Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 ых классов посредством разработки ресурсной карты в среде IMindMap
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения
обучающихся 8-9 классов в малых городах 7
1.1 Педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения обучающихся 8-9 класса 7
1.2 Особенности профессионального самоопределения обучающихся 8-9
классов в малых городах 11
1.3 Среда IMindMap как способ визуализации ресурсной карты 17
2 Проект педагогического сопровождения с использованием среды IMindMap 23
2.1 Тактики планирования профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов в пгт. Раздолинск 23
2.3 Комплекс мероприятий по педагогическому сопровождению
обучающихся с использованием среды IMindMap 36
2.4 Апробация и анализ результатов 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Ж
1 Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения
обучающихся 8-9 классов в малых городах 7
1.1 Педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения обучающихся 8-9 класса 7
1.2 Особенности профессионального самоопределения обучающихся 8-9
классов в малых городах 11
1.3 Среда IMindMap как способ визуализации ресурсной карты 17
2 Проект педагогического сопровождения с использованием среды IMindMap 23
2.1 Тактики планирования профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов в пгт. Раздолинск 23
2.3 Комплекс мероприятий по педагогическому сопровождению
обучающихся с использованием среды IMindMap 36
2.4 Апробация и анализ результатов 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Ж
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования, профессиональных стандартов «Педагог», «Преподаватель» ориентировано на реализацию психолого¬педагогического сопровождения образовательного процесса, позволяющего обеспечить обучающимся движение по индивидуальной образовательной траектории, в том числе, в области профессионального самоопределения. Это относится как к обучающимся, успешно осваивающим программу основного образования, так и к тем обучающимся, кто после 9 класса продолжает обучение в СПО [1].
В своих выступлениях президент подчеркивает, что «тема развития системы среднего профессионального образования очень важная для экономики нашей страны. Этот вопрос, как и обновление всей системы образования, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих кадров, является одним из ключевых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан».
В настоящее время разрабатываются новые стандарты профессионального образования «ФГОС ТОП-50» [2]. Формируется образ выпускника СПО как оператора, способного управлять сложными техническими устройствами, обладающего современными знаниями и компетенциями, в том числе в таких сложнейших отраслях, как сопровождение IT-систем разных областей жизни. Организуется среда в профессиональных образовательных учреждениях, внутри которой студенты могут почувствовать себя успешными.
Вместе с предприятиями сделан значительный шаг вперёд в развитии дуального образования, в котором тесно интегрированы обучение и практика. Бизнес всё чаще берёт под своё начало колледжи и техникумы. Студенты СПО активно участвуют в чемпионате WorldSkills [3].
В связи с происходящими изменениями, актуальными становятся вопросы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся. Для обучающихся, планирующих завершение обучения после 9 класса обучение в техникуме может стать реальным шансом повышения уровня жизни. Выбор профессии обучающимися и нацеленная на это профориентация важны как с точки зрения развития общества в целом, так и с позиции определения жизненных планов человека.
Понятие «профессиональное самоопределение» рассматривается в трудах Э. Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т. М. Ковалевой, Н.С. Пряжникова и др. Процесс профессионального самоопределения актуален для жителей больших и малых городов. Наша работа находится в контексте трудов М.В. Никитинского, С.В. Стенниковой и др. [4, 5], которые изучают процесс профессионального самоопределения школьников в малых городах России. Один из базовых инструментов работы с образом профессионального будущего — визуализация траектории профессионального самоопределения.
Все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9ых классов посредством разработки ресурсной карты в среде IMindMap».
Проблема: как организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения для обучающихся, собирающихся завершить обучение после 9 класса так, чтобы у них появился способ визуализации возможностей профессионального самоопределения?
Цель исследования: разработка серии занятий, направленных на педагогическое сопровождение обучающихся 8-9 классов в малом городе Красноярского края посредством разработки ресурсной карты с использованием среды IMindMap.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов в малых городах.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение разработки ресурсной карты для профессионального самоопределения обучающимися 8-9 классов в МБОУ Раздолинская СОШ, ориентированных на поступление в колледж после 9 класса.
Гипотеза исследования заключается в том, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов будет результативным, если:
— содержание педагогического сопровождения будет направлено на выявление и осмысление обучающимися своих образовательных и учебно-профессиональных ориентиров и путей их достижения;
— информирование обучающихся о возможностях профессионального самоопределения: о профессиях, социально-экономическом развитии региона, о современных компетенциях и компетенциях будущего;
— при педагогическом сопровождении будет использована среда IMindMap для визуализации траекторий профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Дать характеристики педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов.
