Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТРАЖЕНИЕ ЭТНОМИРА СИБИРИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Работа №26318

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
580
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Специфика этномира Сибири 16
1.1 Особенности культуры, религии и быта коренных малочисленных
народов Сибири 16
1.2 Сибирскийсубэтнос: культурные особенности старожильческого
населения Сибири и современных национальных диаспор мигрантов 25
2. Особенности произведений художников Сибири 40
2.1 Этнические тенденции в творчестве сибирских живописцев на
материале анализа произведений ТойвоРяннеля, Юрия Деева и Екатерины Севергиной 40
2.2 Этнические тенденции в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве Сибири на материале анализа произведений Олега Марченко, Даши Намдакова и Марины Ленченко 55
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Г 84
Приложение Д 85
Приложение Е

Актуальность. Актуальность данной темы в России не снижается с течением времени и переходом от поколения к поколению. Россия - многонациональное государство, ее совокупный этномир очень ярок и многогранен. При этом этномиры различных народов не только предстают как некая последовательность культурных феноменов, но и образуют собой большое пространство межкультурного диалога.
С другой стороны, актуально описание каждого этномира в отдельности в связи с его особой спецификой, неповторимой историей возникновения и бытования.
Специфика этномира Сибири - и культурных миров населяющих ее народов - не менее важна и актуальна для изучения, поскольку здесь сохранились уникальные культурные феномены, формирующие картину мира многих малочисленных коренных народов этого региона. Многие культурные феномены меняются с изменением способа жизнедеятельности народа, появлением новых обычаев, новых культурных форм жизни. Важнейшая культурная дилемма: сохранить в неприкосновенности способ жизни и культуру предков или присоединиться к миру западной цивилизации? - остается в высшей степени актуальной для понимания этномиров народов, населяющих Сибирь. А потому для исследователей эти явления по-прежнему представляют высокую научную ценность и актуальность.
Коренные малочисленные народы Сибири начиная с 16-17 века соседствовали на этих землях с русскими поселениями. В этом диалоге с другими этномирами, с особой сибирской природой старожилы как большая группа стали обретать некоторые устойчивые черты, которые позволили уже к 19 веку выделить их в особую группу - «сибиряки», исследование которой актуально до сих пор.
Сибирское начало ярко проявляет себя в художественных произведениях и в декоративно-прикладном искусстве. Авторы сегодня очень часто стремятся передать современные смыслы в этнических формах. Поэтому анализ произведений сибирских художников нам представляется актуальным и важным.
Степень изученности проблемы. Этнография всегда привлекала внимание ученых и исследователей. Русской наукой был накоплен большой материал по этнографии нашей страны. Цикл книг "Народы мира. Этнографические очерки" 1 обобщил данный материал и представил культурные картины мира практически всех народов. Одна книга этого цикла посвящена непосредственно народам Сибири, над ней работало множество авторов, в том числе Левин М.Г. и Потапов Л.П.В этом томе представлены статьи о народах Крайнего Севера, Дальнего Востока и статьи о народах южной Сибири, здесь встречаются историко-этнографические очерки русского населения Сибири, хозяйство, культура и быт которого оказали огромное влияние на коренные и малочисленные этносы Сибири. В основу описаний многих элементов этнической культуры легли полевые материалы советских исследователей по этнографии, археологии и антропологии. Так, Макаров Н.Л. в книге "Этносы Сибири"2 собрал статьи ученых и музейных работников Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири и Дальнего Востока, а также Великобритании, Германии и Франции, которые рассматривают различные аспекты научного наследия выдающегося ученого- этнографа Долгих Б.О. Статьи исследователей были представлены на международной конференции "Этносы Сибири. Прошлое. Настоящее. Будущее", которая была посвящена 100-летию со дня рождения Долгих Б.О., 70-летию Красноярского края и Международному десятилетию коренных народов мира. В публикациях поднимаются вопросы этнической истории и культуры народов Сибири, этнической идентификации археологических культур Сибири, вопросы современного положения коренных народов азиатской части России.
В одном из выпусков ежегодника «Расы и народы» 3 собраны авторские статьи, написанные на основе анализа уникальных собственных полевых и архивных материалов, в них рассматриваются проблемы правового статуса и идентичности, риторика традиционности и специфика существования аборигенных культур в эпоху трансформаций. Значительное внимание уделено обществам оленеводов сибирской тундры и тайги, а также анализу современных тенденций и явлений в традиционной и современной культуре различных этнических групп Севера и Сибири. А вот очень важная тема религии сибирских народов затрагивается кругом авторов в сборнике статей «Традиционные верования и быт народов Сибири . XIX - начало XX века»4. В статьях рассматриваются ключевые вопросы духовной культуры и социальной организации народов Сибири. Использованы данные археологических исследований.
