Введение 4
1. Социализация старших дошкольников: теоретический аспект... 8
1.1 Сущность социализации дошкольников 8
1.2 Особенности социализации старших дошкольников 12
1.3 Роль ДОУ в социализации старших дошкольников 17
2. Социализация старших дошкольников в процессе сюжетно -
ролевой игры в условиях ДОУ 27
2.1 Сюжетно - ролевая игра как средство социализации
старших дошкольников 27
2.2 Освоение старшим дошкольником социальных норм,
ценностей, традиций в процессе сюжетно - ролевой игры 31
2.3 Методические рекомендации по использованию сюжетно - ролевой игры как средства социализации старших дошкольников в ДОУ 54
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложение 1 Краткое содержание фрагментов сюжетно - ролевых игр со старшими дошкольниками в ДОУ 67
В современном мире проблема социального развития детского поколения становится одной из актуальных. Родители, педагоги и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Современная парадигма личностно ориентированного образования вкладывает в понятие «образование» новый смысл. Образование понимается как построение личностью своего образа, как становление самого себя. В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни: способность действовать, принимать решении, различать добро и зло, хорошо, плохо и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно использовать ее. Социокультурные ценности вырабатываются только самостоятельно, поэтому дети должны быть активными участниками процесса. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в ДОУ.
Многие исследователи (Н. Я. Большунова, Н. Г. Лаврентьева) отмечают, что социокультурное развитие человека определяется способностью соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами [3, 28].
Социальному развитию детей дошкольного возраста посвящены научные разработки Т.В. Антоновой, Н.Ф. Головановой, И. В. Зайцевой, Н.В. Ивановой, А. В. Липовцевой, 3. У. Колокольниковой, С. В. Митросенко, Е.О. Смирновой, и др.
Т. И. Бабаева характеризует социокультурное развитие дошкольников в игре как процесс вхождения в современную игровую культуру, предполагающую ориентировку детей в многообразии детских игр.
Игра - это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста.
Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Игра - своеобразный, свойственный ребенку способ освоения правил поведения в социуме, социальных норм, ценностей, традиций. Через игру ребенок бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации старших дошкольников и позволяющих ему быть полноценным членом общества.
В настоящее время существует противоречие между высоким потенциалом, которым обладают сюжетно-ролевые игры в процессе социализации дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в условиях ДОУ [8].
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема дипломного исследования: «Социализация старших дошкольников в процессе сюжетно - ролевой игры».
Цель исследования: выявить роль сюжетно - ролевых игр в социализации старших дошкольников.
Объект исследования: социализация старших дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно - ролевая игра как средство социализации старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно - ролевая игра является эффективным средством по освоению старшим дошкольником социальных норм, ценностей, правил поведения, если происходит обогащение сюжетно - ролевых игр социально-значимым содержанием.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность социализации дошкольников.
2. Проанализировать особенности социализации старших дошкольников.
3. Рассмотреть сюжетно - ролевую игру как средство социализации старших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации по использованию сюжетно - ролевых игр как средства социализации старших дошкольников в ДОУ.
Для решения поставленных задач нами использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, систематизация теоретического материала; беседа с детьми, интервьюирование, тестирование.
Методики диагностического исследования:
1. Интервьюирование детей «Что такое хорошо и что такое плохо» (на основе модифицированного варианта Р. М. Калининой).
2. «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калинина).
3. Диагностика оценки знаний о традициях русской народной культуры (на основе методики М.Д. Маханевой и О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).
4. Тест проверки освоения опыта передачи традиций в домашних условиях.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск. Выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста, в количестве 15 человек.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал об особенностях социализации старших дошкольников в процессе сюжетно - ролевой игры. Разработанные методические рекомендации по использованию сюжетно - ролевой игры как средства социализации старшего дошкольника могут быть использованы в практической деятельности педагогов ДОУ и родителей.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименований), приложения. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 66 страниц.
Мы сделали анализ психологической и педагогической литературы и раскрыли, что социализация дошкольника предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой общества, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
В старшем дошкольном возрасте становится осознанным выполнение правил поведения, формируется социальный опыт, происходит самоопределение личности дошкольника, ребенок осваивает социальные нормы и правила.
Учитывая возможные механизмы социализации ребенка, обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, применение форм, методов, приемов, а так же рациональная организация режима дня дошкольное учреждение осуществляет результативную работу по социальному развитию старших дошкольников, формированию у них социальной компетентности определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.
Целенаправленное проведение сюжетно-ролевых игр позволяет детям старшего дошкольного возраста через определенный сюжет и содержание усваивать социальный опыт и приобщать их к ценностям и традициям, культуре и нормам поведения в обществе.
Сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. Причем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
- Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;
- Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;
- Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;
- Детально продумана предметно-игровая среда.
С целью изучения освоения социальных норм, ценностей, традиций, нами было организованно экспериментальное исследование, на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск. Общее количество респондентов 15 детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное нами исследование с различными методиками, дало возможность установить в каких моментах освоение социальных норм, ценностей, традиций отмечаются затруднения, так же позволило утверждать, что работа по освоению социальных норм, ценностей и традиций дело важное при целенаправленном и систематическом развитии в процессе сюжетно - ролевой игры. В рамках данного исследования мы разработали методические рекомендации по использованию сюжетно - ролевой игры со старшими дошкольниками в ДОУ.
Вовлекая детей в сюжетно - ролевые игры нельзя навязывать тему, сюжет игры, давать готовые рецепты поведения; необходимо такое руководство ими, при котором содержание игр увлекало бы старших дошкольников и детские взаимоотношения приобрели бы нравственно направленный характер и способствовали успешной социализации старших дошкольников.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что сюжетно - ролевая игра является эффективным средством по освоению старшим дошкольником социальных норм, ценностей, традиций, если происходит обогащение сюжетно - ролевых игр нравственным содержанием.
В ходе нашей работы цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Антонова, Т. В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления / Т. В. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2014. - №5. - С. 54-69.
2. Бабаева, Т. И. Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками как объект педагогической диагностики/ Т.И. Бабаева // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях). - Санкт - Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.
3. Большунова, Н. Я. Социокультурное развитие дошкольников в формах детской субкультуры/ Н. Я. Большунова. - Новосибирск: Изд. ИГЛУ, 2012. С. 371 - 386.
4. Буре, Р. С. Социально - нравственное воспитание дошкольников/Р.С. Буре// Методическое пособие. - Москва: Мозаика-синтез, 2012.
5. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - 2-е изд./ С.С. Бычкова. - Москва: 2013. - 96 с.
6. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. - Речь, 2014. - 272 с.
7. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. - Москва: Вентана - граф, 2015. - 184с.
8. Дети и социум: Особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста: Монография /А. М.Богуш, Л. О.Варяница, Н. В. Гавриш, С. М.Куринна, И. П.Печенко; Наук. ред. А. М.Богуш; Под общ. ред. Н. В. Гавриш. - Москва: Альма-матер, 2016. - 368 с.
9. Ерофеева, В.А. Общие основы педагогики: конспект лекций / В.А. Ерофеева. - Москва, 2003.
10. Захарова, Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников Ярославский педагогический вестник / Т. Н. Захарова. - 2011 - № 2 - Том II (Психолого-педагогические науки).
11. Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ/ Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина// Методическое пособие. - Москва, 2013.
12. Коломийченко, Л. В. Формирование психолого - педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста/ Л. В. Коломийченко // учеб. метод. пособие. - Пермь, 2015.
13. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С. А. Козлова// Учеб. пособие. - Москва: Академия, 2014.- 330с.
14. Лебедев, В. С. Роль совместной деятельности детского сада и семьи в социализации дошкольников / В.С. Лебедев, Л.В. Сабанина // Вестник Тюменской Государственной академии культуры, искусства и социальных технологий. Выпуск 2. -Тюмень, 2014. - 174 с.
15. Липовцева, А. В. Модель социализации личности ребенка средствами социально-культурной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения / А. В. Липовцева // Педагогика XXI: материалы междунар. науч. конф. - Караганда: Центр гуманитарных исследований.- 2012. - Т. 1. - С. 126-132.
16. Липовцева, А. В. Сущность и специфика социализации детей дошкольного возраста средствами социально - культурной деятельности / А. В. Липовцева // Ученые записки АлтГАКИ. - Барнаул: АлтГАКИ, 2013. - С. 84-93.
17. Рылеева, Е. В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для рук. и методистов / Е. В. Рылеева, Л. С. Барсукова. - Москва: Айрис - пресс, 2014.-64 с.
18. Смолярчук, И. В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой, мы помогаем тебе расти / И. В. Смолярчук // Начальная школа. - 2011. - № 2.
19. Болдинова, О. Г. Социализация дошкольников с нарушениями зрения в
группах комбинированной направленности [Электронный ресурс] / О. Г. Болдинова // Специальное образование. - 2015. - №XI. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-doshkolnikov-s-narusheniyami- zreniya-v-gruppah-kombinirovannoy-napravlennosti (дата обращения: 04.06.2018).
20. Ермолова, Т.В. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электронный ресурс] / Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Н. И. Ганошенко. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011999/EOL-050.HTM#(свободный).
