ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическое обоснование развития коммуникативных навыков
обучающихся в старшей школе 8
1.1 Развитие коммуникативных навыков обучающихся в старшей
школе как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Анализ востребованных средств развития коммуникативных
навыков обучающихся 25
2 Электронная образовательная платформа как инструмент развития
коммуникативных навыков обучающихся 32
2.1 Анализ современных образовательных платформ, обзор системы
«landing-page» 32
2.2 Разработка структуры и наполнения платформы 41
2.3 Апробация образовательной платформы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приоритетным становится развивающий потенциал образовательных стандартов на основе деятельностного подхода, являющегося основой школьных стандартов. Реализация перспективы дальнейшего профессионального развития старших школьников предполагает развитие коммуникативных навыков и обучения в деятельности с активной позицией самого обучающегося. Логика деятельностного подхода в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся в старшей школе способствует формированию запланированных образовательных результатов, выстраиванию профессиональной карьеры, формированию готовности к выбору стратегии профессионального развития и карьеры.
Важнейшей задачей в старшей школе является профессиональное ориентирование к будущей профессии, а так же развитие коммуникативных навыков для организации продуктивного взаимодействия в социуме. В связи с чем, особое значение приобретает проблема подготовки обучающихся к продуктивной коммуникации как в обычной жизни, так и при освоении будущей професии и реализации своих способностей для личностного развития.
Умение выстраивать коммуникацию является важным аспектом и требованием современного общества. На данный момент в обществе происходя быстрые изменения во всех сферах жизни: активно развивается трансформация культурной среды, социальной структуры социума, переоценка традиционных ценностей. Изменения, касающиеся образовательной сферы общества, связаны с актуализацией проблемы развития старшеклассника (значимость его субъектности, развитие самостоятельности, активности), созданием условий для развития личности, что отмечено в законе «Об образовании в Российской Федерации», документах ФГОС основного общего образования. Требования стандарта регламинтируют формирование условий для реализации коммуникативных процессов средствами проектирования, развития субъектной позиции школьника в период его обучения в школе.
Осознавая важность развития коммуникативных способностей, педагоги используют активные методы обучения, которые используют практическую направленность. Связано это с тем, что в условиях быстрого развития информационных технологий, школьников привлекает использование компьютерных технологий в обучении, поскольку большую часть времени они проводят за развитием своих навыков виртуального общения и самореализации. Данный аспект препятствует развитию у школьников навыков использования живого общения и развития своих коммуникативных способностей вне ИКТ-пространства, что является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Под коммуникативными способностями обучающегося старшей школы как средства их социальной адаптации будем понимать комплекс индивидуально-психологических качеств личности школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность); уровень знаний, способностей и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуациях и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Коммуникативные навыки входят в структуру коммуникативных способностей (позитивное эмоциональное восприятие человека человеком, умение и способность установить контакт, соблюдение в общении социальных норм поведения и т.д.) индивида. Они являются необходимым условием нормального психического развития (эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики), позволяют устанавливать контакты с окружающим миром и проявляется в культуре его поведения.
Переход на новые федеральные государственные стандарты (далее - ФГОС) актуализировал перед российскими школами сложную задачу, обеспечение получения образовательного результата через процесс деятельности и формирования всех видов компетенций и развития коммуникативных навыков.
Овладение коммуникативными навыками обучающимися 10-х-х классов позволяет обучающимся выстраивать личностное и профессиональное развитие, формирует готовность к обучению в течение всей жизни.
Тема работы: «Электронная образовательная платформа как инструмент развития коммуникативных навыков у обучающихся 10-х классов».
Цель: разработка и реализация средств развития коммуникативных навыков обучающихся 10-х классов средствами электронной образовательной платформы.
Задачи:
1) Исследовать теоретические предпосылки проблемы развития умения публичного выступления и коммуникативных навыков обучающихся 10-х-х классов.
2) Выявить особенности развития умения публичного выступления и коммуникативных навыков обучающихся 10-х классов.
3) Изучить уровень сформированности умения публичного выступления и коммуникативных навыков обучающихся 10-х классов.