Подробно традиционную культуру и природопользование коренных народов Севера и Сибири описывает исследователь Мурашко О.А. в книге "Традиционные знания, культура и природопользование народов Севера" 5. В книге автор собрал очерки, посвященные наиболее распространенным типам традиционного природопользования и связанными с ними знаниями коренных народов и видами хозяйственной деятельности. Через описание будничной жизни и повседневных занятий народов Севера показан тысячелетний опыт и умение коренных народов адаптироваться к суровой природе Севера, сохраняя при этом ее целостность и первозданность.
«Историческая энциклопедия Сибири» 6, под редакцией Ламина В.А. - специализированное научно-справочное энциклопедическое издание. Оно отражает ключевые аспекты развития Сибири с древнейших времен до современности и включает более 4 тысяч статей. Тематика достаточно обширна: археология и древняя история, этнография, историческая наука, обзорный раздел (очерки по климату, геологии и минерологи, ресурсы природы), историческая демография, структура населения, политическая система и общественно-политическая жизнь, экономическое развитие региона, наука, культура, социальная сфера.
О проблемах формирования русского субэтноса - сибиряков - писали еще знаменитые сибирские мыслители Ядринцев Н.М. и Потанин Г.Н. Во многих трудах Потанина Г.Н., включая труд "Областническая тенденция в Сибири" 7 , разрабатываются концепции особого развития Сибири как специфической области в составе российского государства, сторонники которой в дальнейшем сформировали движение областничества. В работах исследователя Ядринцева Н.М. так же Сибирь предстает как особый регион России, имеющий собственную идентичность. Он уделяет внимание месту Сибири в глобальном цивилизационном процессе, рассматривая ее как место встречи Востока и Запада. В своем труде "Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении" 8 автор для обозначения всех русских жителей Сибири употреблял термин -сибиряки. Он исследовал их непосредственные умственные и нравственные черты и особенности, обращал внимание на их религиозность, грамотность и бЛамин В.А. Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. / Гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2009. В 3-х т. кругозор.Публикации этих авторов в журнале «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» читали образованные люди в Москве и Петербурге.
Тему сибиряков как субэтноса подготовили своими трудами и ученые XX века профессора А. Одиноков и Ю. Постнов, а также красноярский исследователь Борис Чмыхало. Ю.С. Постнов в труде "Сибирь в поэзии декабристов" 9 выявил сложное и многоплановое влияние Сибири на творческое сознание поэтов-декабристов. Это интересовало исследователя, потому что общение декабристов с народом сибирским способствовало пересмотру принципов дворянской революционности и эволюции художественного метода ссыльных литераторов. В книге имеются творческие портреты К.Ф. Рылеева, а также крупнейших представителей поэзии декабристской ссылки - А.А.Бестужева-Марлпнского, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Автор прослеживает влияние декабристов па местную литературную жизнь и приводит новые материалы из воспоминаний сибиряков о героях 14 декабря. В монографии Б.Чмыхало «Молодая Сибирь» 10 тема сибирского субэтноса глубоко исследована так же в контексте сибирского литературного регионализма. Проблема сибирской литературы осмысливалась им в широком историческом и культурно-философском аспектах. Автор отверг уподобление сибирской литературы исключительно локальной словесности. По мнению исследователя, национальная литература соотносится с региональной так, как этнос соотносится с субэтносом, а литературный регионализм начинается там, где кончается местный колорит.
Сибирь на рубеже последних веков достаточно часто привлекает внимание исследователей. В самом начале XXI века написана коллективная монография "Красноярский Материк: Времена, люди, документы" 11 под редакцией Карловой О.А., Солнцева Р.Х., Чмыхало Б.А. Это целая энциклопедия жизни Восточной Сибири. Она разделена на несколько частей с такими названиями, как: "Юг", "Север", "Восток", "Центр". Группа авторов наполнила эту книгу историческими документами, научными фактами, мемуарами, легендами, отрывками из художественных произведений, большим количеством иллюстраций. Эта книга в целом про сибирский субэтнос и два полюса в нем: старожилы и новоселы. Авторам удалось сформировать исторически и этнографически целостную картину сибирской жизни.
Тема сибирского субэтноса не раз встречается в публикациях Хромых А.С. Так, например, в статье "К вопросу о начале формирования сибирского субэтноса в XVII веке" 12 автор осуществляет попытку проследить начальный этап формирования сибирского субэтноса, и как этот процесс повлиял на становление особенностей менталитета. Здесь так же, как и в книге "Красноярский материк", говорится о двух источниках формирования субэтноса: местное население Сибири до прихода русских и первые русские старожилы Сибири. Автор описывает разного рода компоненты (национальные, культурные, исторические), которые и формируют сибирский субэтнос.
