ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы реализации межпредметных связей в обучении в
пятом классе 5
1.1 Понятие межпредметных связей в обучении. Подход к обучению,
реализующий межпредметные связи 5
1.2 Возможности реализации межпредметных связей в средней школе в
пятом классе 10
2 Разработка заданий по информатике на реализацию межпредметных связей 16
2.1 Разработка заданий по информатике пятого класса для обеспечения межпредметных связей 16
2.3 Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сборник разработанных заданий по информатике на реализацию межпредметных связей в пятом классе 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Экспертный лист оценки заданий с межпредметными связями по русскому языку и информатике в пятом классе 42
Межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Интегрирование знаний, тем самым, увеличивает новые требования специалистам. Возрастает роль знаний человека в области межпредметных связей в обучении и применять их. Таким образом, важно предоставить более качественное обучение, наглядно предоставить и объяснить закономерности предметов преподаваемых в пятом классе, применением межпредметных связей в разработанных заданиях по информатике для обучающихся в пятом классе.
В пятом классе увеличивается количество предметов в школьной программе. Чтобы создать связь между отдельными учебными дисциплинами, нужно определить такое обучение, при котором предметы дополняли бы друг друга, опирались бы один на другой с целью успешного изучения и проведения анализа изучаемых событий, явлений и законов на основе современных достижений наук. В конечном итоге, такое обучение поможет выработать у школьников умения и навыки рассматривать изучаемые явления во взаимозависимости и взаимосвязи.
Проблема исследования: Информатика как предмет позволяет изучение основных теоретических вопросов и информационных технологий с включением предметного содержания других дисциплин. Но предметного содержания, методических разработок, сборников заданий не достаточно, которые могут реализовать межпредметные связи для пятого класса. Таким образом, проблема заключается, в том какими должны быть задания, которые позволят на уроках информатики в пятом классе реализовать межпредметные связи с русским языком.
Цель: теоретически обосновать и проверить на практике разработанные задания по информатике как способ обеспечения межпредметных связей в пятом классе.
Объект исследования - процесс обучения информатике в пятом классе.
Предмет исследования-задания в процессе обучения информатике в пятом классе как способ обеспечения межпредметных связей.
Гипотеза:
Задания по информатике будут способствовать обеспечению межпредметных связей в пятом классе, если при составлении заданий будет учтено:
- соответствовать рекомендованной программе по информатике для пятого класса;
- составлены на предметном материале дисциплин, изучаемых в пятом классе;
Задачи:
1. Обобщить понятие, выявить способы реализации межпредметных связей в учебном процессе в пятом классе
2. Выявить основные сущности в изучаемых дисциплинах в пятом классе
3. Проанализировать рекомендованные программы информатики в пятом классе
4. Разработать задания по информатике пятого класса для обеспечения межпредметных связей
5. Провести экспертную оценку разработанных заданий
В бакалаврской работе рассматривалась проблема реализации межпредметных связей по информатике и русскому языку в пятом классе. Предметного содержания, методических разработок, сборников заданий не достаточно, которые могли бы реализовать межпредметные связи для пятого класса. Таким образом, проблема заключалась, в том, как должны быть разработаны задания, которые позволят на уроках информатики в пятом классе реализовать межпредметные связи с русским языком.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, предполагающая, что задания по информатике будут способствовать обеспечению межпредметных связей по русскому языку в пятом классе.
Для проверки гипотезы была поставлена цель, определены задачи.
Цель нашей работы была в том, что бы теоретически обосновать и проверить на практике разработанные задания по информатике как способ обеспечения межпредметных связей в пятом классе.
Мы пришли к выводу, что по предмету информатика не достаточно разработано заданий по информатике с реализацией межпредметных связей по русскому языку. В области реализации межпредметных связей по информатике охвачено большое количество связей с предметами естественнонаучных знаний. Для формирования у обучающихся целостной картины мира, межпредметных связей по информатике с предметами естественнонаучных знаний не достаточно. Ведь в век информационных технологий повышается значимость информационной грамотности. По этому и предметы гуманитарных знаний так же не маловажны.