4) Определить специфику организации педагогической деятельности по развитию коммуникативных навыков у обучающихся 10-х классов средствами электронной образовательной платформы.
5) Разработать средства развития умения публичного выступления и коммуникативных навыков обучающихся 10-х классов средствами контента электронной образовательной платформы для развития коммуникативных навыков.
6) Реализовать разработанные средства и провести апробацию разработанной электронной образовательной платформы для развития коммуникативных навыков на базе МБОУ СОШ № 94.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы; эмпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, опрос, самооценка; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБОУ СОШ №94, г. Красноярска.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Объект: процесс развития коммуникативных навыков обучающихся 10-х классов.
Предмет: средства развития коммуникативных навыков у обучающихся 10-х классов средствами электронной образовательной платформы
Гипотеза: развитие коммуникативных навыков у обучающихся 10-х классов средствами электронной образовательной платформы будет более результативным, если разработать и реализовать следующие средства:
- использование в ходе работы по развитию коммуникативных навыков осуществляется на основе диагностики индивидуальных особенностей двух уровней: базовых свойств личности, как основы коммуникативных навыков и общих способностей к общению;
- организация в ходе работы деловых игр, имитирующих ситуации коммуникации на основе имеющегося субъективного опыта и имеющихся способов общения и обучения;
- применение в ходе работы ресурсов электронной платформы, включающей в себя: видео-контент, упражнения по выстраиванию коммуникации, ресурсы педагогического сопровождения и практик продуктивной коммуникации
В данной работе рассматривалась необходимость создания образовательной онлайн платформы, которая бы повысила интерес обучающихся к развитию своих коммуникативных навыков.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования, предлагаемая гипотеза, которая заключалась в том, что развитие коммуникативных навыков у обучающихся 10-х классов средствами электронной образовательной платформы будет более результативным, если разработать и реализовать следующие средства:
- использование в ходе работы по развитию коммуникативных навыков осуществляется на основе диагностики индивидуальных особенностей двух уровней: базовых свойств личности, как основы коммуникативных навыков и общих способностей к общению;
- организация в ходе работы деловых игр, имитирующих ситуации коммуникации на основе имеющегося субъективного опыта и имеющихся способов общения и обучения;
- применение в ходе работы ресурсов электронной платформы, включающей в себя: видео-контент, упражнения по выстраиванию коммуникации, ресурсы педагогического сопровождения и практик продуктивной коммуникации.
Для проверки гипотезы была поставлена цель, определены задачи.
Главной целью работы была разработка и реализация средств развития коммуникативных навыков у обучающихся 10-х классов средствами электронной образовательной платформы.
В ходе работы была изучена специальная педагогическая литература, которая позволила осветить теоретический аспект формирования коммуникативных навыков у обучающихся старшего школьного возраста, а также методы по использованию средств электронных образовательных платформ.
Базой исследования являлась Красноярская СОШ № 94, участниками исследования были обучающиеся десятого класса.
По итогам проведенной апробации разработанного мной образовательного курса по развитию и повышению уровня коммуникативных навыков у обучающихся десятых классов, были выявлены достоинства во внедрении в образовательный процесс такой системы, как «Одностраничный сайт», которая рассматривалась в ходе разработки данного курса. Данная система визуально даёт нужный эффект, который заинтересовывает обучающихся своей новизной и отсутствием необходимости «разбираться» в системе сайта, всего лишь прокручивая его до необходимого компонента. Также данная система была положительно принята самими обучающимися, которые активно проявляли себя в ходе обучения и охотно давали обратную связь, благодаря которой удалось оценить должным образом данную разработку.
1 Абрамова, В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков /В.Е. Абрамова // Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.
2 Агафонова, И.Н. Программа «Уроки общения для детей «Я и мы» /И.Н. Агфонова. - СПб.: Питер, 2003.- 70 с.
3 Александрова, О. А. Формирование коммуникативных способностей общения /О.А. Александрова. — М.: Просвещение, 2005. — 26 с.
4 Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов — 5 изд /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
5 Аникеева, Н.П. Обучение школьников способам общения// Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1999. - С. 131¬183.
6 Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий /А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
7 Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие /О.А. Баева. - Минск: Новое знание, 2000. - 328 с.
