Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
8
1.1 Культура» как общеметодологическое понятие» 8
1.2 Понятие «Профессионализм» в современной науке 11
3. Профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
20
2.1 Модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования
20
2.2. Педагогические условия формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
29
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 51
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
8
1.1 Культура» как общеметодологическое понятие» 8
1.2 Понятие «Профессионализм» в современной науке 11
3. Профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
20
2.1 Модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования
20
2.2. Педагогические условия формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
29
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 51
ВВЕДЕНИЕ
В современный период отмечается возрастание объема и сложности задач обеспечения безопасности, гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. В 2011 году на территории РФ произошло 338 чрезвычайных ситуаций, в которых 2992 человека пострадало и 680 человек погибло, сотрудниками МЧС спасено 2286 человек. От того, как скоро и оперативно будет оказываться помощь лицам, подвергшимся воздействию опасных для здоровья человека факторов чрезвычайных ситуаций, насколько своевременно и профессионально сработают спасатели МЧС, зависит здоровье и жизнь многих тысяч людей.
В этой связи важной целью является подготовка специалистов, сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), готовых к решению всего спектра задач по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Это связано еще и с тем обстоятельством, что профессиональная деятельность сотрудников МЧС связана с различными внештатными ситуациями, что предъявляет повышенные требования к их профессиональным и психологическим качествам.
Несмотря на положительные результаты по реализации задач, связанных с формированием профессиональной подготовки личного состава государственной противопожарной службы (далее ГПС) МЧС России в условиях вузов и учреждений дополнительного профессионального образования МЧС России, в действительности практика показывает, что имеется множество проблем, которые связаны с неэффективным использованием необходимых научных средств по эффективности данного процесса.
Различные аспекты проблемы формирования профессиональной культуры заложены в трудах педагогов и психологов К.А. Абульхановой-Славской, А.П. Беляева, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой и др.
Концептуальные подходы к организации профессиональной подготовки и деятельности сотрудников МЧС обосновываются в работах С.Н. Алексеева, Ю.Р. Ахватовой, Н.Г. Винокуровой, А.Л.Воробьева, А.А. Грешных, В.Б. Коробко, А.В. Матюшина, К.К. Пашаян, В.Ю.Рыбникова, С.К.Шойгу, А.В.Шленкова и др.
Анализ состояния вопроса формирования профессиональной культуры личного состава системы ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования в педагогической теории и практике позволяет выделить данный вопрос в самостоятельную проблему педагогического исследования. Необходимость такой постановки вопроса обусловлено наличием противоречий:
• на социально-педагогическом уровне: между социально обусловленной потребностью общества в высококвалифицированных сотрудниках ГПС МЧС России и не полностью реализованными потенциальными возможностями учреждений дополнительного профессионального образования в подготовке таких кадров;
• на методико-теоретическом уровне: возросшими требованиями к уровню сформированности профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России и реальным уровнем разработанности в педагогике целенаправленного программного обеспечения данного процесса и условий его осуществления;
• на методико-технологическом уровне: требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов формирования профессиональной культуры личного состава ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования.
На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования нами сформулирована тема: «Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования».
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России и педагогические условия ее успешной реализации.
Объект исследования – профессиональная подготовка сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования – педагогическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России будет осуществляться успешно, если:
1) сформирована конкурентно-мотивационная среда формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования;
2) создана и опробирована модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России;
3)определён и проверен комплекс педагогических условий успешного функционирования модели формирования профессиональной культуры.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы исследования с целью обоснования актуальности выбранной темы и определения продуктивных способов ее решения.
2. Определить теоретико-методологическую стратегию исследования и на ее основе разработать и реализовать модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.
3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий реализации модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.
Методы исследования. Теоретические – изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, периодизация, теоретическое моделирование; эмпирические – обобщение практического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблюдение, методы математической статистики, компьютерной обработки, наглядного представления, анализ статистических данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Представлена модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России. На основе системного, компетентностного и субъектного подходов смоделирована мотивационная среда, которая раскрывает внутренний механизм формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.
2. Определены педагогические условия успешного функционирования модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях учреждений дополнительного профессионального образования.
3.Разработан критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России на всех этапах исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- определены существенные особенности профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России и обоснована возможность решения проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования;
- уточнена структура профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России за счет выделения ценностных характеристик компонентов, образующих ее внутренний стержень;
- конкретизирована сущность процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по формированию профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России служат совершенствованию процесса профессиональной подготовки слушателей в учреждениях дополнительного профессионального образования для Министерства чрезвычайных ситуаций России. Разработано учебно-методическое обеспечение данного процесса: сборники специальных задач и упражнений (кейсы), рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Определены и описаны критериально-уровневые характеристики сформированности профессиональной культуры сотрудников МЧС.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В современный период отмечается возрастание объема и сложности задач обеспечения безопасности, гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. В 2011 году на территории РФ произошло 338 чрезвычайных ситуаций, в которых 2992 человека пострадало и 680 человек погибло, сотрудниками МЧС спасено 2286 человек. От того, как скоро и оперативно будет оказываться помощь лицам, подвергшимся воздействию опасных для здоровья человека факторов чрезвычайных ситуаций, насколько своевременно и профессионально сработают спасатели МЧС, зависит здоровье и жизнь многих тысяч людей.
В этой связи важной целью является подготовка специалистов, сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), готовых к решению всего спектра задач по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Это связано еще и с тем обстоятельством, что профессиональная деятельность сотрудников МЧС связана с различными внештатными ситуациями, что предъявляет повышенные требования к их профессиональным и психологическим качествам.
