НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
1 Теоретические основы налогового регулирования инновационной
деятельности 6
1.1 Понятие и особенности инвестиционной деятельности как объекта
налогового регулирования 6
1.2 Правовое регулирование инновационной деятельности 10
2 Анализ налогового стимулирования в России и за рубежом 18
2.1 Анализ отечественной практики по применению налоговых методов
повышения эффективности инновационной деятельности 18
2.2 Анализ зарубежной практики налогового стимулирования
инновационной деятельности и возможности её применения в Российской Федерации 24
2.3 Методы оценки эффективности налогового регулирования
инновационной деятельности 32
3 Проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности и
пути их решения в Российской Федерации 38
Заключение 51
Список использованных источников 53
1 Теоретические основы налогового регулирования инновационной
деятельности 6
1.1 Понятие и особенности инвестиционной деятельности как объекта
налогового регулирования 6
1.2 Правовое регулирование инновационной деятельности 10
2 Анализ налогового стимулирования в России и за рубежом 18
2.1 Анализ отечественной практики по применению налоговых методов
повышения эффективности инновационной деятельности 18
2.2 Анализ зарубежной практики налогового стимулирования
инновационной деятельности и возможности её применения в Российской Федерации 24
2.3 Методы оценки эффективности налогового регулирования
инновационной деятельности 32
3 Проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности и
пути их решения в Российской Федерации 38
Заключение 51
Список использованных источников 53
Важнейшим условием научно-технического развития любого государства является государственное стимулирование рынка инноваций. Механизм регулирования научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в развитых странах сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности.
В настоящее время разрыв между Россией и ведущими государствами, перешедшими на инновационный тип экономики, такими как Нидерланды, Австрия, Германия, Дания и Ирландия, достигает 10-12 раз. По абсолютным объёмам экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает более чем в два раза Дании, Греции и Австрии, примерно в 13 раз Корее и Малайзии, 27 раз Германии и Великобритании, 38 раз Японии, 70 раз США.
Воздействие государства может как расширить возможности реализации, скоординировать инновационную деятельность, так и, наоборот, затруднять достижение поставленных целей. Орган государственного управления выбирает определенные меры воздействия, позволяющие изменить экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта.
Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий повышения спроса на инновационную продукцию для коренной модернизации на основе продуктовых и процессных инноваций, а также минимизации препятствий производства инновационной продукции за счет стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских работ, способствующих повышению эффективности использования производственных ресурсов. Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать существующий механизм налогообложения с учетом современных тенденций, а также потребностей инновационных предприятий, а уже, во вторую, - предоставлять новые налоговые льготы.
Актуальность выбранной темы возникает в связи с изучением наиболее успешного зарубежного опыта предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности как важнейшего элемента эффективной инновационной политики с целью его использования при совершенствовании российского законодательства по налогам и сборам.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по повышению результативности налогового регулирования инновационной деятельности в РФ на основе анализа мер, применяемых за рубежом.
Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы налогового регулирования инновационной деятельности;
- проанализировать современный уровень влияния налоговой составляющей на эффективность инновационную деятельность в России и за рубежом
- рассмотреть зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности и возможности её применения в Российской Федерации;
- разработать направления совершенствования норм налогового законодательства в целях повышения инновационной привлекательности Российской Федерации и отдельных её регионов и конкретных предложений по повышению эффективности.
В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы рассматривается инновационная деятельность в России и за рубежом.
Предметом данной работы является налоговое стимулирование инновационной деятельности.
В качестве теоретической и методологической основы работы послужили нормативные, законодательные источники, научные статьи таких авторов: Стрелкова, Л.В., Федченко А.М., Пучило О.И., Воронин С.А. Статистические данные взяты с официальных сайтов ФНС России, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Doing Business 2016 - Measuring Regulatory Quality and Efficiency - World Bank Group, использована Концепция Государственной Инновационной Политики Российской Федерации на 2015-2017 годы.
