Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей,
в период адаптации к обучению
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение как модель создания условий для развития личности
1.2. Характеристика периода адаптации первокурсников к обучению 18
1.3 Психологические особенности студентов-первокурсников,
оставшихся без попечения родителей
2 Экспериментальное изучение психолого-педагогического 42
сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей,
в период адаптации к обучению
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Программа психолого-педагогического сопровождения
первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
2.3 Анализ эффективности программы психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А Результаты диагностики адаптации первокурсников, 78
оставшихся без попечения родителей
Приложение Б Программа психолого-педагогического сопровождения 86 первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
В ситуации серьезных социально-экономических новшеств, проистекающие в российском обществе и государстве, проблема адаптации студентов, оставшихся без попечения родителей, их вхождение в общество наступает особенно важной для психолого-педагогической науки и практики, так как они, в силу своего особого общественного положения, более других молодых людей, подвержены отрицательному воздействию социальных процессов. Известно, что когда отсутствует полноценное, всестороннее семейное воспитание, то это приводит к нарушению социализации, и, впоследствии, к сложному вступлению в новую среду и освоению социальных ролей. Данная действительность приводит к тому, что студенты данной группы адаптируются к жизненному и образовательному пространству стихийным образом, путем проб и ошибок.
В результате данных фактов актуальной задачей становится обеспечение разностороннего развития личности студентов, оставшихся без попечения родителей, в процессе их профессиональной подготовки, создание условий для полноценного обогащения их социального опыта и успешной и положительной адаптации в нашем обществе. Это обуславливает, в свою очередь, настоятельную необходимость организации психолого¬педагогического сопровождения студентов данной группы в образовательном пространстве учебного заведения. Выше перечисленные обстоятельства позволили нам сформулировать тему нашего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению».
В отечественной психологии проблема адаптации изучалась по различным направлениям: процесс адаптации, как отношение к трудным жизненным условиям анализировали Д.А. Андреева, Г.В. Безюлёва; различные аспекты социально-психологической адаптации рассматривали А.Н.Кутейников, Н.Е. Лобанова, Е.И. Огарева.
Следующие авторы в своих работах изучали факторы, нарушающие процесс социального становления подрастающего поколения и приводящих к дезадаптации личности, а также определяли основные направления помощи дезадаптированной молодежи- С.А. Беличева; Т.П. Демидова, Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова.
Цель исследования: изучение в теоретическом и прикладном аспектах психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Гипотеза: специально созданные условия психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, позволят успешно адаптироваться к обучению.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятия «психолого-педагогическое сопровождение», «адаптация к обучению».
2. Изучить психологические особенности студентов-первокурсников, оставшихся без попечения родителей.
3. Экспериментально изучить уровень адаптации к обучению первокурсников, оставшихся без попечения родителей.
4. Апробировать и проверить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы: (анализ,сопоставление, синтез, моделирование информации из теоретических источников).
2. Экспериментальные методы: тестирование (методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова; диагностическая анкета «Уровень адаптации студента к учебному заведению»; методика диагностики психологических характеристик, влияющих на дидактическую адаптацию студентов, Н.Ю.Мелькумова, Н.Г.Живаев; опросник изучения социально-психологической адаптации (опросник СПАК. Роджерса и Р. Даймонда).
3. Констатирующий эксперимент.
4. Формирующий эксперимент.
5. Метод количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база исследования представлена муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением КГПОУ Енисейский педагогический колледж г.Енисейска. Исследование проводилось в период с декабря 2017 г. по март 2018 г.
Выборка представлена студентами-первокурсниками, из них 15 первокурсников, оставшихся без попечения родителей, и15 студентов, проживающих с родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были обобщены сведения теоретического характера по проблеме психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению, сформулированы и рассмотрены основные понятия.
эффективность апробированной программы психолого-педагогического сопровождения первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению.
Результаты исследования были представлены на Внутривузовской студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск,2018); по результатам исследования была опубликована статья во Всероссийском сериальном издании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 наименования) и 2-х приложений. Основные выводы исследования отражены в 8 таблицах и 8 рисунках. Общий объем работы составляет 75 страниц.
Проведенный теоретический анализ проблемы показал, что психолого- педагогическое сопровождение рассматривается как скоординированная профессиональная деятельность субъектов образовательного процесса, которая заключается в оказание первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Цель психолого-педагогического сопровождения - помощь студентам в саморазвитии, самореализации и овладении профессионально значимыми качествами.