2. Описать особенности профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов в малых городах.
3. Выявить тактики планирования профессионального самоопределения обучающимися 8-9 классов в пгт. Раздолинск.
4. Подготовить информацию о возможностях профессионального самоопределения для обучающихся 8-9 классов: о профессиях, социально-экономическом развитии региона, о современных компетенциях и компетенциях будущего.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий с использованием IMindMap как средства визуализации траекторий профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам, классным руководителям при проведении классных часов, направленных по профессиональное самоопределение обучающихся 8-9 классов. Школьному психологу и тьютору, оказывающим помощь в профессиональном самоопределении старшеклассникам, родителям выпускников, которые непосредственно принимают участие в профессиональном самоопределении своих детей, а также самим выпускникам средней школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и шести приложений.
В своих выступлениях президент подчеркивает, что «тема развития системы среднего профессионального образования очень важная для экономики нашей страны. Этот вопрос, как и обновление всей системы образования, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих кадров, является одним из ключевых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан».
В настоящее время разрабатываются новые стандарты профессионального образования «ФГОС ТОП-50» [2]. Формируется образ выпускника СПО как оператора, способного управлять сложными техническими устройствами, обладающего современными знаниями и компетенциями, в том числе в таких сложнейших отраслях, как сопровождение IT-систем разных областей жизни. Организуется среда в профессиональных образовательных учреждениях, внутри которой студенты могут почувствовать себя успешными.
Вместе с предприятиями сделан значительный шаг вперёд в развитии дуального образования, в котором тесно интегрированы обучение и практика. Бизнес всё чаще берёт под своё начало колледжи и техникумы. Студенты СПО активно участвуют в чемпионате WorldSkills [3].
В связи с происходящими изменениями, актуальными становятся вопросы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся. Для обучающихся, планирующих завершение обучения после 9 класса обучение в техникуме может стать реальным шансом повышения уровня жизни. Выбор профессии обучающимися и нацеленная на это профориентация важны как с точки зрения развития общества в целом, так и с позиции определения жизненных планов человека.
Понятие «профессиональное самоопределение» рассматривается в трудах Э. Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т. М. Ковалевой, Н.С. Пряжникова и др. Процесс профессионального самоопределения актуален для жителей больших и малых городов. Наша работа находится в контексте трудов М.В. Никитинского, С.В. Стенниковой и др. [4, 5], которые изучают процесс профессионального самоопределения школьников в малых городах России. Один из базовых инструментов работы с образом профессионального будущего — визуализация траектории профессионального самоопределения.
Все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9ых классов посредством разработки ресурсной карты в среде IMindMap».
Проблема: как организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения для обучающихся, собирающихся завершить обучение после 9 класса так, чтобы у них появился способ визуализации возможностей профессионального самоопределения?
Цель исследования: разработка серии занятий, направленных на педагогическое сопровождение обучающихся 8-9 классов в малом городе Красноярского края посредством разработки ресурсной карты с использованием среды IMindMap.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов в малых городах.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение разработки ресурсной карты для профессионального самоопределения обучающимися 8-9 классов в МБОУ Раздолинская СОШ, ориентированных на поступление в колледж после 9 класса.
Гипотеза исследования заключается в том, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов будет результативным, если:
— содержание педагогического сопровождения будет направлено на выявление и осмысление обучающимися своих образовательных и учебно-профессиональных ориентиров и путей их достижения;
— информирование обучающихся о возможностях профессионального самоопределения: о профессиях, социально-экономическом развитии региона, о современных компетенциях и компетенциях будущего;
— при педагогическом сопровождении будет использована среда IMindMap для визуализации траекторий профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Дать характеристики педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов.
2. Описать особенности профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов в малых городах.
3. Выявить тактики планирования профессионального самоопределения обучающимися 8-9 классов в пгт. Раздолинск.
4. Подготовить информацию о возможностях профессионального самоопределения для обучающихся 8-9 классов: о профессиях, социально-экономическом развитии региона, о современных компетенциях и компетенциях будущего.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий с использованием IMindMap как средства визуализации траекторий профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам, классным руководителям при проведении классных часов, направленных по профессиональное самоопределение обучающихся 8-9 классов. Школьному психологу и тьютору, оказывающим помощь в профессиональном самоопределении старшеклассникам, родителям выпускников, которые непосредственно принимают участие в профессиональном самоопределении своих детей, а также самим выпускникам средней школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и шести приложений.