Все эти темы находят свое отражение в искусстве. Исследователи, в свою очередь, создают большие базы данных, куда помещают факты о субъектах изобразительного искусства и художественной культуре Сибири. Одно из таких научно-справочных изданий - это книга "Изобразительное искусство Сибири XVII-начала XXI вв."13Чиркова В.Ф. Она состоит из двух томов и является словарем-указателем. Собственно словарная часть состоит из словарных статей, от А до Я (их более шести тысяч) и четырех приложений: художественные музеи и собрания художественного типа Сибири; творческие союзы, организации, объединения; художественно- педагогические учреждения; список диссертаций, защищенных по истории и теории изобразительного искусства и художественной культуры Сибири. На каждой странице можно найти имя, которое еще мало изучено.Территориально словарь охватывает обширные пространства от Байкальского региона на востоке до Обь-Иртышского бассейна на западе: Бурятия, Иркутская область, Красноярский край, Алтай, Тыва, Хакасия, Кемеровская, Новосибирская, Томская, Омская, Тюменская области.
Творчество сибирских художников представлено в книге "100 художников Сибири" 14 искусствоведа Галыгиной О. В справочнике представлено творчество художников Омска, Томска, Новосибирска, Кемерово, Новокузнецка, Барнаула, Горно-Алтайска, Красноярска, Иркутска, Республик Хакасия и Тыва, и каждый его раздел предваряет статья, характеризующая особенности развития и состояния художественной жизни региона, написанная искусствоведом-куратором данного региона. На каждом развороте книги «100 художников Сибири» присутствует портрет автора, пять репродукций, биографические данные, информация о выставках, симпозиумах, в которых принимал участие художник, библиография каталогов и публикаций, адреса, телефоны, а также список музеев, галерей, где хранятся произведения художников. Статьи даны на русском и английском языках. Кроме информации об известных сибирских художниках, в профессиональном справочнике можно найти сведения о художественных музеях и наиболее интересных галереях, искусствоведах, представляющих новые проекты.
Продолжая данную тему, следует еще сказать обальбоме-монографии "Всё, что в сердце. Художники Красноярья, вчера, сегодня, завтра" 15 . Издание представляет развёрнутую панораму изобразительного искусства Красноярского края от истоков его формирования (с 1900 годов) в Енисейской губернии до современности. Достижения художественной жизни рассматриваются на фоне социально-культурных событий Красноярья и в контексте общероссийского художественного процесса. Помимо живописи здесь можно встретить и станковую скульптуру, и декоративно-прикладное искусство Красноярского края. В альбоме встречаются полотна таких мастеров, как Деев Ю.Д., Ряннель Т.В., Ленченко М.В., Марченко О.А. Альбом рассказывает о том, что волнует и вдохновляет художников огромной сибирской территории.
Похожим изданием является справочник "Художники земли Красноярской" 16, составителем которого является Ломанова Т.М. Он содержит разделы: История Союза художников Красноярского края; Живопись; Графика; Скульптура; Декоративно-прикладное искусство. Здесь представлены все художники Красноярского края и их знаменитые картины. Альбом «Художники земли Красноярской» подготовлен к 160-летию со дня рождения В.И. Сурикова и 100-летию со дня основания первого товарищества Красноярских художников и издан в рамках грантового конкурса "Книжное Красноярье". Это издание отражает развитие
Широко известное на международном уровне творчество бурятского скульптура Даши Намдакова отличается своей яркостью и самобытностью. Одно только его творчество представляет целостную многоликую картину отечественного искусства рубежа веков и первых лет XXI столетия". Существует иллюстрированный альбом "Даши Намдаков. Скульптура,графика, ювелирное искусство"17Марц Л. В., Комарова Н. П., Меньшикова М. Л., который представляет фотографии работ скульптора. Несмотря на все это, книг, содержащих информацию об этом мастере значительно мало. Это дает возможность исследователям изучить творчество этого мастера и представить новую и ценную информацию.
Предмет исследования
Отражение этномира Сибири в произведениях сибирских художников.
Объект исследования
Произведения сибирских художников.
Цель исследования
Выявить в произведениях сибирских художников специфические черты этномира Сибири, определить особенности обращения мастеров к этнической картине мира народов этого удивительного края.
Задачи исследования
1. Произвести сбор историко-культурологического материала по культуре, религии и быту коренных малочисленных народов Сибири;
2. Определить особенности культуры, религии и быта коренных малочисленных народов Сибири;
3. Произвести сбор теоретического материала о сибирском субэтносе;
4. Определить культурные особенности старожильческого населения Сибири и современных национальных диаспор мигрантов;
5. Изучить творчество сибирских живописцев Юрия Деева, ТойвоРяннеля и Екатерины Севергиной;
6. Выявить через анализ произведений искусства этнические тенденции в творчестве сибирских живописцев;
7. Изучить творчество сибирских мастеров скульптуры и декоративно-прикладного искусства Олега Марченко, Даши Намдакова и Марины Ленченко;
8. Выявить через анализ произведений искусства этнические тенденции в творчестве сибирских мастеров скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Методологические основы исследования
В процессе изучения и исследования особенностей культуры, религии и быта коренных малочисленных народов Сибири, а также изучения понятия сибирского субэтноса были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор, формализация, обобщение.
При исследовании культуры коренных малочисленных народов были задействованы методы таких исследователей и ученых, как: И.Н.Гемуев, О.А.Мурашко, В.И.Васильев.
