Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Работа №2632

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51стр.
Год сдачи2012
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


8
1.1 Культура» как общеметодологическое понятие» 8
1.2 Понятие «Профессионализм» в современной науке 11
3. Профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


20
2.1 Модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования
20
2.2. Педагогические условия формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы

29
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 51


ВВЕДЕНИЕ

В современный период отмечается возрастание объема и сложности задач обеспечения безопасности, гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. В 2011 году на территории РФ произошло 338 чрезвычайных ситуаций, в которых 2992 человека пострадало и 680 человек погибло, сотрудниками МЧС спасено 2286 человек. От того, как скоро и оперативно будет оказываться помощь лицам, подвергшимся воздействию опасных для здоровья человека факторов чрезвычайных ситуаций, насколько своевременно и профессионально сработают спасатели МЧС, зависит здоровье и жизнь многих тысяч людей.
В этой связи важной целью является подготовка специалистов, сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), готовых к решению всего спектра задач по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Это связано еще и с тем обстоятельством, что профессиональная деятельность сотрудников МЧС связана с различными внештатными ситуациями, что предъявляет повышенные требования к их профессиональным и психологическим качествам.
Несмотря на положительные результаты по реализации задач, связанных с формированием профессиональной подготовки личного состава государственной противопожарной службы (далее ГПС) МЧС России в условиях вузов и учреждений дополнительного профессионального образования МЧС России, в действительности практика показывает, что имеется множество проблем, которые связаны с неэффективным использованием необходимых научных средств по эффективности данного процесса.
Различные аспекты проблемы формирования профессиональной культуры заложены в трудах педагогов и психологов К.А. Абульхановой-Славской, А.П. Беляева, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой и др.
Концептуальные подходы к организации профессиональной подготовки и деятельности сотрудников МЧС обосновываются в работах С.Н. Алексеева, Ю.Р. Ахватовой, Н.Г. Винокуровой, А.Л.Воробьева, А.А. Грешных, В.Б. Коробко, А.В. Матюшина, К.К. Пашаян, В.Ю.Рыбникова, С.К.Шойгу, А.В.Шленкова и др.
Анализ состояния вопроса формирования профессиональной культуры личного состава системы ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования в педагогической теории и практике позволяет выделить данный вопрос в самостоятельную проблему педагогического исследования. Необходимость такой постановки вопроса обусловлено наличием противоречий:
• на социально-педагогическом уровне: между социально обусловленной потребностью общества в высококвалифицированных сотрудниках ГПС МЧС России и не полностью реализованными потенциальными возможностями учреждений дополнительного профессионального образования в подготовке таких кадров;
• на методико-теоретическом уровне: возросшими требованиями к уровню сформированности профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России и реальным уровнем разработанности в педагогике целенаправленного программного обеспечения данного процесса и условий его осуществления;
• на методико-технологическом уровне: требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов формирования профессиональной культуры личного состава ГПС МЧС России в условиях дополнительного профессионального образования.
На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования нами сформулирована тема: «Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования».
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России и педагогические условия ее успешной реализации.
Объект исследования – профессиональная подготовка сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования – педагогическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России будет осуществляться успешно, если:
1) сформирована конкурентно-мотивационная среда формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования;
2) создана и опробирована модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России;
3)определён и проверен комплекс педагогических условий успешного функционирования модели формирования профессиональной культуры.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы исследования с целью обоснования актуальности выбранной темы и определения продуктивных способов ее решения.
2. Определить теоретико-методологическую стратегию исследования и на ее основе разработать и реализовать модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.
3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий реализации модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.
Методы исследования. Теоретические – изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, периодизация, теоретическое моделирование; эмпирические – обобщение практического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблюдение, методы математической статистики, компьютерной обработки, наглядного представления, анализ статистических данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Представлена модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России. На основе системного, компетентностного и субъектного подходов смоделирована мотивационная среда, которая раскрывает внутренний механизм формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.
2. Определены педагогические условия успешного функционирования модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в условиях учреждений дополнительного профессионального образования.
3.Разработан критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России на всех этапах исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- определены существенные особенности профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России и обоснована возможность решения проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования;
- уточнена структура профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России за счет выделения ценностных характеристик компонентов, образующих ее внутренний стержень;
- конкретизирована сущность процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по формированию профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России служат совершенствованию процесса профессиональной подготовки слушателей в учреждениях дополнительного профессионального образования для Министерства чрезвычайных ситуаций России. Разработано учебно-методическое обеспечение данного процесса: сборники специальных задач и упражнений (кейсы), рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Определены и описаны критериально-уровневые характеристики сформированности профессиональной культуры сотрудников МЧС.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования была изучена и выявлена разработанность проблемы формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования. Данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике дополнительного профессионального образования, что обусловлено повышением требований к развитию личности, а также недостаточной теоретической разработкой данных вопросов в теории и практике образования кадров для МЧС.
1. На основе теоретического анализа установлено, что профессиональная культура сотрудников ГПС МЧС России представляет собой комплексное личностное образование, включающее в свою структуру совокупность развитых с учетом современных требований к его профессиональной деятельности особых знаний, убеждений, ценностных ориентаций и установок, навыков, умений, привычек, а также качеств, определяющих его морально-психологические отношения к людям, к труду, к самому себе. В структуре профессиональной культуры мы выделяем три компонента: эмоциональный, деонтологический и коммуникативный.
2. Разработанный диагностический инструментарий позволил зафиксировать качественные изменения в формировании профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России во всех экспериментальных группах и прийти к выводу о необходимости формирования профессионально значимых качеств сотрудников в учреждениях дополнительного профессионального образования ГПС МЧС России.
Проведенный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.