В связи с существенными изменениями в экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества особое внимание школы должно быть направлено на профессиональное самоопределение обучающихся.
Целью представленного исследование было разработать серию занятий, направленных на педагогическое сопровождение обучающихся 8-9 классов в малом городе Красноярского края посредством разработки ресурсной карты с использованием среды IMindMap. При достижении данной цели мы опирались на гипотезу, согласно которой педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов будет результативным, если содержание педагогического сопровождения будет направлено на выявление и осмысление обучающимися своих образовательных, учебно-профессиональных ориентиров и путей их достижения, информирование обучающихся о возможностях профессионального самоопределения, таких как: профессии, социально-экономическое развитие региона, современные компетенции и компетенциях будущего. Среда IMindMap используется для визуализации траекторий профессионального самоопределения.
Изучив теоретические основы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов посредством разработки ресурсной карты в среде IMindMap, мы пришли к следующим выводам.
Профессиональное самоопределение как процесс, включает в себя определение целей и постановку задач, разработку способов по их достижению, соотнесение и выбор ценностей и идеалов, осмысление и осознание собственной системы жизненных смыслов и принципов, определение собственноличной позиции личности по отношению к тому или иному вопросу;
В настоящее время, сопровождение профессионального самоопределения как процесса, требующего постановку целей и индивидуализации — профессиональная задача тьютора. Сопоставляя определения Т.М. Ковалевой и её коллег о представлении тьюторской компетенции педагога и формулировку умения о реализации индивидуальных образовательных маршрутов, можно сказать, что педагогическое сопровождение — тьюторская компетентность современного учителя.
Место проживания является одним из главных обстоятельств в процессе профессионального самоопределения обучающихся, обусловливая различия в степени влияния тех или иных факторов на выбор той сферы трудовой деятельности, которая соответствует как индивидуальным способностям личности, так и общественным интересам. Обучающиеся, проживающие в малом городе, раньше начинают задумываться о той профессии, которую они могут получить, исходя из возможностей, которые предоставляют им имеющиеся в городе учреждения среднего профессионального и высшего образования.
Преимущество использования ментальных карт — это визуализация мыслей обучающегося. Инструмент становится незаменимым при реализации индивидуальной образовательной траектории (ПОТ).
Для отбора участников в группу с целью проведения семинара «Мое профессиональное будущее», а также для информации об интересах обучающихся, их уровне успеваемости, ориентиров и способов планирования профессионального будущего, нами была разработана анкета «Планирование профессионального будущего» для обучающихся 8-9 классов МБОУ Раздолинская СОШ. Набранная группа состоит из 12 человек, которые не планируют обучение в 11 классе, успеваемость которых 4-3, материальное положение среднее и ниже среднего, и, обучающиеся, которые планируют поступать в КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум».
Семинар состоял из трех этапов:
1) Анкетирование по методике А.Е. Климова «Определение типа будущей профессии»;
2) Лекция «Профессиональное будущее»;
3) Создание и презентация ресурсных карт «Я и мое профессиональное будущее», разработанных в среде IMindMap.
Вывод по первому этапу: у обучающихся предрасположенность к профессиям технического типа, такие как слесарь, монтажник, сварщик и др. нет предрасположенности к работе с людьми, профессиями, которые связанны с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, театральной деятельности.
Ввод по второму этапу: обучающиеся прослушали лекцию «Профессиональное будущее», узнали про то, что на рынке труда Красноярского края востребованы рабочие профессии. Обучающиеся проинформированы о том, в каких образовательных учреждениях Красноярского края можно получить ту или иную профессию. Предоставлены возможные места будущей работы в Красноярском крае в разных отраслях, такие как: нефте и золотодобывающие промышленности, строительство и др.
Вывод по третьему этапу: раньше у участников был только один исход - сдача ОГЭ и поступление в КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум», устройство на работу в одно из предприятий пгт. Раздолинска, то сейчас видно, что у ребят появился выбор учебных заведений, места проживания, профессий и перспективное место работы в другом городе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения состоялось, потому что обучающиеся усвоили, что кроме завершения обучения в школе после 9 класса и поступления в КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум», существуют другие тактики планирования профессионального самоопределения.