В процессе работы была применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы синтеза и анализа экономической информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, включает 4 таблицы, содержание, введение, заключение.
В первой главе изучаются основные теоретические вопросы, касающиеся налогового регулирования инновационной деятельности.
Во второй главе проводится анализ особенностей налогового стимулирования инновационной деятельности в России и за рубежом.
Третья глава посвящена предложениям по совершенствованию налогового законодательства с целью повышения эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности.
В заключении подводятся итоги проделанной работы
В настоящее время разрыв между Россией и ведущими государствами, перешедшими на инновационный тип экономики, такими как Нидерланды, Австрия, Германия, Дания и Ирландия, достигает 10-12 раз. По абсолютным объёмам экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает более чем в два раза Дании, Греции и Австрии, примерно в 13 раз Корее и Малайзии, 27 раз Германии и Великобритании, 38 раз Японии, 70 раз США.
Воздействие государства может как расширить возможности реализации, скоординировать инновационную деятельность, так и, наоборот, затруднять достижение поставленных целей. Орган государственного управления выбирает определенные меры воздействия, позволяющие изменить экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта.
Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий повышения спроса на инновационную продукцию для коренной модернизации на основе продуктовых и процессных инноваций, а также минимизации препятствий производства инновационной продукции за счет стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских работ, способствующих повышению эффективности использования производственных ресурсов. Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать существующий механизм налогообложения с учетом современных тенденций, а также потребностей инновационных предприятий, а уже, во вторую, - предоставлять новые налоговые льготы.
Актуальность выбранной темы возникает в связи с изучением наиболее успешного зарубежного опыта предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности как важнейшего элемента эффективной инновационной политики с целью его использования при совершенствовании российского законодательства по налогам и сборам.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по повышению результативности налогового регулирования инновационной деятельности в РФ на основе анализа мер, применяемых за рубежом.
Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы налогового регулирования инновационной деятельности;
- проанализировать современный уровень влияния налоговой составляющей на эффективность инновационную деятельность в России и за рубежом
- рассмотреть зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности и возможности её применения в Российской Федерации;
- разработать направления совершенствования норм налогового законодательства в целях повышения инновационной привлекательности Российской Федерации и отдельных её регионов и конкретных предложений по повышению эффективности.
В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы рассматривается инновационная деятельность в России и за рубежом.
Предметом данной работы является налоговое стимулирование инновационной деятельности.
В качестве теоретической и методологической основы работы послужили нормативные, законодательные источники, научные статьи таких авторов: Стрелкова, Л.В., Федченко А.М., Пучило О.И., Воронин С.А. Статистические данные взяты с официальных сайтов ФНС России, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Doing Business 2016 - Measuring Regulatory Quality and Efficiency - World Bank Group, использована Концепция Государственной Инновационной Политики Российской Федерации на 2015-2017 годы.
В процессе работы была применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы синтеза и анализа экономической информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, включает 4 таблицы, содержание, введение, заключение.
В первой главе изучаются основные теоретические вопросы, касающиеся налогового регулирования инновационной деятельности.
Во второй главе проводится анализ особенностей налогового стимулирования инновационной деятельности в России и за рубежом.
Третья глава посвящена предложениям по совершенствованию налогового законодательства с целью повышения эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности.
В заключении подводятся итоги проделанной работы
Формирование условий для спроса на инновационную продукцию для модернизации предопределяет важность налоговой системы в содействии инновационной активности. Также налоговая система не должна формировать препятствия для предложения инноваций - деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. При этом целесообразно говорить не о новых налоговых льготах, а о корректировке механизма налогообложения, настройке налоговой системы с учетом современных вызовов, а также потребностей инновационных предприятий.
В последние годы налоговая политика в Российской Федерации последовательно двигалась в указанном направлении. В результате, законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.
Поддержка инноваций в России с помощью инструментов налоговой политики должна быть реализована по двум направлениям: создание стимулов для предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок, а также необходима поддержка предложения инноваций, т.е. создание стимулов для эффективной деятельности предприятий, формирующих предложение инновационной продукции.