Список литературы
1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исслед. реал.личности) [Текст]: избр. психол. тр. / К.А. Абульханова. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 216 с.
2. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы [Текст] / А.Н. Аверьянов. – М.: Политиздат, 1995. – 263 с.
3. Алексеев, С.Н. Технологии курсового проектирования в пожарно-технических вузах [Текст] /С.Н. Алексеев // Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций: материалы Междунар. научно-практической конференции. – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2007
4. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] /А.А. Андреев //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.
5. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 608 с.
6. Аткинсон, Р. Введение в математическую теорию обучения [Текст] / Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кроттер. – М.: Мир, 1999. – 486 с.
7. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. – М.: Политиздат, 1991. – 432 с.
8. Ахватова, Ю.Р. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России. Автореферат ... кандидата педагогических наук :13.00.08 / Ахвахова Юлия Ращитовна; [Место защиты: СПбУ ГПС МЧС].–Санкт-Петербург, 2011. - 22 с.
9. Балабанов, М.А. Применение личностного и деятельностно-ориентированного подходов при первоначальной профессиональной подготовке курсантов вуза ГПС МЧС России [Текст] / М.А. Балабанов, М.Т Лобжа // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России: научно-теоретический журнал. СПб. – 2011. – № 4 (49).
10. Безбородько, М.Д., Алешков, М.В. Методическое пособие для выполнения выпускной квалификационной работы по программе подготовки для получения квалификации «Преподаватель высшей школы» [Текст] /М.Д. Безбородько, М.В. Алешков. М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. – 48с.
11. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский. – М.: Наука, 2002. – 270 с.
12. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия [Текст] / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. – М.: МФЦП, 2009. – 1008с.
13. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Г. М. Бреслав. – М.: Смысл: Академия, 2007. – 544 с. С.144.
14. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст]: избр. психол. тр. / А. В. Брушлинский. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 407 с.
15. Буева, Л. П. Культура, культурология и образование [Текст] /Л.П. Буева // Вопросы философии. – 1994. – № 2.
16. Бунаков, М.Ю. Формирование профессиональной компетентности на лабораторно-практических занятиях в вузах МЧС России: Автореферат ... кандидата педагогических наук.: 13.00.08 / Бунаков Михаил Юрьевич; [Место защиты:СПбУ ГПС МЧС]. – Санкт-Петербург, 2011. - 25 с.
17. Видт, П.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы [Текст] /П.Е. Видт// Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 3-7.
18. Виноградов, В. Подготовка специалиста как человека культуры [Текст] /В. Виноградов, А.Синюк // Высшее образование в России. - №2.- 2000. - С. 41.
19. Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием [Текст] / А.Б. Горстко. - М: Знание, 2007. – 160с.
20. Дуранов, М.Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: Учеб.пособие [Текст] /М.Е. Дуранов, А.М. Баскаков, И.С. Ломакина. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 288 с.
21. Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие [Текст] / Т.В.Зайцева. – М.: Смысл, 2002. – 116 с.
22. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э.Ф. Зеер; Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. – Екатеринбург, 2007. – 126 с.
23. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования [Текст] /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.
24. Кларин, М. В. Обучение на основе целостного личного опыта. Стратегия гуманизации учебного процесса [Текст] / М.В. Кларин // Инновац. деятельность образования. - 1994. - № 2. - С.14-15.
25. Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика: Учеб.пособие [Текст] / Т.Е. Климова. – Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2007. – 126 с.
26. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России [Текст] / И. Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.
27. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. – М., 1998. – 190 с.
28. Коршунова, Н.Л. Единство и различие терминов «условие» и «средство» в педагогике [Текст] /Н.Л. Коршунова// Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 1991. – Вып. 1 (57). – 96с.
29. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина. – Л.: ЛГУ, 1990. – 144 с.
30. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье) [Текст]. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 608 с.
31. Лебедев, О.Е. Комптентностный подход в образовании [Текст] /О.Е. Лебедев //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
32. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: логико- методологический анализ [Текст] /Э.С. Маркарян. – М.: Мысль, 1993. – 248 с.
33. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] /А.К. Маркова. – М.: Междунар. гуманист.фонд «Знание», 1997. – 308 с.
34. Модель, И.М. Профессиональная культура муниципального депутата [Текст]/И.М. Модель. – Екатеринбург, 1993. – 190 с.
35. Осипов, А.В. Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Осипов Артур Валентинович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2009. - 197 с.
36. Педагогика: учеб.пособие для студентов педагогических учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин [и др.]. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 260 с.
37. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 528с.
38. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания [Текст] / В.Ф. Петренко. – М.: изд-во МГУ, 1998. – 207 с.
39. Пидкасистый, П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагог.общ–во России, 2001. – 354 с.
40. Проходимова, Е.М. Развитие личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России [Текст] /Е.М. Проходимова // Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года / С.-Петерб. ин-т Гос. противопожарной службы МЧС России. – СПб., 2005. – С. 85-94.
41. Психологический словарь [Текст] / редкол.: В. В. Давыдов и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-пресс, 2007. – 438 с.
42. Равен. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] /Пер. с анг. – М.::Когито-Центр, 2007.
43. Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: научно-метод. рек. [Текст] / под ред. Г. Н. Серикова; сост. С. А. Репин [и др.]. – Челябинск: ЧИПКРО, 1996. – 188 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности [Текст] /С.Л. Рубинштейн// Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 109.
45. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология: Учебное пособие [Текст] /Е.Ф. Рыбалко. – Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1990.- 256с.
46. Рыбников, В.Ю. Психологический стресс и проблема толерантности сотрудников ГПС МЧС России В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина // Вестник психотерапии. - 2007.- №24 (29).- С.155-157.
47. Северин, Н.Н. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России [Текст] /Н.Н. Северин, Е.В.Дамаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – СПб, 2011. - №10. С.166-170.
48. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе; отв. ред. И. В. Имедадзе. – М.; СПб.: Смысл; Питер, 2008. – 412 с.
49. Усмонов, М. Культура и нравственность [Текст] / М. Усмонов; отв. ред. М. Хайруллаев; Ферган. гос. ин-т педагогики. – Ташкент: Фан, 1996. – 107 с.
50. Фалина, И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике [Текст] /И.Н. Фалина // Информатика. – 2006. – № 7. – С.4-6.
51. Философский словарь [Текст] / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина [Текст]. – М.: Политиздат, 2001. – 345 с.
52. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
53. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] /А. Хуторский// Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
54. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1985. С. 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