Задания по информатике с межпредметными связями были разработаны в форме интегрированных заданий в соответствии с возрастными особенностями. Было разработано 3 задания, в которых присутствуют темы по предмету информатика: «Представление информации
представления информации». С межпредметными связями по предмету русский язык с учетом тем: «Лексика. Культура речи», а так же «Морфемика. Орфография. Культура речи». Тема по предмету информатика «Представление информации в форме таблиц» применяются знания работы с таблицей, в теме «Текстовая информация» применяются умения работы с текстом, в теме «Наглядные формы представления информации» применяются знания на понимание изученного материала.
В целом, разработанные задания по информатике соответствуют целям и задачам обучения по темам: «Представление информации в форме таблиц», «Текстовая информация», «Наглядные формы представления информации». Задания в дальнейшем могут быть использованы по информатике в пятом классе для реализации межпредметных связей с русским языком. Как способ обеспечения межпредметных связей в пятом классе
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Изд. Большая Российская энциклопедия, 1999. Т. 2. 860 с.
2. Старцева, Е. В. Реализация межпредметных связей физики и математики в средней школе — дисс. ... 13.00.02. канд. пед. наук / Старцева Екатерина Владиславовна — Москва, 2000. — 170 с
3. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. -М.: Педагогика, 1981. -160 с.
4. Черкес-Заде, Н. М. Межпредметные связи как усовершенствования учебного процесса: автореф. дис. канд. пед. наук. М.,-1968. -23 с.
5. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения.- СПб., 1994. -250 с.
6. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1982. -189 с.
7. Федорова, В. Н. Системный аспект межпредметных связей естественнонаучных дисциплин средней школы /В. Н. Федорова// Межпредметные связи преподавания основ наук в школе: сб. науч. тр. М.: Изд. АПН РСФСР, 1973. Ч. 2. 95 с.
8. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988. -192 с.
9. Лошкарева, Н. A. Межпредметные связи как средство совершенствование учебно-воспитательного процесса. - М.: МГПИ, 1981. - 54 с.
10. Максимова, В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1984. - 250 с.
11. Квасных, Г. С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения [Электронный ресурс] /Г. С. Квасных// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,психология. - 2013. - №1 (12). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-kak-printsip-integratsii- protsessa-obucheniya
12. Ягьяева, Л. Т. Межпредметные связи при преподавании специальных дисциплин с применением элементов современных педагогических технологий /Л. Т. Ягьяева // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №18.
13. Зарипов, Р. Н. Формы и методы преподавания в современном техническом вузе. / Р. Н. Зарипов, И. Р. Зарипова // Вестник Казан.технол. ун¬та. - 2011-Т.14, №23. - С. 304-313.
14. Трушникова, Т. Г. Системный подход в педагогике как
инновационная основа формирования образовательного пространства [Электронный ресурс] // ЧиО. 2006. №7. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike-kak- innovatsionnaya-osnova-formirovaniya-obrazovatelnogo-prostranstva
15. Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация.Общество/Н. Н. Моисеев- М.: Устойчивый мир, 2001. - 200с.
16. Фройденталь, Г. Математика как педагогическая задача: Книга для учителя / под ред. Н. Я. Виленкина; сокр. пер с нем. А Я. Халамайзера. 4.11. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
17. Унт, И. Э. Межпредметные связи и умственное развитие учащихся./И. Э. Унт // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - М., 1975. - 192 с.
18. Калюжная Е. В. Межпредметные связи на уроках русского языка[Электронный ресурс]/Е. В. Калюжная// Режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/10/28/statya- mezhpredmetnye-svyazi-na-urokakh-russkogo-yazyka
19. ПООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15
20. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. — М., 1995.- 352с.
21. Информатика: учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 95 с.
22. Учебник Русский язык 5 класс/ Т. А. Ладыженская,М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. - ФГОС, 2012. - 188 с.