Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАЛЛИГРАФУТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Работа №26370

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретическое рассмотрение основы каллиграфутуризма 10
1.1 Историко-теоретические аспекты искусства каллиграфии 10
1.2 Авангардные манифесты как источники революционных идей в
искусстве: специфика футуризма 18
1.3 Творчество каллиграфа Арсения Пыженкова (Покрас Лампас) в
качестве предмета исследования 27
2. Особенности проявления феномена каллиграфутуризма в современном
искусстве 31
2.1 Анализ арт-объекта художника и каллиграфа Покраса Лампаса «18
слов о Василии Верещагине» 31
2.2 Характеристика каллиграфутуризма, выявление его свойств,
признаков и роли в контексте современного искусства 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение А 53
Приложение Б

Актуальность исследования. Современная культура развивается с невероятной скоростью. Она претерпевает изменения, интеграции, преобразования и с каждым днем предстает перед нами в новом виде, появляются иные формы, жанры, стили. Одним из таких совершенно новых явлений является каллиграфутуризм - одна из современных интерпретаций каллиграфии российского художника и каллиграфа Арсения Пыженкова, известного под псевдонимом Покрас Лампас.
Нынешнему миру характерно постоянное движение, изменение, поскольку человек находится в огромном потоке информации, которая по большей части максимально доступна, что позволяет ему потреблять большое количество данных и знаний. Многие традиции разных народов переплетаются, смешиваются стили, и тем самым мы оказываемся очевидцами создания общей культуры. Этим тенденциям и отвечает каллиграфутуризм. Например, в его работах на место классической разновидности готических шрифтов «Бастарды» приходит новые уникальные шрифты со своими новыми усложненными буквенными элементами, вбирающие в себя кириллические и латинские составляющие, арабские и даже восточные иероглифы. За счет активного смешения компонентов разных шрифтов работы Покраса доступны к прочтению не каждому, однако это и побуждает к более глубокому изучению каллиграфутуризма, к знакомству с письменными элементами других культур и тем самым наращивает знаточеское качество человека и образовывает его.
Как утверждает сам Покрас Лампас, главным образом он опирается на работы художников-авангардистов, таких как Казимир Северинович Малевич и Василий Васильевич Кандинский, которые своей иной подачей выдвигали протест классическому искусству и призывали к революции в восприятии действительности. Покрас перенял их идеи, и именно главная мысль протеста против всего традиционного позволило ему обрести свой стиль и оформить целое направление .
Актуальность данной работы заключается в исследовании такого нового феномена как каллиграфутуризм, в возможном переосмыслении понятия каллиграфии и письменности в целом.
Степень изученности. Изучение каллиграфутуризма в качестве феномена современного искусства - абсолютно новый курс изысканий в рамках гуманитарных наук. На данном этапе не существует литературных источников на эту тему, всю информацию о данном явлении можно извлечь из многочисленных интервью и лекций художника, работающего в этом направлении, Покраса Лампаса (Арсений Ныженков).
Однако данный феномен имеет свою прочную основу, в первую очередь, это каллиграфия и письменность. Большое количество литературных источников посвящено технике письменного искусства. К таким трудам относят работы И.Т. Богдеско , Л.И. Проненко , В. Тоотс , Н.Н. Таранов , М. Кауч . Также Николай Николаевич Таранов в своей монографии «Художественно-образная выразительность шрифтов» дал не только общую информацию о видах каллиграфии и технике, а описал особенности восприятия буквенного материала, орнамента, шрифтов, раскрыл всевозможные варианты сочетания шрифта и изображений и описал факторы, объединяющие каждый элемент в единое целое.
Также каллиграфии, ее идеям и будущему посвящено несколько статей, опубликованных в работе Германа Цапфа «Философия дизайна». В них представлены размышления автора о каллиграфии и ее месте в современном мире.
Однако существует подход к письменности не только как к технике, но и как к явлению. В книге В.В. Фещенко и О.В. Коваль «Сотворение знака: Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства» проводится исследование языка и искусства и предоставляются его результаты. В этой работе осуществляется анализ проблемы вербально-визуального синтеза в языках современного искусства.
При изучении феномена каллиграфутуризма стоит обратиться к манифестам советских авангардистов: текст русских представителей авангардного направления «Пощечина общественному вкусу», Казимир Малевич «От кубизма и футуризма к супрематизму», программный труд Василия Кандинского «О духовном в искусстве», а также первый манифест футуризма итальянского поэта Филиппо Маринетти.
