Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРАДИГМЫ БИХЕВИОРИЗМА ПРИ МАНИПУЛЯЦИЯХ В СМИ

Работа №26295

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
664
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Парадигма бихевиоризма как теория манипулирования 7
1.1 Теоретические основы бихевиоризма 7
1.2 Мотивы, причины и способы манипулятивных действий 11
1.3 Создание модели использования парадигмы бихевиоризма в
манипуляциях СМИ 21
2 Парадигма бихевиоризма в манипуляциях средств массовой
информации 26
2.1 Анализ использования парадигмы бихевиоризма в
материалах СМИ 27
2.1.1 Анализ текста «Культурный уикенд: выбор «Известий». Куда
пойти и что смотреть на майские праздники 27
2.1.2 Анализ текста «Косплей, танки и «Фарш-мобиль»: культурный
уик-энд в Красноярске. Куда сходить и что посмотреть в майские праздники» 32
2.1.3 Анализ текста «Генпрокуратура предложила новые критерии для
нежелательных организаций. Это угроза экономической безопасности или внешнеполитическим интересам России» 35
2.1.4 Анализ текста «Порошенко начинает на Украине ещё и
религиозную войну» 37
2.2 Внедрение парадигмы бихевиоризма. Целенаправленное
использование модели 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Культурный уикенд: выбор «Известий» 50
Приложение Б Косплей, танки и «Фарш-мобиль»: культурный уик-энд
в Красноярске» 65
Приложение В Г енпрокуратура предложила новые критерии для нежелательных организаций. Это угроза экономической безопасности или внешнеполитическим интересам
России 71
Приложение Г Порошенко начинает на Украине ещё и религиозную
войну

Современная медиареальность наполнена манипулятивными методами воздействия друг на друга различных субъектов. Но манипулирование человеком является нежелательной практикой, поскольку угрожает свободе и достоинству личности. С этой позиции изучение манипулятивных воздействий необходимо для их распознавания и купирования. Манипулирование допустимо, если предполагает достижение целей, совпадающих с объективными потребностями и интересами человека и общества. Другими словами, применение манипулятивных приемов в некоторых ситуациях является выбором меньшего зла. И в этом случае необходимо знание механизмов воздействия на сознание и поведение человека. Все сказанное доказывает актуальность темы данной работы.
В связи с распространением интернета традиционные способы передачи массовой информации, стали оказывать меньшее воздействие на сознание людей. В такой ситуации аудитория становится менее податливой, и в результате нужно использовать более тонкие способы воздействия. Для достижения более эффективного воздействия на сознание человека, полезно изучить теоретический и практический опыт бихевиоризма.
В настоящее время, не существует разработанной модели для выявления элементов бихевиоризма в манипуляции СМИ. Данное исследование, представляет попытку использовать парадигму бихевиоризма для усиления эффективности медиавоздействий. В работе предложена модель для выявления элементов бихевиоризма в манипуляциях СМИ, которая может быть использована для целенаправленного применения методов бихевиоризма в манипуляции СМИ. В этом состоит новизна данной работы.
Объект исследования - тексты СМИ, в которых используется парадигма бихевиоризма.
Предмет исследования - способы и особенности применения парадигмы бихевиоризма в текстах СМИ.
Целью исследования является создание модели выявления элементов парадигмы бихевиоризма в манипуляциях СМИ.
Из цели данного исследования, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть теорию бихевиоризма;
- выявить методы манипуляции;
- определить мотивы манипулятивных воздействий;
- создать модель использования парадигмы бихевиоризма в манипуляциях СМИ;
- провести анализ материалов СМИ;
- доказать возможность использования выявленной модели на практике.
Данная модель выявления элементов манипулятивных технологий и их целенаправленного использования, может сделать манипулирование более тонким и эффективным. Использование данной модели может быть полезно для специалистов по рекламе и связи с общественностью. В этом заключается её практическая значимость.
В работе использованы следующие методы исследования: логический и лингвистический анализ текстов, обобщение результатов анализов, гипотетико- дедуктивный метод, метод индукции и классификации.
