Эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе.
|
Содержание
Введение 2
1 Проблема межличностных отношений в современной науке 5
1.1 Структура межличностных отношений в коллективе 5
1.2 Психология учебного коллектива 12
1.3 Психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе 17
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе 23
2.1. Методы исследования межличностных отношений в учебном коллективе 23
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 29
3. Разработка тренинга для сплочения коллектива 39
3.1 Обоснование программы тренинга для сплоченности коллектива 39
3.2 Методические рекомендации по проведению занятий 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение А 49
Приложение Б 52
Приложение В 54
Введение 2
1 Проблема межличностных отношений в современной науке 5
1.1 Структура межличностных отношений в коллективе 5
1.2 Психология учебного коллектива 12
1.3 Психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе 17
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе 23
2.1. Методы исследования межличностных отношений в учебном коллективе 23
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 29
3. Разработка тренинга для сплочения коллектива 39
3.1 Обоснование программы тренинга для сплоченности коллектива 39
3.2 Методические рекомендации по проведению занятий 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение А 49
Приложение Б 52
Приложение В 54
Введение
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения группы и коллектива уделяется взаимоотношениям в них. Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения личности и общества, и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
Изучением малых групп еще с начала века занимались зарубежные исследователи Э. Мэйо, Г. Хаймен, М. Шериф, Г. Келли, С. Аш, Дж. Морено и др. В их представлении группа представляет нечто большее, нежели случайное соединение людей, разделяющих какие-то общие цели и ценности. Поэтому группу и групповые процессы, по их мнению, необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии. Проблема группы и отношений в ней в отечественной психологии начала интенсивно разрабатываться с 60-х годов. Она привлекала внимание таких ученых, как Г.М. Андреева, Н.А. Березовин, К.Е. Данилин, Я.Л. Коломинский, А.А. Кроник, B.C. Маргун, А.В. Петровский и др.
Изучением таких малых групп, как учебная студенческая группа в 60-80-х гг. прошлого века занимались В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, Г.А. Журавлева и ряд других советских психологов. Эти ученые рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами, и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний. Поведение отдельной личности зависит от психологии отношений внутри группы. Система организации обучения построена таким образом, что учебные группы формируются случайным образом, объединяя в единые коллективы личности, имеющие разный социальный статус, интеллектуальный уровень, разные стереотипы поведения и общения, личностные качества, характерологические особенности. Такое объединение в отдельные группы разных людей порождает множество разнообразных особенностей в отношениях членов группы.
Под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различные психологические механизмы этих отношений, имеющих единую природу, и понимать, что они образуют различные слои групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные.
Долгое время отношения студентов определялись предметной деятельностью, тогда как социальный контекст этой деятельности, система личных отношений оказывались вне поля зрения научного анализа. Современная система образования, ориентированная на развитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности, не всегда на практике отвечает данной цели. Большинство педагогических исследований было посвящено изучению деловых отношений, организационной структуры студенческого коллектива, воспитанию актива. Исследования группы в школьной и вузовской педагогике почти не затрагивали вопросов личных взаимоотношений.
Однако, несмотря на достаточную разработанность вопроса в теории, на практике, в каждодневной деятельности конкретного коллектива или группы проблема межличностных отношений в коллективе остается насущной и актуальной.
Цель работы: изучить межличностные отношения в учебном коллективе.
Объект исследования: учебный коллектив.
Предмет исследования: межличностные отношения в учебном коллективе.
Гипотеза: испытуемые с разным социометрическим статусом будут отличаться типами межличностного взаимодействия.
Задачи:
1) рассмотреть структуру межличностных отношений в коллективе;
2) представить проблемы психологии отношений в коллективе;
3) изучить психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе;
4) провести эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе.
Исследование проводилось на базе …
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения группы и коллектива уделяется взаимоотношениям в них. Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения личности и общества, и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
Изучением малых групп еще с начала века занимались зарубежные исследователи Э. Мэйо, Г. Хаймен, М. Шериф, Г. Келли, С. Аш, Дж. Морено и др. В их представлении группа представляет нечто большее, нежели случайное соединение людей, разделяющих какие-то общие цели и ценности. Поэтому группу и групповые процессы, по их мнению, необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии. Проблема группы и отношений в ней в отечественной психологии начала интенсивно разрабатываться с 60-х годов. Она привлекала внимание таких ученых, как Г.М. Андреева, Н.А. Березовин, К.Е. Данилин, Я.Л. Коломинский, А.А. Кроник, B.C. Маргун, А.В. Петровский и др.
Изучением таких малых групп, как учебная студенческая группа в 60-80-х гг. прошлого века занимались В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, Г.А. Журавлева и ряд других советских психологов. Эти ученые рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами, и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний. Поведение отдельной личности зависит от психологии отношений внутри группы. Система организации обучения построена таким образом, что учебные группы формируются случайным образом, объединяя в единые коллективы личности, имеющие разный социальный статус, интеллектуальный уровень, разные стереотипы поведения и общения, личностные качества, характерологические особенности. Такое объединение в отдельные группы разных людей порождает множество разнообразных особенностей в отношениях членов группы.
Под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различные психологические механизмы этих отношений, имеющих единую природу, и понимать, что они образуют различные слои групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные.
Долгое время отношения студентов определялись предметной деятельностью, тогда как социальный контекст этой деятельности, система личных отношений оказывались вне поля зрения научного анализа. Современная система образования, ориентированная на развитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности, не всегда на практике отвечает данной цели. Большинство педагогических исследований было посвящено изучению деловых отношений, организационной структуры студенческого коллектива, воспитанию актива. Исследования группы в школьной и вузовской педагогике почти не затрагивали вопросов личных взаимоотношений.