В качестве продолжения работы с обучающимися можно предложить работу над проектированием профессиональных проб и обсуждение с участниками семинара распределение ответственности между наставником, мастером и обучающимся при освоении профессии, введение в школе элементов тьюторского сопровождения и их описание.
Целью представленного исследование было разработать серию занятий, направленных на педагогическое сопровождение обучающихся 8-9 классов в малом городе Красноярского края посредством разработки ресурсной карты с использованием среды IMindMap. При достижении данной цели мы опирались на гипотезу, согласно которой педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов будет результативным, если содержание педагогического сопровождения будет направлено на выявление и осмысление обучающимися своих образовательных, учебно-профессиональных ориентиров и путей их достижения, информирование обучающихся о возможностях профессионального самоопределения, таких как: профессии, социально-экономическое развитие региона, современные компетенции и компетенциях будущего. Среда IMindMap используется для визуализации траекторий профессионального самоопределения.
Изучив теоретические основы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов посредством разработки ресурсной карты в среде IMindMap, мы пришли к следующим выводам.
Профессиональное самоопределение как процесс, включает в себя определение целей и постановку задач, разработку способов по их достижению, соотнесение и выбор ценностей и идеалов, осмысление и осознание собственной системы жизненных смыслов и принципов, определение собственноличной позиции личности по отношению к тому или иному вопросу;
В настоящее время, сопровождение профессионального самоопределения как процесса, требующего постановку целей и индивидуализации — профессиональная задача тьютора. Сопоставляя определения Т.М. Ковалевой и её коллег о представлении тьюторской компетенции педагога и формулировку умения о реализации индивидуальных образовательных маршрутов, можно сказать, что педагогическое сопровождение — тьюторская компетентность современного учителя.
Место проживания является одним из главных обстоятельств в процессе профессионального самоопределения обучающихся, обусловливая различия в степени влияния тех или иных факторов на выбор той сферы трудовой деятельности, которая соответствует как индивидуальным способностям личности, так и общественным интересам. Обучающиеся, проживающие в малом городе, раньше начинают задумываться о той профессии, которую они могут получить, исходя из возможностей, которые предоставляют им имеющиеся в городе учреждения среднего профессионального и высшего образования.
Преимущество использования ментальных карт — это визуализация мыслей обучающегося. Инструмент становится незаменимым при реализации индивидуальной образовательной траектории (ПОТ).
Для отбора участников в группу с целью проведения семинара «Мое профессиональное будущее», а также для информации об интересах обучающихся, их уровне успеваемости, ориентиров и способов планирования профессионального будущего, нами была разработана анкета «Планирование профессионального будущего» для обучающихся 8-9 классов МБОУ Раздолинская СОШ. Набранная группа состоит из 12 человек, которые не планируют обучение в 11 классе, успеваемость которых 4-3, материальное положение среднее и ниже среднего, и, обучающиеся, которые планируют поступать в КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум».
Семинар состоял из трех этапов:
1) Анкетирование по методике А.Е. Климова «Определение типа будущей профессии»;
2) Лекция «Профессиональное будущее»;
3) Создание и презентация ресурсных карт «Я и мое профессиональное будущее», разработанных в среде IMindMap.
Вывод по первому этапу: у обучающихся предрасположенность к профессиям технического типа, такие как слесарь, монтажник, сварщик и др. нет предрасположенности к работе с людьми, профессиями, которые связанны с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, театральной деятельности.
Ввод по второму этапу: обучающиеся прослушали лекцию «Профессиональное будущее», узнали про то, что на рынке труда Красноярского края востребованы рабочие профессии. Обучающиеся проинформированы о том, в каких образовательных учреждениях Красноярского края можно получить ту или иную профессию. Предоставлены возможные места будущей работы в Красноярском крае в разных отраслях, такие как: нефте и золотодобывающие промышленности, строительство и др.
Вывод по третьему этапу: раньше у участников был только один исход - сдача ОГЭ и поступление в КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум», устройство на работу в одно из предприятий пгт. Раздолинска, то сейчас видно, что у ребят появился выбор учебных заведений, места проживания, профессий и перспективное место работы в другом городе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения состоялось, потому что обучающиеся усвоили, что кроме завершения обучения в школе после 9 класса и поступления в КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум», существуют другие тактики планирования профессионального самоопределения.
В качестве продолжения работы с обучающимися можно предложить работу над проектированием профессиональных проб и обсуждение с участниками семинара распределение ответственности между наставником, мастером и обучающимся при освоении профессии, введение в школе элементов тьюторского сопровождения и их описание.



