Введение 3
1 Теоретические основы налогового регулирования инновационной
деятельности 6
1.1 Понятие и особенности инвестиционной деятельности как объекта
налогового регулирования 6
1.2 Правовое регулирование инновационной деятельности 10
2 Анализ налогового стимулирования в России и за рубежом 18
2.1 Анализ отечественной практики по применению налоговых методов
повышения эффективности инновационной деятельности 18
2.2 Анализ зарубежной практики налогового стимулирования
инновационной деятельности и возможности её применения в Российской Федерации 24
2.3 Методы оценки эффективности налогового регулирования
инновационной деятельности 32
3 Проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности и
пути их решения в Российской Федерации 38
Заключение 51
Список использованных источников 53
Важнейшим условием научно-технического развития любого государства является государственное стимулирование рынка инноваций. Механизм регулирования научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в развитых странах сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности.
В настоящее время разрыв между Россией и ведущими государствами, перешедшими на инновационный тип экономики, такими как Нидерланды, Австрия, Германия, Дания и Ирландия, достигает 10-12 раз. По абсолютным объёмам экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает более чем в два раза Дании, Греции и Австрии, примерно в 13 раз Корее и Малайзии, 27 раз Германии и Великобритании, 38 раз Японии, 70 раз США.
Воздействие государства может как расширить возможности реализации, скоординировать инновационную деятельность, так и, наоборот, затруднять достижение поставленных целей. Орган государственного управления выбирает определенные меры воздействия, позволяющие изменить экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта.
Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий повышения спроса на инновационную продукцию для коренной модернизации на основе продуктовых и процессных инноваций, а также минимизации препятствий производства инновационной продукции за счет стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских работ, способствующих повышению эффективности использования производственных ресурсов. Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать существующий механизм налогообложения с учетом современных тенденций, а также потребностей инновационных предприятий, а уже, во вторую, - предоставлять новые налоговые льготы.
Актуальность выбранной темы возникает в связи с изучением наиболее успешного зарубежного опыта предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности как важнейшего элемента эффективной инновационной политики с целью его использования при совершенствовании российского законодательства по налогам и сборам.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по повышению результативности налогового регулирования инновационной деятельности в РФ на основе анализа мер, применяемых за рубежом.
Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы налогового регулирования инновационной деятельности;
- проанализировать современный уровень влияния налоговой составляющей на эффективность инновационную деятельность в России и за рубежом
- рассмотреть зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности и возможности её применения в Российской Федерации;
- разработать направления совершенствования норм налогового законодательства в целях повышения инновационной привлекательности Российской Федерации и отдельных её регионов и конкретных предложений по повышению эффективности.
В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы рассматривается инновационная деятельность в России и за рубежом.
Предметом данной работы является налоговое стимулирование инновационной деятельности.
В качестве теоретической и методологической основы работы послужили нормативные, законодательные источники, научные статьи таких авторов: Стрелкова, Л.В., Федченко А.М., Пучило О.И., Воронин С.А. Статистические данные взяты с официальных сайтов ФНС России, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Doing Business 2016 - Measuring Regulatory Quality and Efficiency - World Bank Group, использована Концепция Государственной Инновационной Политики Российской Федерации на 2015-2017 годы.
В процессе работы была применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы синтеза и анализа экономической информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, включает 4 таблицы, содержание, введение, заключение.
В первой главе изучаются основные теоретические вопросы, касающиеся налогового регулирования инновационной деятельности.
Во второй главе проводится анализ особенностей налогового стимулирования инновационной деятельности в России и за рубежом.
Третья глава посвящена предложениям по совершенствованию налогового законодательства с целью повышения эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности.
В заключении подводятся итоги проделанной работы
Формирование условий для спроса на инновационную продукцию для модернизации предопределяет важность налоговой системы в содействии инновационной активности. Также налоговая система не должна формировать препятствия для предложения инноваций - деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. При этом целесообразно говорить не о новых налоговых льготах, а о корректировке механизма налогообложения, настройке налоговой системы с учетом современных вызовов, а также потребностей инновационных предприятий.
В последние годы налоговая политика в Российской Федерации последовательно двигалась в указанном направлении. В результате, законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.
Поддержка инноваций в России с помощью инструментов налоговой политики должна быть реализована по двум направлениям: создание стимулов для предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок, а также необходима поддержка предложения инноваций, т.е. создание стимулов для эффективной деятельности предприятий, формирующих предложение инновационной продукции.
При этом целью налоговой политики должно стать устранение имеющихся препятствий для модернизации инновационной деятельности, как с точки зрения величины налоговых обязательств, так и сложности их исполнения.
Комплекс мер налогового стимулирования инновационной активности предприятий в системе российского федерального законодательства является достаточно полным и разнообразным.
Исследования показывают, что поиск результативных налоговых, финансовых, кредитных инструментов компенсаторного свойства в отношении затрат хозяйствующих субъектов по научно-техническому переоснащению факторов воспроизводства и внедрению новых технологий организации и управления бизнес-процессами - задача сложная.
Современный бизнес не заинтересован во внедрении инноваций, поскольку для него это оборачивается дополнительными отягощающими затратами, не дотируемыми в рамках правительственных программ инновационного развития компаний в регионах страны. Кроме того, не сформирован высокий спрос на инновационную продукцию российского производства. По-прежнему продолжается закупка зарубежных товаров, оборудования, технологий в ущерб внедрению отечественных разработок.