Проблема исследования. Существует большое количество источников для знакомства с каллиграфутуризмом, однако само творчество Покраса Лампаса и его художественное направление не исследовано, и вклад в дальнейшее развитие этой темы предполагает данная исследовательская работа.
Объектом исследования выступает каллиграфутуризм как феномен современного искусства.
В качестве предмета исследования рассматривается творчество русского художника и каллиграфа Арсения Пыженкова, работающего под псевдонимом Покрас Лампас.
Цель данного исследования - выявить свойства и признаки каллиграфутуризма и раскрыть его потенциал в контексте современного искусства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) Провести обзор литературы и исследований, посвященных искусству каллиграфии;
2) Ознакомиться с идеями художников-авангардистов, повлиявших на формирование каллиграфутуризма;
3) Провести анализ произведений представителя каллиграфутуризма Покраса Лампаса (Арсений Пыженков);
4) Охарактеризовать свойства и признаки каллиграфутуризма в контексте современного искусства и выявить его роль.
Методология. При проведении исследования феномена каллиграфутуризма в современном искусстве будут использованы общие положения современной теории изобразительного искусства, метод философско-искусствоведческого анализа и герменевтический метод для максимально детального и всестороннего изучения предмета исследования.
Гипотеза. Каллиграфутуризм представляет собой эксперимент в искусстве, когда письменность в визуальном и смысловом плане является способом разговора на актуальные темы.
Апробация результатов исследования. Данное исследование может быть полезно в качестве материала при изучении такого направления в искусстве как каллиграфутуризм и творчества художника Покраса Лампаса (Арсения Пыженкова). Также результаты исследования могут быть использованы в качестве расширения к существующему материалу в рамках курса «История изобразительных искусств XIX-XXI вв.».
Структура работы. Исследование включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список источников и приложения. Первая глава посвящена ознакомлению и разбору феномена каллиграфутуризма, в частности, его традиционной основы. Во второй главе представлено практическое исследование произведений представителя каллиграфутуризма художника Покраса Лампаса (Арсения Пыженкова). В заключении подводятся основные итоги проделанной работы на основе поставленных задач и цели. Библиографический список содержит 71 наименование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящая исследовательская работа имела своей целью выявление свойств и признаков каллиграфутуризма и раскрытие его потенциала в контексте современного искусства.
Для достижения данной цели были выполнены следующий задачи:
Во-первых, был сделан обзор литературы и исследований, посвященных искусству каллиграфии, рассмотрена история его развития.
Во-вторых, рассмотрена специфика футуризма и авангардных текстов.
В-третьих, проведено ознакомление с творчеством художника и каллиграфа Арсения Пыженкова, работающего под псевдонимом Покрас Лампас.
В-четвертых, проведен анализ его инсталляции «18 слов о Василии Верещагине», который выступает репрезентантом его художественного направления каллиграфутуризма.
И, в-пятых, были сделаны выводы о проявлении феномена каллиграфутуризма в контексте современного искусства.
Таким образом, в результате исследования было выявлено, что каллиграфутуризм формирует стремление понимать художественный образ, открывать возможность его воспринимать и анализировать посредством привычной формы диалога - буквы и слова. Способность понимать визуальные образы, образуемые в рамках данного течения, повышает уровень культуры наблюдаемого. При рассматривании произведений искусства Покраса Лампаса зрительское восприятие строится на внутренней эмоциональной реакции, что характерно для одной из составляющих каллиграфутуризма - каллиграфии. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей и знаний, в процессе рассматривания оно усиливается ассоциативными связями. Футуристическая же составляющая данного направления говорит о его устремленности на разработке универсальной формы для диалога, когда происходит уход от привычных представлений языка и создается один универсальный способ для разговора - искусство каллиграфутуризма. И анализируемый арт-объект «18 слов о Василии Верещагине» представляет собой пример именно такого общения, где заводится разговор о традициях и их месте сейчас, спустя огромный промежуток времени.



1. Альбарасин X. Каллиграфия: написанное искусство или искусное
написание / X. Альбарасин // Международная выставка каллиграфии - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://calligraphy-
expo.com/rus/Personalities/Participants/Jaime_de_Albarracin
2. Белов А. М. Ars grammatica. Книга о латинском языке. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2007. - 488с.