Для качественного изучения понятия "субэтнос", в качестве метода была использована теория этногенеза Л.И. Гумилева, а также методы и наблюдения историков-этнографов и Б.Е.Андюсева и Ю.В.Бромлея.
Особенности старожильческого населения Сибири и современных национальных диаспор мигрантов были выделены с помощью изученных методов Головко Е., Швайтцера П., Вахтина Н. и Нам И.В.
В анализе произведений сибирских художников в большей степени были задействованы методы В.И.Жуковского и М.В.Тарасовой.
Практическая значимость
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в возможности её использования для лекционных, семинарских и факультативных курсов по соответствующим дисциплинам. Положения и основные выводы работы могут быть значимы в исследованиях специфики этномира Сибири и произведений искусства сибирских художников.
Научная новизна
Новизна исследования заключается в поставленной проблеме - действительно ли в произведениях сибирских художников отражена специфика этномира Сибири. В данной работе осуществлены попытки системного изучения понятия "субэтнос" в комплексе с исследованием особенностей культуры коренных малочисленных народов, старожильческого населения и национальных диаспор на территории Сибири. В результате на материале анализа живописных произведений, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Сибири были выявлены этнические тенденции, связанные с отражением этномира непосредственно в сибирском искусстве.
Структура дипломной работы
Работа состоит из введения, двух глав «Специфика этномира Сибири» и «Особенности произведений художников Сибири», в рамках которых описаны процесс и поэтапные результаты изучения избранной проблематики, каждая глава содержит по два параграфа. В заключении представлены основные выводы исследования, проделанного в выпускной квалификационной работе. Приложение включает в себя иллюстрации произведений сибирских художников, используемые в исследовании. Список литературы включает в себя 100 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данного исследования было выявление в произведениях сибирских художников специфических черт этномира Сибири и определения особенностей обращения мастеров к этнической картине мира народов этого края.
Именно поэтому в данном исследовании были поставлены определенные задачи для достижения этой цели. В первой главе была изучена специфика этномира Сибири. Было определено что современные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранили древние архаические традиции своих предков. Их традиционное мировоззрение в целом и культовая практика всегда были и остаются связаны с природно¬климатическими и географическими условиями территории их проживания, хозяйственной деятельностью, образом жизни и социальной организацией.Система традиционных верований народов Сибири
представляет собой сочетание промыслового культа, культа природы и культа умерших предков. Важной особенностью их религиозных представлений является, конечно же, анимизм. Без веры в духов вообще сложно представить какой-либо народ Севера или Сибири.
Отмечено также постоянное взаимодействие коренных народов Сибири с другими культурами. На примерах с христианством и ламаизмом было замечено, как легко эти народы позволяют проникать другим религиям в их традиционную, архаичную религиозную культуру. Было заключено, что открытым и неизученным вопросом для исследователей остается вопрос устойчивости культуры коренных малочисленных народов Сибири и Севера в условиях современной массовой культуры и объединения образа жизни через средства массовой коммуникации.
Помимо особенностей культуры коренных народов Сибири, было рассмотрено понятие "субэтнос". Это понятие эволюционное и формируется оно за сет разных факторов и по разным причинам. Исследователи и ученые называют его этнической системой внутри этноса, которая имеет свое отличительное название, культуру, язык, быт и географическое положение. Члены субэтноса подсознательно делят всех на "своих" и "чужих", но при этом относят себя и к этносу, и к субэтносу. Именно их стереотипное поведение и является важным в формировании и образовании той или иной этнической группы.
Именно сибирскийсубэтнос - как и любой другой формировался на протяжении многих веков и под влиянием различных исторических событий. Он является частью русского этноса, имеет свое название, культуру, поведение и четкое географическое расположение. Сибиряки относят себя и к русским, и к сибирякам. Но четко понимают, что не каждый русский является сибиряком.
Особенность сибирских старожилов заключается в том, что это субэтническая группа, образовавшаяся за счет пересечения этнической культуры русского человека и суровых условий Сибири, во времена ее покорения. То есть старожильческое население Сибири - это потомки, тех самых первых завоевателей. Отличает старожилов от новоселов длительность проживания на местности. Со временем, в процессе эволюции, сибиряки по стереотипу поведения начали обладать благородными, но при этом и противоречивыми качествами: смелость, вольность, искренность, патриотизм, милосердие, толерантность, индивидуализм, эгоизм, справедливость.
Помимо старожильческого населения, были выделены и особенности национальных диаспор мигрантов, которые так же являются частью Сибири. Диаспора является сетью расселения какого-либо этноса на территории другого государства. Образуется она чаще всего в результате социальных катаклизмов на родной земле этноса (таких как: войны, революции и т.п.). Развиваются диаспоры по нескольким этапам, в течение которых они адаптируются, укрепляются, ассимилируются. Но очень важным остается то, что они, несмотря ни на что, всегда сохраняют свое этническое самосознание, а также отлично уживаются со старожилами, соблюдая грамотный баланс между ассимиляцией и сохранением этнической специфики.
