Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ средствами игротерапии

Работа №26338

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
668
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения коммуникативной компетентности у
дошкольников с ОВЗ и ее развития средствами игротерапии 8
1.1 Понятие коммуникативной компетентности 8
1.2 Составляющие коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ. 14
1.3 Игротерапия как метод развития коммуникативной
компетентности у дошкольников с ОВЗ 24
2 Экспериментальное изучение коммуникативной компетентности у
дошкольников с ОВЗ и ее развитие средствами игротерапии 35
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 35
2.2 Система занятий с использованием игротерапии, направленная на
развитие коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ 56
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 60
Заключение 76
Список использованных источников 78
Приложение А Результаты по диагностике «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников 82
Приложение Б Результаты диагностики «Лабиринт» 86
Приложение В Результаты диагностики «Диагностические способности детей к партнерскому диалогу» 90
Приложение Г Результаты диагностики «Изучение коммуникативных умений» 94
Приложение Д Система занятий с использованием игротерапии 98


Общение относится к числу важнейших для дошкольника сфер жизнедеятельности, потому что человек формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми, а именно общение выступает самым мощным средством такого взаимодействия.
В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом: это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником, увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка. Группа сверстников становится референтной для детей дошкольного возраста.
Чем раньше обращается внимание на сферу общения в дошкольном возрасте, тем больше возможностей открывается для развития коммуникативной сферы, для развития коммуникативной компетентности. Если у ребенка недостаточно сформирована коммуникативная компетентность в детстве, то последующие проблемы в общении, возникающие из-за этого, могут широко отразиться на самом ребенке, на его личности, у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно.
Особенно эта проблема выступает на первый план, если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья, такие дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности детей с ОВЗ - актуальная задача воспитательного процесса. В этом случае растет вероятность нарушения взаимоотношений с окружающими, и если при общении со взрослым дошкольник еще может компенсировать свою коммуникативную сферу, то в общении со сверстниками неразвитая коммуникативная компетентность мешает контактам в полной мере.
Ребенок, который из-за неразвитости коммуникативной компетентности мало общается со сверстниками и не всегда принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или, наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.
От того, как ребенок с ОВЗ общается со сверстниками, во многом будет зависеть основное содержание его социального, психического и личностного развития, поэтому период возникновения возможных проблем в общении, в частности, в сфере коммуникативной компетентности, важно вовремя предупреждать, и одним из эффективных средств в этом может стать игротерапия, опирающаяся на ведущую деятельность детей в этом возрасте.
Поэтому в данном исследовании рассматривалась проблема выявления особенностей коммуникативной компетентности у детей, имеющих ОВЗ, и ее развитие средствами игротерапии.
Цель: выявление особенностей коммуникативной компетентности у детей, имеющих ОВЗ, и ее развитие средствами игротерапии.
Объект: коммуникативная компетентность как феномен.
Предмет: развитие коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ средствами игротерапии
Гипотеза: эффективное развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ возможно с использованием игротерапии.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать труды отечественных и зарубежных психологов по проблеме особенностей развития коммуникативной компетентности дошкольников;
2) подобрать методики для проведения эмпирического исследования коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ;
3) провести эмпирическое исследование коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ;
4) разработать и апробировать систему занятий игротерапии, направленную на развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ;
5) провести сравнительный анализ диагностических данных для выявления эффективности разработанной системы занятий игротерапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
1) Эмпирические методы: наблюдение (методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (авторы - Никифорова М. А., Щетинина А. М., методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» (автор - Щетинина А. М.)); проективный метод (методика «Изучение коммуникативных умений» (авторы - Никифорова М. А., Щетинина А. М., методика «Лабиринт» (автор - Венгер Л. А.)); эксперимент (констатирующий, формирующий).
2. Методы количественного и качественного анализа данных
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов по проблеме (Барабанов Р. Е., Мудрик А. В., Стребелева Е. А.) психологов по проблемам (Абрамова Г. С., Гутник Е. П., Леонтьев А. А., Осипова А. А., Петрусинский В. В.), а также труды зарубежных (Хаймс Д., Дж. А. ван Эк и другие исследователи).