Несмотря на положительные результаты по реализации задач, связанных с формированием профессиональной подготовки личного состава государственной противопожарной службы (далее ГПС) МЧС России в условиях вузов и учреждений дополнительного профессионального образования МЧС России, в действительности практика показывает, что имеется множество проблем, которые связаны с неэффективным использованием необходимых научных средств по эффективности данного процесса.
Различные аспекты проблемы формирования профессиональной культуры заложены в трудах педагогов и психологов К.А. Абульхановой-Славской, А.П. Беляева, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой и др.
Концептуальные подходы к организации профессиональной подготовки и деятельности сотрудников МЧС обосновываются в работах С.Н. Алексеева, Ю.Р. Ахватовой, Н.Г. Винокуровой, А.Л.Воробьева, А.А. Грешных, В.Б. Коробко, А.В. Матюшина, К.К. Пашаян, В.Ю.Рыбникова, С.К.Шойгу, А.В.Шленкова и др.
Анализ состояния вопроса формирования профессиональной культуры личного состава системы ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования в педагогической теории и практике позволяет выделить данный вопрос в самостоятельную проблему педагогического исследования. Необходимость такой постановки вопроса обусловлено наличием противоречий:
• на социально-педагогическом уровне: между социально обусловленной потребностью общества в высококвалифицированных сотрудниках ГПС МЧС России и не полностью реализованными потенциальными возможностями учреждений дополнительного профессионального образования в подготовке таких кадров;
• на методико-теоретическом уровне: возросшими требованиями к уровню сформированности профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России и реальным уровнем разработанности в педагогике целенаправленного программного обеспечения данного процесса и условий его осуществления;
• на методико-технологическом уровне: требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов формирования профессиональной культуры личного состава ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования.
На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования нами сформулирована тема: «Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования».
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России и педагогические условия ее успешной реализации.
Объект исследования – профессиональная подготовка сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования – педагогическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России будет осуществляться успешно, если:
1) сформирована конкурентно-мотивационная среда формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования;
2) создана и опробирована модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России;
3)определён и проверен комплекс педагогических условий успешного функционирования модели формирования профессиональной культуры.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы исследования с целью обоснования актуальности выбранной темы и определения продуктивных способов ее решения.
2. Определить теоретико-методологическую стратегию исследования и на ее основе разработать и реализовать модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.
3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий реализации модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.
Методы исследования. Теоретические – изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, периодизация, теоретическое моделирование; эмпирические – обобщение практического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблюдение, методы математической статистики, компьютерной обработки, наглядного представления, анализ статистических данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Представлена модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России. На основе системного, компетентностного и субъектного подходов смоделирована мотивационная среда, которая раскрывает внутренний механизм формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.
2. Определены педагогические условия успешного функционирования модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях учреждений дополнительного профессионального образования.
3.Разработан критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России на всех этапах исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- определены существенные особенности профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России и обоснована возможность решения проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования;
- уточнена структура профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России за счет выделения ценностных характеристик компонентов, образующих ее внутренний стержень;
- конкретизирована сущность процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по формированию профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России служат совершенствованию процесса профессиональной подготовки слушателей в учреждениях дополнительного профессионального образования для Министерства чрезвычайных ситуаций России. Разработано учебно-методическое обеспечение данного процесса: сборники специальных задач и упражнений (кейсы), рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Определены и описаны критериально-уровневые характеристики сформированности профессиональной культуры сотрудников МЧС.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования была изучена и выявлена разработанность проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования. Данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике дополнительного профессионального образования, что обусловлено повышением требований к развитию личности, а также недостаточной теоретической разработкой данных вопросов в теории и практике образования кадров для МЧС.
1. На основе теоретического анализа установлено, что профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России представляет собой комплексное личностное образование, включающее в свою структуру совокупность развитых с учетом современных требований к его профессиональной деятельности особых знаний, убеждений, ценностных ориентаций и установок, навыков, умений, привычек, а также качеств, определяющих его морально-психологические отношения к людям, к труду, к самому себе. В структуре профессиональной культуры мы выделяем три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный.
2. Разработанный диагностический инструментарий позволил зафиксировать качественные изменения в формировании профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России во всех экспериментальных группах и прийти к выводу о необходимости формирования профессионально значимых качеств сотрудников в учреждениях дополнительного профессионального образования ГПС МЧС России.
Проведенный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
В ходе исследования была изучена и выявлена разработанность проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования. Данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике дополнительного профессионального образования, что обусловлено повышением требований к развитию личности, а также недостаточной теоретической разработкой данных вопросов в теории и практике образования кадров для МЧС.
1. На основе теоретического анализа установлено, что профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России представляет собой комплексное личностное образование, включающее в свою структуру совокупность развитых с учетом современных требований к его профессиональной деятельности особых знаний, убеждений, ценностных ориентаций и установок, навыков, умений, привычек, а также качеств, определяющих его морально-психологические отношения к людям, к труду, к самому себе. В структуре профессиональной культуры мы выделяем три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный.
2. Разработанный диагностический инструментарий позволил зафиксировать качественные изменения в формировании профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России во всех экспериментальных группах и прийти к выводу о необходимости формирования профессионально значимых качеств сотрудников в учреждениях дополнительного профессионального образования ГПС МЧС России.
Проведенный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа в процессе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ВУЗОВ МЧС РОССИИ)
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2017 - Деловая игра по дисциплине "Расследование и экспертиза пожаров"
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012