3. Бобринская Е.А. Футуризм. - М.: Галарт, 1999. 192 с
4. Бурлюк Д.Д., Бурлюк Н.Д., Кандинский В.В., Крученых А.Е., Лившиц Б. К., Маяковский В.В., Хлебников В. Пощечина общественному вкусу. - М., 1912.
5. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2007. - 256 с.
6. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. - М., 2011. - 230 с.
7. Вам Пишу. Покрас Лампас [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.of-md.com/pokrlmp/
8. Верещагин В.В. Избранные письма. М.: Изобразительное искусство, 1981.
9. Воробьева В. Актуальное искусство: зритель в поисках смысла
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://artkurator.com/articles/Vera_ru.html
10. Богдеско И.Т. Каллиграфия. СПб.: Агат, 2005. — 167 с.
11. Бычков В. Футуризм // В. Бычков Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
12. Верещагин В.В. Очерки, наброски, воспоминания. - СПб.: Лениздат, 2014. - 320 с.
13. Володарский В. Василий Верещагин. - М.: Белый город. - 2000
14. Давыдов А. Каллиграфутуризм Покраса Лампаса [Электронный ресурс]
- Режим доступа: https://vk.Com/@lvcai-kalligrafuturizm-pokrasa-lampasa
15. Демпси Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. - М.: Искусство XXI век, 2017. - 304 с.
16. Дёмин Л.М. С мольбертом по земному шару. Мир глазами Верещагина.
- М.: Мысль, 1991. - 376 с.
17. Дубина Н. Шрифт в оформлении книги и другой печатной продукции / Н. Дубина // КомпьюАрт - 2000 - №4 - С. 13
18. Егорова М.В. Теория пропорций Альбрехта Дюрера, СПб., 2004, - 162 с.
19. Каллиграфия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uh.ru/a/309467
20. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л., 1989. - 68 с.
21. Карасик И.Н. Манифест в культуре русского авангарда // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И, Харджиева. - М., 2000. С. 129-138.
22. Као-Генри Ш.Р. Шуфа: китайское каллиграфическое письмо (ККП) для
физической и поведенческой терапии [Электронный ресурс] -
http://calligraphy-expo.com/participants/Henry_S_R_Kao/shufa-kitayskoe- kalligraficheskoe-pis_mo-kkp-dlya-fizicheskoy-i-povedencheskoy-terapii
23. Кауч М. Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма. М.: Белфакс, 1998. - 128 с.
24. Кашевский, П.А. Шрифты. - Минск: «Лггаратура i Мастацтва», 2012. - 192 с.
25. Кричевский В. Типографика в терминах и образах: в 2-х т. Т. 1 / В.Кричесвкий. - М.: Слово, 2000.
26. Кудрявцев А.И. Шрифт. История, теория, практика: учебно-методическое пособие / И.Кудрявцев. - М.:Университет Натальи Нестеровой, 2002. - 248 с.
27. Крылов В. Современный авангард и определение искусства [Электронный ресурс] / В. Крылов // Наш современник. - 2002. - №7- Режим доступа: http://www.nash-sovremennik.ru/main.php?m=archive
28. Лопатин В.В. От рисунка к современным алфавитам [Электронный ресурс] - http://www.knowledge.matrixplus.ru/index707.htm
29. Письмо И.Н. Крамского И.Е.Репину от 7/V-1874 г. И.Н. Крамской. «Письма», г. I, Изогиз, 1937, стр. 263-264.
30. Малевич КС. От кубизма и футуризма к супрематизму. М., 1916. - 34 с.
31. Малевич К. Собр. Соч. Казимира Малевича. В 5 т. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой: С приложением писем КС, Малевича к М.О. Гершензону (1918-1924). М.: Галея, 2000. 392 с.
32. Малевич КС, Черный Квадрат. СПб., 2014. - 288 с.
33. Манифесты русских футуристов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://a-pesni.org/zona/avangard/manifesty.php
34. Матюшин М.В., Крученых А.Е., Малевич КС. Первый Всероссийский съезд баячей будущего [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.k-malevich.ru/works/tom1/index3.html
35. Маяковский В., Бурлюк Д. и др. Пощечина общественному вкусу. Москва, Издание Г. Л. Кузьмина, 1912Проненко Л. И. Каллиграфия для всех. М.: Книга, 1990. - 248 с.