Адаптация личности студента к обучению - это длительный, многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства, вызванный необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений. Результатом адаптации является адаптированность.
На процесс адаптации студентов-первокурсников влияют факторы - внешние и внутренние. Внешние влияют на приспособление личности к объективным проблемным ситуациям, а внутренние направлены на разрешение внутренних конфликтов, проблем личности.
Критериями адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза выступают: успешность учебной деятельности; эмоциональное состояние; сформированное™ личностных качеств студентов, характеризующих их как субъектов образовательного процесса.
Студенты-первокурсники, оставшиеся без попечения родителей, характеризуются низким уровнем социальной, учебной и бытовой адаптации, узкой базой поведенческих моделей реагирования на ситуацию; отсутствием семейно-ролевой модели воспитания; иждивенчеством, избеганием ответственности за свои решения.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в группе студентов, оставшихся без попечения родителей, преобладал преимущественно средний уровень показателей адаптации, со смещением к результатам с низкими показателями, таким как низкие показатели адаптации к учебной группе, к учебной деятельности. Средний уровень адаптации был выявлен в отношении поведения на занятиях и отношении к преподавателю, в эмоциях, учебной активности, обычными взаимоотношениями с одногруппниками. Более чем у половины студентов, оставшихся без попечения родителей, преобладает средний уровень адаптации по показателям любознательности, организованности, активности, со смещением в сторону низкого уровня адаптации, что указывает на проблемы адаптации к обучению у части этих студентов. Испытуемые на низком уровне имели показатели адаптации и высокие показатели дезадаптации, неприятия себя и других, испытывали эмоциональный дискомфорт, были ведомыми, обладали низким уровнем стремления к эскапизму.
После реализации программы психолого-педагогического сопровождения, повторный этап исследования показал, что у первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению произошли изменения в уровне адаптации, которая у большинства студентов выявлена на среднем уровне, со смещением части студентов в группу с высокими результатами адаптации
У студентов, проживающих с родителями, сохраняются практически без изменений выявленные ранее показатели уровня адаптации. Таким образом, значимой динамики в группе студентов, проживающих с родителями, не было выявлено.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи реализованы в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение на данной выборке исследования.
1. Агиевец, С. В. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение студентов-сирот в системе высшего образования (из опыта работы)/ С. В. Агиевец // Социальная педагогическая работа. - 2013. - №8. - С. 31-36.
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - Москва : Академия, 2015. - 208 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г.Ананьев. Т.1. - Москва : Педагогика, 2014.-230 с.
4. Андреева, Д. А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе/ Д. А. Андреева// Человек и общество: Ученые записки ХШ/ Ленинград. гос. ун-т.- Ленинград,
2009. - С.62-69.
5. Анохина, T. B. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В.Анохина // Классный руководитель. - 2013. - № 3.- С. 63 - 81.
6. Безюлева, Г. В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации / Г.В. Безюлева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 10. - С.47.
7. Безюлева, Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение
профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография /Г.В. Безюлева. - Москва : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2016.—320 с.
8. Бекмаханова, К. Е. Проблема психологической адаптации студентов : учебное пособие / Е.К. Бекмаханова. - Алма-Ата, 2014. - 24 с.
9. Беличева, С. А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / С. А. Беличева.- Москва : Консорциум «Социальное здоровье России», 2015. - 184 с.
10. Битянова, М. Р. Модели деятельности психолога в образовательном учреждении [Электронный ресурс] / M.P. Битянова, Т. Беглова // Школьный психолог. - 2015. - № 2.- Режим доступа : http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm.
11. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И.Божович и Л. В.Благонадежной. - Москва : Педагогика,2015.- 398 с.
12. Глуханюк, Н. С. Общая психология : учебное пособие / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - Москва : Академический проект : Трикста, 2005. - 327 с.
13. Годник, С. М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / С.М. Годник, В. С. Листенгартен. - Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2016. - 51 с.
14. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: ин-т философии / Е.И. Головаха. - Киев,2016. - 294 с.
15. Дементьева, И. Б. Социальная адаптация детей-сирот / И.Б. Дементьева // Социальная педагогика. - 2014. - №2. - С. 64-73.
16. Демидова, Т. П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: учебное пособие / Т. П. Демидова. - Москва : МОДЭК, 2016. - 110 с.
