; Зубрилов Р.А., 2010). В этом плане особую актуальность приобретает исследование закономерностей производства стрельбы в биатлоне, а успешное решение задач подготовки спортсменов будет зависеть от поиска рациональных форм и должно быть направлено на эффективное использование средств специальной стрелковой подготовки, особенно на этапах предварительных и основных соревнований.
Практика показывает, что наиболее существенные ошибки допускаются в определении направленности содержания и структуры тренировочного процесса на завершающих этапах подготовки (Ю.В. Верхошанский, 2014 и др.). Это приводит к созданию неблагоприятного психологического и эмоционального фона, к развитию утомления и к снижению работоспособности спортсменов (Родионов А.В., 2006; Ильин Е.П., 2000). Правильное чередование учебно-тренировочных занятий по специальной стрелковой подготовке в условиях тира и на стрельбище в рамках микроцикла, а также комплексный контроль и оценка соревновательной деятельности биатлонистов 13-14 лет должны обеспечить, с одной стороны, возможность поддержания высокого уровня тренированности, а с другой - повышение этого уровня в каждом из слагаемых биатлона (Сергеев Б.И., 2007, Загурский Н.С., 2002; Алексашин Д.Я., 2007).
Из выше сказанных суждений мы сформировали тему нашей работы «Методика сокращения времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток 19-21 лет».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методики сокращения времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток 19-21 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить значение скорострельности и точности стрельбы квалифицированных биатлонисток.
2. Проанализировать зависимость итогового результата от времени пребывания на огневом рубеже.
3. Определить эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс биатлонисток методику сокращения времени пребывания на огневом рубеже.
Объект исследования: тренировочный процесс биатлонисток высокой квалификации.
Предмет исследования: методика сокращения времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток высокой квалификации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применении методики сокращении времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток, основу которой составляют упражнения на уменьшения времени принятии изготовки и времени ухода с огневого рубежа, позволит улучшить итоговый результат гонки.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ статистических данных, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Особую актуальность для биатлона представляет вопрос, связанный с выяснением закономерностей производства стрельбы - определение структуры выстрела и методических приемов, обеспечивающих повышение скорострельности и качества стрельбы в условиях соревнований (Фарбей B. В., 2012).
В связи с этим одним из направлений повышения эффективности тренировочных программ выступает ориентация на количественные и качественные характеристики структуры соревновательной деятельности и подготовленности биатлонистов, избираемых в качестве моделей для комплексного контроля и оценки соревновательной деятельности. Значимость данных вопросов во многих видах спорта, в том числе и в биатлоне, повышается на этапах базовой подготовки, когда резко возрастают основные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок (Сорокин C. Г., Солдатов О.А., 2007).
Анализ научно-методической литературы, освещающей вопросы методики тренировки в пулевой стрельбе и биатлоне, обобщение данных анкетного опроса ведущих тренеров позволили установить отсутствие единства мнений о специальной стрелковой подготовке биатлонистов на ее завершающих этапах (Афанасьев В.Г., Грозин Е.А., 2007). Основная задача на этапах предварительных и основных соревнований заключается в достижении высокого уровня подготовленности, а, следовательно, и стабильности спортивных результатов. Длительность данных этапов составляет 8-12 микроциклов.
Современное состояние теории и методики спортивной тренировки свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования конкретных путей построения тренировочного процесса (Платонов В.Н., 2005; Зубрилов Р.А., 2010). В этом плане особую актуальность приобретает исследование закономерностей производства стрельбы в биатлоне, а успешное решение задач подготовки спортсменов будет зависеть от поиска рациональных форм и должно быть направлено на эффективное использование средств специальной стрелковой подготовки, особенно на этапах предварительных и основных соревнований.
