ВВЕДЕНИЕ 3
1 Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения
обучающихся 8-9 классов в малых городах 7
1.1 Педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения обучающихся 8-9 класса 7
1.2 Особенности профессионального самоопределения обучающихся 8-9
классов в малых городах 11
1.3 Среда IMindMap как способ визуализации ресурсной карты 17
2 Проект педагогического сопровождения с использованием среды IMindMap 23
2.1 Тактики планирования профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов в пгт. Раздолинск 23
2.3 Комплекс мероприятий по педагогическому сопровождению
обучающихся с использованием среды IMindMap 36
2.4 Апробация и анализ результатов 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Ж
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования, профессиональных стандартов «Педагог», «Преподаватель» ориентировано на реализацию психолого¬педагогического сопровождения образовательного процесса, позволяющего обеспечить обучающимся движение по индивидуальной образовательной траектории, в том числе, в области профессионального самоопределения. Это относится как к обучающимся, успешно осваивающим программу основного образования, так и к тем обучающимся, кто после 9 класса продолжает обучение в СПО [1].
В своих выступлениях президент подчеркивает, что «тема развития системы среднего профессионального образования очень важная для экономики нашей страны. Этот вопрос, как и обновление всей системы образования, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих кадров, является одним из ключевых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан».
В настоящее время разрабатываются новые стандарты профессионального образования «ФГОС ТОП-50» [2]. Формируется образ выпускника СПО как оператора, способного управлять сложными техническими устройствами, обладающего современными знаниями и компетенциями, в том числе в таких сложнейших отраслях, как сопровождение IT-систем разных областей жизни. Организуется среда в профессиональных образовательных учреждениях, внутри которой студенты могут почувствовать себя успешными.
Вместе с предприятиями сделан значительный шаг вперёд в развитии дуального образования, в котором тесно интегрированы обучение и практика. Бизнес всё чаще берёт под своё начало колледжи и техникумы. Студенты СПО активно участвуют в чемпионате WorldSkills [3].
В связи с происходящими изменениями, актуальными становятся вопросы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся. Для обучающихся, планирующих завершение обучения после 9 класса обучение в техникуме может стать реальным шансом повышения уровня жизни. Выбор профессии обучающимися и нацеленная на это профориентация важны как с точки зрения развития общества в целом, так и с позиции определения жизненных планов человека.
Понятие «профессиональное самоопределение» рассматривается в трудах Э. Ф. Зеера, Е.А. Климова, Т. М. Ковалевой, Н.С. Пряжникова и др. Процесс профессионального самоопределения актуален для жителей больших и малых городов. Наша работа находится в контексте трудов М.В. Никитинского, С.В. Стенниковой и др. [4, 5], которые изучают процесс профессионального самоопределения школьников в малых городах России. Один из базовых инструментов работы с образом профессионального будущего — визуализация траектории профессионального самоопределения.
Все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9ых классов посредством разработки ресурсной карты в среде IMindMap».
Проблема: как организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения для обучающихся, собирающихся завершить обучение после 9 класса так, чтобы у них появился способ визуализации возможностей профессионального самоопределения?
Цель исследования: разработка серии занятий, направленных на педагогическое сопровождение обучающихся 8-9 классов в малом городе Красноярского края посредством разработки ресурсной карты с использованием среды IMindMap.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов в малых городах.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение разработки ресурсной карты для профессионального самоопределения обучающимися 8-9 классов в МБОУ Раздолинская СОШ, ориентированных на поступление в колледж после 9 класса.
Гипотеза исследования заключается в том, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов будет результативным, если:
— содержание педагогического сопровождения будет направлено на выявление и осмысление обучающимися своих образовательных и учебно-профессиональных ориентиров и путей их достижения;
— информирование обучающихся о возможностях профессионального самоопределения: о профессиях, социально-экономическом развитии региона, о современных компетенциях и компетенциях будущего;
— при педагогическом сопровождении будет использована среда IMindMap для визуализации траекторий профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Дать характеристики педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов.
2. Описать особенности профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов в малых городах.
3. Выявить тактики планирования профессионального самоопределения обучающимися 8-9 классов в пгт. Раздолинск.
4. Подготовить информацию о возможностях профессионального самоопределения для обучающихся 8-9 классов: о профессиях, социально-экономическом развитии региона, о современных компетенциях и компетенциях будущего.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий с использованием IMindMap как средства визуализации траекторий профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам, классным руководителям при проведении классных часов, направленных по профессиональное самоопределение обучающихся 8-9 классов. Школьному психологу и тьютору, оказывающим помощь в профессиональном самоопределении старшеклассникам, родителям выпускников, которые непосредственно принимают участие в профессиональном самоопределении своих детей, а также самим выпускникам средней школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и шести приложений.
В связи с существенными изменениями в экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества особое внимание школы должно быть направлено на профессиональное самоопределение обучающихся.