Опираясь на выделенные особенности разных народов (как коренных малочисленных, так и сибиряков) во второй главе был осуществлен анализ произведений сибирских живописцев и мастеров скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В творчестве каждого из художников наблюдались особенные этнические тенденции.
В деятельности Ряннеля наблюдаются тенденции большой любви к Сибири со стороны художника, даже не смотря на его финские корни. Он показал сибирский характер, мужество, силу сибиряков через художественные образы в пейзажах. Художник мастерски стремился выразить сложные мысли, порой звучащие как афоризмы и метафоры, и искренние чувства, наполняющие его душу. Ряннель считал сибирского человека, как и саму природу, которую он одухотворял в своих картинах, сильнейшим созданием, способным противостоять стихии, и способным любить свою землю и окружение с настоящим патриотизмом. Сам же художник без раздумий отвечал, что пишет правду и сущность этой жизни.
А Ю.Д. Дееве своих произведениях показывает сожаление и тоску по ранее ярко проявленному патриотическому духу в характере сибиряков. Но художник не пытается спокойно с этим смириться. Через свои добрые и яркие, порой даже детские и наивные, древнерусские образы он старается возродить положительные эмоции у зрителя в отношении национальной культуры. Он надеется на то, что еще не все потеряно, и что сибиряки живут в сердце каждого из нас.
Были выделены этнические тенденции в произведениях сибирского художника Е.Г.Севергиной. Художница стремится показать зрителю, как коренные народы Сибири (в данном случае тувинский субэтнос) действительно сохраняют свой уникальный быт, традиции и обычаи, при этом находясь в современном быстро изменяющимся информационном мире. Коренные народы ценят то, что имеют, в особенности природу, которая их окружает. А самое важное, что такое отношение сохраняется и у младшего поколения, что говорит о том, насколько их образ жизни в современном мире остается устойчивым как минимум на ближайшие десятки лет.
Через анализ произведений О.А.Марченко, был обнаружен настоящий северный колорит. Он погружает нас в древность, когда еще не было цивилизации. А также дарит жизнь материалу, который олицетворяет суть и смысл образа жизни коренных северных народов Сибири. Это простая, настоящая, динамичная, одухотворенная, и по-настоящему живая и существующая жизнь.
В творчестве Даши Намдакова открывается зрителям новый этномир Сибири. Но новый не потому что он какой-то не знакомый всем, а потому, что в нем сосредоточилась вообще вся сущность Сибири и не только. Он синтезировал многие культуры, народы, историю, религию и получил результат в виде свободного, гармоничного, бесконечного, фантастического мира.
И в заключение исследования было рассмотрено творчество М.В.Ленченко, которая наглядно в архаичной, традиционной форме показала духовное состояние, которое присутствует у народов Сибири. Через свое мироощущение и наблюдения она вносит в свое творчество смысл, который говорит о том, что народы Сибири сохраняют культ природы, культ предков и духов.
Подводя итог всего исследования, можно сделать вывод, что, действительно, в произведениях сибирских художников отражена специфика этномира Сибири. Это подтвердило изучение специфики этномира Сибири, а также последующий анализ произведений непосредственно сибирских художников.



1. Алексеенко Е.А. Культы у кетов // Памятники культуры народов Сибири и Севера: Вторая половина XIX- нач. XX в. JL, 1977. С. 29-65.
2. Андюсев Б.Е. . Россия и сибирское областничество: исторический опыт и уроки / Б. Е. Андюсев // Перестройки в российской истории: историческийопыт и уроки XX века : (сборник тезисов республиканской научнойконференции, 20-21 марта 1996 г.) / Краснояр. гос. ун-т [и др. - Красноярск :Рио-Пресс, 1996. - С. 7-13
3. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение: учеб.пособие./2-е изд.- Красноярск: РИО КГПУ, 2003.- 303 с.
4. Андюсев Б.Е. Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность : материалы VII Всероссийской научно-практической Интернет-конференции [электронный ресурс] sib-subethnos.narod.ru, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2012 с.4-7
5. Андюсев Б.Е. Этнотип русского сибиряка: от А. П. Щапова к современным оценкам / Б. Е. Андюсев // Сибирский субэтнос: культура, традиции,ментальность : материалы VII Всероссийской научно-практическойИнтернет-конференции [электронный ресурс] sib-subethnos.narod.ru.Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева". - Красноярск : КГПУ им. В. П.Астафьева, 2012. - С. 7-20
6. Анисимов А.Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние. 1969. 148 с.
7. Антипин В.Г. Владимир. Гражданин Сибир. Об идее отделения Сибири от России / Владимир Антипин // Русский репортер. - Москва : Группа Эксперт.- 2011. - № 7. - С. 24-35
8. Артемов И. Пермский вернисаж. Живопись. Графика: альбом / ред. И. Артемова; худож. ред. и сост. Р. В. Шабалин; фоторепродукции: И. Катаев. Пермь: Кн. площадь, 2004. 152 С. - 80-81 С.