8 Батаршев, А.В. Психология личности и общения /А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
9 Батищев, Г.С. Единство деятельности и общения /Г.С. Батищев // Принципы материалистической диалектики как теории познания. - М.: Наука, 1994. - С. 194-210-х.
10 Белых, С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся /С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18.
11 Борисов, А. Роскошь человеческого общения /А. Борисов. - М.: Менеджер, 2010-х. - 176 с.
12 Браим, К.Н. Этика делового общения /К.Н. Браим. - Минск, 2006. - 325с.
13 Брудный, А. А Психология общения. Понимание и общение /А.А. Брудный. - М.: Лист, 1999 . - 384с.
14 Введение в практическую социальную психологию. //Под.ред. Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьевой О.В.- М.: Инфра - М, 1996. - 356с.
15 Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения /Т.Г. Григорьева. - М.: Сентябрь, 2007. - 364с.
16 Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных способностей / М. В. Григорьева // Начальная школа. - 2003. - № 10-х. - С. 10-х3.
17 Глозман, Ж.М. Нарушения общения и школьная дезадаптация /Ж.М. Глозман // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 2011. - № 3.
18 Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие /Ж.М. Глозман. - М.: Академия, 2002. — 199 с.
19 Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. /Н.И. Дереклеева - М.: Норма, 2005. - 167 с.
20 Ерастов, Н.П. Психология общения. Пособие для студентов- психологов /Н.П. Ерастов. -Ярославль, 2009. - 320с.
21 Ефимова, Н.С. Психология общения: практикум по психологии /Н.С. Ефимова. - М.: ИНФА, 2006. - 192 с.
22 Жажева, С.А. Теоретический анализ дефиниции «коммуникативная компетенция» /С.А. Жажева // Новые Технологии. - 2010-х. - № 4.
23 Жуков, Ю.М. Эффективность делового общения /Ю.М. Жуков. - М.: Владос, 2008. - 340с.
24 Зайцева, К. П. К вопросу о формировании у младших школьников навыков общения /К.П. Зайцева // Начальная школа: вчера, сегодня, - № 5. -2011. - с. 48-51.
25 Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и пере- раб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
26 Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика /Е.И. Изотова. - М.: Академия, 2009. - 299 с.
27 Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В.А.Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1995. -418 с.
28 Крижанская, Ю.С. Грамматика общения /Ю. С. Крижанская. - Спб: Питер, 2005. -279 с.
29 Лабунская, В. Психология затрудненного общения /В. Лабунская. - М.: Академия, 2011. — 288 с.
30 Львов, М. Р. Риторика. Культура речи : учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вуза / М. Р. Львов. - М. : Изд. Центр «Академия», 2003. - 272 с.
31 Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. Пособие /Н.И. Леонов. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 212 с. - (Б-ка психолога).
32 Мурашов, А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех (общая риторика в компактном изложении) /А.А. Мурашов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 93 с.
33 Панасюк, А.Ю. Управленческое общение. Практические советы /А.Ю. Панасюк. - М.: Экономика, 1990. - 112 с.
34 Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учеб. Пособие /А.П. Панфилова. - Спб.: Знание: ИВЭСЭП, 2001. - 496 с.
35 Петренко, А. Безопасность коммуникаций делового человека /А. Петренко. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - 208 с.
365 Петровский, А. В. Социальная психология // А.В.Петровский, В.В. Абраменкова - М.: Педагогика, 1987. - 520с.
37 Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2000. - 327 с.
38 Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. // Е.И.Рогов - М.: Педагогика, 2000. - 630с.
39 Содномов, С.Ц. Принципы формирования коммуникативных способностей младших школьников /С.Ц. Содномов// Начальная школа.-2011. - №1.
40 Снетков, В.М. Психология коммуникации в организациях /В.М. Снетков. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 192 с.
41 Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления /Л.Д. Столяренко. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 358с.
42 Фомин, Ю.А. Психология делового общения /Ю.А. Фомин. - Минск: Амолфея, 2000. - 384 с.
43 Шипицына, Л.М. Навыки общения /Л.М. Шипицына. - СПб.: Питер, 2011. - 320с.