Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей,
в период адаптации к обучению
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение как модель создания условий для развития личности
1.2. Характеристика периода адаптации первокурсников к обучению 18
1.3 Психологические особенности студентов-первокурсников,
оставшихся без попечения родителей
2 Экспериментальное изучение психолого-педагогического 42
сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей,
в период адаптации к обучению
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Программа психолого-педагогического сопровождения
первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
2.3 Анализ эффективности программы психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А Результаты диагностики адаптации первокурсников, 78
оставшихся без попечения родителей
Приложение Б Программа психолого-педагогического сопровождения 86 первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей,
в период адаптации к обучению
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение как модель создания условий для развития личности
1.2. Характеристика периода адаптации первокурсников к обучению 18
1.3 Психологические особенности студентов-первокурсников,
оставшихся без попечения родителей
2 Экспериментальное изучение психолого-педагогического 42
сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей,
в период адаптации к обучению
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Программа психолого-педагогического сопровождения
первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
2.3 Анализ эффективности программы психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А Результаты диагностики адаптации первокурсников, 78
оставшихся без попечения родителей
Приложение Б Программа психолого-педагогического сопровождения 86 первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
В ситуации серьезных социально-экономических новшеств, проистекающие в российском обществе и государстве, проблема адаптации студентов, оставшихся без попечения родителей, их вхождение в общество наступает особенно важной для психолого-педагогической науки и практики, так как они, в силу своего особого общественного положения, более других молодых людей, подвержены отрицательному воздействию социальных процессов. Известно, что когда отсутствует полноценное, всестороннее семейное воспитание, то это приводит к нарушению социализации, и, впоследствии, к сложному вступлению в новую среду и освоению социальных ролей. Данная действительность приводит к тому, что студенты данной группы адаптируются к жизненному и образовательному пространству стихийным образом, путем проб и ошибок.
В результате данных фактов актуальной задачей становится обеспечение разностороннего развития личности студентов, оставшихся без попечения родителей, в процессе их профессиональной подготовки, создание условий для полноценного обогащения их социального опыта и успешной и положительной адаптации в нашем обществе. Это обуславливает, в свою очередь, настоятельную необходимость организации психолого¬педагогического сопровождения студентов данной группы в образовательном пространстве учебного заведения. Выше перечисленные обстоятельства позволили нам сформулировать тему нашего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению».
В отечественной психологии проблема адаптации изучалась по различным направлениям: процесс адаптации, как отношение к трудным жизненным условиям анализировали Д.А. Андреева, Г.В. Безюлёва; различные аспекты социально-психологической адаптации рассматривали А.Н.Кутейников, Н.Е. Лобанова, Е.И. Огарева.
Следующие авторы в своих работах изучали факторы, нарушающие процесс социального становления подрастающего поколения и приводящих к дезадаптации личности, а также определяли основные направления помощи дезадаптированной молодежи- С.А. Беличева; Т.П. Демидова, Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова.
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспектах психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Гипотеза: специально созданные условия психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, позволят успешно адаптироваться к обучению.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятия «психолого-педагогическое сопровождение», «адаптация к обучению».
2. Изучить психологические особенности студентов-первокурсников, оставшихся без попечения родителей.
3. Экспериментально изучить уровень адаптации к обучению первокурсников, оставшихся без попечения родителей.
4. Апробировать и проверить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы: (анализ,сопоставление, синтез, моделирование информации из теоретических источников).
2. Экспериментальные методы: тестирование (методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова; диагностическая анкета «Уровень адаптации студента к учебному заведению»; методика диагностики психологических характеристик, влияющих на дидактическую адаптацию студентов, Н.Ю.Мелькумова, Н.Г.Живаев; опросник изучения социально-психологической адаптации (опросник СПАК. Роджерса и Р. Даймонда).
3. Констатирующий эксперимент.
4. Формирующий эксперимент.
5. Метод количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база исследования представлена муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением КГПОУ Енисейский педагогический колледж г.Енисейска. Исследование проводилось в период с декабря 2017 г. по март 2018 г.