Целью представленного исследование было разработать серию занятий, направленных на педагогическое сопровождение обучающихся 8-9 классов в малом городе Красноярского края посредством разработки ресурсной карты с использованием среды IMindMap. При достижении данной цели мы опирались на гипотезу, согласно которой педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов будет результативным, если содержание педагогического сопровождения будет направлено на выявление и осмысление обучающимися своих образовательных, учебно-профессиональных ориентиров и путей их достижения, информирование обучающихся о возможностях профессионального самоопределения, таких как: профессии, социально-экономическое развитие региона, современные компетенции и компетенциях будущего. Среда IMindMap используется для визуализации траекторий профессионального самоопределения.
Изучив теоретические основы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов посредством разработки ресурсной карты в среде IMindMap, мы пришли к следующим выводам.
Профессиональное самоопределение как процесс, включает в себя определение целей и постановку задач, разработку способов по их достижению, соотнесение и выбор ценностей и идеалов, осмысление и осознание собственной системы жизненных смыслов и принципов, определение собственноличной позиции личности по отношению к тому или иному вопросу;
В настоящее время, сопровождение профессионального самоопределения как процесса, требующего постановку целей и индивидуализации — профессиональная задача тьютора. Сопоставляя определения Т.М. Ковалевой и её коллег о представлении тьюторской компетенции педагога и формулировку умения о реализации индивидуальных образовательных маршрутов, можно сказать, что педагогическое сопровождение — тьюторская компетентность современного учителя.
Место проживания является одним из главных обстоятельств в процессе профессионального самоопределения обучающихся, обусловливая различия в степени влияния тех или иных факторов на выбор той сферы трудовой деятельности, которая соответствует как индивидуальным способностям личности, так и общественным интересам. Обучающиеся, проживающие в малом городе, раньше начинают задумываться о той профессии, которую они могут получить, исходя из возможностей, которые предоставляют им имеющиеся в городе учреждения среднего профессионального и высшего образования.
Преимущество использования ментальных карт — это визуализация мыслей обучающегося. Инструмент становится незаменимым при реализации индивидуальной образовательной траектории (ПОТ).
Для отбора участников в группу с целью проведения семинара «Мое профессиональное будущее», а также для информации об интересах обучающихся, их уровне успеваемости, ориентиров и способов планирования профессионального будущего, нами была разработана анкета «Планирование профессионального будущего» для обучающихся 8-9 классов МБОУ Раздолинская СОШ. Набранная группа состоит из 12 человек, которые не планируют обучение в 11 классе, успеваемость которых 4-3, материальное положение среднее и ниже среднего, и, обучающиеся, которые планируют поступать в КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум».
Семинар состоял из трех этапов:
1) Анкетирование по методике А.Е. Климова «Определение типа будущей профессии»;
2) Лекция «Профессиональное будущее»;
3) Создание и презентация ресурсных карт «Я и мое профессиональное будущее», разработанных в среде IMindMap.
Вывод по первому этапу: у обучающихся предрасположенность к профессиям технического типа, такие как слесарь, монтажник, сварщик и др. нет предрасположенности к работе с людьми, профессиями, которые связанны с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, театральной деятельности.
Ввод по второму этапу: обучающиеся прослушали лекцию «Профессиональное будущее», узнали про то, что на рынке труда Красноярского края востребованы рабочие профессии. Обучающиеся проинформированы о том, в каких образовательных учреждениях Красноярского края можно получить ту или иную профессию. Предоставлены возможные места будущей работы в Красноярском крае в разных отраслях, такие как: нефте и золотодобывающие промышленности, строительство и др.
Вывод по третьему этапу: раньше у участников был только один исход - сдача ОГЭ и поступление в КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум», устройство на работу в одно из предприятий пгт. Раздолинска, то сейчас видно, что у ребят появился выбор учебных заведений, места проживания, профессий и перспективное место работы в другом городе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения состоялось, потому что обучающиеся усвоили, что кроме завершения обучения в школе после 9 класса и поступления в КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум», существуют другие тактики планирования профессионального самоопределения.
В качестве продолжения работы с обучающимися можно предложить работу над проектированием профессиональных проб и обсуждение с участниками семинара распределение ответственности между наставником, мастером и обучающимся при освоении профессии, введение в школе элементов тьюторского сопровождения и их описание.
1. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Текст]: офиц. текст принят Минист. Труда и соц. защиты от 24.06.2015. - № 514н.
2. Федеральный Государственный стандарт среднего общего образования [Текст]: офиц. текст от 06.05.2018.
3. Совещание по развитию системы среднего профобразования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kremlin.ru/
4. Никитинский, М.В. Социальный климат малых городов России [Текст] / М.В. Никитинский // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2010.
5. Стенникова, С.В. Особенности социализации подростка в малом городе [Текст] : С.В. Стенникова. - 2015
6. Шепелева, Е.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как социально-педагогическая проблема общества / Е.В. Шепелева,
С.В. Кузнецова // Известия самарского научного центра российской академии наук. - 2016. - С. 281-287.