Методологической базой исследования является теория герменевтики, дискурс-анализ и отдельные элементы деконструктивизма.
Теоретическая база исследования. Теорию бихевиоризма развивали Джон Уотсон [Уотсон, 1980], Беррес Скиннер [Скиннер, 2007], Альберт Бандура [Бандура, 2000], Эрих Фромм [Фромм, 2004], Дуан Шульц [Шульц, 2002] и другие.
Понятие манипуляции и анализ приёмов манипуляций содержатся в работах Харриет Брейкер [Брейкер, 2005], Джорджа Саймона [Саймон, 2014], Эверета Шострома [Шостром, 2008], Ирины Катеневой [Катенева, 2010], Герберта Шиллера [Шиллер, 1980], Виктора Сороченко [Сороченко, 2002], Эрика Берна [Берн, 2016] и других.
Для выявления манипулятивных элементов, были использованы работы следующих исследователей: Ю. Дидык [Дидык, 2008], Виктор Чалый [Чалый, 2008], Сергей Кара-Мурза [Кара-Мурза, 2015], Георгий Почепцов [Почепцов, 2001], Ольга Нескрябина [Нескрябина, 2008] и другие.
Применение манипулятивных техник в СМИ рассмотрены в работах Елены Прониной [Пронина, 2002], Галины Мельник [Мельник, 2013], Натальи Розенберг [Розенберг, 2014], Алексея Вертешина [Вертешин, 2006], Риты Тутарашвили [Тутарашвили, 2015] и других.
Теоретики СМИ затрагивали тему манипуляции ранее и давали им оценку, к ним относятся Анна Данилова [Данилова, 2009], Уолтер Липпман [Липпман, 2004], Юрген Хабермас [Хабермас, 2007], Жан Бодрийяр [Бодрийяр, 2000] и другие.
Структура дипломной работы: первая глава включает в себя рассмотрение теории бихевиоризма, различных методов манипуляции и мотивов манипуляторов. В третьем параграфе, разработана модель выявление парадигмы бихевиоризма в средствах массовой информации.
Вторая глава включает в себя анализ четырёх журналистских работ на выявление различных элементов манипулирования и рассмотрения их по разработанной модели.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Средства массовой информации всегда подвергались нападкам за использование манипулятивных техник. По нашему мнению вместо того, чтобы страдать от нападок, лучше научиться применять различные приёмы манипуляции с пользой для средств массовой информации и для читателей.
Для достижения этой цели, в данной работе была предложена идея создания модели, которая поможет использовать манипуляцию с более точным попаданием в цель воздействия. Для этого, необходимо использовать, так называемую, парадигму бихевиоризма, придав ей некоторый не вполне традиционный смысл. Несмотря на то, что теория бихевиоризма возникла почти век назад, её отголоски встречаются до сих пор. В основе теории манипуляции лежит теория бихевиоризма. В данной работе, предлагается использовать только основную «схему» бихевиоризма, в нашей интерпретации.
В теоретической части данной работы, были рассмотрены основные элементы парадигмы бихевиоризма. Для создания модели, было необходимо изучить теорию бихевиоризма и её возможности, что и было сделано в первом параграфе первой главы. Второй параграф теоретической части был посвящён манипуляции. Были рассмотрены методы манипуляции, которые можно использовать как в повседневной жизни, так и в медиасфере. В этом же параграфе рассмотрены мотивы манипуляторов, которые в дальнейшем интерпретированы как желаемая и предполагаемая реакция манипуляторов. В третьем параграфе была выстроена модель использования парадигмы бихевиоризма в медиа.
Модель объединяет все, описанных ранее, методы манипуляции и распределяет их по группам. Каждой из групп были присвоены определённые стимулы, которые могут приобрести манипулятивный смысл. Создание модели являлось одной из задач, поставленных в начале работы. В итоге данная задача была выполнена.
