Введение 5
Глава 1 Обзор применения информационных систем в образовании 7
1.1 Информационные системы в образовании 7
1.2 Исходные данные для разработки 12
1.3 Анализ требований к разрабатываемому модулю 14
1.3.1 Назначение разработки 14
1.3.2 Требования к программному модулю 14
1.4 Выводы по главе 1 16
Глава 2 Разработка программного модуля формирования индивидуального графика обучения 18
2.1 UML-моделирование 18
2.1.1 Диаграмма вариантов использования 18
2.1.2 Диаграмма деятельности 20
2.1.3 Диаграмма развертывания 23
2.2 Проектирование базы данных 24
2.3 Разработка информационной системы 26
2.3.1 Обзор используемых программных средств 26
2.3.2 Программная реализация модуля 27
2. 4 Выводы по главе 2 34
Заключение 35
Список сокращений 36
Список использованных источников 37
Приложение А Плакаты презентации 40
Приложение Б Сертификат участия в конференции 48
Приложение В Листинг программы 49
Одной из самых важных сфер деятельности человека является процесс обучения. Ведь от того, как будут усвоены знания в образовательном процессе, зависит качество навыков будущих специалистов, а значит и будущее каждого из нас.
Развитие мыслительной деятельности, формирование мотивации к обучению были актуальными во все времена. Современные подходы в сфере обучения вынуждены динамично меняться, отвечая вызовам времени, прогрессу информационных технологий в образовании и требованиям к будущим специалистам.
Одной из самых сложных проблем традиционного процесса обучения является негибкость используемых технологий. Именно поэтому основным направлением в области совершенствования образовательных технологий в настоящее время является оптимизация процессов обучения, направленная на улучшение качества восприятия учебного материала.
Закономерно, что наряду с объективными трудностями освоения нового учебного материала, требующими высокого уровня интеллектуального развития и хорошей памяти, также приходится считаться с различиями базовых уровней обучающихся и особенности индивидуальных стилей мышления. Можно сказать, что сейчас основное направление трансформации современного образования — это переход к личностно-ориентированному образованию, реализация принципа вариативности в обучении. Так, например, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] уделяется большое внимание индивидуализации обучения. То есть становится возможным выбор элементов, методов, технологий, форм, средств и контроля, а также адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся, в результате чего создается психологически комфортная для каждого образовательная среда.
Чтобы учесть индивидуальные особенности студентов при формировании индивидуальной траектории обучения, сделать ее гибкой, необходимо автоматизировать процесс управления учебным графиком, учитывая все особенности строения учебного курса, связи между его разделами, а также степень важности каждого отдельного элемента курса.
В образовательном процессе из-за индивидуальных особенностей студентов, их заинтересованности в освоении того или иного материала время изучения отдельных разделов может сокращаться или увеличиваться. Но, исходя из того, что время освоения дисциплины ограничено, необходимо учитывать, что изменение времени одного раздела влияет на другой. Следовательно, у преподавателя возникает необходимость заново планировать время на обучение неизученного материала, а в некоторых случаях, возможно, и значительно сокращать его на изучение отдельных разделов.
Таким образом, целью бакалаврской работы является разработка программного модуля формирования индивидуального графика обучения, призванная компенсировать недостатки, возникающие в условиях оптимизации и модернизации современного образования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- обзор применения информационных систем в образовании;
- проектирование программного модуля;
- выполнение реализации программного модуля.
В результате бакалаврской работы были выполнены все поставленные задачи. Подробно рассмотрено применение информационных технологий в образовательном процессе. Замечены и описаны, как достоинства, так и недостатки программного обеспечения, используемого в сфере образовательной деятельности. Что послужило причиной для разработки программного модуля формирования индивидуального графика обучения. Проведен анализ требований к разрабатываемому программному модулю. Выполнено проектирование информационной системы, в том числе спроектирована база данных, выполнено UML-моделирование. Реализована разработка программного модуля по формированию индивидуального графика обучения. Требования, предъявленные к проектируемому программному модулю в ходе работы соблюдены.