Практика показывает, что наиболее существенные ошибки допускаются в определении направленности содержания и структуры тренировочного процесса на завершающих этапах подготовки (Ю.В. Верхошанский, 2014 и др.). Это приводит к созданию неблагоприятного психологического и эмоционального фона, к развитию утомления и к снижению работоспособности спортсменов (Родионов А.В., 2006; Ильин Е.П., 2000). Правильное чередование учебно-тренировочных занятий по специальной стрелковой подготовке в условиях тира и на стрельбище в рамках микроцикла, а также комплексный контроль и оценка соревновательной деятельности биатлонистов 13-14 лет должны обеспечить, с одной стороны, возможность поддержания высокого уровня тренированности, а с другой - повышение этого уровня в каждом из слагаемых биатлона (Сергеев Б.И., 2007, Загурский Н.С., 2002; Алексашин Д.Я., 2007).
Из выше сказанных суждений мы сформировали тему нашей работы «Методика сокращения времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток 19-21 лет».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методики сокращения времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток 19-21 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить значение скорострельности и точности стрельбы квалифицированных биатлонисток.
2. Проанализировать зависимость итогового результата от времени пребывания на огневом рубеже.
3. Определить эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс биатлонисток методику сокращения времени пребывания на огневом рубеже.
Объект исследования: тренировочный процесс биатлонисток высокой квалификации.
Предмет исследования: методика сокращения времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток высокой квалификации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применении методики сокращении времени пребывания на огневом рубеже у биатлонисток, основу которой составляют упражнения на уменьшения времени принятии изготовки и времени ухода с огневого рубежа, позволит улучшить итоговый результат гонки.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ статистических данных, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. По результатам анализа научной литературы авторами рекомендованы следующие модельные характеристики времени пребывания на огневых рубежах биатлонистов высокой квалификации. Фаза изготовки и прицеливания до первого выстрела составляет от 13 до 15 секунд, оптимальные границы фазы надевания оружия на плечи и начало ухода с огневого рубежа до 3 секунд, время между выстрелами должно составлять 3-5, а скорострельность - 15-20 секунд. Время пребывания на огневом рубеже в лучшем варианте должно составлять для стрельбы из положения «лежа» - 35-40, а из положения «стоя» 29 - 35 секунд. Фазой сокращения времени пребывания на огневом рубеже следует считать изготовку и прицеливание до первого выстрела и надевания оружия на плечи.
2. По итогу проведенного анализа скорострельности и точности стрельбы спринтерской и индивидуальной гонок биатлонисток, можно сделать вывод, что чем выше итоговая скорострельность, тем спортсменки стоят выше в итоговом протоколе. Такая же ситуация наблюдается и по итоговому количеству промахов за всю гонку. Чем меньше промахов, тем выше биатлонистки в итоговом протоколе. Полученные данные позволяют сделать вывод, что высокая скорострельность и точность являются залогом успешного прохождения дистанции в целом, что существенно отражается на спортивном результате спортсменок биатлонисток высокой квалификации.
3. В ходе проведения педагогического эксперимента была доказана эффективность методики сокращения времени пребывания на огневом рубеже у квалифицированных биатлонисток. Это отразилось в достоверном приросте всех тестируемых показателей у экспериментальной группы по отношению к контрольной. У экспериментальной группы все показатели улучшились более чем на 20%. А показатель времени ухода с огневого рубежа стоя улучшился на 32%.
2. По итогу проведенного анализа скорострельности и точности стрельбы спринтерской и индивидуальной гонок биатлонисток, можно сделать вывод, что чем выше итоговая скорострельность, тем спортсменки стоят выше в итоговом протоколе. Такая же ситуация наблюдается и по итоговому количеству промахов за всю гонку. Чем меньше промахов, тем выше биатлонистки в итоговом протоколе. Полученные данные позволяют сделать вывод, что высокая скорострельность и точность являются залогом успешного прохождения дистанции в целом, что существенно отражается на спортивном результате спортсменок биатлонисток высокой квалификации.
3. В ходе проведения педагогического эксперимента была доказана эффективность методики сокращения времени пребывания на огневом рубеже у квалифицированных биатлонисток. Это отразилось в достоверном приросте всех тестируемых показателей у экспериментальной группы по отношению к контрольной. У экспериментальной группы все показатели улучшились более чем на 20%. А показатель времени ухода с огневого рубежа стоя улучшился на 32%.
Подобные работы
- Огневой рубеж - фактор резервных возможностей спортсменов - биатлонистов высокой квалификации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016