9. Арутюнов С.А., Бентцин У., Вайюсольд Р. Введение // Материальная культура /Свод этнографических понятий и терминов/. Вып. 3. М.: Наука, 1989.
10. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциологические исследования в СССР // Социологические исследования. 1981. - № 1.
И.Аференко В.А. Красноярские династии как составная часть сибирского субэтноса/ В. А. Аференко // Вопросы социально¬экономического развития и культуры Красноярского края в документахархивного фонда : (к 175-летию образования Енисейской губернии)/ Гос. арх.Краснояр. края, Ком.по делам архивов администрации Краснояр. края. -Красноярск :Госархив Красноярского края, 1997. - С. 64-67
12. Батьянова Е.П. Народы Северо-Востока Сибири / отв. ред. Е.П. Батьянова, В.А. Тураев ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая РАН ; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. - М. : Наука, 2010. - 773 с.
13. Берестова Е.А. Лексикографическое представление системы антропонимов диалектоносителя / Е. А. Берестова, Е. В. Иванцова // Сибирский филологический журнал. - 2015. - № 2. - С. 164-173
14. Бойко В.И. Народы Сибири сегодня и завтра // Гуманитарные исследования в Сибири: Итоги и перспективы. Новосибирск, 1984.
15. Бойко В.И. Общее и особенное в формировании социалистической культуры народностей Севера // Социально-культурные процессы в Советской Сибири. Омск, 1985. С. 6-10.
16. Болдохонов К. Вселенная Даши Намдакова // Агинская правда, 16.08.2012 Большой юридический словарь.— М.: Инфра-
М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
17. Бороноева Т. А. Феномен креативности в изобразительном искусстве Бурятии на рубеже XX-XXI веков // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докладов и сообщений. — СПб.: Эйдос,2010.— С. 491—492. — 556 с.
18. Бромлей Ю.В. К характеристике понятия "этнос" // Расы и народы. М.: Наука, 1971.-Вып. 1.
19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей ; Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва : Наука, 1983. - 411с.
20. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия // СЭ. 1969. - № 6.
21. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.
22. Брусина О.И. Русские старожилы: опыт адаптации к иноэтничному окружению // Диаспоры. 1999. - № 2 - 3.
23. Волкова Н.Г. Этническая история: содержание понятий // СЭ. 1985. № 5. С. 16-25.
24. Галданова Г. Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее / Г.Р. Галданова // Сибирь: этносы и культура (традиционная культура бурят - Москва-Улан-Удэ, 1998.- вып.3
25. Галыгина О.М. 100 художников Сибири / Профессиональный справочник современного искусства г. Новокузнецк. 2007 -238c.
26. Гемуев И.Н. Традиционные верования и быт народов Сибири . XIX - начало XX века/ Ответственные редакторы И.Н.Гемуев, А.М.Сагалаев/ Новосибирск Наука 1987.- 205 с
27. Головко T. Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания/ред. П. Швайтцер, Н. Вахтин. 2004. -292с.
28. Горюшкин JI.M. Переселенческое движение и народонаселение Сибири во второй половине XIX начале XX вв.: Препринт. - Новосибирск, 1989
29. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли/СПб.: Кристалл, 2001.
30. Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.
31. Гурвич И.С. Современные этнические процессы у народов Сибири и Севера // Социально-культурные процессы , в Советской Сибири. Омск,1985. С. 3-5.
32. Давыденко И. М. Тойво Васильевич Ряннель // Художники Красноярска. — Красноярск, 1978. — С. 55-62.
33. Дашевич В. Переселение в Сибири. СПб., 1912.
34. Деревянко А.П., Бойко В.И. Пути культурного развития Сибири // Культура народностей Севера: Традиции и современность. Новосибирск,1986. С. 5-13.
35. Евтушенко Е.А. Пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилева: осмысление и попытка применения / Е. А. Евтушенко. - Красноярск : [б. и.], 2014. - 378, [3] с.
36. Ермолаев В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов теорииэтногенеза. М., 1989.
37. Еремин С.Н., Ларченко С.Г. Межкультурные взаимодействия в социальном развитии коренного населения Севера // Культура народностей Севера: Традиции и современность. Новосибирск, 1986. С. 80-94.
38. Ефанова В. 25 лет в Сибири, и ты - старожил : о населении
Приенисейской Сибири XIX - XX веков/ под ред. В.ЕфановойЕрмак 3.0 :издание Сибирского федерального университета : собственное
освоение Сибири. - Красноярск : Редакция журнала "Ермак 3.0". - 2015. - №1(3). - С. 40-43
39. ЖигуноваМ.А. Этнические процессы в сфере духовной культуры Среднего Прииртышья: (Предварительное сообщение) // Современная духовная культура народов Сибири и Севера. Омск, 1989.