Выборка представлена студентами-первокурсниками, из них 15 первокурсников, оставшихся без попечения родителей, и15 студентов, проживающих с родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были обобщены сведения теоретического характера по проблеме психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению, сформулированы и рассмотрены основные понятия.
эффективность апробированной программы психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Результаты исследования были представлены на Внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск,2018); по результатам исследования была опубликована статья во Всероссийском сериальном издании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 наименования) и 2-х приложений. Основные выводы исследования отражены в 8 таблицах и 8 рисунках. Общий объем работы составляет 75 страниц.
В результате данных фактов актуальной задачей становится обеспечение разностороннего развития личности студентов, оставшихся без попечения родителей, в процессе их профессиональной подготовки, создание условий для полноценного обогащения их социального опыта и успешной и положительной адаптации в нашем обществе. Это обуславливает, в свою очередь, настоятельную необходимость организации психолого¬педагогического сопровождения студентов данной группы в образовательном пространстве учебного заведения. Выше перечисленные обстоятельства позволили нам сформулировать тему нашего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению».
В отечественной психологии проблема адаптации изучалась по различным направлениям: процесс адаптации, как отношение к трудным жизненным условиям анализировали Д.А. Андреева, Г.В. Безюлёва; различные аспекты социально-психологической адаптации рассматривали А.Н.Кутейников, Н.Е. Лобанова, Е.И. Огарева.
Следующие авторы в своих работах изучали факторы, нарушающие процесс социального становления подрастающего поколения и приводящих к дезадаптации личности, а также определяли основные направления помощи дезадаптированной молодежи- С.А. Беличева; Т.П. Демидова, Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова.
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспектах психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Гипотеза: специально созданные условия психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, позволят успешно адаптироваться к обучению.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятия «психолого-педагогическое сопровождение», «адаптация к обучению».
2. Изучить психологические особенности студентов-первокурсников, оставшихся без попечения родителей.
3. Экспериментально изучить уровень адаптации к обучению первокурсников, оставшихся без попечения родителей.
4. Апробировать и проверить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы: (анализ,сопоставление, синтез, моделирование информации из теоретических источников).
2. Экспериментальные методы: тестирование (методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова; диагностическая анкета «Уровень адаптации студента к учебному заведению»; методика диагностики психологических характеристик, влияющих на дидактическую адаптацию студентов, Н.Ю.Мелькумова, Н.Г.Живаев; опросник изучения социально-психологической адаптации (опросник СПАК. Роджерса и Р. Даймонда).
3. Констатирующий эксперимент.
4. Формирующий эксперимент.
5. Метод количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база исследования представлена муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением КГПОУ Енисейский педагогический колледж г.Енисейска. Исследование проводилось в период с декабря 2017 г. по март 2018 г.
Выборка представлена студентами-первокурсниками, из них 15 первокурсников, оставшихся без попечения родителей, и15 студентов, проживающих с родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были обобщены сведения теоретического характера по проблеме психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению, сформулированы и рассмотрены основные понятия.
эффективность апробированной программы психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Результаты исследования были представлены на Внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск,2018); по результатам исследования была опубликована статья во Всероссийском сериальном издании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 наименования) и 2-х приложений. Основные выводы исследования отражены в 8 таблицах и 8 рисунках. Общий объем работы составляет 75 страниц.
Проведенный теоретический анализ проблемы показал, что психолого- педагогическое сопровождение рассматривается как скоординированная профессиональная деятельность субъектов образовательного процесса, которая заключается в оказание первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Цель психолого-педагогического сопровождения - помощь студентам в саморазвитии, самореализации и овладении профессионально значимыми качествами.
Адаптация личности студента к обучению - это длительный, многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства, вызванный необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений. Результатом адаптации является адаптированность.
На процесс адаптации студентов-первокурсников влияют факторы - внешние и внутренние. Внешние влияют на приспособление личности к объективным проблемным ситуациям, а внутренние направлены на разрешение внутренних конфликтов, проблем личности.