Индивидуализация образовательного процесса — одно из актуальных направлений развития образовательной системы. Это понятие подразумевает не только возможность участия студента в формировании содержания собственного образования, но и контроль процесса преподавателем с целью направления обучающегося по наиболее подходящему для него пути обучения и соблюдения требований к оптимальному уровню освоения учебного материала. Данный модуль позволяет контролировать организацию учебного процесса при формировании индивидуальной траектории обучения, а именно, выбирать оптимальный темп обучения, применять те способы, которые наиболее соответствуют индивидуальным особенностям студентов, осуществлять корректировку деятельности и может быть применим в качестве дополнения к программному обеспечению в тех сферах образовательного процесса, в которых возникает необходимость поиска новых концептуальных идей, путей развития.
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской
Федерации от 26.12.2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/297.
2. Зверева, Ю. С. Информатизация образования / Ю. С. Зверева // Молодой учёный / Международный научный журнал — Казань. — 2016 — № 6.3 (110.3) — С. 23-26.
3. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования : монография / И. В. Роберт. — Москва : ИИО РАО, 2010. — 140 с.
4. Программный продукт «1С:Университет ПРОФ ред.2.1» [Электронный ресурс] : отраслевых и специализированных решений «1С:Предприятие 8». — Режим доступа: https://solutions.1c.ru/catalog/university-prof7features.
5. Intranet: Academic [Электронный ресурс] : SoftwareInc., Company. —
продажа ПО, разработка и внедрение IT». — Режим доступа:
https://softwareinc.ru/solutions/intranet-academic/.
6. Программные продукты лаборатории ММИС [Электронный
ресурс] : ММИС лаборатория. — Режим доступа:https:77www.mmis.ru/programs
7. Автоматизация учебного процесса [Электронный ресурс] : Корпорация «Галактика» — разработчик систем управления. — Режим доступа:
https://www.galaktika.ru/vuz/uchebnyj-process.html.
8. Moodle [Электронный ресурс] : Wikipedia: свободная энциклопедия. — Режим доступа:https:77ru.wikipedia.org/wiki7Moodle.
9. Аникьева, М. А. Обработка изобразительной информации как один из этапов допечатного процесса полиграфического производства 7 М. А. Аникьева, А. А. Богатырёва 77 Problems and prospects of professional education development in the 21st century: materials of the VIII international scientific conference on April 10-11, 2018 — Prague, 2018 — C. 17-22.
10. Г. В. Кравченко / Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе студентов дневной формы обучения / Г. В. Кравченко // Известия алтайского государственного университета — 2013 — С. 23-15.
11. Баранова, Н. А. К вопросу о применении экспертных систем в непрерывном педагогическом образовании / Н. А. Баранова // Образование и наука — 2008 — №4(52) — С. 24-28.
12. Глущенко А. И. Информационная система принятия решений по формированию индивидуальных учебных планов / А. И. Глущенко // Управление большими системами: сборник трудов — 2006 — С. 79-91.
13. ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к
содержанию и оформлению. — Введ. 01.01.1980 — Москва : Стандартинформ, 2010. — 3 с.
14. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. — Введ. 01.01.1990. — Москва : Стандартинформ, 2009. — 12 с.
15. ГОСТ Р 50948-2001. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности. — Введ. 01.07.2002 — Москва : Стандартинформ, 2008. — 11 с.
16. ГОСТ Р 50923-96. «Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения». — Введ. 01.07.1998 — Москва : Стандартинформ, 2008. — 12 с.
17. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 23.07.1998 «Об утверждении межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию ПЭВМ и оргтехники и сопровождению программных средств».
18. Рамбо, Дж. UML 2.0 Объектно-ориентированное моделирование и разработка, 2-е издание : / Дж. Рамбо, М. Блаха — СПб: Питер, 2007. — 544 с.
19. Арлоу, Д. UML 2 и Унифицированный процесс. Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование, 2-е издание : / Д. Арлоу, И. Нейштадт ; пер. с англ. Н. Шатохиной — СПб: Символ-Плюс, 2007. — 624 с.
20. Никсон, Р. Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и HTML5. 3-е изд./ Р. Никсон — СПб.: Питер, 2015. — 688 с.