40. Заварзина В. Таймырская резная кость / М-во культуры Рос. Федерации, М-во культуры Краснояр. края, Краев.гос. бюдж. учреждение культуры Таймыр. Дом нар.творчества/авт. текста: Валентина Заварзина - Дудинка -
2011. - 45 с.
41. Заварзина В. Таймырская резная кость: художественный альбом/ М-во культуры адм. Краснояр. края, Краев.гос. учреждение культуры Таймырский Дом нар. творчества. - Дудинка : 2015. - 139 с.
42. Иванов В. В./ Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский.. ,ред.В.Н. Топоров, .М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с
43. Ипатов А.Н. Меннониты: (Вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности). М.: Мысль, 1978.
44. Карлов В.В. Малые народы Севера: Современное состояние и альтернативность путей развития // Этнические и этнокультурные процессы у народов Сибири: История и современность. Кемерово, 1992. С. 3-11.
45. Карлов В.В. Народности Севера Сибири: Особенности воспроизводства и альтернативность развития. СЭ. 1991. № 5. С. 3-16.
46. Карлова О.А. Красноярский материк. Времена. Люди. Документы / ред.- сост. О. А. Карлова, Р. X. Солнцев, Б. А. Чмыхало. — Красноярск: Гротеск, 1998
47. Карлова О.А. Миф разумный / Красноярск: КрасГУ Москва: Академия, 2001г.- 208с
48. Кашницкий А. Тойво Васильевич Ряннель. Художники Сибири : альбом. / исполнители: А. Кашницкий, С.Зоммер, Ю.Бармин, М. Николаев, П.Вашко, М.Величко, Г.Ряннель, Л.Иванов, О.Русанов. худ.офрмление - И.Марко / Любляна : Типография "Любляна", 1991. - 144 с.
49. Кляус В.Л. Энциклопедия народной жизни русских старожилов Восточной Сибири / В. Л. Кляус // Традиционная культура. - 2015. - № 1. - С.171-176
50. Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса) // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 5-23.
51. Колесников А.Д. Состав переселенцев в Сибирь // Вопросы формирования русского населения в Сибири в XVIII начале XX вв. - Томск: Изд-во ТГУ, 1978.
52. Комарова Н.П. Даши Намдаков . Каталог / авт. ст.: Н. П. Комарова. - Иркутск. 2001. - 35 с.
53. Кривоногов В.П. Этнотрансформационные процессы у коренных народов Красноярского края // Этносы Сибири: История и современность. Красноярск, 1994. С. 107-110.
54. Кривоногов В.П. Общее и особенное в этнических процессах двух микроэтносов Сибири // Этнокультурные процессы в национально- смешанной среде. М., 1989. С. 167-189.
55. Кривоногов В.П. Этнотрансформационные процессы у коренных народов Красноярского края // Этносы Сибири: История и современность. Красноярск, 1994. С. 107-110.
56. Ламин В.А. Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. / Гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2009. В 3-х т.
57. Левин М.Г. Народы Сибири. Серия Народы мира: Этнографические очерки/ Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
58. Ломанова Т.М. Художники земли Красноярской : каталог / сост., авт. вступ. ст. Т. М. Ломанова. — Красноярск, 2007- 312с.
59. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф/ М., 1982.480c.
60. Лоткин И.В. Факторы, влияющие на миграцию жителей национально-смешанных селений юга Западной Сибири // Этническая история и культура народов Советской страны. Омск, 1991.
61. Макаров Н.П. "Этносы Сибири" / Изд.: Красноярский краевой краеведческий музей/ 2004г. - 421с.
62. Малинин Е.Д., Ушаков А.К. Население Сибири. М.: Статистика, 1976. Марков Г.Е. Этнос, этнические процессы и проблема образа жизни // Расы и народы. М.: Наука, 1977. - Вып. 7.
63. Марц Л. В., Комарова Н. П., Меньшикова М. Л. "Даши Намдаков.Скульптура, графика, ювелирное искусство" — М.: М-Сканрус, 2010г. — 160 с.
64. Марц Л. В., Комарова Н. П., Меньшикова М. Л. Даши Намдаков.Скульптура, графика, ювелирное искусство. — М.: М-Сканрус, 2010. — 160 с.
65. Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н.Гумилева/Составитель - Мичурин В.А./под редакцией Л. Н. Гумилёва/М.: Экопрос, 1993, стр. 493-542
66. Москалюк М.В. Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра / сост. М. В. Москалюк - Красноярск: Поликор, 2010. - 288 с.
67. Мурашко О.А. Традиционные знания, культура и природопользование народов Севера. М.: АКМНСС и ДВ РФ, 2005. 116 с.
68. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке.- М., Просвещение, 1990. - С.130.
69. Нам И.В. Исторические особенности формирования и деятельности диаспорных институтов в Сибири (XIX - начало XX в.). Миграции и диаспоры в социокультурном, политическом и экономическом про-странстве Сибири. Рубежи XIX - XX и XX - XXI веков / науч. ред. В.И. Дятлов. - Иркутск : Оттиск,2010. - 640 с. с.315
70. Потребня А.А. Символ и миф в народной культуре./ М., Лабиринт, 2000г. 480с.