Выборка представлена детьми дошкольного возраста в количестве 50 человек, из них 25 детей с ОВЗ составили контрольную группу, и 25 детей с ОВЗ составили экспериментальную группу.
Экспериментальное исследование организовано на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения детский сад №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска в ноябре 2017 г. - июне 2018 г.
Этапы исследования:
I этап (ноябрь 2017г. - февраль 2018г.) - изучение теоретических аспектов проблемы коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ, разработка программы игротерапии.
II этап (март 2018г.) - организация и проведение системы занятий с использованием игротерапии с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
III этап (апрель - май 2018г.) - проведение повторной диагностики коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы занятий с использованием игротерапии для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал, представленный в работе, может быть полезен учителям, педагогам- психологам, психологам, работающим с детьми дошкольного возраста. Материалы теоретической главы будут полезны педагогам, студентам при подготовке курсовых, исследовательских, семинарских работ. Проведенное исследование позволяет применять полученные сведения для развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ средствами игротерапии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, 5 приложений. В работе содержится 26 таблиц и 14 рисунков. Общий объем работы составляет 81 страницы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование проблемы развития коммуникативной компетентности у дошкольников с ОВЗ средствами игротерапии, показало, что в настоящее время единое определение коммуникативной компетентности в науке отсутствует. В след за Т. Е. Наливайко рассматриваем коммуникативную компетентность как знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.
Обобщая точки зрения А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой, мы выделяем следующие составляющие коммуникативной компетентности: коммуникативные действия; коммуникативные умения; коммуникативные способности; коммуникативные качества личности.
А именно, способность договариваться, слушать партнера, способность к эмоционально - экспрессивной пристройке, т.е заражение чувствами партнера, эмпатийность, доброжелательность, непосредственность, взаимопомощь, инициативность коммуникативного действия и умения в совместной деятельности со сверстниками. Для развития коммуникативной компетентности детей с ОВЗ может быть применима игровая терапия, которая рассматривается как технология коррекционного воздействия с использованием игры. Это одна из разновидностей арт-терапии, особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, быть таким, какой он есть, быть самим собой, но при этом установить отношения с воспитателем и детьми. Игровая терапия опирается на ведущую деятельность детей дошкольного возраста - игровую.
Нами было проведено экспериментальное исследование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ, с помощью следующих методов: 1) наблюдения (методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (авторы - Никифорова М. А., Щетинина А. М., методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» (автор - Щетинина А. М.)); 2) проективный (методика «Изучение коммуникативных умений» (авторы - Никифорова М. А., Щетинина А. М., методика «Лабиринт» (автор - Венгер Л. А.)).
У всех детей с ОВЗ исследуемой выборке выявлены в ходе проведенной первичной диагностики проблемы в развитии коммуникативной компетентности. Следовательно, устранения было необходимо провести развивающую работу, на развитие навыков и умений разностороннего общения, сотрудничества, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми, с помощью специально для этого разработанной системы занятий на основе игротерапии.
После проведенных занятий для проверки их эффективности была проведена повторная диагностика. В контрольной группе у большинства испытуемых с ОВЗ показатели остались без изменений. В экспериментальной группе у большинства испытуемых с ОВЗ выявлена динамика по таким показателям, как коммуникативные умения, коммуникативные действия, коммуникативные качества личности. Наибольшая динамика выявлена в отношении коммуникативных действий.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017 «Об
образовании в Российской Федерации» - электронная система «Консультант плюс».
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Санкт- Петербург, 2014. - 520 с.
3. Барабанов, Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Педагогика: традиции и инновации / Р. Е. Барабанов. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 140-143.
4. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. - Санкт - Петербург: КАРО, 2005. - 421 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва: МПСИ, 2014. - 352 с.
6. Буртовая, Н. Б. Изучение коммуникативной компетентности педагогов-психологов // 8-я Всеросс. Конф. Студ., аспирантов и молод. Ученых «Наука и образование» / Н. Б. Буртовая. - Томск: ТГПУ, 2004. Т. 2, ч. 2. С. 19-21.
7. Волкова, Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения / Л. С. Волкова. - Москва: Вече, 1983. - 254 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва: Смысл, 2004. - 365 с.