21. Ермолова, Т. В. Готовность к школе. [Электронный ресурс] / Т.В.Ермолова. - Москва, 1996.https://dohcolonoc.ru/cons/5690-sotsializatsiva-
doshkolnikov-v-ramkakh-obrazovatelnoj-programmv-detstvo.html
22. Дудко, Я.О. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс] / Я.О. Дудко // Специальное образование. - 2017. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra- kak-sredstvo-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-doshkolnikov-s-tyazhelymi- narusheniyami-rechi
23. Колокольникова, З.У. Социализация учащихся в условиях Северного региона: учеб.пособ [Электронный ресурс] / З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, С.В. Митросенко, Т.Н. Петрова. - Красноярск: СФУ, 2009. Режим доступа:lpi.sfu-kras.ru/images/stories/librarv/yn_
24. Коваленко, И.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений [Электронный ресурс] / И.Г. Коваленко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №7. - С. 229-233. Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-mezhlichnostnyh-otnosheniy
25. Кузнецова, T. Л. Духовно - нравственное воспитание дошкольников в процессе игры [Электронный ресурс] / Т.Л. Кузнецова // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 6. - С. 30-33. Режим доступа: http: //manpoj ournal .com/issues/
26. Кузнецова, Е.В. Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / Е. В. Кузнецова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy- doshkolnikov-v-syuzhetno-rolevoy-igre(дата обращения: 15.05.2018).
27. Кушнирык, Н. Я. Особенности социализации дошкольника Украины в
процессе воспитания [Электронный ресурс] / Н. Я. Кушнирык // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - №3. Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-doshkolnika-ukrainy-v- protsesse-vospitaniya(дата обращения: 16.05.2018).
28. Лаврентьева, Н. Г. Социализация дошкольников в социокультурном
окружении детского сада в процессе экологического образования [Электронный ресурс] / Н.Г. Лаврентьева // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №5. Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-doshkolnikov-v-sotsiokulturnom- okruzhenii-detskogo-sada-v-protsesse-ekologcheskogo-obrazovaniya
29. Мельникова, Е. А. Социализация старших дошкольников на этапе подготовки их к школьному обучению [Электронный ресурс] / Е. А. Мельникова // Вестник БГУ. - 2009. - №15. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-starshih-doshkolnikov-na-etape- podgotovki-ih-k-shkolnomu-obucheniyu(дата обращения: 12.05.2018).
30. Митросенко, С.В. Особенности трудовой и семейной социализации
воспитанников детского дома как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. - 2012. - С.3¬9. Режим доступа: http: //www.rusnauka.com/11 _NPE_2012/Pedagogica/6_106723.doc.htm
31. Пахомова, Н.А. Сюжетно - ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка [Электронный ресурс] / Н.А. Пахомова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №10. - С. 232-235.
Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-vsestoronnego-razvitiya-rebenka
32. Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Электронный ресурс] / А. Д. Попова // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 477-479. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/81/14557/
33. Тарасова, Е.А. Сюжетно-ролевые игры как средство социализации
личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом [Электронный ресурс] / Е.А. Тарасова // Экономика и социум: современные модели развития. - 2016. - №12. Режим доступа: URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/svuzhetno-rolevve-igrv-kak-sredstvo-sotsializatsii- lichnosti-i-adaptatsii-detev-pri-vzaimodevstvii-s-sotsiumom
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.edu.ru/index. php?page_id=5&topic_id=22&sid=29553/
35. ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
//https://fzakon.ru/laws/federalnyv-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/
36. Фенькина, А. А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника
[Электронный ресурс] /А.А. Фенькина // Педагогическое образование в России. - 2014. - №5. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-kulturnaya-praktika-kak-zhizn- doshkolnika
37. Чернявская, В. С. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников [Электронный ресурс] / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина // Концепт. - 2016 - No 01(январь). - ART1600. -0,4п.л. Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2016/16003.htm.-ISSN2304 120X
38. Шарапова, С. А. Игровая позиция воспитателя как условие развития
сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / С.А. Шарапова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - №7-2. - С. 176-177. Режим доступа: URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-pozitsiya-vospitatelya-kak-uslovie-razvitiya-syuzhetno-rolevoy-igry-v-starshem-doshkolnom-vozraste
39. Церцвадзе, Р. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Р. Г. Церцвадзе , В. В. Крылова // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 36-37. Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/113/29614/(дата обращения: 24.04.2018).
40. Чернявская, В. С. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников [Электронный ресурс] / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина // Концепт.- 2016 - № 01 // ART1600.-0,4n.a.
Режим доступа:URL:http://e-koncept.ru./2016/16003.htm.-ISSN2304 120X
41. Шарапова, С. А. Игровая позиция воспитателя как условие развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте [ Электронный ресурс] / С.А. Шарапова // Современные наукоемкие технологии.- 2013. - №7-2.-0176-177.