Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе.

Работа №2631

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67стр.
Год сдачи2012
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1508
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание

Введение 2
1 Проблема межличностных отношений в современной науке 5
1.1 Структура межличностных отношений в коллективе 5
1.2 Психология учебного коллектива 12
1.3 Психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе 17
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе 23
2.1. Методы исследования межличностных отношений в учебном коллективе 23
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 29
3. Разработка тренинга для сплочения коллектива 39
3.1 Обоснование программы тренинга для сплоченности коллектива 39
3.2 Методические рекомендации по проведению занятий 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение А 49
Приложение Б 52
Приложение В 54


Введение

Особое внимание в ходе социально-психологического изучения группы и коллектива уделяется взаимоотношениям в них. Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения личности и общества, и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
Изучением малых групп еще с начала века занимались зарубежные исследователи Э. Мэйо, Г. Хаймен, М. Шериф, Г. Келли, С. Аш, Дж. Морено и др. В их представлении группа представляет нечто большее, нежели случайное соединение людей, разделяющих какие-то общие цели и ценности. Поэтому группу и групповые процессы, по их мнению, необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии. Проблема группы и отношений в ней в отечественной психологии начала интенсивно разрабатываться с 60-х годов. Она привлекала внимание таких ученых, как Г.М. Андреева, Н.А. Березовин, К.Е. Данилин, Я.Л. Коломинский, А.А. Кроник, B.C. Маргун, А.В. Петровский и др.
Изучением таких малых групп, как учебная студенческая группа в 60-80-х гг. прошлого века занимались В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, Г.А. Журавлева и ряд других советских психологов. Эти ученые рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами, и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний. Поведение отдельной личности зависит от психологии отношений внутри группы. Система организации обучения построена таким образом, что учебные группы формируются случайным образом, объединяя в единые коллективы личности, имеющие разный социальный статус, интеллектуальный уровень, разные стереотипы поведения и общения, личностные качества, характерологические особенности. Такое объединение в отдельные группы разных людей порождает множество разнообразных особенностей в отношениях членов группы.
Под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различные психологические механизмы этих отношений, имеющих единую природу, и понимать, что они образуют различные слои групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные.
Долгое время отношения студентов определялись предметной деятельностью, тогда как социальный контекст этой деятельности, система личных отношений оказывались вне поля зрения научного анализа. Современная система образования, ориентированная на развитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности, не всегда на практике отвечает данной цели. Большинство педагогических исследований было посвящено изучению деловых отношений, организационной структуры студенческого коллектива, воспитанию актива. Исследования группы в школьной и вузовской педагогике почти не затрагивали вопросов личных взаимоотношений.
Однако, несмотря на достаточную разработанность вопроса в теории, на практике, в каждодневной деятельности конкретного коллектива или группы проблема межличностных отношений в коллективе остается насущной и актуальной.
Цель работы: изучить межличностные отношения в учебном коллективе.
Объект исследования: учебный коллектив.
Предмет исследования: межличностные отношения в учебном коллективе.
Гипотеза: испытуемые с разным социометрическим статусом будут отличаться типами межличностного взаимодействия.
Задачи:
1) рассмотреть структуру межличностных отношений в коллективе;
2) представить проблемы психологии отношений в коллективе;
3) изучить психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе;
4) провести эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе.
Исследование проводилось на базе …






Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение

Среди социальных групп, функционирующих в обществе, важное место принадлежит малым группам, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие между людьми. Малые группы являются звеном, опоcредующим взаимосвязь общества и личности.
Под малой группой понимается реальное существование группы людей, которые имеют непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредованно совместной деятельностью и определяется особыми нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает как «звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры», при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи.
Деятельность малых групп – сложный многогранный объект исследования, многочисленные компоненты которого образуют определенную структуру.
В группе каждый индивид занимает определенный социальный статус. Каждый статус несет в себе какую-то функцию. Выделяются различные типологии статусов в зависимости от положения индивида, его местонахождения, личных качеств и т.п. социальная роль связана с социальным статусом, она определяет поведение, которое окружающие ожидают от человека, имеющего определенный статус.
Для изучения взаимоотношений в коллективе и социометрического статуса используется метод социометрии, предложенный Л.Я. Морено. Само понятие социометрической структуры группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который определяется при анализе суммы предпочтений, получаемых от других членов группы. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному человеку. Так, социометрический статус «звезды» показывает максимальное количество полученных выборов и, как следствие, позитивное отношение к человеку большинства членов группы. Напротив, социометрический статус «изолированных», не получивших ни одного выбора, показывает их низкое положение в статусной иерархии группы. Позиция «изолированного» человека в группе наиболее неблагоприятна, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы равнодушны.
В эмпирической части исследования для изучения межличностных отношений в коллективе были использованы опросник Т. Лири (ДМО) и социометрический метод.
Результаты исследования позволили выявить ведущий тип взаимодействия членов группы с разным социометрическим статусом:
- лидеры группы характеризуются I типом взаимодействия – «властный – лидирующий»;
- «предпочитаемые» группы используют VII тип взаимодействия – «сотрудничающий – конвенциальный»;
- часть «пренебрегаемых» также используют VII тип взаимодействия – «сотрудничающий – конвенциальный» и часть «пренебрегаемых» с I типом взаимодействия;
- для «отвергаемых» членов группы характерен VIII тип взаимодействия – «ответственный – великодушный». Мы можем предположить, что статус личности в группе зависит от типа взаимодействия.
Выдвинутая гипотеза о том, что испытуемые с разным социометрическим статусом будут отличаться типами межличностного взаимодействия, подтвердилась.



Список литературы

1 Абрамова Г.С. Алгоритм работы психолога со взрослыми. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003. – 224 с.
2 Алешина Н.В. Оценка влияния социального интеллекта человека на его социометрический статус в группе // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 1. – С. 46-49
3 Андреева Л.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 376 с.
4 Бабушкин Б.Д., Буфиус А.С. Психологическая совместимость и срабатываемость в групповой деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. - № 2. – С.40-42
5 Багрецов С.А., Кузич С.А. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2004. - № 1. – С. 24-28
6 Беликова В.В. Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе // Известия РГПУ им. И.А. Герцена. – 2008. - № 2. – С. 50-52
7 Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. – М.: Просвещение, 2003. – 274 с.
8 Бухлина Л.Ю. Связь социальной позиции личности в группах членства с социометрическим статусом // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. - № 28. – С. 1161-1166
9 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 255 с.
10 Велиева Н.С. Личность и коллектив: точки соприкосновения // Образование личности. – 2012. - № 1. – С. 27-30
11 Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
12 Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984. – 220 с.
13 Елфимова Н.В. Межличностное взаимодействие в образовательной среде // Образование и наука. – 2009. - № 3. – С. 66-71
14 Жажина О.С. Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе // Вестник Самарской гуманитарной академии. – Серия «Психология». – 2012. - № 1. – С. 41-53
15 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2006. – 338 с.
16 Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. – 2002. - № 4. – С. 103-113
17 Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
18 Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах. – М., 2005. – 144 с.
19 Коменский Я.А. Учитель учителей. – М., 2009. – 288 с.
20 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: 2003. – 265 с.
21 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Под ред. А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. - С.205-211
22 Крылов А.А. Психология / А.А. Крылов. – М.: Проспект, 1998. – 584 с.
23 Крупник Е.П., Сизова Т.Б. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий // Мир психологии. – 2001. - № 3. – С. 40-49
24 Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. - № 128. – С. 72-83
25 Михеева Г.А. Формирование системы межличностных отношений студентов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. - № 67. – С. 404-409
26 Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проект, 2003. – 245 с.
27 Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2004. – 400 с.
28 Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
29 Санин В.Ф. Оценка и оптимизация межличностных связей в коллективе // Известия Калининградского государственного технического университета. – 2008. - № 14. – С. 158-163
30 Сидоренков А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы // Вопросы психологии. – 1994. - №5. – С.22-29
31 Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
32 Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 475 с.
33 Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Спиркина. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 576 с.
34 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 544 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