71. Патканов С.К. Список народностей Сибири. Петроград, 1923.
72. Покшишевский В.В. Заселение Сибири (Историко-географический очерк). -Иркутск, 1951.
73. Постнов Ю. С. Русская литература Сибири первой половины XIX века. - Новосибирск, 1970. - 404 с.
74. Постнов Ю.С. Сибирь в поэзии декабристов - Наука. Сибирскоеотделение, 1976-112с.
75. Потанин Г. Н. Областническая тенденция в Сибири. — Томск, 1907
76. Прохоров Б.Б. Экология человека. Терминологический словарь. Ростов н/Д. Феникс. 2005. 476 с.
77. Ракова, Вера Борисовна. Художественная культура Сибири : учебное пособие / В. Б. Ракова, 2011. - 147 с.
78. Русакова Л.М. Традиции и инновации в быту и
культуре народов Сибири : сборник научных трудов / Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии ; отв. ред. Л. М. Русакова. - Новосибирск, 1983. - 137с.
79. Русаков Э. Тойво — значит Надежда // Сто знаменитых красноярцев. — Красноярск: Издательские проекты, Красноярское книжное издательство, 2003. — С. 363-367
80. Русаков Э. Художник Юрий Деев - в мире добрых людей. / Эдуард Русаков // Евразия. - 1994. - 19 нояб. - С. 12.
81. Семенов Ю.И Этнос. Нация. Диаспора // ЭО. 2000. - № 2.
82. Соколовский С.В. Правовой статус и идентичность коренных народов/ Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы : ежегодник / Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.-М.: Наука, 1971 - вып.33, 2007 - 383с.
83. Степанов В.В., Сусоколов A.A. Этнос и его среда // Человек. М., 1990. - Вып. 6.
84. Таксами Ч.М. Материальная и духовная культура народов Сибири/ Таксами Ч.М. (Сборник МАЭ; т. 42). - 1988.
85. Томилов Н.А. Духовная культура народов Сибири (Отв. ред. H.A. Томилов). Томск: Издание Томского ун-та. 1980. 182 с.
86. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического В. Н. Топоров./М. : Прогресс : Культура, 1995. — 623 с.
87. Томилов H.A. Этнокультурные процессы у южных народов Западной Сибири // Сов-ременные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1981.
88. Функ Д.А. Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, Вып. 33 / Отв. ред. Д.А. Функ. - 2007. - 383 с.
89. Фурсова Е.Ф. Проблемы типологии этнографических, конфессиональных, локальных групп славянских переселенцев Западной Сибири: мультидисциплинарный подход / Е. Ф. Фурсова // Гуманитарные наукив Сибири. - 2015. - Т. 22. - Т. 22, № 2 . - С. 100-104
90. Хромых, А. С. К вопросу о начале формирования сибирского субэтнос-XVII веке / А. С. Хромых // Вып. 2: в 2 кн. - Красноярск: ИПК КГПУ, 2006. - Кн. 2. - С. 141-151
91. Чирков В.Ф. Изобразительное искусство Сибири XVII — начала XXI вв. В 2-х томах. ред. А. Шередега ; худож. В. Валериус ; авт. предисл. А. Г.Елфимов. - Тобольск : Общ. Благотворительный фонд "Возрождение Тобольска". - (Сибирский художественный музей). 2014, 815стр
92. Чмыхало Б.А. «Молодая Сибирь». Регионализм в истории русской литературы Текст. / Б. А. Чмыхало. Красноярск: КГПИ,1992. -199 с.
93. Чмыхало, Б.А. Литераторно-критическая борьба в сибирских изданиях начала XX в. Текст. / Б.А. Чмыхало- Красноярск: КГПИ, 1987.-79 с.-400 экз.
94. Чмыхало, Б.А. Литература Сибири XVI-XVIII вв. Текст. / Б.А. Чмыхало. Красноярск: КГПИ, 1983. - 72 с.
95. Чмыхало, Б.А. Литературный регионализм Текст. / Б.А. Чмыхало: Учебное пособие. Красноярск: КГПИ, 1990. - 79 с.
96. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян западной Сибири. Новосибирск, 1992.
97. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири. Вып. 1- М.: Логос, 2001.
98. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири. Вып. 2- М.: Логос, 2002.
99. Шайдуров В.Н. Европейские диаспоры в Западной Сибири: численность, размещение и хозяйственные занятия . Современное историческое сибиреведение XVII - начала XX вв.: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.М. Гончарова. Барнаул: Изд-во Аз Бука, 2005.310 с. с.106-114
100. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении / отв. ред. Л. М. Горюшкин. — Новосибирск : Сибирский хронограф, 2003.
101. ЯдринцевН. М. Сочинения. Т. 2: Сибирские инородцы, их быт и современное положение / под ред. С. Г. Пархимовича. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