17. Дмитриева, О. Ю. Психологическое консультирование в профессиональном образовательном учреждении: учебно-метод.
пособие / О. Ю. Дмитриева, С. И. Калиничева ; под общ. ред. А. А. Карманова. - Кемерово : КРИРПО, 2015. - 137 с.
18. Дубровина, И. В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / И. В. Дубровина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 2. - С. 37-42.
19. Жилина, Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов - сирот в период адаптации в образовательной среде вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Лариса Алексеевна Жилина. - Омск, 2016. - 27 с.
20. Жилина, Л. Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза [Электронный ресурс] / Л.Я. Жилина // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 5. - С. 11¬
15. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2013/13543.htm
21. Зеер, Э. Ф. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе / Э. Ф. Зеер, О. С. Попова // Образование и наука. - 2015. - № 1 (4). - С. 88-99.
22.Зеер, Э. Ф.Социально-профессиональное воспитание студентов в вузе: практико-ориентированная монография / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. - 158 с.
23. Ильин, В. А. Психология взросления: Развитие индивидуальности в семье и обществе / В.А Ильин. - Москва : Этерна, 2016. - 336 с.
24. Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - Москва : Просвещение, 2014. - 385 с.
25. Косаревская, Т. Е. Психологические проблемы адаптации студентов- первокурсников к вузу / Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - 42 с.
26. Крайг, Г. Психология развития: учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 655 с.
27. Лобанова, Н. Е. Проблема адаптации личности в социуме [Электронный ресурс] / Н.Е. Лобанова// Психология и социология. - 2003. - Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/8_DN_2014/Psihologia/12_82082.doc.htm
28. Лякишева, О. В. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности [Электронный ресурс] / О.В. Казакова, С. Б. Казакова, О. В. Лякишева// СПГОУ СПО «Медицинский техникум №2». - 2011. - Режим доступа : http://economics.openmechanics. com/articles/393.pdf
29. Методические рекомендации куратору для работы с академической группой : научный сборник / Под общей ред. С.П. Вострокнутова. - Ижевск : ФГБОУ ВПО УдГУ, 2014. - 68с.
30.Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учебное пособие / Р. В. Овчарова. - Москва : Академия, 2016. - 445 с.
31. Ососова, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в системе образовательного процесса [Электронный ресурс] / М. В. Ососова // Успехи современного естествознания, 2010. - № 1. - С. 74-78. - Режим доступа : http: //. Natural - sciences. ru / article / view?id =7588. htm.
32.Осухова, H. Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка - новые возможности занятости / Н. Г. Осухова. - Москва : Красная площадь, 2014. - 317 с.
33.Осухова, Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации / Н.Г. Осухова // Психологический журнал. - 2014. - № 31. - С. 2-17.
34. Пакулина, С. А. Классификация, содержание и специфика ситуаций адаптаций студентов в процессе их обучения в вузе / С.А. Пакулина // Инновации в образовании. - 2014. - № 10. - С. 23-27.
35. Постовалова, Г. И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов / Г. И. Постовалова. - Москва : Азимут-Центр, 2016.-229 с.
36. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 400 с.
37. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург : «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2014. - 63 с.
38. Романова, И. А. Социально-педагогические условия социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: учеб. пособие для студентов ин-та социал. работы / И. А. Романова. - Тамбов : ТГУ, 2013.-356 с.
39. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе : автореф. дис. ... канд. псих. наук :19.00.01 / Анатолий Владимирович Сиомичев. - Санкт-Петербург, 1999. - 201 с.
40. Сопровождение сирот: современные вызовы : Материалы
межрегиональной научно-практической конференции (5—6 декабря 2013 г., г. Калуга) / Сост. И. А. Бобылева. - Москва :
Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2014. - 312 с.
41. Столяренко, Л. Д.Особенности развития личности студента/Л. Д. Столяренко //Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / С. И. Самыгин [и др.]. - Ростов-на-Дону, 2015.- Гл. 1. - С. 276-294.
42. Федосенко, Е. В. Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста: методическое пособие / Е. В. Федосенко. - Москва, Калининград : РГУ, 2014. - 149 с.
43. Ханасюк, И. К. Шаг за шагом: программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / И. К. Ханасюк. - Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/580428/
44. Шагинова, В. А. Шаг за шагом: метод. рекомендации по социально-педагогической поддержке студентов-сирот / В. А. Шагинова, Н. Н.
Радевич, О. Г. Казусева-Могилев. - Москва : УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. - 40 с.