При этом целью налоговой политики должно стать устранение имеющихся препятствий для модернизации инновационной деятельности, как с точки зрения величины налоговых обязательств, так и сложности их исполнения.
Комплекс мер налогового стимулирования инновационной активности предприятий в системе российского федерального законодательства является достаточно полным и разнообразным.
Исследования показывают, что поиск результативных налоговых, финансовых, кредитных инструментов компенсаторного свойства в отношении затрат хозяйствующих субъектов по научно-техническому переоснащению факторов воспроизводства и внедрению новых технологий организации и управления бизнес-процессами - задача сложная.
Современный бизнес не заинтересован во внедрении инноваций, поскольку для него это оборачивается дополнительными отягощающими затратами, не дотируемыми в рамках правительственных программ инновационного развития компаний в регионах страны. Кроме того, не сформирован высокий спрос на инновационную продукцию российского производства. По-прежнему продолжается закупка зарубежных товаров, оборудования, технологий в ущерб внедрению отечественных разработок.
В целом причины, сдерживающие инновационное развитие в России, следующие:
- система поддержки науки и инноваций характеризуется низкой эффективностью;
- стоимость внедрения инновационных разработок остается высокой при ограниченном спросе;
- инновационный процесс финансируется в недостаточной степени, в основном по остаточному принципу;
- по сравнению с ведущими зарубежными странами предпринимательские риски остаются высокими;
- неэффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности.
К субъектам инновационной деятельности относят как создателей, так и потребителей инновационного продукта, поэтому необходим системный подход к формированию механизма стимулирования мотивации экономических субъектов, то есть меры стимулировании должны быть целевыми и комплексными.
В последние годы налоговая политика в Российской Федерации последовательно двигалась в указанном направлении. В результате, законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.
Поддержка инноваций в России с помощью инструментов налоговой политики должна быть реализована по двум направлениям: создание стимулов для предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок, а также необходима поддержка предложения инноваций, т.е. создание стимулов для эффективной деятельности предприятий, формирующих предложение инновационной продукции.
При этом целью налоговой политики должно стать устранение имеющихся препятствий для модернизации инновационной деятельности, как с точки зрения величины налоговых обязательств, так и сложности их исполнения.
Комплекс мер налогового стимулирования инновационной активности предприятий в системе российского федерального законодательства является достаточно полным и разнообразным.
Исследования показывают, что поиск результативных налоговых, финансовых, кредитных инструментов компенсаторного свойства в отношении затрат хозяйствующих субъектов по научно-техническому переоснащению факторов воспроизводства и внедрению новых технологий организации и управления бизнес-процессами - задача сложная.
Современный бизнес не заинтересован во внедрении инноваций, поскольку для него это оборачивается дополнительными отягощающими затратами, не дотируемыми в рамках правительственных программ инновационного развития компаний в регионах страны. Кроме того, не сформирован высокий спрос на инновационную продукцию российского производства. По-прежнему продолжается закупка зарубежных товаров, оборудования, технологий в ущерб внедрению отечественных разработок.
В целом причины, сдерживающие инновационное развитие в России, следующие:
- система поддержки науки и инноваций характеризуется низкой эффективностью;
- стоимость внедрения инновационных разработок остается высокой при ограниченном спросе;
- инновационный процесс финансируется в недостаточной степени, в основном по остаточному принципу;
- по сравнению с ведущими зарубежными странами предпринимательские риски остаются высокими;
- неэффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности.
К субъектам инновационной деятельности относят как создателей, так и потребителей инновационного продукта, поэтому необходим системный подход к формированию механизма стимулирования мотивации экономических субъектов, то есть меры стимулировании должны быть целевыми и комплексными.
Подобные работы
- Налоговые аспекты стимулирования инновационной деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Налоговые аспекты стимулирования инновационной деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Сравнительный анализ налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2024 - Налоговое регулирование инновационной и инвестиционной деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