36. Наумова С.В. Стилеобразующие факторы каллиграфии // Архитектон: известия вузов, № 34, 2011. - С. 4
37. Наумова С.В., Наумова П.М. Границы цифровой каллиграфии // Архитектон: известия вузов, № 46, 2014. - С. 187-192.
38. Новая Россия: The Hatters, Аксенова, Покрас Лампас, Пязок / вДудь
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=x7Ilf1mAZCk&t=3559s
39.Останина Е. А. Мастера авангарда. — М.: Вече, 2003. — 304 с.
40. Покрас Лампас. Каллиграф, художник [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://the-strangers.ru/pokras-lampas/
41. Покрас Лампас: от первого лица [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.vltramarine.ru/mag/design/calligraphy/2839
42. Садовень В.В. Русские художники баталисты. XVIII - XIX веков. Москва: Искусство, 1955. 370 с.
43. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 15.
44. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Липецк, 2000. - 256 с.
45. Сайт Третьяковской галереи [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/vasiliy-vereshchagin/
46. Селезнев П.С., Трофимова Р.П. Культурология: теория и практика: учебное пособие. - М.: Проспект, 2014. - 368 с.
47. Серяков А.В. Искусство авангардизма как выражение смены типов культуры / А.В. Серяков // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2011. 4 с.
48. Симян Т.С. К проблеме манифеста как жанра: генезис, понимание, функция / Т.С. Симян // Критика и семиотика, 2013. - С. 130-148.
49. Современный музей каллиграфии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.calligraphy-museum. com
50. Стасов В.В. Мастерская Верещагина // Стасов В. В. Избранные сочинения. Т. I. Москва: Искусство, 1950. С. 325-336.
51. Степанов Ю.С. Семиотика и Авангард: Антология / Ред.-сост. Ю.С. Степанов, Н.А, Фатеева, В.В. Фещенко, Н.С. Сироткин. Под общ. Ред. Ю.С. Степанова. — М.: Академический Проект; Культура, 2006. — 1168 с.
52. Таранов Н.Н. Рукописный шрифт. Волгоград: Перемена, 1986. - 159 с.
53. Таранов Н.Н. Художественно-образная выразительность шрифтов: Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 168 с.
54. Тарасова М.В., Коммуникативные основы художественной культуры / М.В.Тарасова, В.И. Жуковский. Красноярск: СФУ, 2012. - 360 с.
55. Тарасова М.В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства: монография. Красноярск: Сибир. федер. ун-т, 2015 - 236 с.
56. Тоотс. В. Современный шрифт. М.: Книга, 1966. - 265 с.
57. Троицкий С.А. Революционный смех русского авангарда // Studia
Culturae. Выпуск 12. Альманах кафедры культурологи и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2011. - С. 38-48.
58. Турчин В.С. Образ двадцатого в прошлом и настоящем: Художники и их концепции. Произведения и теории — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 648 с.
59. Фещенко В.В., Коваль О.В. Сотворение знака: Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 640 с. - (Язык. Семиотика. Культура)
60. Фридрих И. История письма. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. 463 с.
61. Шрифты. История возникновения и развития шрифтов: методические указания к курсовому проектированию / И.В. Куликова. - Томск: ТГАСУ, 2009. - 47 с.
62. Щетников А.И. «Лука Пачоли и его трактат «О божественной пропорции», Матем. обр., 2007, № 1(41), 33-44
63.Энциклопедия русского авангарда [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rusavangard.ru/
64.Citroni M. The Concept of the Classical and the Canons of Model Authors in Roman Literature // Porter J. I. The Classical Tradition of Greece and Rome. — Princeton: Princeton University Press, 2006. — 450 p.
65. LIFE | Новости [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=CHC8PVHfun8
66. Mediavilla C. Calligraphie. - Imprimerie Natiolane, 1996. - 336 p.
67. Pokras Lampas [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://pokraslampas.com
68.Saint-Simon H. de. Opinions litteraires, philosophiques et industrielles. — P., 1825.
69. The British Library [Электронный ресурс]
70. Verlag B. Felice Feliciano. Alphabetum Romanum, 1985. - 42 pp.
71. Zapf H. Hermann Zapf &His Design Philosophy Selected Articles and Lectures on Calligraphy and Contemporary Developments in Type Design, with Illustrations and Bibliographical Notes, and Complete List of His Typefaces. Chicago: Society of Typographic Arts, 1987. - 265 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