9. Галигузова, Л. Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - Москва: АРКТИ, 2004. - 160 с.
10. Гутник, Е. П. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый / Е. П. Гутник, Е. В. Шереметьева. - 2016. - № 27. - С. 774-778. - URL https://moluch.ru/archive/131/36559/(дата обращения: 24.04.2018).
11. Долгова, В. И. Понятие коммуникативной компетентности в
психолого-педагогических исследованиях / В. И. Долгова, Е. В. Мельник, Н. Крахан // Научно- методический журнал «Концепт» - 2015. - № 31. - С. 81-85.
12. Емельянов, Ю Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю. Н. Емельянов. - Санкт-Петербург, 2014. - 403 с.
13. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
14. Зимова, Е. С. Коммуникативное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста / Е. С. Зимова. - Научный альманах. - 2017. - N 1-2(27) С. 334-338.
15. Зотова, И. Н. Характеристика коммуникативной компетентности / И. Н. Зотова // Известия ТРГУ. 2006. - № 13. - С.225-227.
16. Ильяева, И. А. Межкультурные коммуникации в современном мире: учебное пособие по спецкурсу / И. А. Ильяева, Е. А. Кожемякин. - Белгород: БелГТАСМ, 2001. - 159 с.
17. Карпова, С. Н. Психология речевого развития ребенка / С. Н. Карпова, Э. И. Труве. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1987. - 94 с.
18. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва: «Академия», 2000. - 176 с.
19. Кузьмина,Н. А. Коммуникативная специфика современного поэтического дискурса / Н. А. Кузьмина. - Омск // Речевая коммуникация в современной России: материалы I Международной научной конференции (Омск, 27-29 апреля 2009 г.) / ред. О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. - Омск: ОГУ, 2009. - С. 175-179.
20. Леонтьев, А. А. Психология общения. - 3-е изд. / А. А. Леонтьев. - Москва: Смысл, 1999. - 365 с.
21. Львов, М. Р. Основы теории речи: учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов. - Москва: Педагогика, 2000. - 355 с.
22. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт - Петербург: Речь, 2010. - 400 с.
23. Менькина, С.М. Коммуникативная компетентность: от теории к практике формирования / С. М. Менькина - Среднее
профессиональное образование. - 2011. - № 12. - С. 12 - 18.
24. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - Москва: Академия, 2000. - 192 с.
25. Наливайко, Т. Е. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентностей личности / М. В. Шинкорук // Ученые записки Комсомольского - на - Амуре государственного технического университета / Т. Е. Наливайко. - 2010. - № 2. - С. 50-54.
26. Нижегородцева, Н. В. Готовность к обучению в школе / Н. В. Нижегородцева. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. - 320 c.
27. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - Москва: Воронеж, 2011. - 356 с.
28. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М. А. Панфилова. - Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2012. - 160 с.
29. Петрусинский, В. В. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова. - Москва: Владос, 2013. - 128 с.
30. Практикум детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. - изд.3-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 349 с.
31. Рахматуллина, 3. Я. Культура общения и взаимопонимания / 3. Я. Рахматуллина. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 251 с.
32. Рыжов, В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки дошкольника / В. В. Рыжов. - Н. Новгород: ИНГУ, 2013. - 164 с.
33. Сергиенко, Е. А. Контроль поведения как субъектная регуляция / Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская, Ю. В. Ковалева. - Москва: Институт психологии РАН, 2010. - 180 с.
34. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - Москва: Аспект, 2015. - 448 с.
35. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика: учебное
пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова. - Москва: «Академия», 2012. - 325 c.
36. Титова, С. В. Смыслообразующее обучение в общеобразовательной школе / С. В. Титова, Я. В. Брычкова, Е. Ю. Фисенко. - Москва - Санкт- Петербург: 2007. - 220 с.
37. Трофимова, Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретические и прикладные аспекты / Г. С. Трофимова. - Ижевск: УдГУ, 2012. - 116 с.
38. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). - Москва: Линка - Пресс, 2005. - 384 с.
39. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - Санкт - Петербург: 2015. - 560 с.
40. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин. - Москва: 2014. - 278 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