В практической части был проведён анализ, который доказывал использование «схемы» бихевиоризма в манипуляциях медиа. Для анализа были взяты четыре материала из разных изданий. Каждый из текстов был проанализирован с целью обнаружения манипулятивных приёмов. В дальнейшем все использованные в материалах манипулятивные элементы были распределены по группам, в соответствии с ранее разработанной моделью. В результате можно определить стимул для применения каждого метода манипуляции. Во втором параграфе второй главы приведён возможный пример целенаправленного использования данной модели в создании журналистского материала.
Во второй главе данной работы, была выполнена задача, по доказательству практического применения предложенной модели. С помощью этой модели, оказалось возможным выявить наиболее часто встречающиеся манипуляции и определить группы, к которым они относятся.
В итоге данной работы, была достигнута цель, поставленная в самом начале исследования. Доказательство данной идеи, показывает возможность дальнейшего развития и практического использования построенной модели.



1 Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. — Санкт- Петербург: ЕВРАЗИЯ, 2000. — 320 с.
2 Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - Москва : Эксмо, 2016. - 576 с.
3 Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. — Москва : Добросвет, 2000. - 387 с.
4 Брайант, Д. Основы воздействия СМИ : монография / Д. Брайант, С. Томпсон ; под общ.ред. Э. В. Крайникова. - Москва : Вильяме, 2004. - 426 с.
5 Брейкер, X. Кто дергает за ниточки, или Как не позволить манипулировать собой / X. Брейкер. - Москва : Фаир, 2005. - 254 с.
6 Вертешин, А. И. Использование журналистики при легитимации власти в период трансформации российского общества / А. И. Вертешин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета / Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова. - Архангельск, 2006. - №1. - С. 98 - 107.
7 Горкин, А. П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин. — Москва : Росмэн, 2006. - 584 с.
8 Данилова, А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А. А. Данилова. - Москва : Добросвет, 2009. - 234с.
9 Дидык, Ю. А. Методологические основы изучения речевой манипуляции в оригинале и в переводе / Ю. А. Дидык // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - №80. - С. 95 - 101.
10 Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита : науч. монография / Е. Л. Доценко. - Санкт - Петербург : Речь, 2003. - 304 с.
11 Ерофеева, И. В. Психология журналистики в системе профессионального становления современного журналиста / И. В. Ерофеева // Ученые записки Забайкальского государственного университета / Забайкальский государственный университет. - Чита, 2012. - №6. - С. 163 - 167.
12 Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : учебное пособие / Т. Ф. Ефремова. - Москва : Русский язык, 2006. - 976 с.
13 Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов : учебное пособие / Т. В. Жеребило. - Назрань : Пилигрим, 2010. - 486 с.
14 Зунделович, Я. Литературная энциклопедия / Я. Зунделович. — Москва : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. - 540 с.
15 Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. Век XXI / С. Г. Кара- Мурза. - Москва : Эксмо, 2015. - 464 c.
16 Карнеги, Д. Б. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Б. Карнеги; под. ред. Л. Кузьмина. - Минск : Попурри, 2015. - 352 c.
17 Катенева, И. Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.10 / Катенева Ирина Геннадьевна. - Новосибирск, 2010. - 250 с.
18 Кожина, М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / М. Н. Кожина. - Москва : Флинта, 2003. - 696 с.
19 Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога : учеб. пособие для вузов / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. - Москва : ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
20 Крапчетова, Н. А. Манипуляция как характеристика риторического текста / Н. А. Крапчетова // Вести. Волгоградского государственного университета / Волгоградский государственный университет. - Волгоград, 2010. - №1. - С. 171 - 176.
21 Ланге, О. В. К вопросу о специфике современных подходов к природе манипулятивных технологий в политике / О. В. Ланге // Вестник КемГУ / Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2014. - №3. - С. 100 - 105.
22 Липпман, У. Общественное мнение : монография / У. Липпман. - Москва : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
23 Мельник, Г. С. Сокрытие информации как отсутствие культуры безопасности / Г. С. Мельник // Гуманитарный вектор. - 2013. - №3. - С. 145 - 153.