Критериями адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза выступают: успешность учебной деятельности; эмоциональное состояние; сформированное™ личностных качеств студентов, характеризующих их как субъектов образовательного процесса.
Студенты-первокурсники, оставшиеся без попечения родителей, характеризуются низким уровнем социальной, учебной и бытовой адаптации, узкой базой поведенческих моделей реагирования на ситуацию; отсутствием семейно-ролевой модели воспитания; иждивенчеством, избеганием ответственности за свои решения.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в группе студентов, оставшихся без попечения родителей, преобладал преимущественно средний уровень показателей адаптации, со смещением к результатам с низкими показателями, таким как низкие показатели адаптации к учебной группе, к учебной деятельности. Средний уровень адаптации был выявлен в отношении поведения на занятиях и отношении к преподавателю, в эмоциях, учебной активности, обычными взаимоотношениями с одногруппниками. Более чем у половины студентов, оставшихся без попечения родителей, преобладает средний уровень адаптации по показателям любознательности, организованности, активности, со смещением в сторону низкого уровня адаптации, что указывает на проблемы адаптации к обучению у части этих студентов. Испытуемые на низком уровне имели показатели адаптации и высокие показатели дезадаптации, неприятия себя и других, испытывали эмоциональный дискомфорт, были ведомыми, обладали низким уровнем стремления к эскапизму.
После реализации программы психолого-педагогического сопровождения, повторный этап исследования показал, что у первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению произошли изменения в уровне адаптации, которая у большинства студентов выявлена на среднем уровне, со смещением части студентов в группу с высокими результатами адаптации
У студентов, проживающих с родителями, сохраняются практически без изменений выявленные ранее показатели уровня адаптации. Таким образом, значимой динамики в группе студентов, проживающих с родителями, не было выявлено.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение на данной выборке исследования.
Адаптация личности студента к обучению - это длительный, многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства, вызванный необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений. Результатом адаптации является адаптированность.
На процесс адаптации студентов-первокурсников влияют факторы - внешние и внутренние. Внешние влияют на приспособление личности к объективным проблемным ситуациям, а внутренние направлены на разрешение внутренних конфликтов, проблем личности.
Критериями адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза выступают: успешность учебной деятельности; эмоциональное состояние; сформированное™ личностных качеств студентов, характеризующих их как субъектов образовательного процесса.
Студенты-первокурсники, оставшиеся без попечения родителей, характеризуются низким уровнем социальной, учебной и бытовой адаптации, узкой базой поведенческих моделей реагирования на ситуацию; отсутствием семейно-ролевой модели воспитания; иждивенчеством, избеганием ответственности за свои решения.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в группе студентов, оставшихся без попечения родителей, преобладал преимущественно средний уровень показателей адаптации, со смещением к результатам с низкими показателями, таким как низкие показатели адаптации к учебной группе, к учебной деятельности. Средний уровень адаптации был выявлен в отношении поведения на занятиях и отношении к преподавателю, в эмоциях, учебной активности, обычными взаимоотношениями с одногруппниками. Более чем у половины студентов, оставшихся без попечения родителей, преобладает средний уровень адаптации по показателям любознательности, организованности, активности, со смещением в сторону низкого уровня адаптации, что указывает на проблемы адаптации к обучению у части этих студентов. Испытуемые на низком уровне имели показатели адаптации и высокие показатели дезадаптации, неприятия себя и других, испытывали эмоциональный дискомфорт, были ведомыми, обладали низким уровнем стремления к эскапизму.
После реализации программы психолого-педагогического сопровождения, повторный этап исследования показал, что у первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению произошли изменения в уровне адаптации, которая у большинства студентов выявлена на среднем уровне, со смещением части студентов в группу с высокими результатами адаптации
У студентов, проживающих с родителями, сохраняются практически без изменений выявленные ранее показатели уровня адаптации. Таким образом, значимой динамики в группе студентов, проживающих с родителями, не было выявлено.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение на данной выборке исследования.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-
СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-сирот
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