7. Колесников, И.А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие / И.А. Колесников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2009 . - С. 71-76 .
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -1996.
9. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. - М., 1993.
10. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов. - М., 1983.
11. Пряжникова, ЕЮ. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова. - 2013.
12. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряяжников. - 2007.
13. Губанова, МИ. Профильное самоопределение младших школьников / Губанова, М.И., Ковалева Т. М. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012.
14. Ковалева Т.М Профессия тьютор / Т.М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. - М., 2012.
15. Глизбург, В.И. Тьюторское сопровождение в информационном пространстве школ В.И. Глизбург, О.Н. Перевезенцева // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2017.
16. Газман, О.С. Новые ценности образования: десять концепций и эссе / О.С. Газман. - М. : Инноватор. - 1995. - С. 153.
17. Региональный координационный центр WorldSkills [Электронный
ресурс] / Режим доступа:
https://worldskills.moscow/wsr_v_moskve/istorija_wsr/istorija_dvizhenija_worldskills_v_mire/.
18. ЮниорПрофи [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://juniorskills.ru/.
19. Чупахина, Л.Г. Жизненное самоопределение подростков категории сироты в условиях проживания в профессиональном лицее через формирование образа будущего / Л.Г. Чупахина. - 2013.
20. Меренков, А. В. Профессиональное самоопределение выпускников школ в современных условиях / Меренков, А. В., Мокерова Ю. В., Смирнова О. Г. // Известия Уральского федерального университета. - 2015. - № 2. - С. 140.
21. Сергиенко, Е.А. Субъектные факторы самоопределения современной молодежи Е. А. Сергиенко // Человек. Сообщество. Управление. - 2014. - №2. - С. 87-103.
22. Хмелева, Е.С. Особенности мегаполиса и его инфраструктуры / Е.С. Хмелева // Сервис в России и за рубежом. - 2007. - С. 194-197
23. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - М.ИНФРА-М. - 2011.
24. Балдандоржиев, Ж.Б. Гуманитарный вектор / Ж. Б. Балдандоржиев. - № 3. - 2011. - С. 112-119.
25. Меренков, А. В. Самоопределение учащихся : метод. пособие для учителей VIII-IX классов / А.В. Меренков. - М. - 2008.
26. Батырева, М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. Наук / М.В. Батырева. - Тюмень. - 2003.
27. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: офиц. текст принят 18.07.2013
28. Прахова Е. В. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников в большом и малом городе / Е. В. Прахова О. Г. Смирнова // Известия Уральского федерального университета. - № 2. - 2017.
29. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://atlas100.ru/catalog/
30. Зеер, Е.Ф. Психология профессионального развития / Е.Ф. Зеер. - 2009.
31. Пряжников, Н.С. Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - 2007.
32. Ковалева, Т.М. Личностно-ресурсная карта как дидактическое средство реализации антропологического подхода в образовании / Т.М. Ковалева // Письма в эмиссия.оффлайн: электронный научный журнал. -№ 2. -2012.
33. Лутина, Н.Э. Интеллект-карта: технология изображения информации: учебное пособие/ Н.Э.Лугина. - Томск: Изд-во Томск. - 2013. - С. 6-8.
34. Пак, Н.И. Гипермозг как основа становления ментальной дидактики. Интернет — свободный, безопасный, образовательный [Текст] / Н.И. Пак // Межрегион. науч.-практ. конф. (18-19 октября, 2013 г., г. Омск): сб. матер. / под общ. ред. М.П. Лапчика. - Омск: Полиграфический центр КАЛ, 2013. - С.278.
35. Дорощенко Е.Г. Технологии разработки ментальных учебников [Текст] / Е. Г. Дорошенко, Н. И. Пак, Н. В. Рукосуева, Л. Б. Хегай // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12. — С. 145-151.
36. Воробьева, В. М. Эффективное использование метода интеллект- карт на уроках [Текст] : методическое пособие / В. М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова. - Москва: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - С. 44.
37. Новикова С.Г. Использование Интеллект-Карт На Предметах гуманитарного цикла в школе / С.Г. Новикова // Гаудеамус. - 2016/
38. IMindMap [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://imindmap.com.
39. Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс] / Режим доступа:http: //www. krskstate. ru/proj ect/proj ects/pkrayproj.
40. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года "Инновационный край - 2020" [Текст] : офиц текст принят Губернатоом Краснояского кр. от 24.11.2011 № 218-уг/
41. Сумина, Е.В. Инновационная модульная программа развития предпринимательской деятельности на территориях Красноярского края / Е.В. Сумина, В.Н. Дергнунов, Г.В. Толстихин // Региональная экономика:
теория и практика. - 2012. - № 27. - С. 11-17.
42. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. -М.: Просвещение, 1991.
43. Online Test Pad [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://onlinetestpad.com/ru.
44. WorldSkills hi-tech [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://worldskills.ru/nashi-proektyi/chempionatyi-dlya-molodyix-
speczialistov/wsht/sorevnovaniya/kompetenczii.html