24 Мельникова, Т. С. Пропаганда как технология политического манипулирования / Т. С. Мельникова // Власть. - 2010. - №8. - С. 47 - 51.
25 Московичи, С. Машина, творящая Богов : монография / С. Московичи. - Москва : Когито - Центр, 1998. - 560 с.
26 Нескрябина, О. Ф. Медиапсихология и медиаэтика : монография / О.Ф.Нескрябина. - Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России, 2008. - 180 с.
27 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва : ООО «Издательство Оникс», 2012. - 1376 с.
28 Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных : учебное пособие / И. П. Павлов. — Москва : Наука, 1973. — 661 с.
29 Першин, А. Н. Практика определения лжи следователем / А. Н. Першин, Н. В. Ефимкина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - №1. - С. 19 - 21.
30 Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - Киев : Ваклер, 2001. - 650 с.
31 Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества / Е. Е. Пронина. - Москва : Издательство Московского университета, 2002. - 320 с.
32 Розенберг, Н. В. Средства массовой коммуникации и их использование в политической деятельности / Н. В. Розенберг // Вестник ТГУ. - 2014. - №11. - С. 94 - 100.
33 Саймон, Д. Кто в овечьей шкуре? / Д. Саймон. - Москва : Альпина Паблишер, 2014. - 190 с.
34 Скиннер, Б. Ф. По ту сторону свободу и достоинства / Б. Ф. Скиннер - Москва : Оперант, 2015. - 192 с.
35 Скиннер, Б. Ф. Радикальный бихевиоризм / Б. Ф. Скиннер. - Санкт - Петербург : Прайм - Еврознак, 2007. - 128 c.
36 Скиннер, Б. Ф. Поведение организмов / Б. Ф. Скиннер. - Москва : Оперант, 2016. - 368 с.
37 Сороченко, В. Энциклопедия методов пропаганды [Электронный ресурс] / В. Сороченко // Электронная библиотека RoyalLib. - 2002. - Режим доступа:
http: //royallib .com/read/sorochenko_viktor/entsiklopediya_metodov_ propagandi .html#0
38 Тутарашвили, P. Ю, Особенности манипуляции общественным
мнением в СМИ [Электронный ресурс] / Р. Ю. Тутарашвили, Л. В. Гущина // Научный форум. - 2015. - Режим доступа:
http: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5 (23).pdf
39 Уотсон, Д. Б. Психология с точки зрения бихевиориста : хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина - Москва : Издательство МГУ, 1980. - 17 - 18 с.
40 Уотсон, Д. Б. Психология как наука о поведении / Д. Б. Уотсон. - Москва : ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998. - 704 с.
41 Уотсон, Д. Б. Обусловленные эмоциональные реакции / Д. Б. Уотсон, Р. Рейнер // Journal of Experimental Psychology. - Washington : Pergamon Press. - 1920. - №3. - C. 1 — 14.
42 Фэйдмен, Д. Теории личности и личностный рост : учебное пособие / Д. Фэйдмен, Р. Фрейджер ; под общ. ред. Н. Муравьев. - Санкт - Петербург : Прайм - Еврознак, 2002. - 690 с.
43 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности : учебное пособие / Э. Фромм. - Москва : ACT, 2004. - 635 с.
44 Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия / Ю. Хабермас // Вопросы социальной теории. - 2007. - №1. - С. 229 — 245.
45 Чалый, В. В. Говорящий и слушающий в процессе речевого взаимодействия / В. В. Чалый // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2. Филология и искусствоведение. - 2008. - №6. - С. 229 - 245.
46 Чудинова, А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка : учебное пособие / А. Н. Чудинова. - Санкт - Петербург : Издание книгопродавца В. И. Губинского, 1910. - 1004с.
47 Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - Москва : Мысль, 1980. - 326 с.
48 Шостром, Э. Человек - манипулятор / Э. Шостром. - Москва : Апрель - Пресс, 2008. - 192 с.
49 Шульц, Д.П. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц ; под общ. ред. А. Д. Наследова - Санкт-Петербург : Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