В целом причины, сдерживающие инновационное развитие в России, следующие:
- система поддержки науки и инноваций характеризуется низкой эффективностью;
- стоимость внедрения инновационных разработок остается высокой при ограниченном спросе;
- инновационный процесс финансируется в недостаточной степени, в основном по остаточному принципу;
- по сравнению с ведущими зарубежными странами предпринимательские риски остаются высокими;
- неэффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности.
К субъектам инновационной деятельности относят как создателей, так и потребителей инновационного продукта, поэтому необходим системный подход к формированию механизма стимулирования мотивации экономических субъектов, то есть меры стимулировании должны быть целевыми и комплексными.
1 Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации//Российская газета. - N 172. - 2017
2 Воронин С.А. Государственное стимулирование развития инновационной сферы в условиях глобализации/ Воронин С.А., Корабоев B.Y.//Ars Administrandi. 2017.- Т. 9. № 3. - С. 129-146.
3 Дерезко Ю.В. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: Европейский опыт // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2016.- №2.С. 124-126
4 Инчин М. Е. Налоговые возможности стимулирования инноваций в современной России/ Инчин М. Е. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.- 2012.- №3 (42).-С.12-15
5 Диденко А.А. Система источников гражданского права Российской Федерации: Автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008. - 24 с.
6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
7 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ в ред. от 23.07.2013 // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4055.
8 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51 ФЗ в ред. от ред. от 23.07.2013 № 245-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4078; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. от 14.06.2012 № 78-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410; 2012. - № 25. - Ст. 3268.
9 О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»: Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4602.
10 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ в ред. от 02.07.2013 // СЗ РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006; 2013. - № 27. - Ст. 3477.
11 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4036.
12 О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон РФ от 02.08.2009 № 217-ФЗ в ред. от 29.12.2012 // СЗ РФ. - 2009. - № 31. - Ст. 3923; 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
13 О Федеральном фонде производственных инноваций: Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 827 в ред. от 10.07.1998 // СЗ РФ. - 1995. - № 36. - Ст. 3540.
14 Новицкая Л.Ю. Инновационная деятельность в сфере образовательной деятельности в России: теоретико-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 299-302.
15 http://www.rg.ru/2010/04/ 20/ vesti-vuzy.html
16 О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вместе с Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 в ред. от 03.06.2011 // СЗ РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1906.; 2011. - № 23. - Ст. 3325.
17 О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации (вместе с Положением о совете по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центрыРоссийской Федерации, Положением о выделении грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации): Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 в ред. от 30.05.2012 // СЗ РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1907.; 2012. - № 24. - Ст. 3176.
18 О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства (вместе с Правилами предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства): Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 в ред. от 12.10.2012 // СЗ РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1905.; 2012. - № 42. - Ст. 5727
19 О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р // СПС Консультант плюс.
20 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года: утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) // СПС Консультант плюс.
21 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // СЗ РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
22 Кабир Л.С. Инновационная деятельность и поддержка инвестиций: изменения в налоговой политике на современном этапе // Теория и практика общественного развития.- 2016.- №3.
23 Калачева О.С. Формы и практика налогового стимулирования инноваций в российской экономике/ Калачева О.С. //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. -№ 3.- С. 54-60
24 Кораблева О.Н. Оценка инновационной активности стран на основе индексации и формирования рейтингов: проблемы и перспективы/ Кораблева О.Н., Калимуллина О.В., Магомедова В.Р. // УЭкС. 2017.- №6 (100).
25 Низамова И.Р. Меры стимулирования инновационной активности экономических систем/Низамова И.Р. // ВЭПС. - 2016.- №2.-0150-161
26 Никулина О.В. Налоговое регулирование инновационной деятельности как фактор развития системы государственной поддержки инновационного предпринимательства/ Никулина О.В., Сердюк А.А. // Финансы и кредит. - 2016.- №27 (699)
27 Орлова М.Е. Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности/ Орлова М.Е., Мухаметов Ф.А. //Интерактивная наука. - 2016.- №4.-С.55
28 Попкова Е. Г. Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности/ Попкова Е. Г., Островская В. Н., Ермолина Л. В.// Известия ВолгГТУ. - 2015.- №3 (158).
29 Пучило О.И. Налоговое регулирование инновационной деятельности/Пучило О.И.// Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017.- №3(66). -С. 86-90.
30 Ротанова Д.Е. Налоговое стимулирование предпринимательской деятельности/Ротанова Д.Е., Васильева М.В., Тарабаева Н.М. // Символ науки. - 2016.- №6-1.-090-99
31 Сакаро Г.А. Стимулирование инновационной деятельности в России // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016.- №5 (57).-С.45-57
32 Стрелкова Л.В. Экономика и организация инноваций. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М. : Юнити-Дана.- 2015. - 235 с.
33 Товгазова А.А. Меры налогового стимулирования инновационных процессов/ Товгазова А.А. // Вестник ГУУ. -2014.- №6.-23-30 С.
34 Товгазова А.А. Меры налогового стимулирования инновационных процессов/Товгазова А.А.// Вестник ГУУ. - 2014.- №6.С.77-79
35 Федченко А.М. Инновационная политика современной России: тенденции, барьеры, перспективы/ Федченко А.М. // Инновационная наука. -2017. -№7.
36 Наука и инновации // Официальный сайт Росстата. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/
rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения:
20.11.2017). - Загл. с экрана.