Однако, несмотря на достаточную разработанность вопроса в теории, на практике, в каждодневной деятельности конкретного коллектива или группы проблема межличностных отношений в коллективе остается насущной и актуальной.
Цель работы: изучить межличностные отношения в учебном коллективе.
Объект исследования: учебный коллектив.
Предмет исследования: межличностные отношения в учебном коллективе.
Гипотеза: испытуемые с разным социометрическим статусом будут отличаться типами межличностного взаимодействия.
Задачи:
1) рассмотреть структуру межличностных отношений в коллективе;
2) представить проблемы психологии отношений в коллективе;
3) изучить психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе;
4) провести эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе.
Исследование проводилось на базе …
Заключение
Среди социальных групп, функционирующих в обществе, важное место принадлежит малым группам, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие между людьми. Малые группы являются звеном, опоcредующим взаимосвязь общества и личности.
Под малой группой понимается реальное существование группы людей, которые имеют непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредованно совместной деятельностью и определяется особыми нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает как «звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры», при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи.
Деятельность малых групп – сложный многогранный объект исследования, многочисленные компоненты которого образуют определенную структуру.
В группе каждый индивид занимает определенный социальный статус. Каждый статус несет в себе какую-то функцию. Выделяются различные типологии статусов в зависимости от положения индивида, его местонахождения, личных качеств и т.п. социальная роль связана с социальным статусом, она определяет поведение, которое окружающие ожидают от человека, имеющего определенный статус.
Для изучения взаимоотношений в коллективе и социометрического статуса используется метод социометрии, предложенный Л.Я. Морено. Само понятие социометрической структуры группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который определяется при анализе суммы предпочтений, получаемых от других членов группы. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному человеку. Так, социометрический статус «звезды» показывает максимальное количество полученных выборов и, как следствие, позитивное отношение к человеку большинства членов группы. Напротив, социометрический статус «изолированных», не получивших ни одного выбора, показывает их низкое положение в статусной иерархии группы. Позиция «изолированного» человека в группе наиболее неблагоприятна, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы равнодушны.
В эмпирической части исследования для изучения межличностных отношений в коллективе были использованы опросник Т. Лири (ДМО) и социометрический метод.
Результаты исследования позволили выявить ведущий тип взаимодействия членов группы с разным социометрическим статусом:
- лидеры группы характеризуются I типом взаимодействия – «властный – лидирующий»;
- «предпочитаемые» группы используют VII тип взаимодействия – «сотрудничающий – конвенциальный»;
- часть «пренебрегаемых» также используют VII тип взаимодействия – «сотрудничающий – конвенциальный» и часть «пренебрегаемых» с I типом взаимодействия;
- для «отвергаемых» членов группы характерен VIII тип взаимодействия – «ответственный – великодушный». Мы можем предположить, что статус личности в группе зависит от типа взаимодействия.
Выдвинутая гипотеза о том, что испытуемые с разным социометрическим статусом будут отличаться типами межличностного взаимодействия, подтвердилась.
Среди социальных групп, функционирующих в обществе, важное место принадлежит малым группам, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие между людьми. Малые группы являются звеном, опоcредующим взаимосвязь общества и личности.
Под малой группой понимается реальное существование группы людей, которые имеют непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредованно совместной деятельностью и определяется особыми нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает как «звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры», при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи.
Деятельность малых групп – сложный многогранный объект исследования, многочисленные компоненты которого образуют определенную структуру.
В группе каждый индивид занимает определенный социальный статус. Каждый статус несет в себе какую-то функцию. Выделяются различные типологии статусов в зависимости от положения индивида, его местонахождения, личных качеств и т.п. социальная роль связана с социальным статусом, она определяет поведение, которое окружающие ожидают от человека, имеющего определенный статус.
Для изучения взаимоотношений в коллективе и социометрического статуса используется метод социометрии, предложенный Л.Я. Морено. Само понятие социометрической структуры группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который определяется при анализе суммы предпочтений, получаемых от других членов группы. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному человеку. Так, социометрический статус «звезды» показывает максимальное количество полученных выборов и, как следствие, позитивное отношение к человеку большинства членов группы. Напротив, социометрический статус «изолированных», не получивших ни одного выбора, показывает их низкое положение в статусной иерархии группы. Позиция «изолированного» человека в группе наиболее неблагоприятна, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы равнодушны.
В эмпирической части исследования для изучения межличностных отношений в коллективе были использованы опросник Т. Лири (ДМО) и социометрический метод.
Результаты исследования позволили выявить ведущий тип взаимодействия членов группы с разным социометрическим статусом:
- лидеры группы характеризуются I типом взаимодействия – «властный – лидирующий»;
- «предпочитаемые» группы используют VII тип взаимодействия – «сотрудничающий – конвенциальный»;
- часть «пренебрегаемых» также используют VII тип взаимодействия – «сотрудничающий – конвенциальный» и часть «пренебрегаемых» с I типом взаимодействия;
- для «отвергаемых» членов группы характерен VIII тип взаимодействия – «ответственный – великодушный». Мы можем предположить, что статус личности в группе зависит от типа взаимодействия.
Выдвинутая гипотеза о том, что испытуемые с разным социометрическим статусом будут отличаться типами межличностного взаимодействия, подтвердилась.
Подобные работы
- Эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - Межличностные отношения в учебном коллективе: психологический и педагогический аспект.
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2270 р. Год сдачи: 2012 - Межличностные отношения в трудовом коллективе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7990 р. Год сдачи: 2016 - Роль межличностных отношений в управлении коллективом образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Влияние самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском
коллективе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Культура межличностных отношений в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2024



